Стоматологическое просвещение населения является одним из основных компонентов любой программы профилактики и должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.
Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума в частности к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.
Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.
Гигиеническое воспитание – это система привития полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Стоматологический аспект гигиенического обучения и воспитания – составной элемент профилактики заболеваний полости рта. Необходимо иметь в виду, что широкое распространение кариеса зубов и болезней пародонта в разной степени обусловлено вредными привычками человека, связанными с нерациональным потреблением углеводов, нарушением самоочищения полости рта, недостаточно высоким уровнем гигиены полости рта.
Задача гигиенического воспитания и обучения должна реализовываться путем выполнения двух программ: минимальной – привитие родителям и другим взрослым, опекающим ребенка, а затем и самому ребенку необходимые навыки по поддержанию гигиенического состояния полости рта, максимальной – организовать воспитание родителей и детей и выработать у детей сознательное отношение к гигиеническим мероприятиям самого широкого плана (питание, физическое развитие, закаливание, правильный режим дня и т.д.), добиться создания в каждой семье условий здорового образа жизни по принципу «иначе быть не может».
|
Прививать детям гигиенические навыки должны родители, воспитатели, педагоги. У ребенка тем легче формируется гигиенический навык, переходящий в стадию привычки, чем меньше его возраст. Исходя из этого, некоторые ученые рекомендуют медикам, при невозможности охватить своим вниманием все детское население, сосредоточить усилия на дошкольных учреждениях. Такой подход позволит в течение нескольких лет обеспечить естественное распространение прочих навыков гигиенической культуры на весь детский и подростковый контингент того или иного населенного пункта.
Первым принципом гигиенического обучения и воспитания следует признать комплексность, взаимосвязь таких компонентов, как: а) санитарное просвещение, углубляющее знания для мотивированного гигиенического поведения; б) обучение методике гигиенических мероприятий; в) постоянный контроль за качеством выполнения гигиенических мероприятий с целью превратить умения в стойкие гигиенические навыки.
Второй важный принцип гигиенического обучения и воспитания – систематичность и непрерывность, начиная с периода беременности женщины и затем на протяжении жизни ребенка. Здесь должны соблюдаться преемственность форм и методов, периодическая повторяемость элементов воспитания детей родителями, воспитателями, учителями, медиками.
Можно выделить третий этап гигиенического воспитания и обучения – дифференцированность форм в зависимости от возрастных психофизических особенностей ребенка.
|
Методы стоматологического просвещения:
ü беседы
ü лекции
ü семинары
ü уроки здоровья
ü игры
Средства просвещения:
ü книги, брошюры
ü памятки
ü плакаты
ü газеты, журналы
ü видеофильмы
ü реклама на радио и ТВ
Методы оценки эффективности просвещения могут быть:
ü субъективными (анкетирование населения)
ü объективными (изменение показателей стоматологического статуса)
Санитарно – просветительная работа подразделяется на две основные формы: пропаганда медицинских знаний и агитация за соблюдение медицинских норм и правил здорового образа жизни. По видам и организационным формам санитарно – просветительная работа может быть массовой, групповой, индивидуальной и целевой.
Массовая санитарно – просветительская работа – это издание книг, плакатов, листовок в печатных изданиях, выпуск кинофильмов, выступления по телевидению, радио. Индивидуальная – индивидуальные беседы. Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе.
Существуют активные формы санитарно – просветительной работы (очные) в виде непосредственного общения медицинских работников с населением (выступления, лекции, доклады) и пассивные (заочные) – издание научно – популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ видео – и кинофильмов. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.
|
Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие с аудиторией, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную по количеству аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных методов санпросветработы.
Предметы индивидуальной гигиены полости рта,зубочистки,флоссы,межзубные стимуляторы Ю ирригаторы полости рта.Их разновидности строение,свойства,показания и методы применения,техника флоссинга.
ФЛОССЫ
Проксимальные поверхности зубов невозможно очистить полностью с помощью щеток. Для этого используют специальные нити — флоссы (dental floss), которые изготовлены из искусственного волокна (политетрафлюорэтилен). Нити мо- гут быть круглыми, плоскими, различного сечения и формы, (детям не следует само- стоятельно пользоваться флоссами). Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг пер- вых фаланг третьих пальцев обеих рук, фиксируют при помощи первого и второго пальцев в межзубном промежутке и удаля- ют зубные отложения (6–7 движений для ка- ждого зуба), зигзагообразными, восходящи- ми движениями вдоль апроксимальной стен- ки зуба. Нить постоянно должна быть прижа- та к зубу, чтобы не травмировать межзубной сосочек. Отработанный участок нити накру- чивается на третий палец левой руки
Классификация по строению:
1. Простые (пучок перекрученных тонких нитей).
