Методы выявления у детей зубочелюстных аномалий ,факторов риска и причинных факторов их развития.




 

Все методы исследования, применяемые при диагностировании зубочелюстных аномалий условно подразделяются на клинические и параклинические.

Клинические методы включают опрос, осмотр, пальпацию, перкуссию, зондирование, аускультацию. Эти методы применяются в клинике у кресла больного.

У матери ребенка выясняется состояние ее здоровья во время беременности, наследственность, как протекали роды, сколько их было, родился данный ребенок доношенным или недоношенным, с каким весом, которым по счету, каким способом вскармливался (грудью или искусственно) и до какого времени. Уточняются также перенесенные ребенком заболевания и их течение.

Выясняется время прорезывания молочных зубов, причины преждевременной их потери, время смены зубов, а также возраст, когда ребенок начал ходить, говорить.

Важно выяснить способ дыхания ребенка (носовое или ротовое). Чтобы получить правильный ответ, необходимо выяснить положение во время сна. Если ребенок спит с открытым ртом и храпит, то это свидетельствует, что имеются нарушения в дыхательных путях.

Выясняется также излюбленное положение ребенка во время сна, наличие вредных привычек (сосание пальцев, языка, кусание ногтей, карандаша и т.п.). Во время опроса следует обращать внимание на способ глотания (при правильном глотании губы спокойно сложены, зубы сжаты, и кончик языка упирается в твердое небо за верхними резцами), положение языка и губ во время разговора, на чистоту произношения звуков речи.

В тех случаях, когда выявляется затрудненное носовое дыхание, необходимо направлять пациентов к отоларингологу, при нарушении речи - к логопеду, а при выявлении вредных привычек у школьников - к невропатологу или психиатру, так как это может явиться не только причиной формирования или усугубления зубочелюстной аномалии, но и невротическим симптомом.

В заключении уточняется, проводилось ли ранее ортодонтическое лечение (в каком возрасте, как долго, какими аппаратами), были ли операции в полости рта (когда, какие), имели ли место травмы, какие неудобства пациент чувствует в данный момент и на что он или его родители жалуются (эстетические, функциональные нарушения).

Большое значение имеет выявление мотивации пациента и его родителей к лечению, так как только положительный настрой на лечение и совместная работа врача, пациента и его родителей позволят добиться хороших результатов.

При осмотре больного обращается внимание на телосложение, физическое развитие, форму рук, головы. Изучаются особенности конфигурации лица: выраженность носогубных и подбородочных складок, сглаженность контуров лица, зияние ротовой щели, выстояние альвеолярной части, губ и подбородка, укорочение нижней части лица, асимметрии лица.

Путем пальпации определяется мышечный тонус губ и толщина слоя мягких тканей. Осанка больного и его манера держаться, осанка также должны быть учтены врачом.

Следующим этапом осмотра является пальпация височно-нижнечелюстных суставов, в частности, через наружные слуховые проходы. Обращается внимание на возможное щелканье и хруст во время открывания рта, а также на характер щелчка (в начальный или конечный момент открытия рта). Полезно обратить внимание на характер движения нижней челюсти (прямо, равномерно, поступательно, толчкообразно, ступенчато, со смещением в сторону) при открывании и закрывании рта, а также возможность перемещения ее вперед, назад или в сторону. Обращается также внимание на смещение или, наоборот, выравнивание межрезцовых линий во время открывания рта. Врач оценивает высоту ротовой щели при максимально открытом рте. При необходимости проводится аускультация височно-нижнечелюстных суставов.

Затем исследуют полость рта пациента: слизистую оболочку, положение и степень развития уздечек верхней и нижней губ, языка, форму и величину языка, размах его движений, глубину свода твердого неба, развитие альвеолярных частей челюстей и апикального базиса по сравнению с зубной и альвеолярной дугой. Подробному изучению подлежит форма, величина и количество зубов, их состояние и расположение в зубных рядах, форма зубных дуг, соотношение челюстей и зубных рядов, вид прикуса. Практически безразлично, в каком порядке обследовать: начать с верхней или нижней челюсти, с правой или левой стороны, но следует приучаться проводить обследование по определенной системе. Обычно начинают с групп резцов, дальше осматривают клыки, премоляры и, наконец, моляры. После этого заполняют зубную формулу.

Представляет интерес вид прикуса близких родственников, так как возможно наследование зубочелюстных аномалий. Данные анамнеза, клинического осмотра и специальных исследований заносятся в соответствующие графы амбулаторной карты.

16.Предметы индивидуальной гигиены полости рта. Зубные щетки(обычные,специальные,электрические):строение,свойства,показания к применению,уход за щеткой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: