Переход на метауровень всегда обозначает ментальную модальность, так же, как и использование специальных терминов. Особенно этим грешат все люди науки, и многие психологи-теоретики, использующие специальную терминологию к месту и не к месту. Вот типичный пример. У меня есть знакомый, талантливый астролог. Он один раз ко мне пришел и стал говорить: «Ты знаешь, у моей жены большие неприятности». Я говорю: «Что случилось?» «Ты понимаешь, транзитный Плутон идет квадратом к ее Марсу и одновременно Юпитер встал в оппозицию к Луне и...» Я говорю: «Ну, а что случилось?» Он говорит: «Ну, как же ты не понимаешь, транзитный Плутон...» Он решил, что я его медленно воспринимаю, что я забыл ее карту. Я говорю: «Нет, а по существу что происходит?» «Ну, в больницу она попала, с работы ее выгоняют — это не так не важно, но ты понимаешь, Плутон!..» Вот это — ментальный план: переход на символический язык и апеллирование к абстрактным понятиям, как в известном анекдоте. Летит программист на самолете, командир объявляет: «Наш самолет терпит катастрофу, пристегните ремни, приготовьтесь к посадке в бушующий океан». Программист говорит проходящей мимо стюардессе: «А не проще ли перезапустить программу?»
Ментальная модальность — это рационализации, объяснения, интерпретации. Это может быть чрезвычайно эффективно, это может быть необыкновенно успокаивающе, а может быть очень жестоко — в зависимости от обстоятельств.
Ментальный план — это не только формальные языки, это еще и образы. Самые разнообразные образы, которые приходят к нам в голову — это тоже, так сказать, продукция ментального тела. «Это напоминает мне...» — дальше вы говорите, что это вам напоминает. «У меня есть ассоциация на эту тему», — это тоже продукт ментальной работы. Если вы слышите логические термины, то это тоже признаки включения ментального плана. «А я на это вам скажу...» — выражение «на это» — четко дает понять, что ваша точка сборки находится на ментальном плане. Человек в эмоциональном состоянии говорит по-другому: «Что вы мне на это возразите?» — «На это я тебе возражу: мерзавец ты!» Точка сборки во второй части реплики (выделенной курсивом) опустилась на астральный план, и дальше взаимодействие идет совсем по-другому.
|
Устойчиво выдерживаемая человеком ментальная модальность производит впечатление сильного гипноза и самогипноза. Есть доля истины в том, что рассудочные люди спокойнее: для того, чтобы успешно оперировать сложными ментальными конструкциями, надо находиться в относительно спокойном состоянии. И люди с сильным ментальным телом успешно успокаивают себя рационализациями. Однако они же совершенно беззащитны против ментального невроза, который возникает у них, когда их мысли начинают крутиться в определенной последовательности, образуя замкнутый круг, выбраться из которого они не могут, а перейти на метауровень тоже не получается, потому что абстракции следующего порядка совсем уже ничего не говорят по сути дела, и получается опустошительное для внутреннего пространства повторение одного и того же незавершаемого сюжета. Вследствие гипертрофии ментального тела нередко получается ментальный невроз, то есть в ментальном теле заводится паразит. Как с ним бороться? Во всяком случае, лучше не чисто ментальными методами. Если вам встретится на жизненном пути человек с мощной логикой, которая перережет пополам вашу собственную, то он и ментальное тело вам раскроит. А это, я вам скажу, удовольствие не из первых.
|
К ментальной модальности относится употребление слов как символов, не обязательно логических, может быть, просто абстрактных, например: «инцидент», «преамбула» — это такие абстрактные понятия, за которыми самими по себе, то есть без существенного уточнения, как бы ничего не стоит. Так пишутся научные статьи, где каждое слово имеет точно тот чисто ментальный смысл, который в соответствующей науке употребляется. Чем отличается от науки художественная проза? Там есть не только смысл, но еще и каузальная энергетика, то есть события. Вы читаете — и текст вас захватывает. Когда меня спрашивают, какое у меня основное занятие, и мне не хочется говорить, что я писатель, я говорю, что провожу сеансы массового гипноза. Потому что каждая книга, которую читатель читает так, что она его увлекает, так, что она становится для него событием хотя бы на время чтения — такая книга является для него гипнотическим инструментом, а не просто собранием слов и идей, которые чисто ментально что-то означают.
Для ментальной модальности обычно характерна однозначность понимания, точное дифференцирование значений. «В каком смысле вы употребили это слово? У этого слова есть три основных значения: такое, такое и такое». Это не просто реплика, обратите внимание, она мощно стягивает точку сборки на ментальный план. Если человек до того находился на каузальном плане, был в своем потоке, он скорее всего не думал о значении этого слова, и не помнил, что у него есть еще два значения, и, напомнив ему об этом, вы переводите его в ментальную модальность и сильно нарушаете его экзистенциальный поток (проще говоря — грубо сбиваете его состояние).
|
Частые жалобы мужчин и женщин в неудачных парных союзах состоят в том, что партнеру надо все объяснять словами. И не просто словами — ему надо объяснять, в каком смысле вы употребили данное слово. Это все, это — конец отношений. В семье, в личных отношениях надо сразу точно ловить значение употребленных партнером слов, уточняя их лишь в самых крайних случаях. Правда, при этом вы рискуете, что неправильно поймете партнера, и тогда приходится спускаться с каузального плана на ментальный и долго разбираться. Иногда последнее конструктивно, но если оно происходит постоянно, значит у вас или у партнера есть внутреннее сопротивление к нормальному межличностному общению, вследствие чего и происходит (чаще всего непреднамеренное) взаимное введение в заблуждение.
И еще несколько слов по поводу логики. Логика бывает личная и безличная. Я могу говорить: «Я понимаю так, по моей логике получается так». В этом нет ничего плохого, потому что по формальной логике, которая является фундаментом математики, не рассуждает никто. Мышление так или иначе всегда тенденциозно. Тенденциозны интерпретации, образы, ассоциации, логика — все они небезупречны, все не объективны. Поэтому если вы говорите, что ваша логика подсказывает вам следующее, то это нормально. А если вы говорите: «Объективно ты не прав, потому, потому, и потому», — то вы даете аргументацию, которая по сути, конечно же, тенденциозная и личная, но производит впечатление объективной, то есть вы подразумеваете, что партнер не прав с точки зрения Мирового Разума. Не больше и не меньше.
Для очень многих людей это распространенный способ говорить, и хотя сам человек об этом не думает, подсознанием партнера его слова воспринимаются именно так: пришел Мировой Разум, вселился в моего друга и теперь молотом меня по голове бьет. Борьба против этого обычно очень эмоциональна. Например, женщина говорит своему мужу: «С тобой невозможно иметь дело, ты всегда прав. Я когда тебя слушаю, мне хочется одного — удавиться». Перевести эту фразу в логическую конструкцию означает примерно следующее: позвонить мэру города и попросить, чтобы он закрыл все магазины москательных товаров (где продаются мыло и веревки). Поэтому когда человек ментального плана сталкивается с откровенно астральной реакцией, ему нехорошо. Он ее обязательно внутри себя уродует, неуклюже переводя на ментальныйязык. Как именно уродует, как именно он делает рационализацию эмоционально поданной ситуации, это вопрос его личного выбора, каждый делает это по-своему. Но постоянная привязанность точки сборки к ментальному плану фактически означает очень большую неадекватность человека, игнорирование им как более низких, так и более высоких тел.
Астральная модальность. Мы переходим к обсуждению астральной модальности. Она противоположна, насколько это возможно, модальности ментальной. Я могу привести пример из личной практики. Ко мне как-то на встрече с читателями подошла молодая женщина и сказала такие слова: «Я сейчас читаю вашу книгу «Тонкие тела». Мне так нравится! Там у вас такая логика — ух!» Как вы думаете, в какой модальности находилась читательница? В астральной, совершенно верно. Хотя семантически то, что было произнесено, казалось бы, чисто ментально, оценочно, и речь идет о логике. Но тут надо следить за состоянием человека. «Я переживаю», — находясь в эмоциональном состоянии, человек так не скажет. Это видно. Видно, что он переживает. Эмоция как таковая в момент ее переживания человеком практически не осознается. Это, если хотите, предмысль, то есть нечто, предшествующее мысли. Или это мономысль, чем-то напоминающая моноидею атманического плана. Мономысль, то есть некоторая абстрактная мысль, которая держится на эмоциональной подушке и чуть-чуть ее направляет. Мы говорим: эмоция гнева, эмоция радости, раздражения, умиления, ненависти, любви, ревности, удивления, скуки. Однако эти слова, когда речь идет об эмоциональном плане, обычно не расшифровываются. Астральная модальность означает, что они идут как общее обозначение направления эмоциональной волны. Астральное состояние человека есть переживание эмоции, а не ее осмысление, не ее оформление в более или менее удачных словах или действиях.
Приятие — неприятие. Это два принципиально разных эмоциональных состояния. Я подчеркиваю, не ментальных состояния, а эмоциональных — хотя ментальная открытость или закрытость также существенно влияют на процесс общения, но для человеческих отношений гораздо важнее эмоциональное приятие или эмоциональная открытость к другому человеку. Эмоциональному приятию обычно сопутствует эмоции сострадания, сочувствия, сопереживания. А эмоциональному неприятию сопутствуют равнодушие, безразличие, состояние, когда человек ставит стенку перед партнером.
Что характерно для эмоций? Они тормозят мысли. Когда человек одержим эмоцией, в его сознании остается лишь одна, в лучшем случае, мономысль, или вообще ничего. Когда он находится в сильной ярости, он даже не соображает, что он в ярости. Это состояние его переполняет, и он его переживает. Эмоции тормозят мысли, но в то же время они их в каком-то смысле поддерживают. Это своего рода первичный огонь, который служит основой для любого рассуждения, и если у мыслей человека нет эмоциональной поддержки, то они воспринимаются окружающими как плоские, выхолощенные, неинтересные, они никого не зажгут.
Итак, с одной стороны, эмоция дает некоторое, я бы сказал, поглупление. От счастья люди глупеют. От ревности обычно тоже. Когда человек ревнует, он абсолютно не воспринимает логику, ему просто плохо — и все тут. У него было что-то было интимно-свое, а его отбирают. Какая тут к черту логика! С другой стороны, над эмоцией образуется некоторая интегральная мономысль, которая как бы ее направляет. Я люблю! Ликую! Агрессирую! Вот пример, анекдот. Разговаривают два украинца.
— Грицько, ты чуял, як москали пыво кличут?
— Як?
— Пиво!
— Як, як?
— Пиво!
— Поубывав бы!
Вот это «поубывав бы» — символ эмоции агрессии. Герой анекдота совершенно не имеет в виду, что он реально взял и стал бы убивать «москалей» на физическом плане. Совсем нет. Его слова — не более, чем символ его эмоционального состояния.
Что характерно для эмоции? Невербальное переживание, когда видно, что с человеком что-то происходит, плюс восклицание — реплика в два-три слова плюс энергичная мимика. Реплика короткая, причем не очень осмысленная, но вот несущая определенную мономысль. Примеры: Ух! Ах! Ой! Уф! Ура! Ой, больше не могу!
Если вы слушаете другого человека, слушаете, а потом вас переполняет эмоция отрицания, вы блокируете всякое взаимодействие и говорите: «Ой! Больше не могу!» Эта реплика звучит в отчетливой астральной модальности. Вы не мотивируете, не объясняете, что не можете потому, потому и потому. Вы просто не можете — и все!
Эмоция часто выступает как индикатор качества общения. Была в диалоге эмоциональная наполненность, и вдруг, раз — и как будто весь воздух вышел. Нет запроса. Я продолжаю разговаривать с человеком, но эмоциональное напряжение, которое было в разговоре (астральная поддержка), куда-то исчезло — или я что-нибудь ляпнул, сам того не заметив, или произошло что-то еще, но интереса у собеседника уже нет. Значит, что-то надо менять, что-то надо делать. Если вы обратили внимание на этот эмоциональный момент, вы можете своевременно сделать выводы. Если же вы поглощены, например, ментальным планом: о чем-то рассуждаете, что-то объясняете, и не чувствуете, что астрального наполнения, эмпатического взаимопонимания уже нет, — значит, вы потеряли партнера. А он потерял вас.
Разочарование, неудобство, неудовлетворенность, общее ощущение некомплементарности: что-то не стыкуется, что-то не так, — все это чисто эмоциональные переживания, так же, как ощущения, что получилось некрасиво, неуютно, некомфортно. Все это не мысли, а эмоциональные ощущения, которые по существу являются тонкими индикаторами, дающими возможность ориентироваться в очень сложных межличностных ситуациях и вовремя на них реагировать.
Часто первое ощущение, что что-то происходит не так, идет не с каузального плана, а именно с астрального. Однако когда точка сборки внезапно туда опускается, то многие люди это обстоятельство не фиксируют и пытаются его проигнорировать, даже если это для них очень острое и отчетливое ощущение. Например, вы разговаривали о чем-то, были увлечены, звучали свои и чужие интересные мысли, и вдруг что-то произошло. Непонятно, что, в словах этого сразу не выразишь, но вы чувствуете какой-то провал. Вам плохо. У вас куда-то вышел астральный воздух и вам неуютно. Вам, можно сказать, некомплементарно. Разные люди по-разному реагируют на такие обстоятельства, но единственное, чего нельзя делать — нельзя их игнорировать. Надо что-то сделать, надо понять, среагировать. Это очень острый сигнал.
Любое действие, то есть каузальное поведение, а тем более буддхиальная программа, обязательно несут в своей основе эмоцию. В обычной жизни тонкие планы мигают как на светофоре: то одна лампочка зажжется, то другая. И в тот момент, когда вы ведете свою программу, а ваше состояние опускается на астральный план, обратите внимание, какая идет эмоция. Когда люди спрашивают, как познать себя, как себя понять, то ответ один. Единственный честный индикатор — это ваше эмоциональное состояние. Конечно, человек может заблуждаться на всех планах, можно себя обманывать и на эмоциональном плане тоже, но это труднее всего, это наиболее четкий индикатор.
Обычно эмоция описывается единственным словом, но оно поддержано очень мощной энергетической (астральной) волной. Забрать себе, вырвать с корнем, разнести в клочья, разрушить, обнять, поцеловать, окружить заботой, ассимилировать в себе, убежать, спастись, создать… Подумайте обо всех этих словах как об индикаторах эмоциональных состояний, а не как об абстрактных символах ментального плана. Тогда вы начнете лучше понимать других людей. Конечно, человек может употреблять слова, находясь на любом плане, то есть точка сборки при этом у него может быть на любом плане. Например, слово «убежать» может звучать на буддхиальном плане, как программа: «Я всеми силами стараюсь избегать этически неприятных для меня ситуаций». А для другого человека за словом «избегать» может стоять вполне конкретное содержание, в частности, конкретное каузальное избегание, и, возможно, ментальное тоже. Но если он говорит об «избегании» на эмоциональном плане, это значит, что его уже «достали», что он уже переполнен негативным отношением, и всей душой, что называется, рвется прочь: «Я всей душой избегаю этого общества!»
Астральная эмпатия. Эмпатия, то есть эмоциональное сопереживание, для неопытного наблюдателя часто совершенно незаметна. Разговариваете вы с человеком о его делах, то да се, вроде бы на ментальном плане находитесь: рационально ему что-то советуете, обсуждаете варианты поведения, интерпретируете. И вдруг вы чувствуете: жить не хочется, вам плохо, у вас ощущение, что к вам прикрепили тяжелый чугунный якорь и вы идете на дно, причем это состояние не ваше. Значит, вы незаметно для себя эмпатически поймали его состояние и теперь вынуждены его переживать внутри себя. Характерный признак астрального включения, то есть спуска точки сборки на астральный план — это состояние, о котором говорят, что человек «завелся». Например, у вас идет какой-то разговор, который вы хотите провести аккуратно, четко, разговор деловой, каузальный, может быть, даже буддхиальный; вы хотите, чтобы все точки зрения были по возможности объективно согласованы, и вы говорите, убеждаете, а потом что-то вас задевает за живое, и вы, что называется, заводитесь: начинаете злиться, теряете контроль за своим поведением. Это значит, что произошел астральный провал. Что в этой ситуации делать? Во всяком случае, не продолжать обсуждение на повышенных тонах. Это очень грубая ошибка. В принципе надо как-то успокоиться, например, вдохнуть поглубже, а потом выдохнуть всю эту ситуацию в свое внутреннее «я». Оно вам выдаст квант спокойствия и внутренней поддержки. Если же вы, находясь во взведенном состоянии, обсуждаете тонкие программы, то вы отравляете свои высшие тела низшими вибрациями астрального плана, и последствия будут очень тяжелыми.
Речь в астральной модальности обычно лапидарная: одно — два слова, сказанные с очень большой экспрессией и никакого разворачивания темы, а вместо того — напряженная пауза. Длинная речь в астральной модальности, как правило, сбивчивая, нелогичная. Это чаще всего эмоциональные всплески, сгустки мировоззрения, эмоциональные оценки. О примерах подумайте сами.
