Глава 1. Теоретические основы развития детского туризма





Содержание

 

Глава 1. Теоретические основы развития детского туризма........................ 8

1.1 Сущность и классификация детского туризма.................................. 8

1.2 Нормативная база организации детского туризма......................... 15

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 2. Оценка направлений развития детского туризма......................... 26

2.1 Особенности развития детского туризма в России: проблемы и перспективы 26

2.2 Состояние и проблемы детского туризма в г. Иваново..................... 33

Глава 3. Перспективы развития детского туризма на примере деятельности Турагентства «Дива- Тур»....................................................................................52

3.1 Характеристика организации.............................................................. 52

3.2 Анализ конкурентной среды............................................................... 60

3.3 Совершенствование нормативной базы, направления развития детского туризма в России и г. Иваново................................................................................... 64

Заключение.................................................................................................... 72

Список использованных источников............................................................ 77

Введение

Актуальность темы исследования дипломной работы. В современных условиях туризм, а в частности детский туризм, стал важным социальным и экономическим явлением, оказывающим решающее влияние на экономику многих стран. Являясь выгодной и высокодоходной отраслью, туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизации внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Туризм также оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, то есть выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. В России становление детского туризма практически не изучается не на теоретическом, не на практическом уровнях. Все это обусловлено тем, что детский туризм не приносит огромных доходов, помимо прочего такой вид деятельности кладет на плечи представителя огромную ответственность не только перед детьми, но и обществом в целом. По статистике большинство родителей могут пожаловаться на то, что их дети очень часто болеют, и ходят тощие, худые. Ведь именно по этой причине государству нужно будет в первую очередь думать о здоровье детей, а точнее детский туризм необходим в стране для того чтобы укрепить здоровье ребенка и сформировать в положительную сторону его отношение к находящейся вокруг среде.

В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Туризм - одна из отраслей экономики, которая быстро отреагировала на происходящие реформистские процессы и оказалась более восприимчивой к экономическим преобразованиям, что предопределило формирование рынка туристских услуг, появление новых частных туристских фирм альтернативных государственным. Вместе с этим намечается процесс монополизации туристского рынка, так как процесс концентрации производства привел к созданию крупных компаний, оказывающих влияние на развитие туристского бизнеса.

Ивановская область стремится к созданию нового туристского продукта, который будет отличаться от западного туристского рынка. С этой целью, для повышения эффективности функционирования данной отрасли необходимо определить наиболее оптимальную в условиях региона траекторию развития туристского бизнеса и действенные рычаги внедрения на рынок.

Интерес предпринимателей к туризму объясняется следующими факторами: туристскому бизнесу не требуется больших инвестиций; в данной сфере вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы, что позволяет быстро оборачивать капитал; возможности в сфере международного туризма извлекать выгоды за счет валютных операций; решение важных социальных задач, как обеспечение отдыха и укрепление здоровья населения региона.

Для повышения эффективности туристской предпринимательской деятельности требуются профессиональная, основанная на запросах потребителя туристских услуг, организация производства и реализации туристского продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

Таким образом, изучение социально - экономического аспекта туристского бизнеса в части детского туризма в Ивановской области приобретает исключительную актуальность и нуждается в глубоком теоретическом исследовании, комплексном анализе и выработке на этой основе обоснованных рекомендаций.

Степень разработанности проблемы. В рыночных условиях хозяйствования проблемам формирования и развития туристского бизнеса посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Подходы к определению детского туризма как одного из видов туризма рассматривали в своих работах Вавилова Е.В [15], Воскресенский В.Ю. [18], Самойленко А.А [19], Гуляев В.Г. [20, 21], Жукова М.А. [26], Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. [28], Квартальнов В.А. [30], Кусков А. С., Голубев В. Л., Одинцова Т. Н. [31], Маркова-Мурашова С.А. [36], Николашин В.Н. [39], А.П.Дурович, Н.И.Кабушкин, Т.М. Сергеева [25], Сенин B.C. [44] а также отражены в Федеральном законе №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [3] и Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" [2].

Проблемы и особенности развития детского туризма за рубежом рассмотрели в своих работах Быстров С.А., Воронцова М.Г. [14], Вавилова Е.В. [15], Воскресенский В.Ю. [18], Макарова Л. П. [33], Шереметьева Т.Л. [43], Сенин B.C. [44], Целиковский В.К. [48].

Проблемам и особенностям развития детского туризма уделил внимание Оргина Е.В. [40] и Маслакова Е. А. [37]. Также этот вопрос отражен на Интернет сайтах [10, 34, 45].

Вопросам специфики средств размещения в детском туризме посвятили свои работы Анисимов А.П., Злобин С.В., Рыженков А.Я. [11], Воробьева, И. В. [17], Долинская Л.М. [23], Оргина Е.В. [40], Микааль П. Тодаро. [38], Магура М. И. [32].

