Совершенствование нормативной базы, направления развития детского туризма в России и г. Иваново




 

Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.

Первоначально главной целью такого планирования были определение правовой базы, законотворчество, восстановление и создание новых элементов туристской инфраструктуры. Далее акцент стратегического планирования сместился в сторону стимулирования предпринимательских инициатив регионов, определения мест расположения свободных экономических зон и туристских кластеров, а также отбора реализуемых в них инвестиционных проектов.

За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.

Сегодня именно человек с его потребностями, культурным потенциалом, качеством жизни, безопасностью становится центральным звеном и основной целью в развитии экономики вообще и сферы туризма в частности.

Туризм сегодня должен стать локомотивом развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина.

Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с упором на развитие детского туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

Во-1-ых, формирование доступной и комфортной туристской среды;

Во-2-ых, разработка программ развития детского туризма;

В-3-их, повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;

В-4-ых, реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;

В-5-ых, совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;

В-6-ых, обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;

В-7-ых, комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма, особенно что касается детского туризма, и устойчивого развития сферы туристских услуг;

В-8-ых, продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;

В-9-ых, интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:

· развитие внутреннего и въездного туризма;

· развитие детского туризма – как относительно нового направления туризма;

· унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;

· создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;

· усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;
координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации.

При этом основными показателями достижения цели развития туризма в Российской Федерации следует считать:

· увеличение спроса на отечественный туристский продукт со стороны россиян, в том числе за счет переориентации части потребительского спроса с выездных туристских направлений на внутренние;

· привлечение большего количества иностранных туристов; увеличение количества повторных поездок, расширение набора потребляемых туристами услуг и удлинение периода пребывания туристов на отечественных курортах;

· развитие социального туризма.

Принципами развития туризма в Российской Федерации являются:

· использование комплексного подхода к развитию туризма;

· интеграция планов развития туризма во все сферы народного хозяйства и социальной жизни общества (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, наука, промышленность, сфера услуг);

· инновационный характер развития туризма с опорой на развитие детского туризма;

· стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса, создание условий для роста количества малых предприятий;

· обеспечение межкультурной коммуникации и международного сотрудничества при организации туристских программ;

· сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);

· ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие регионов;

· устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, ориентация на неистощимое использование туристских ресурсов.

Одним направлением реализации социальной функции туризма является развитие детского, юношеского и молодежного туризма. Следует разработать нормативно-правовое обеспечение этого направления туристской деятельности, определить и законодательно закрепить понятийный аппарат, принципы и стандарты обслуживания в сфере детского, юношеского и молодежного туризма.

Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся.

Сегодня все образовательные организации регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных занятий. Однако на практике такая деятельность часто не имеет четкого плана. Лица, ответственные за экскурсионные и выездные мероприятия с учащимися, как правило, при выборе туристско-экскурсионных программ исходят из личного опыта, бюджета и рекомендаций учреждений культуры. Это значительно снижает качество и эффективность этой деятельности.

Интеграция туристских программ в систему образования может быть достигнута путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных программ, соответствующих содержанию образовательных программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке механизма планирования содержания внеурочной работы образовательных организаций. Также туристско-экскурсионная форма может быть использована в дополнительных общеразвивающих программах дополнительного образования детей и взрослых, которые являются новацией Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Кроме того, расширение использования туристских программ как формы внеурочных занятий требует создания системы обучения работников образовательных организаций планированию и реализации выездных мероприятий в учебном и воспитательном процессе, а также повышения доступности туристских услуг для организованных групп.

Также необходимо уделить внимание задаче развития туристской инфраструктуры в сфере детского, юношеского и молодежного туризма путем создания и развития туристских кластеров, специализирующихся на обслуживании такой категории потребителей. Затем необходимо провести работу по подготовке и реализации конкретных инвестиционных проектов по развитию в регионах Российской Федерации детского, юношеского и молодежного туризма в рамках создаваемых кластеров.

В прошлом, 2014 году глава российского кабинета министров Дмитрий Медведев подписал Указ о создании координационного совета по развитию детского туризма в России.

«Координационный совет образован для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма», - говорится в сообщении.

Координационный совет образован для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма.

Принятое решение будет способствовать совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов развития детского туризма.

Одной из приоритетных задач создаваемого совета станет развитие и увеличение объемов детского туризма в границах России, а также рост патриотического воспитания среди молодежи, которая может отдыхать в других странах, но одновременно иметь скупые представления о культуре и природе России.

Координационный совет по развитию детского туризма в России образован постановлением Правительства от 4 ноября 2014 года №1163.

Подписанным распоряжением утверждён состав Совета под председательством Заместителя Председателя Правительства России О.Ю.Голодец. В состав совета включены представители федеральных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций в сфере развития детского туризма.

Однако, отдельного нормативного акта по регулированию детского туризма в Российской Федерации нет. Необходимость в нем растет с каждым годом. При его разработки необходимо опираться на Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 (с изм. от 24.12.1993) "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности", а так же на "ГОСТ Р 54605-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования" и "ГОСТ Р 54601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Одна из проблем - отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.

Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

Таким образом, у российского внутреннего рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития.

Предложения по развитию детского туризма в «Дива-Тур»:

- сохранить и развивать систему центров и станций детского туризма;

- возложить на центры и станции детского туризма и муниципальные туристские клубы организационно-методические функции.

- сформировать систему массовых мероприятий с обучающимся с целью вовлечения их в туристко- краеведческую деятельность.

- разработать механизм стимулирование детей и педагогов к занятиям туристко-краеведческой деятельности (система оплаты труда, почетные звания и знания, конкурсы и др.)

Перспективы развития детского туризма в «Дива-Тур»:

Туризм выступает эффективным средством патриотического воспитания, он представляет уникальную возможность поглубже, узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов. Патриотическое воспитание начинается с последовательного освоения и осознания принадлежности к «малой родине» (места, где человек родился, где живет), региону и, наконец, России.

Великовата роль путешествий в обеспечении многостороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям прогрессивной жизни.

Туризм важен как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Помимо того, детский спортивно-оздоровительный туризм считается одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, детский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Под отдыхом детей и их оздоровлением понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Организация детского отдыха – одно из самых неблагодарных и сложных занятий в турбизнесе. Как правило, работа с детскими оздоровительными учреждениями ведется на основе сезонных договоров, однако такой подход для туроператоров неперспективен.

В то же время спрос на детский отдых самый стабильный. Турпакет в детскую здравницу включает стандартный набор услуг: размещение, питание, трансфер, развлечения и спорт, медицинскую страховку (в России – только на период пребывания в лагере), лечение в центрах санаторно-оздоровительного профиля и авиаперелет – при отдыхе за рубежом.

Анализ становления и развития детского туризма в России позволил выявить, что в 1990-е гг. детский туризм понес серьезные потери: значительно уменьшилось количество детских оздоровительных учреждений; произошло снижение безопасности детского отдыха в результате пересмотра нормативной базы детского туризма и снятия различных ограничений на организацию детских поездок; сократилось финансирование из бюджета; изменилась структура детского отдыха –при увеличении выезда отдельных категорий детей на отдых за рубеж сократилось количество детей, отдыхающих в детских оздоровительных лагерях внутри страны из-за снижения жизненного уровня основной массы населения Лишь к 2000 г. распад детского туризма прекратился, и положение стабилизировалось: начиная с 2001 г. число детских оздоровительных учреждений оставалось достаточно постоянным – около 52 тыс.

Ивановская область имеет значительный туристско-рекреационный потенциал, который определяется следующими факторами: разнообразие природных условий области; Благоприятные климатические условия; Богатство и разнообразие животного и растительного мира; Концентрация памятников культурно - исторического наследия; Широкое развитие народных художественных промыслов и ремесел; наличие 45 санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха, других объектов рекреации.

При наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Ивановской области остается невостребованным. Въездной и внутренний туризм недостаточно развиты. Материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения характеризуются высокой степенью морального и физического износа. Более 60% материальных ресурсов баз туризма нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Многие объекты показа - музеи, историко-архитектурные памятники требуют срочной реставрации.

В летний период в Ивановской области функционирует 12-15 детских загородных лагерей, а также санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия, такие как "Березовая роща", "Чайка", "Решма", "Строитель", "Зеленый городок" и др. Ежегодные оздоровительные кампании, проводимые в Ивановской области для детей и подростков, охватывают более 40 тыс. школьников.

Позитивный региональный опыт организации детской оздоровительной кампании отмечен на федеральном уровне. По информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ивановская область по итогам 2013 года входит в число регионов, имеющих лучший опыт применения методов оздоровления детей.

Основная нагрузка в данной работе, которая носит круглогодичный характер, все-таки приходится на период летних каникул, а до лета у нас осталось чуть менее двух недель. Сегодня мы готовы доложить о готовности и перспективах оздоровительной кампании текущего года.

В 2014 году совокупный объем бюджетного финансирования оздоровительной кампании в сравнении с прошлым годом увеличен на 2 %, в абсолютных цифрах – это 313,6 млн. рублей. Основную долю затрат, как и в прежние годы, несет областной бюджет - 230,3 млн. рублей, размер субсидии из федерального бюджета в текущем году для всех субъектов Российской Федерации снижен. Снижение субсидии для Ивановской области составило почти 3 млн. рублей, и полученный объем средств составил 55,7 млн. рублей. Органы местного самоуправления уведомили нас о предусмотренных средствах в своих бюджетах, сумма которых составила 27,6 млн. рублей.

Важнейшим условием успеха детской оздоровительной кампании является реализация мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и комфортных условий отдыха. Работа в этом направлении идет активно.

Следует отметить, что в городе Иваново уделяется большое внимание организации летней оздоровительной кампании. В целом, по данным администрации Ивановской области планируется охватить различными видами отдыха в течение лета 2015 года более 20 тыс. детей.

В прошлом, 2014 году глава российского кабинета министров Дмитрий Медведев подписал Указ о создании координационного совета по развитию детского туризма в России.

«Координационный совет образован для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма», - говорится в сообщении.

Координационный совет образован для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций по развитию детского туризма.

Принятое решение будет способствовать совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов развития детского туризма.

Одной из приоритетных задач создаваемого совета станет развитие и увеличение объемов детского туризма в границах России, а также рост патриотического воспитания среди молодежи, которая может отдыхать в других странах, но одновременно иметь скупые представления о культуре и природе России.

Координационный совет по развитию детского туризма в России образован постановлением Правительства от 4 ноября 2014 года №1163.

Подписанным распоряжением утверждён состав Совета под председательством Заместителя Председателя Правительства России О.Ю.Голодец. В состав совета включены представители федеральных органов исполнительной власти, общественных, научных и других организаций в сфере развития детского туризма.

Однако, отдельного нормативного акта по регулированию детского туризма в Российской Федерации нет. Необходимость в нем растет с каждым годом. При его разработки необходимо опираться на Соглашение стран СНГ от 09.10.1992 (с изм. от 24.12.1993) "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности", а так же на "ГОСТ Р 54605-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования" и "ГОСТ Р 54601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (в ред. от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

На современном этапе существует и проблема дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля родительских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Одна из проблем - отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженные связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются. Что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.

Неотработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

В заключение можно отметить, что у российского внутреннего рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: