СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
(в вопросах и ответах)
Пермь 2005
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пермский Государственный технический университет
С. И. ВАХРУШЕВ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ
(в вопросах и ответах)
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
Пермь 2005
УДК 69. 002. 5
ББК 38. 6 – 5
В22
Рецензенты:
доктор технических наук, профессор А.Б.Пономарёв
(Пермский государственный технический университет);
кандидат технических наук М.А.Манташов
(Пермская государственная сельскохозяйственная академия).
Вахрушев С. И.
В22 Строительные машины (в вопросах и ответах): Учеб. пособие /
Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2005. – 138 с.
Изложены общие сведения о строительных машинах как средствах механизации строительства, их приводах, ходовом оборудовании, технических средствах автоматизации управления, контроля и регулирования. Рассмотрено назначение каждого вида машин, рациональные области их применения, описаны устройство и рабочие процессы, приведены способы расчетов основных эксплуатационных параметров. С учетом того, что в городском строительстве наиболее трудоёмкими и дорогостоящими являются отделочные работы, в учебном пособии приведены развернутые сведения о строительно-отделочных и ручных машинах.
Разработано в соответствии с рабочей программой курса «Строительные машины». Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
УДК 69. 002. 5
ББК 38. 6 − 5
© Пермский государственный
|
технический университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Основные сведения о машинах. Требования к строительным машинам
- Что такое машина?.......................................................................................................... 7
- Какие материалы используются для изготовления деталей машин?......................... 7
- Какие требования предъявляются к строительным машинам?................................. 7
- По каким классификационным признакам различаются строительные машины?... 9
- Что представляет собой единая система индексации строительных машин?...... 9
- Какова роль строительных машин в механизации и автоматизации технологических процессов в промышленном и гражданском строительстве?..... 14
- Что используется в качестве силового оборудования строительных машин?....... 15
- Каков принцип действия гидравлического привода?................................................... 15
- Что представляют собой механические передачи и где они используются?........... 16
- Из каких элементов состоит канатная передача?..................................................... 17
- Что представляют собой грузозахватные приспособления?.................................... 18
- Какова роль полиспастов в грузоподъёмных машинах?.............................................. 19
- Каковы виды и основные параметры ходового оборудования строительных машин?.............................................................................................................................. 20
- Каковы конструктивные особенности гидрообъемных трансмиссий?................... 20
- Что представляют собой гидродинамические передачи в трансмиссиях машин?. 21
- Каковы принципы построения систем управления строительными машинами?.... 22
- Каковы перспективы и направления автоматизации систем управления строительными машинами и технологическими процессами?.................................. 23
- Каковы технико-экономические показатели строительных машин?...................... 23
|
Глава 2. Транспортные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные машины
- Каковы основные параметры и характеристики транспортных машин?.............. 28
20. Чем отличаются одноосные и двухосные тягачи как базовые машины для навесного и прицепного оборудования?......................................................................... 29
21. Что представляют собой специализированные транспортные средства?............ 29
22. Каковы отличительные особенности транспортирующих машин, их виды, назначение и области применения?............................................................................... 30
23. Какие есть виды погрузочно-разгрузочных машин? Их назначение и области применения...................................................................................................................... 31
Глава 3. Грузоподъёмные машины
24. Что представляют собой вспомогательные грузоподъёмные машины?................. 35
25. Каковы отличительные особенности строительных подъёмников? Их типы и области применения........................................................................................................ 35
26. Что представляют собой стреловые самоходные краны? Их классификация и основные параметры.................................................................................................... 37
27. Каковы конструктивные особенности специальных самоходных кранов?............ 39
28. Как оценивается сменная эксплуатационная производительность и устойчивость самоходных кранов?.............................................................................. 40
29. Что представляют собой башенные краны? Их классификация и основные параметры...................................................................................................................... 41
|
30. Что представляют собой краны пролётного типа? Области их применения........ 42
31. Какие приборы безопасности устанавливаются на грузоподъёмных кранах?........ 43
32. В чем заключается техническое освидетельствование грузоподъёмных кранов?.............................................................................................................................. 44
33. Каков порядок периодического технического освидетельствования грузоподъёмных кранов?................................................................................................. 45
34. Как производятся отбор и выбраковка крюков и стальных канатов?..................... 47
35. Каков порядок технического обслуживания и эксплуатации грузоподъёмных кранов?.............................................................................................................................. 48
36. Как выбрать монтажный кран?................................................................................ 49
37. Каковы основные характеристики башенных и приставных кранов?...................... 50
38. Каковы конструктивные особенности стреловых кранов?..................................... 50
Глава 4. Машины для земляных работ
39. Каковы физико-механические свойства грунтов?...................................................... 54
40. Каковы классификационные признаки машин для земляных работ?......................... 54
41. В чём состоят особенности машин для подготовительных работ?....................... 56
42. Каковы особенности принципа действия землеройно-транспортных машин?....... 57
43. Каковы характеристики одноковшовых строительных экскаваторов? Их классификация и области применения......................................................................... 62
44. В чём заключаются особенности траншейных экскаваторов?................................ 65
45. Каковы конструктивные особенности машин для разработки мёрзлых и прочных грунтов?............................................................................................................ 67
46. Каковы основные способы бестраншейной прокладки коммуникаций? Оборудование и машины, применяемые для этого.................................................... 70
47. В чём заключается принцип действия бурильно-крановых машин?.......................... 73
48. Какие существуют способы уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий? Оборудование и машины, применяемые для этого. ................................. 75
Глава 5. Оборудование для свайных работ
49. Что включает в себя технологический цикл погружения свай?................................ 77
50. Каковы принципы построения и функционирования свайных молотов?.................. 78
51. Каковы технические характеристики вибропогружателей, вибромолотов и шпунтовыдергивателей?................................................................................................ 81
52. В чём заключаются отличительные особенности копров и самоходных
копровых установок?...................................................................................................... 82
53. Каковы принципы построения и функционирования машин и оборудования для устройства фундаментов из буронабивных свай? В чём заключается технологический цикл изготовления свай?................................................................... 84
Глава 6. Машины для производства бетонных работ
54. Каковы отличительные особенности машин для приготовления бетонных и растворных смесей?........................................................................................................ 86
55. Чем характеризуются машины и оборудование для транспортирования
бетонных и растворных смесей?................................................................................... 88
56. Как устроены машины для укладки и уплотнения бетонных смесей?...................... 91
Глава 7. Машины для отделочных работ
57. Какими машинами выполняются технологические операции штукатурных работ?.............................................................................................................................. 94
58. Какие машины предназначены для малярных работ. Особенности их
функционирования........................................................................................................... 98
59. В чем заключаются особенности конструкции и функционирования машин для устройства и отделки полов?.................................................................................... 101
60. Каковы разновидности машин для устройства полов из рулонных и плиточных материалов?................................................................................................................... 102
61. Каковы конструктивные особенности машин для устройства и отделки монолитных покрытий полов?..................................................................................... 103
62. Какие машины предназначены для кровельных работ?............................................ 105
Глава 8. Ручные машины
63. Что представляет собой единая система индексации ручных машин?................. 108
64. По каким признакам классифицируются ручные машины, в том числе электрические?.............................................................................................................. 109
65. Каковы основные виды электрических сверлильных ручных машин?..................... 110
66. Каковы особенности эксплуатации электрических шлифовальных машин?....... 111
67. Каковы принципы построения и функционирования электрических резьбозавёртывающих машин?................................................................................... 112
68. Для чего предназначены электрические ножницы? Как они устроены?................ 114
69. Как функционируют электрические машины ударного и ударно-вращательного действия?....................................................................................................................... 115
70. Какие электрические машины предназначены для обработки древесины?............ 117
71. Что представляют собой пневматические ручные машины?................................. 119
72. Как устроены и функционируют пневматические машины вращательного действия?....................................................................................................................... 120
73. Каково конструктивное исполнение пневматических машин ударного действия?....................................................................................................................... 121
74. Как производится выбор компрессора и расчёт воздухоподводящей сети?......... 122
75. Чем характеризуются ручные машины с пиротехническим приводом?................ 123
Глава 9. Элементы систем автоматики строительных машин
76. Какова роль в системах автоматики датчиков контроля и регулирования?........ 124
77. Для чего в системах автоматики предназначены усилители?................................ 126
78. Что представляют собой исполнительные устройства в системах автоматики строительных машин?.......................................................................... 127
Глава 10. Общие сведения по эксплуатации и ремонту строительных машин
79. Как обеспечивается допуск обслуживающего персонала к эксплуатации строительных машин?................................................................................................. 130
80. Что включает в себя систематехнического обслуживания и ремонта строительных машин?................................................................................................. 130
81. Какова сущность организации ТО и ремонта строительных машин?................. 131
82. По каким показателям оценивается надежность строительных машин?........... 132
83. Что включает в себя организация безопасной эксплуатации строительных машин?............................................................................................................................ 133
Список литературы .................................................................................................................... 135
Глава 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАШИНАХ. ТРЕБОВАНИЯ К СТРОИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ
Что такое машина?
Машина представляет собой устройство, совершающее полезную работу с преобразованием одного вида энергии в другой. Она состоит из ряда механизмов различного назначения, объединенных общим корпусом, рамой или станиной. Механизмы включают в себя узлы в виде законченных сборочных единиц, представляющих собой совместно работающие детали. Деталь является частью машины, изготовленной в основном из однородного по наименованию и марке материала без использования сборочных операций. Детали подразделяют на простые (заклепка, штифт, шпонка); сложные (распределительный вал, корпус редуктора и двигателя); общего (болты, валы, зубчатые колеса) и специального назначения (крюки кранов, корпуса ковшей экскаваторов, поршни насосов.
2. Какие материалы используются для изготовления деталей
машин?
Основными материалами для изготовления деталей машин являются стали, чугуны, цветные металлы и сплавы. Стали применяют углеродистые (детали машин и металлические конструкции) и легированные (ответственные детали), а чугуны – серые (блоки, канатоведущие шкивы, корпуса редукторов), белые (тормозные колодки, отвалы бульдозеров, наконечники зубьев экскаваторов) и ковкие. Цветные металлы, такие как медь, цинк, свинец, олово, алюминий и др., используют в основном в сплавах: бронзах, латунях, баббитах, силуминах и пр. Основное достоинство этих сплавов – сравнительно небольшая масса, коррозионная стойкость, хорошие антифрикционные и технологические свойства, электропроводность. Широко используются в строительных машинах и неметаллические материалы: резина (шины, амортизаторы, ремни), кожа (манжеты, прокладки, ремни), графит (токосъемные щетки, смазка трущихся поверхностей), асбест, металлокерамика и различные виды пластмасс.
3. Какие требования предъявляются к строительным машинам?
Основные требования, предъявляемые к строительным машинам, – надёжность, стандартизация и унификация, безопасность, технологичность, транспортабельность, а также экологические, эстетические, эргономические и экономические.
Надёжность – общее свойство машины сохранять свою работоспособность во времени, включает в себя такие понятия, как безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Работоспособность – состояние машины, при котором она способна выполнять заданные функции и сохранять значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.
Безотказность – свойство машины непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Отказ – нарушение работоспособности машины. Все виды отказов делятся на две группы: А – из-за нарушения элементов (поломки, деформации, износ, обрыв проводов, короткое замыкание и т.п.); Б – вследствие нарушения качеств функционирования (нарушения регулировок, засорение гидросистемы).
Долговечность – свойство машины сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического
обслуживания (ТО) и ремонтов.
Ремонтопригодность – приспособленность машины к предупреждению, обнаружению и устранению причин повреждений (отказов) путём проведения ТО и ремонтов.
Сохраняемость – свойство машины сохранять исправное состояние и работоспособность в течение срока хранения или после транспортирования.
Стандартность – соответствие определённых деталей, сборочных единиц и параметров машин при проектировании, изготовлении и эксплуатации, обязательным нормам – стандартам.
Экономические требования характеризуются ценой и экономическим эффектом, определяемыми на стадиях проектирования, подготовки производства, изготовления, испытаний и эксплуатации при соответствующем увеличении производительности, снижении массы машин, стоимости перерабатываемой продукции и улучшении качества выполняемых работ.
Требованиям безопасности должны соответствовать конструкции машины, меры и средства защиты людей, работающих на машине и рядом с ней при эксплуатации, монтаже, ремонте, хранении, транспортировании, в зонах возможной опасности, в том числе в аварийных и послеаварийных ситуациях, от механических, тепловых, электрических воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, шумов, радиоактивных излучений и т.п.
4. По каким классификационным признакам различаются
Строительные машины?
По назначению (технологическому признаку) машины делят на транс-
портные, транспортирующие, погрузочно-разгрузочные, грузоподъемные, для земляных работ, для свайных работ, для переработки и сортировки каменных материалов, для приготовления, транспортировки, укладки и уплотнения бетонных и растворных смесей, для уплотнения грунтов, для ремонта и содержания дорог, для отдельных работ, ручные машины.
По режиму работы (принципу действия) различают машины периодического (цикличного) действия, выполняющие работу путем периодического многократного повторения одних и тех же чередующихся рабочих и холостых операций с цикличной выдачей продукции (бульдозеры, одноковшовые экскаваторы, скреперы), и машины непрерывного действия, выдающие или транспортирующие продукцию непрерывным потоком (многоковшовые экскаваторы). Имеются машины и комбинированного действия (шагающие экскаваторы, экскаваторы поперечного копания для формирования откосов каналов и др.).
По степени подвижности машины делят на переносные, стационарные и передвижные.
По типу ходового оборудования различают машины на гусеничном, пневмоколесном, рельсовом ходу, шагающие и комбинированные.
По виду силового оборудования машины подразделяют на работающие от электрических двигателей и двигателей внутренного сгорания.
По системам управления машины делят на механические (рукоятки и педали, приводящие в действие системы рычагов), гидравлические (безнасосные и насосные), пневматические, электрические и комбинированные (электрогидравлические, гидромеханические, пневмоэлектрические и т.п.).
5. Что представляет собой единая система индексации
Строительных машин?
На все выпускаемые в нашей стране строительные машины распространяется единая система индексации, в соответствии с которой каждой машине разработчиком присваивается индекс (марка), содержащий буквенное и цифровое обозначение. Основные буквы индекса, располагаемые перед цифрами, обозначают вид машины. Например, буквенная часть индекса одноковшовых строительных экскаваторов содержит буквы ЭО, экскаваторов траншейных роторных – ЭТР, цепных – ЭТЦ, землеройно-транспортных машин – ДЗ, машин для подготовительных работ и разработки мерзлых грунтов – ДП, машин для уплотнения грунтов и дорожных покрытий – ДУ, кранов стреловых самоходных – КС, строительных башенных кранов – КБ, оборудования для погружения свай – СП, бурильных и бурильно-крановых машин – БМ, машин для отделочных работ – СО, лебедок – ТЛ, погрузчиков многоковшо-
вых – ТМ, одноковшовых – ТО, подъемников – ТП, конвейеров и питателей – ТК, машин для уборки и очистки городов – КО, ручных машин электрических – ИЭ, пневматических – ИП, вибраторов – ИВ и т.п.
Цифровая часть индекса означает техническую характеристику машины. После цифровой части в индекс могут быть включены дополнительные буквы, обозначающие порядковую модернизацию машины, вид ее специального исполнения и т.п.
Структурная схема индексации стреловых самоходных кранов представлена на рис. 1. Первые две буквы индекса КС обозначают кран стреловой самоходный. Четыре последующие основные цифры индекса последовательно обозначают: размерную группу (грузоподъемность в тоннах) крана, тип ходового устройства, способ подвесок стрелового оборудования и порядковый номер данной модели крана.
С гибкой подвеской | С жесткой подвеской | Резерв | |
Исполнение стрелового оборудования |
А | Б | В | … | … |
Очередная модернизация |
ХЛ | Т | ТВ |
Климатическое исполнение |
Грузоподъемность, т | Размерная группа | ||
6,3 | |||
>250 |
КС – 0 0 0 0
Если не было
модернизации
Ходовое устройство | ||||||||
Г | ГУ | П | СШ | А | Тр | Пр | Резерв |
Порядковый номер модели | ||||||||
Рис. 1. Система индексации стреловых самоходных кранов
Десять размерных групп кранов обозначаются соответственно цифрами с 1-й по 10-ю. Тип ходового устройства указывается цифрами с 1-й по 9-ю, причем цифра 1 обозначает гусеничное устройство (Г), 2 – гусеничное уширенное (ГУ), 3 – пневмоколесное (П), 4 – специальное шасси автомобильного типа (Ш), 5 – шасси стандартного грузового автомобиля (А), 6 – шасси серийного трактора (Тр), 7 – прицепное ходовое устройство (Пр), 8, 9 – резерв.
Способ подвески стрелового оборудования указывается цифрами 6 и 7, обозначающими соответственно гибкую или жесткую подвеску. Последняя цифра индекса (от 1 до 9) обозначает номер модели крана. Следующая после цифрового индекса дополнительная буква (А, Б, В и т.д.) обозначает порядковую модернизацию данного крана, последующие буквы (ХЛ, Т или ТВ) – вид специального климатического исполнения машины: ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы во влажных тропиках.
Например, индекс КС-4561АХЛ обозначает: кран стреловой самоходный, 4-й размерной группы (грузоподъемность 16 т), на стандартном шасси грузового автомобиля, с гибкой подвеской стрелового оборудования, первая модель, прошедшая первую модернизацию, в северном исполнении.
Назначение Г, Р, М |
Порядковый номер базовой модели кранов: 01…69 – с поворотной, 71…99 – с неповоротной башнями |
Номер размерной группы | Грузовой момент, т×м | до 30 | |
до 75 | |||
до 125 | |||
до 175 | |||
до 300 | |||
до 550 | |||
до 800 | |||
до1200 | |||
более 1200 |
КБ -. Если не было
модернизации
Климатическое исполнение: ХЛ, Т, ТВ |
Очередная модернизация: А, Б, В… |
Порядковый номер исполнения: 0…9 |
Рис.2. Система индексации башенных кранов
Система индексации строительных башенных кранов представлена на рис.2. В индекс башенного крана входят буквенные и цифровые обозначения. Буквы перед цифрами обозначают: КБ – кран башенный, КБМ – кран башенный модульной системы, КБР – кран башенный для ремонта зданий, КБГ – кран башенный для гидротехнического строительства.
Цифры индекса последовательно обозначают: первая цифра – номер размерной группы, в том числе соответствующий номинальному грузовому моменту, последующие две цифры – порядковый номер базовой модели. После точки указывается порядковый номер исполнения крана (0 – 9), который может отличаться от базовой модели длиной стрелы, высотой подъема, грузоподъемностью. В обозначении базовых моделей номер исполнения «ноль» обычно не ставится. Буквы (А, Б, В…), стоящие в индексе после цифр, обозначают очередную модернизацию (изменение конструкции без изменения основных параметров) и климатическое исполнение крана (ХЛ – для холодного, Т – тропического и ТВ – тропического влажного климата).
Например, индекс крана КБ-405.1А расшифровывается так: кран башенный, 4-й размерной группы, с поворотной башней, первое исполнение, первая модернизация, для умеренного климата.
Однако краны, выпущенные заводами Минстройдормаша до внедрения действующей индексации, а также краны, выпускаемые другими заводами, не имеют единой системы индексации. Например, индекс крана МКС-10-20 обозначает: мобильный складывающийся кран грузоподъемностью 10 т и вылетом 20 м.
Система индексации одноковшовых универсальных экскаваторов представлена на рис. 3. Буквы ЭО означают, что экскаватор одноковшовый универсальный. Четыре основные цифры индекса последовательно означают: размерную группу машины, тип ходового устройства, конструктивное испол-
нение рабочего оборудования (вид подвески) и порядковый номер данной модели. Восемь размерных групп экскаваторов обозначаются цифрами с 1-й по 8-ю. Размер экскаватора характеризуют масса машины и мощность основного двигателя, а также геометрическая вместимость основного ковша. Тип ходового устройства указывается цифрами с 1-й по 9-ю: 1 – гусеничное (Г), 2 – гусеничное уширенное (ГУ), 3 – пневмоколесное (П), 4 – специальное шасси автомобильного типа (СШ), 5 – шасси грузового автомобиля (А), 6 – шасси серийного трактора (Тр), 7 – прицепное ходовое устройство, 8, 9 – резерв. Конструктивное исполнение рабочего оборудования указывается цифрами: 1 – с гибкой подвеской; 2 – с жесткой подвеской; 3 – телескопическое. Последняя цифра индекса означает порядковый номер модели экскаватора. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию данной машины, а последующие – вид специального климатического исполнения (С или ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работ во влажных тропиках).
