Конкуренты туристской фирмы— это другие, ведущие активную деятельность субъекты туристического рынка, ориентированную на сегмент потребителей, в качественном и эффективном удовлетворении потребностей которого туристическая компания имеет наибольшие возможности.
Однако при работе на современном рынке услуг (неотъемлемой частью которого является и туристический рынок) необходимо учитывать и факт того, что тур является типичной услугой, то есть товаром, требующим от своего покупателя взамен не только денежных средств (любая услуга имеет рыночную цену), но и часть его свободного времени (любая услуга, в том числе и организованные поездки процессуальны, имеют длительность во времени).
В связи с тем, что свободное время, как и материальный достаток каждого потребителя, конечен, условия конкурентной борьбы турагентств выходят за пределы туристического рынка.
В постиндустриальной экономической системе конкурентами туристических операторов являются и предприятия сферы услуг, производящие ничем не связанные с туристскими поездками услуги. Например, турфирма вполне может считать своими конкурентами библиотеки, учебные заведения, тренажерные залы, Интернет-услуги и т.д., поскольку отнимают у потенциальных путешественников, прежде всего, свободное время, которое они могли бы потратить на совершение поездки. Условно, предприятия не туристической сферы услуг, негативно воздействующих на возможности потребителей в совершении туров (наличие необходимых денежных средств и свободного времени) и тем самым затрудняющих работу турагентства, можно назвать косвенными конкурентами. Способом борьбы с косвенными конкурентами является только пропаганда туристического образа жизни, которую проводят множество крупных турфирм наряду с рекламными кампаниями своих туров.
|
Рассмотрим конкурентов, напрямую оказывающих влияние на работу турфирмы, находящихся в одном районе с «Дива - Тур» и оказывающие услуги в области организации детского туризма.
Таблица 8
Турфирмы-конкуренты «Дива - Тур» и предоставляемые туры
№ | Название | Основные туры |
1. | "Santa Barbara" | Вся Европа для детей и взрослых. Испания, Турция, Кипр, Египет, Турция, Тунис, Хорватия. Крым, Гагры, Краснодарский край. Визы, авиабилеты. |
2. | "Альфа-тур" | Все виды отдыха в России и за рубежом. Экскурсионные и автобусные туры. Студенческие программы, детский отдых. Всегда горящие путевки. Шоп-туры. круизы. |
3. | "Брук-тур" | Круизные программы, горнолыжные курорты, экскурсионные туры, экзотика, VIP-туры, горящие путевки, шоп-туры, авиабилеты, лечение и образование, молодежный и детский отдых. |
4. | "Вернисаж путешествий" (ПБОЮЛ Шанина С.Г.) | Туры за рубеж, по России и странам СНГ. Экскурсионные туры в Прагу, Париж, Вену, Берлин... Туры в Санкт-Петербург, Киев, Самару (аквапарк). Ежедневно горящие путевки и спецпредложения. |
5. | "Вероника-тур" | Международный и внутренний туризм. Детский отдых |
6. | "ВЕСТА" - туристическая Компания | Туризм и отдых для взрослых и детей. Пляжные туры. Экскурсионные программы. Круизы. Пансионаты и санатории. Детский оздоровительный лагерь "Игнатовский". |
7. | "Виолла-тур" | Отдых в России и за рубежом. Экскурсионные и образовательные программы, детские лагеря, санаторно-курортное лечение. Визы, авиабилеты. |
8. | "Гео-тур" | Активный отдых: конные маршруты, водный, пешеходный (пещеры) туризм. Детский отдых: лагерь подводного плавания (дайвинг); ТОЛ "Юный сасатель" (байдарки, палатки, переправа, пещеры); детские лагеря в Крыму. Экскурсии по "Золотому кольцу России". |
9. | "Джем Тур" | Все виды отдыха в России и за рубежом. Экскурсионные и автобусные туры. Горящие туры. Спецпредложения. Шоп-туры. VIP туры |
10. | "Интурист-Иваново" | Международный и внутренний туризм. Золотое кольцо России для школьников. Визы. |
11. | "МАСТЕР ОТДЫХА" - туристическое агентство | отдых в России и за рубежом, горящие туры, автобусные и экскурсионные туры, детский и молодежный отдых, обучение за рубежом, отдых в санаториях Ивановской области, лечебные туры и активный отдых, оформление виз, авиабилеты. |
12. | "Полина" | Международный и внутренний туризм. |
13. | "Славянка" | Международный и внутренний туризм. Детский туризм. Визы, авиабилеты. |
14. | ООО "Курорты и Отдых" | Туризм. Санатории Ивановской обл. и Средней полосы России. Санкт-Петербург экономичный. Санаторное лечение и реабилитация (в т.ч. беременных) согласно профилю. Отдых зарубежом. Горящие туры |
|
Для более полного представления предпочтений потребителей туристских услуг «Дива - Тур» была разработана анкета, по которой провели опрос 150 респондентов.
В итоге данные опроса по основным пунктам анкеты рассмотрим в виде диаграмм и проанализируем их.
Изобразим динамику ответов на вопрос - наиболее предпочтительный вид отдыха на рисунке 4.
|
Рис. 4 Популярность видов туризма
Исходя из данной диаграммы 4, заметна такая тенденция, что наиболее популярным видом туризма является пляжный отдых 25%, также пользуются популярностью такие виды туризма как: экскурсионный туризм 22%, детский туризм 20%, лечебный вид отдыха 15%, образовательный туризм 10%. Наименее популярным является экстремальный вид туризма, который составил 8%.
При анализе полученных данных видно, что к одним из популярных видов туризма, который есть в предлагаемых «Дива - Тур» туров, относятся детские туры.
Проанализируем и изобразим на рисунке 5 процентное соотношение ответов на вопрос - с кем предпочитают проводить свой отдых клиенты.
Рис. 5. Предпочтения потребителей в том, с кем проводить свой отдых
По данным рисунка 5 можно сделать вывод о том, что 43% опрошенных людей предпочитает путешествовать вместе с детьми, 39% предпочитают, чтобы дети отдыхали отдельно, 18% - детей не имеет.
Изобразим на рисунке 6 процентное соотношение ответов на вопрос - приемлемая стоимость поездки.
Рис. 6 Популярность поездок по стоимости
По данным диаграммы (рис. 6) видно, что наиболее приемлемыми ценами туров потребители услуг считают от 30- 40 тыс. руб. (37%), 20-30 тыс. руб. (29%), 40-50 тыс. руб. (25%); меньше всего опрошенных людей высказалось за стоимость поездки, составляющую более 50 тыс. руб. (9%).
Проанализируем ответы на вопрос – источники получения рекламной информации о туризме (рис. 7).
Рис. 7. Источники получения рекламной информации о туризме
Из данной диаграммы (рис. 7) видно, что чаще всего клиенты получают рекламную информацию о турфирмах из таких источников как: интернет (25%), журналы и газеты (19%), раздача рекламных листовок (15%), радио (13%); реже получают информацию из таких источников как: уличная реклама (10%), реклама в транспорте (9%), телевидение (8%), почтовая рассылка (1%).