Телесное поведение. Для астральной модальности характерны частое дыхание, сверкание глазами, выразительные жесты, метания в пространстве.
И теперь у нас остались еще две модальности тонких планов: эфирная и физическая. Они относятся, казалось бы, к совсем плотным материям: эфирная модальность связана с тем, что называется биоэнергетикой, это то, как нам дано ощущение своего тела и внешнего пространства, а физическая модальность представляет тело как таковое, как объект плотной среды. Однако в психологии эти модальности играют большую роль — по той простой причине, что они являются фундаментом всего здания нашего оккультного организма, то есть целостного набора из семи тонких тел, и на них завязаны абсолютно все наши психические процессы. Соответственно, и в жизни соответствующие модальности чрезвычайно важны, хотя в нашей культуре они в большой степени презираются и отвергаются. Однако признать всю их важность — это значит в очень большой степени перевернуть имеющуюся культуру, которая ставит ментальное тело на место атманического, а низшие три старается вовсе проигнорировать. Но я надеюсь, что в будущем возобладает более здравая точка зрения, которую я в своих работах и пытаюсь отстаивать и развивать.
Эфирная модальность. Эту модальность еще называют кинестетической. Это переживание, ощущение тела глубинного или общего порядка. Вот мы гладим маленького ребенка, он такой шелковый на ощупь, такой мягкий, с таким хорошим упругим жирком, шелковой кожей и мы говорим: «Какой ты сладкий!» В эфирной модальности идет переживание тела после бани, физическая лень, когда невозможно подняться с места, расслабление физического плана, кайф, который мы испытываем после хорошей еды и в объятьях любимого человека, который нас гладит и трогает, и нам это очень приятно и мы ощущаем глубокие телесные переживания, которые, как правило, не локальны, а, так сказать, растекаются по телу в целом. Физическое тело всегда как-то локализуется, а эфирные ощущения — более интегральны.
Отрицательные эфирные переживания нередко связаны с утерей человеком своей «физической» целостности: тогда он говорит, что весь «разобран», что у него все тело расползается на части, голова раскалывается, и тому подобное.
К эфирной модальности относятся еда, пищеварение и секс как переживания человека. Обратите внимание: есть эфирный взгляд на эти процессы, а есть физический. Физический — это еда как таковая. Вот, например, салатик — из чего он состоит, какие у него компоненты, как его резали, и прочее. Эфирный взгляд на еду — это то, что я чувствую, когда ее пережевываю, перевариваю. Есть люди, которые очень к этому чувствительны. Точно так же они обычно чувствительны к своему состоянию, например, во время бега, во время физической нагрузки, во время сна и т. д. Эти виды чувствительности соответствуют положению точки сборки на эфирном плане. Сюда же относятся переживание плотности тела, упругости тела и окружающей среды. Иногда я употребляю выражение «полная психическая упругость». Это эффект, когда человеку что-то говоришь, как-то на него воздействуешь, а потом несколько позже с ним встречаешься и выясняется, что коэффициент полезного действия равен нулю. Какой он был, точно такой и остался. Я думаю, у всех у вас есть знакомые такого рода, «хоть кол на голове теши» называются. Это психическая упругость. А само понятие упругости происходит из эфирного плана, и именно к нему относится.
Какие слова характерны для эфирной модальности? Гладкий, нежный, вкусный, плотный, упругий, пушистый, мокрый, шершавый — какой еще? Какие еще слова употребляются в эфирном значении? Подумайте дома. Я когда-то переводил нейролингвистическое программирование на русский язык: взял фразеологический словарь и выписывал оттуда выражения, соответствующие кинестетической модальности. У меня получились два больших листа кинестетических фразеологизмов (часть 4, лекция 6). И этим надо владеть, если вы хотите взаимодействовать с клиентом, у которого все основные переживания находятся в кинестетической модальности.
Акцентуация тела. Когда входит человек кинестетической акцентуации, у которого точка сборки находится на эфирном теле, это видно не только и не столько по его словоупотреблению, это видно по его движению в пространстве. Вот он усаживается в кресло, он в него садится, и у вас возникает полное впечатление, что они сливаются, и образуется одно такое существо: креслочеловек. Или, например, иногда я лежу на диване, и мне необыкновенно трудно с него встать. И не потому, что я ленив, а потому, что я чувствую, что диван просто в полном восторге от соприкосновения со мной. И из него вытягиваются мягкие диванные лапы, которые меня со всех сторон обхватывают, и он ими меня к себе прижимает. И если я встану резко, он просто обидится, это будет грубо с моей стороны. Это кинестетическое переживание.
