Их назначение и области применения.
Строительные погрузчики представляют собой универсальные машины, предназначенные для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с различными видами грузов (сыпучими, кусковыми, штучными, пакетированными, длинномерными и т.п.), перемещения грузов на сравнительно небольшие расстояния, землеройно-погрузочных, монтажных и вспомогательных работ. Универсальность погрузчиков обеспечивается наличием широкой номенклатуры быстросъемных сменных рабочих органов – ковшей различных типов и вместимости, вилочных, челюстных и монтажных захватов, крановых безблочных стрел, навесных рыхлителей, буров и др.
Различают погрузчики периодического действия – одноковшовые и вилочные, а также непрерывного действия – многоковшовые. Одноковшовые и вилочные погрузчики выполняют циклично повторяемые операции по загрузке рабочего органа, транспортированию и разгрузке груза раздельно и последовательно. У многоковшовых погрузчиков наполнение и разгрузка рабочего органа осуществляется непрерывно и одновременно.
Одноковшовые погрузчики классифицируются по различным классификационным признакам:
- по типу ходового устройства – гусеничные, пневмоколесные и полугусеничные;
- по расположению рабочего органа относительно двигателя – с передним и задним расположением;
- по способу разгрузки рабочего органа – с полуповоротным, комбинированным, перекидным и фронтальным погрузочным оборудованием.
В городском строительстве наиболее распространены фронтальные универсальные погрузчики на пневмоходу.
Фронтальные погрузчики базируются на гусеничных, колесных шасси и тракторах и обеспечивают разгрузку ковша вперед (со стороны разработки материала) на любой отметке в пределах заданной высоты. Ходовое оборудование колесных погрузчиков имеет обычно все (четыре) ведущие колеса, а их опорная рама может быть жесткой и шарнирно-сочлененной. Погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой обладают хорошей мобильностью, маневренностью и наиболее эффективно используются в стесненных условиях. Шарнирно-сочлененная рама состоит из двух полурам, угол поворота в плане которых может достигать ± 40°. Рабочее оборудование погрузчика включает в себя: ковш вместимостью 1,0 м , рычажную систему, состоящую из стрелы, коромысла и тяг, и гидросистему привода. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков может включать в себя:
- ковш для скальных пород с зубьями;
- ковш без зубьев с прямолинейной режущей кромкой;
- ковш с объемнообразной режущей кромкой;
- скелетный ковш;
- грузовые вилы;
- бульдозерный отвал;
- плужный снегоочиститель;
- кран;
- экскаватор;
- рыхлитель;
- роторный снегоочиститель;
- кусторез;
- корчеватель-собиратель;
- асфальтовзламыватель.
Малогабаритные универсальные погрузчики монтируются на самоход-
ном шасси с бортовым поворотом и предназначены для выполнения в особо стесненных условиях строительства трудоемких, малообъемных земляных, погрузочно-разгрузочных, подготовительных, вспомогательных и специальных работ. Малогабаритные погрузчики способны совершать бортовой разворот на месте на 180° с загруженным ковшом при ширине рабочей зоны 4 м. Максимальная производительность погрузчиков (20…35 м /ч) достигается при наибольшей дальности транспортировки до 25…30 м.
Гидравлическая система малогабаритного погрузчика состоит из двух гидросистем: привода ходовой части и привода рабочего оборудования. Привод колес ходовой части осуществляется двумя автономными бортовыми передачами с приводом от индивидуальных реверсивных гидромоторов. Каждая бортовая передача состоит из редуктора привода, редукторов ступиц колес, задней оси и постоянно замкнутого дискового тормоза с гидравлическим управлением. Питание гидромоторов ходовой части осуществляется от двух реверсивных регулируемых гидронасосов. Питание гидродвигателей рабочего оборудования осуществляется от нерегулируемого гидронасоса. В свою очередь гидронасосы ходовой части и рабочего оборудования приводятся в действие от дизеля погрузчика.
Малогабаритные погрузчики имеют вместимость основного погрузочного ковша 0,24…0,3 м , экскаваторного ковша 0,04…0,063 м
, грузоподъемность грузовой стрелы 0,5 т.
Эксплуатационная производительность одноковшовых погрузчиков (м /ч):
- при работе с сыпучими и кусковыми грузами
Пэ = 3600 · q · K н · K в/ t ц,
где q – вместимость ковша, м ;
K н – коэффициент наполнения ковша (K н = 0,5…1,25);
K в – средний коэффициент использования погрузчика по времени;
t ц – продолжительность полного цикла, с;
- при работе со штучными грузами
Пэ = 3,6· m · K г · K в/ t ц,
где m – масса поднимаемого груза, кг;
K г – коэффициент использования погрузчика по грузоподъемности
(K г = 0,6…0,8).
Вилочные универсальные погрузчики (автопогрузчики) применяют для погрузочно-разгрузочных работ, транспортирования на небольшие расстояния и штабелирования штучных и пакетированных грузов на открытых площадках и дорогах с твердым покрытием. Автопогрузчики имеют единую конструктивную схему, унифицированы и оснащаются комплектом сменных рабочих органов: вилами и специальными захватами для погрузки-разгрузки, перемещения и складирования всевозможных штучных, тарных и длинномерных грузов, ковшами для насыпных и кусковых грузов, грузовыми стрелами для подъема грузов на небольшую высоту и монтажа различных строительных конструкций и оборудования.
Автопогрузчики с передним расположением грузоподъемника имеют грузоподъемность 2…12 т и обеспечивают подъем груза со скоростью до 8…15 м/мин на высоту 4…6 м при оборудовании вилами и ковшом и на высоту до 5,1…7,2 м при оборудовании безблочной стрелой. Максимальная скорость движения автопогрузчиков с грузом 6…15 км/ч, без груза – до 45 км/ч.
Многоковшовые строительные погрузчики применяются для механической погрузки в транспортные средства сыпучих и мелкокусковых материалов (песка, гравия, щебня, шлака), а также для засыпки траншей, для обвалования площадок и др. Они имеют пневмоколесный и гусеничный ход и разрабатывают материал ротором, подгребающими дисками или лапами, многоковшовым конвейером с подгребающими шнеками. Главным параметром многоковшовых погрузчиков является техническая производительность (в м /ч). В строительстве наиболее распространены пневмоколесные погрузчики с ковшовым конвейером и подгребающими шнеками. Производительность многоковшовых погрузчиков 80…250 м
/ч, высота погрузки 2,4… 4,2 м.
Перспективы развития строительных погрузчиков:
- улучшение технико-экономических и эргономических показателей;
- повышение энергонасыщенности, тягово-сцепных качеств и напорных усилий, маневренности, надежности ходового и погрузочного оборудования;
- расширение номенклатуры сменных рабочих органов;
- увеличение параметров рабочего оборудования;
- дальнейшее совершенствование систем гидропривода.
Глава 3. ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МАШИНЫ