Например, индекс ЭО-5123ХЛ расшифровывается так: экскаватор одноковшовый универсальный, 5-й размерной группы, на гусеничном ходовом устройстве, с жесткой подвеской рабочего оборудования, третья модель в северном исполнении.
Номер размерной группы |
Исполнение рабочего оборудования | ||
С гибкой подвеской | С жесткой подвеской | Телеско- пические |
Экскаватор одноковшовый |
ЭО – О О О О
Ходовое устройство | |||||
Г | ГУ | П | Сш | А | Тр |
Климатическое исполнение | ||
ХЛ | Т | ТС или ТВ |
Порядковый номер модели | |||
4 и т.д. |
Если не было
Очередная модернизация | |||
А | Б | В | и т.д. |
модернизации
Рис. 3. Структура индексов одноковшовых универсальных экскаваторов
Вместимость основных ковшей экскаваторов:
- 2-й размерной группы составляет 0,25…0,28 м3;
- 3-й – 0,40…0,65 м3;
- 4-й – 0,65…1,00 м3;
- 5-й – 1,00…1,60 м3;
- 6-й – 1,60…2,50 м3;
- 7-й – 2,50…4,00 м3.
Система индексации траншейных экскаваторов представлена на рис. 4. Первые две буквы ЭТ означают: экскаватор траншейный, а третья – тип рабочего органа (Ц – цепной, Р – роторный). Первые две цифры индекса обозначают наибольшую глубину отрываемой траншеи, третья – порядковый номер модели. Первая из дополнительных букв после цифрового индекса (А, Б, В и т.д.) означает порядковую модернизацию машины, последующие – вид специального климатического исполнения (ХЛ – северное, Т – тропическое, ТВ – для работы во влажных тропиках).
Наибольшая глубина копания, дм |
Порядковый номер модели | |||
… |
ЭТО – О О О
Тип рабочего органа | |
Р (роторный) | Ц (цепной) |
Климатическое исполнение | |||
ХЛ | Т | ТС или ТВ | … |
Очередная модернизация | |||
А | Б | В | … |
Если не было модернизации
Рис.4. Система индексации траншейных экскаваторов
Например, индекс ЭТЦ-252А обозначает: экскаватор траншейный цепной, глубина копания 25 дм, вторая модель, прошедшая первую модернизацию. Индекс ЭТР-301Б расшифровывается так: экскаватор траншейный роторный, глубина копания 30 дм, первая модель, прошедшая вторую модернизацию.
6. Какова роль строительных машин в механизации
и автоматизации технологических процессов в промышленном
и гражданском строительстве?
В настоящее время в городском строительстве используется огромный парк строительных машин и оборудования (около 600 тыс. ед.), позволя- ющий комплексно механизировать основные работы на всех стадиях строительного производства. Одним из ведущих факторов в решении задач сохранения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации и автоматизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования.
7. Что используется в качестве силового оборудования
Строительных машин?
В качестве основного силового оборудования строительных машин применяют электродвигатели переменного и постоянного тока с питанием от внешней силовой сети и двигатели внутреннего сгорания, не зависящие от внешних источников энергии.
Электродвигатели приводят в действие переносные (ручные), передвижные и стационарные машины, длительное время работающие на одном месте (башенные, козловые и мостовые краны, смесительные установки, конвейеры, насосные установки и т.п.). Электродвигатели преобразуют электрическую энергию в механическую. Они характеризуются постоянной готовностью к работе, простотой пуска, управления и реверсирования, сравнительно небольшими габаритами и массой. Основной их недостаток – зависимость от внешних источников энергии.
Двигатели внутреннего сгорания применяют в основном в самоходных строительных машинах. Их достоинствами являются автономность от внешних источников энергии, высокая экономичность, небольшой вес, приходящийся на единицу мощности, постоянная готовность к работе. По виду потребляемого топлива и способу его воспламенения различают карбюраторные двигатели, работающие на бензине или газе с воспламенением топливовоздушной смеси, приготовленной в карбюраторе, электрической искрой, и дизельные двигатели, работающие на дизельном топливе с воспламенением топливовоздушной смеси в результате ее нагрева при сжатии в цилиндрах. Дизели получили преимущественное распространение, т.к. они экономичнее карбюраторов в 1,3…1,5 раза, имеют более высокий КПД (на 30…40 %) и способны работать на более дешевом топливе.