Применения.
Козловые краны применяют в городском строительстве для выполнения погрузо-разгрузочных работ на складских территориях заводов и комбинатов строительных изделий и конструкций, предварительной сборки конструкций и основных монтажных работ на строительстве эстакад, путепроводов, мостов и метрополитена (при открытом способе строительства), а также монтажа зданий и технологического оборудования.
Козловой кран состоит из моста, установленного на двух опорах. Опоры крана посредством тележек соединены с ходовыми колесами. По мосту, в свою очередь, перемещается грузовая тележка или электроталь. В верхней части одной из опор или к форме моста крепится кабина управления.
К основным параметрам козловых кранов относятся грузоподъемность G как основного, так и вспомогательного механизмов подъема груза, пролет крана L 1, длина хода грузовой тележки L, высота подъема крюка Н и база крана B – расстояние между шарнирами ходовых тележек, установленных на одном рельсе.
Механизм передвижения козловых кранов устанавливают на ходовой раме портала. Краны обычно имеют от 8 до 24 ходовых колес, половина из которых – приводные. В зависимости от параметров, места установки и продолжительности работы козловых кранов применяют подкрановые пути.
Какие приборы безопасности устанавливаются на грузоподъемных кранах?
«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» [10] определяют обязательную установку на кранах приборов и устройств, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию.
Приборы и устройства безопасности, применяемые в грузоподъемных кранах, можно разбить на три группы: указатели, ограничители и сигнализаторы.
Указатели показывают машинисту текущее значение контролируемого параметра, например, грузоподъемности крана при определенном вылете стрелы или угла наклона крановой установки. Указатель грузоподъемности и вылета размещен на стреле в поле зрения крановщика-машиниста, а указатель крена – на реле ходовой части.
Ограничители автоматически выключают механизм (или группу механизмов) крана при нарушении условий безопасности эксплуатации. Например, если масса поднимаемого груза на 10 % превышает допустимую грузоподъемность, то ограничитель грузоподъемности, подсоединенный к цепям управления краном, отключает механизм подъема груза.
На автомобильных стреловых кранах устанавливаются ограничители: грузоподъемности, высоты подъема крюка, подъема стрелы, натяжения грузового каната в походном положении стрелы крана, сматывания каната и др. Конструкция ограничителей позволяет возобновить работу отключенного механизма (или группы механизмов) для возвращения крана в безопасное положение.
Сигнализаторы сигнализируют о наступлении опасной ситуации. Например, автомобильные стреловые краны оборудуются: сигнализаторами опасного напряжения – приборами, которые звуковым сигналом предупреждают машиниста о приближении стрелы крана к проводам электрической сети или линии электропередач; сигнализаторами крена, включающими световой сигнал оповещения о наклоне крана больше допустимого (1,5о на выносных опорах); сигнализаторами запретной зоны, сигнализирующими о приближении к границе установленной рабочей зоны крана.
В чем заключается техническое освидетельствование
Грузоподъемных кранов?
Техническое освидетельствование проводится с целью определения соответствия состояния крана и уровня его обслуживания требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» [10] и эксплутационной документации.
Установлены следующие виды технического освидетельствования: первичное, периодическое и внеочередное (рис.6).
Рис.6. Виды технического освидетельствования грузоподъемных кранов
Первичное техническое освидетельствование выполняется после изготовления крана на заводе-изготовителе или после монтажа на месте эксплуатации.
Периодическое техническое освидетельствование выполняется в процессе эксплуатации и содержит полное и частичное техническое освидетельствование. Полное освидетельствование проводится не реже одного раза в три года и включает в себя: осмотр крана, проверку в работе, статическое испытание, динамическое испытание. Частичное освидетельствование выполняется не реже одного раза в год. В него входит осмотр крана, проверка в работе.
Внеочередное техническое освидетельствование проводится: после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте; ремонта металлических конструкций; замены стрелового оборудования; капитального ремонта; замены механизма подъема груза и стрелы; замены крюка или крюковой подвески в целом; реконструкции, приводящей к повышению и перераспределению нагрузок в узлах и рабочих элементах крана либо уменьшающей грузовую и собственную устойчивость крана.
Результаты технического освидетельствования крана заносятся в его паспорт.