2. Вощеные — имеют наружное покрытие всего пучка.
3. Тефлоновые (тефлоновое покрытие снаружи).
4. Фторированные (пропитанные фторидом натрия).
5. Ментоловые (пропитанные мятной отдушкой).
6. Комбинированные.
По форме флоссы делят:
1) на нитевидные;
2) ленточные;
3) на комбинированные.
Зубочистки
toothpick) производят из древесины, пластмассы и кости. В последнее время основное производство зубочисток приходится на зубочистки из мягких сортов древесины типа карельской березы. Для удаления остатков пищи и налета из промежутков между зубами сле- дует пользоваться зубочистками однократного применения. Для освобождения межзубных амбразур от пищевых остатков и для чистки (полировки) прокси- мальных поверхностей коронок зубов и оголенных корней кончик деревянной зубочистки увлажняют слюной (для размягчения), вводят в амбразуру перпен- дикулярно длинной оси зуба и совершают возвратно-поступательные движения в орально-вестибулярном направлении, оказывая при этом умеренное давление на проксимальные участки зубов. Таким образом, на качественный уход за по- лостью рта необходимо затрачивать 15–20 мин в течение дня: чистить зубы ут- ром и вечером, а после еды можно ограничиться тщательным полосканием по- лости рта.
МЕЖЗУБНЫЕ СТИМУЛЯТОРЫ
Стимуляторы — резиновые или пластмассовые приспособления (кону- сы) с длинной конической рабочей частью. Вводятся между сосочком и по- верхностью зуба для удаления мягких зубных отложений из межзубных амбра- зур, массажа тканей десны, усиления кератинизации, моделирования тканей десны, пострадавшей в результате патологических процессов или хирургиче- ских вмешательств, для сокращения объема отечных тканей десны. В результа- те увеличивается ороговение эпителия сосочка, он становится более грубым и менее чувствительным. Стимуляторы способствуют восстановлению микро- циркуляции кровообращения в прилегающих тканях пародонта. Стимуляторы вводят в амбразуру под углом 45–90º к длинной оси зубов, прижимают его к десне и боковым поверхностям амбразуры. Для чистки нужны трущие, возвратно-поступательные движения в орально-вестибулярном на- правлении, для массажа — круговые, обеспечивающие прерывистое давление на ткани
ИРРИГАТОРЫ
Ирригаторы — приспособления, обеспечивающие локальную обработку тканей при помощи направленной струи жидкости, подающейся под регули- руемым давлением в постоянном или импульсном режиме (рис. 5). В домашней гигиене полости рта применяется два типа ирригаторов: самые простые вариан- ты используют водопроводную воду и присоединяются к крану, другие (чаще 24 электрические) имеют емкость для жидкости и специальные приспособления для ее подачи в заданном режиме. Ирригация может проводиться водой или растворами с лечебно-профилактическими свойствами: применяют растворы соли (1/2 чайной ложки соли на стакан воды), соды (1/2 чайной ложки соды на стакан воды), перекиси водорода (3 %-ный раствор разводят водой в соотноше- нии 1:1), 0,06 %-ный раствор хлоргексидина и т. п. Ирригаторы могут быть ис- пользованы как дополнительное средст- во гигиены, позволяющее удалить зуб- ные отложения из межзубных амбразур, обработать фиксированные на зубах ор- тодонтические и ортопедические аппа- раты и прилежащие к ним зоны, про- мыть поддесневые пространства.
Ирригация должна проводиться при строгом соблюдении ряда правил:
1. Предварительно необходимо провести чистку зубов основными сред- ствами гигиены.
2. Нужно отрегулировать напор жидкости (он не должен быть чрезмер- ным, болезненным).
3. Струю жидкости следует направлять к зубу под прямым углом к его длинной оси, чтобы обеспечить в поддесневом пространстве циркуляцию, дос- таточную для его очищения, но при этом минимизировать вероятность развития бактериемии.