В трудах отмеченных ученых-экономистов обобщены теория и практика экономического механизма создания и эффективного функционирования субъектов туристского бизнеса. Однако, современная ситуация на рынке туристских услуг региона, в т.ч. детского туризма, требует выявления социально-экономических аспектов туристского бизнеса, анализа причин и факторов, сдерживающих развитие туристского бизнеса. Также решающее значение имеют разработка и использование подходов к изучению рынка туристских услуг, совершенствованию форм и методов управления туристской предпринимательской деятельностью. Все это диктует необходимость исследования социально-экономических аспектов туристского бизнеса на современном этапе, что, в свою очередь, предопределило выбор темы, постановку целей и задач исследования.

Объектом исследования являются субъекты туристского бизнеса Ивановской области, в частности Турфирма «Дива-Тур».

Предметом исследования выступает проблемы развития детского туризма и направления их решения в Ивановской области.

Цель исследования. На основе подробного анализа формирования и функционирования туристского бизнеса выявить основные перспективные пути социально-экономического развития детского туризма в России и в частности в Ивановской области.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- Уточнение понятийного аппарата детского туризма, а также рассмотрение классификации видов детского туризма;

- Исследование современных особенностей организации и перспектив развития детского туризма в Ивановкой области;

- предложить механизмы совершенствования развития детского туризма в турфирме «Дива-Тур».

Теоретической и методологической основой дипломной работы выступают труды отечественных и зарубежных ученых, их концепции и положения по проблемам развития рынка туристских услуг в направлении детского туризма. В качестве инструментария в ходе исследования применялись методы логического и экономико-статистического анализа.

Информационная база. Информационную базу исследования образуют материалы Агентства РФ по статистике, Министерства туризма и спорта, Министерства труда и социальной защиты населения РФ, а также материалы научных конференций, форумов и семинаров, документы Правительства РФ, отраслевых министерств и ведомств. Также статистические данные, опубликованные в научной литературе и в периодических изданиях, другие материалы, отражающие правовую и хозяйственную стороны деятельности туристских организаций. В качестве правовой основы для решения данной проблемы использованы нормативно - правовые акты, регламентирующие туристскую предпринимательскую деятельность, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, Закон «О туризме», «О туристской деятельности в РФ».

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы развития детского туризма

1.1 Сущность и классификация детского туризма

 

Человечеству на протяжении всей его многолетний истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, и завоевания и освоения новых территорий, поиска ресурсов и т.д.

Путешествие - термин, характеризующий движение людей в пространстве независимо от цели такого движения. Разновидностью путешествия является туризм.

Туризм (фр.tourism, от tour— прогулка, поездка) — явление, с одной стороны, относительно молодое, ставшее массовым только после Второй мировой войны, но с другой — имеет глубокие исторические корни, поскольку путешествия известны с древнейших времен.[4]

Существующие определения туризма можно объединить в три группы.

В первую входят определения, характеризующие туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые соединяют активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности.

В частности, в Манильской декларации по мировому туризму последний рассматривается как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.[6]

Подобные определения носят узкоспециальный характер и касаются только отдельных аспектов туризма или его видовых особенностей.

2-ая группа определений туризма рассматривает его как одну из форм передвижения населения, связывает с актом перемещения, путешествия, преодоления пространства и выступает в качестве инструментария статистики туризма.

И, наконец, третья группа определений характеризует туризм как трудное социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств и отношений.

Разработкой и реализацией туристских продуктов занимаются 2 вида туристских организаций, являющихся частью туристской индустрии: туроператоры и турагенты.

В обслуживании туристов в период путешествий участвует большое количество разнообразных компаний и организаций, являющихся составными частями индустрии туризма.

К ним относятся: фирмы, предоставляющие услуги размещения (гостиницы, турбазы, пансионаты и др.); предприятия питания (рестораны, кафе и пр.); экскурсионные фирмы; транспортные компании; шоу-, кино-, видеоорганизации; спортивные предприятия; торговые организации и многие другие. Эти организации в туристской практике принято называть поставщиками услуг.[17]

Один из важнейших блоков в туристской индустрии — средства размещения туристов.

К ним относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, пансионаты, туристские общежития, родители, ботели, флотели и др. Согласно стандартной международной классификации, все средства размещения разделяются на две группы — коллективные (гостиницы, отели, турбазы) и индивидуальные (квартиры, виллы, комнаты, арендуемые у частных лиц).

Транспортные перевозки — еще один из важнейших видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура, колеблющаяся в зависимости от длительности и дальности путешествия от 20 до 60%.[14]

Путешествуя, турист может воспользоваться разными видами транспорта: воздушным; водным; сухопутным.

Около 44% международных туристских перевозок осуществляется воздушным транспортом.

Сейчас в мире, более 1300 авиакомпаний в среднем каждый год перевозят около 1,5 млрд человек. Международные воздушные сообщения осуществляют свыше 470 перевозчиков, в пределах 250 из них совершают постоянные рейсы. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира.

Детский отдых, имеющий непосредственное отношение к социальной сфере, – один из самых востребованных видов отечественного туризма. Пользуются спросом и экскурсионные программы для школьников – по туристическим центрам России и зарубежных стран, отдых и обучение за границей.

Организация детского отдыха – одно из самых неблагодарных и сложных занятий в турбизнесе. Как правило, работа с детскими оздоровительными учреждениями ведется на основе сезонных договоров, но такой подход для туроператоров неперспективен.

С одной стороны, аренда – это дополнительные валютные инвестиции. С другой – как туроператор потратится на ремонт, разработает уникальную программу, дирекция поднимает цены. Поэтому многие операторы предпочитают приобретать детские здравницы в собственность или же арендовать на долгое время.[18]

Как отмечают специалисты, неплохая рентабельность достигается за счет объемов продаж или же при работе с собственными оздоровительными центрами. Поэтому для расширения объемов продаж туроператоры закладывают в бюджет наименьшую прибыль, ориентируясь на глобальный спрос.

В то же время спрос на детский отдых самый стабильный. Турпакет в детскую здравницу включает стандартный набор услуг: размещение, питание, трансфер, развлечения и спорт, медицинскую страховку (в России – только на период пребывания в лагере), лечение в центрах санаторно-оздоровительного профиля и авиаперелет – при отдыхе за рубежом.

Экскурсии, языковые курсы, визовое обслуживание, организация железнодорожного переезда и сопровождения оплачиваются дополнительно.

Организация детского досуга и отдыха – хлопотное и ответственное дело. Как правило, родители хотят, чтобы в свободное от учебы время их ребенок был максимально занят, не предоставлен сам себе, и комфортно чувствовал себя в коллективе.

Предложения по детскому отдыху можно условно разбить на две группы:[8]

- отдых в детских оздоровительных центрах в России и зарубежом,

- экскурсионные автобусные туры по городам России и Европы.

Последние особенно популярны во время осенних и весенних школьных каникул, на майские праздники и в начале лета.

Отдельное внимание стоит обратить на образовательные туры в зарубежные страны. Ведущие российские компании, занимающиеся обучением за рубежом, предлагают на российском рынке различные учебные программы в лучших школах, колледжах и университетах Европы, США, Австралии, Новой Зеландии. Это курсы иностранного языка, школьное образование, высшее образование, МВА, профессиональные программы и стажировки.

Туры с изучением иностранных языков популярны среди клиентов различных возрастов – от родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения иностранного языка, до предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес – языком. Языковые программы рассчитаны на детей от 5 лет, но наибольшим спросом пользуются программы для школьников 10-18 лет.[5]

Языковые туры организуются в основном в страны, национальные языки которых в мире наиболее распространены. В Англию, США, Германию, Испанию, Францию, Италию, Португалию. При этом методика преподавания всюду одинакова – коммуникативная, так как главная задача всех курсов – преодоление языкового барьера. Поэтому набор стандартных обязательных программ во всех странах одинаков. Самый простой и дешевый вариант – базовый курс. В последнее время популярен бизнес-курс иностранного языка: несколько общих занятий и несколько часов бизнес – языка каждый день.

Приступать к изучению языка можно в любом возрасте. Однако если не удается потратить на это две-три недели, лучше не начинать.

Наибольший спрос – на изучение английского языка. Затем следуют немецкий, испанский, итальянский языки. И лишь затем – французский и португальский. Реже встречаются предложения по обучению восточным языкам во время специальных туров в Азию – китайского, японского, фарси. Это скорее исключение.[22]

Обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще группы бизнес – языка, школьников). Основные программы обучающих туров – учебные. Занятия языком ведутся по 2-4 часа в день, вторая половина дня предусмотрена для досуга. Экскурсионно-познавательные программы включают осмотр достопримечательностей страны посещения, изучение ее истории и культуры.

Все большую популярность, особенно среди молодежи, приобретают спортивно-обучающие туры. На российском рынке можно выделить летние каникулярные курсы для студентов и школьников с изучением языков, экскурсиями, занятиями теннисом, гольфом, верховой ездой, серфингом, катанием на горных лыжах, подводным плаванием. Такие программы предлагает компания «Открытый мир». Упор делается на возможность обучения выбранному виду спорта. На школьном сегменте рынка особым спросом пользуются групповые туры с размещением в летних оздоровительных центрах, кемпингах, колледжах с возможностью учить язык среди своих сверстников, не отрываясь от привычной среды.[20]

Что касается среднего образования, российские школьники чаще всего хотят отправиться в Англию, США, Ирландию, Австралию, Германию и на Мальту. В этих же странах мечтают учиться российские студенты. По специальностям – маркетинг, менеджмент, информационные технологии, медицина. Однако специалисты утверждают, что гостиничному менеджменту лучше обучаться в Швейцарии, а искусству и дизайну – в Великобритании Испании и Италии.

Выбор специальности, страны, города зависит от клиентских предпочтений. Специалисты ведущих российских компаний, занимающихся обучением за рубежом, советуют подобрать несколько вариантов, а потом делать окончательный выбор.

Для полного спокойствия следует проверить, обеспечивает ли вуз медицинскую страховку, есть ли на его территории медицинский персонал.

В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. Выделяются:[7]

- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Можно выделить несколько основных видов детского туризма, существующих в настоящее время в России, а именно:[12]

1. Внутренний туризм:

- экскурсии для школьников

- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)

- самодеятельные школьные обмены

- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе

- оздоровление и отдых в детских лагерях

2. Выездной туризм:

а) организация международных безвалютных обменов

б) образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.

в) познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе

г) выезды в международные детские центры (лагеря) Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма. Некоммерческая сфера представлена:

· государственными и муниципальными органами управления;

· государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования;

· общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов. Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма.

1.2 Нормативная база организации детского туризма

 

Нормативного закрепления понятия «детский туризм» в России нет.

Под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований [2].

В Российской Федерации в соответствии с законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 1998 г. вопросы организации отдыха и оздоровления детей лежат в сфере государственной ответственности. В Федеральном Законе № 184 от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия субъектов РФ в данных вопросах.

После принятия Федерального Закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 2010 г. полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по отдыху и оздоровлению детей закрепились за субъектами Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время).

Федеральный центр оставил за собой только финансирование оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и некоторые категории больных детей.

В соответствии со статьей 15 Федерального Закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями от 31 декабря 2005 г. организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время с 2006 г. отнесена к вопросам местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством организация отдыха и оздоровления детей в настоящее время осуществляется на всех трех уровнях: федеральном, субъектов федерации и муниципальном.

При этом основная ответственность за детский отдых возложена на органы государственной власти субъектов РФ.

Последние (2013 г.) нововведения в организацию отдыха детей (в соответствии с которыми он перестал быть страховым случаем) вызвали большие опасения общественности в способности субъектов федерации обеспечить его финансирование.

Однако итоги оздоровительной кампании 2014 г. показали, что в основном регионы справились с поставленной задачей [3]. Более того, в большинстве субъектов внесенные в местное законодательство изменения позволили расширить контингент оздоравливаемых детей и улучшить организацию детского отдыха.

Например, теперь дети застрахованных и незастрахованных граждан стали иметь равные права на получение путевки.

За предоставлением частичной оплаты стоимости путевки за счет средств регионального бюджета в уполномоченный орган разрешено обращаться не только работодателям, но и непосредственно родителям. Возраст детей, которым компенсируется стоимость путевки, в большинстве регионов увеличен до 18 лет, тогда как до 2010 г. Фондом социального страхования оплачивались путевки для детей только моложе 16 лет.

К настоящему времени структура детского оздоровительного отдыха выглядит следующим образом (рис.1):

Рис. 1.Структура детского оздоровительного отдыха

Российская Федерация отвечает за финансирование и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также, частично, больных детей некоторых категорий.

Она также предоставляет дотации на проведение детского отдыха субъектам РФ, не имеющим на эти цели собственных средств в полном объеме.

Субъекты РФ организуют и финансируют в пределах своих возможностей мероприятия по детскому отдыху и оздоровлению всех категорий детей, предоставляя муниципалитетам субвенции на организацию отдыха детей в каникулярное время.

Муниципалитеты организуют и финансируют из консолидированного бюджета (субъекта Федерации, собственного муниципального, родителей) проведение летней детской кампании.

Работодатели за счет собственных средств содержат ведомственные ДОЛ, а также могут полностью или частично финансировать отдых детей своих сотрудников.

Родители принимают решение в отношении выбора форм отдыха и оздоровления своих детей, участвуют в их финансировании, обращаются в турфирмы при направлении детей на отдых на внебюджетной основе.

В качестве объектов отдыха и оздоровления детей выступают различные предприятия и учреждения, расположенные либо в пределах своего региона, либо в других регионах РФ и курортах федерального значения, либо за рубежом.

К региональным объектам пребывания детей относят летние оздоровительные учреждения (ЛОУ) дневного пребывания, временные лагеря (палаточные, туристические и пр.), стационарные детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) и местные санатории.

На курортах всех уровней функционируют разнообразные детские оздоровительные лагеря и центры, детские санатории, санатории для родителей с детьми.

Отдых детей за рубежом может быть организован в стационарных детских лагерях, различных формах отдыха с родителями, а также в форме пребывания в семьях принимающей стороны.

 





Читайте также:
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.133 с.