Если человек говорит: «Я весь дрожал, у меня подкосились ноги», — то это не только метафора, это еще и прямое описание его эфирных переживаний.
Если человек эфирно настроен, то, когда вы берете его за руку, когда вы с ним обнимаетесь, или, допустим, целуете его (ее) в щеку, он (она) считывает с вас огромное количество информации. Вы даже не подозреваете, сколько. И в первую очередь эфирно считывается уровень вашей открытости, уровень доверия, который к вам можно испытывать. И у эфирно-ориентированных людей надо этому учиться, потому что если астральное почти тело не врет, то эфирное — наш основной индикатор. Например, на группах гимнастики у нас есть такое упражнение. Сесть с другим человеком спина к спине, голова к голове, и просто расслабиться. Или сделать то же самое стоя: прислониться спина к спине, ноги чуть выставить вперед, найти равновесие и расслабиться. И с каким-то человеком вы спокойно сядете (встанете), у вас пойдет сильное торможение и вы почувствуете расслабление и комфорт, ощутите себя более комфортно, чем в кресле. А с кем-то другим вы почувствуете резкое беспокойство, вам захочется развернуться к нему лицом, — хотя конфликта у вас с ним может и не быть. Однако такова ваша эфирная реакция, и ее нельзя игнорировать как несущественную — психика, подсознание этого не прощают.
Есть люди, для которых эфирная модальность — это основная модальность, в которой они живут, и лишь через нее они воспринимают все остальное. Недаром во всех народах ритуал совместного поедания и, соответственно, переваривания пищи — один из самых ответственных. Подумайте, почему? Если вы — профессиональный психотерапевт, вы должны научиться не только есть похоже на то, как это делает другой человек (например, ваш клиент), но и переваривать пищу в одном с ним ритме. Пережевывать и переваривать. И когда вы научитесь такой эмпатии, такой зеркальности, то можете считать, что эфирная модальность вами частично освоена.
Физическая модальность. Вообще она воспринимается в нашей культуре как грубая и невоспитанная. Конкретное тело — это не комильфо. Не ковыряй в носу, не показывай язык, не чешись, не потягивайся — веди себя прилично! Невозможность потянуться на обществе — огромное неудобство для человеческого тела. Помните наши упражнения, когда мы отводили локти назад и вперед? Это же совершенно неприличный в обществе жест! Попробуйте, вытяните руки вперед, как можно дальше вперед и покрутите плечами: одно вниз, затем другое. У вас должны растянуться мышцы между лопатками. А теперь отведите локти назад, как можно дальше назад и так же покачайте плечами вниз-вверх. Что о вас подумают, если вы станете так тянуться на обществе? А теперь прислушайтесь к своим эфирным ощущениям, а также астральным. Вам стало полегче? А теперь представьте, что о вас подумают культурные люди, если вы такое себе позволите в обществе. Они сочтут, что вы распустились выше всякой меры, что вы сейчас снимете с себя брюки или юбку и в голом виде что-нибудь непотребное сделаете. Потому что потягивание — это первый шаг к непристойности.
Физическая модальность — это в очень большой степени тело как символ. Например, ваш ребенок сделал что-то хорошее, правильное. Вы его гладите по голове. Вы не гладите его по голове эфирно. Вы не стараетесь, чтобы ваша эфирная рука, ваше биополе вошло внутрь всего тела и по телу бы прошло, нет, вы делаете как бы официальный жест, вся ваша энергетика находится в пределах вашей ладони, не проникает в глубину. Это формальный официальный жест. Так же вы здороваетесь за руку. Вы можете ее потрясти, можете положить сверху другую руку — но эфирного взаимодействия здесь не происходит, идет чисто ритуальное физическое соприкосновение, не глубже, чем на поверхности кожи. Здесь вы отвлекаетесь от своих собственных ощущений, информация не транслируется, тело выступает как символ, производятся ритуальные жесты. Но как бы вы посмотрели на мужчину, который подошел ни с того, ни с сего к вашей жене и ее обнял? Это вообще недопустимо — но возможно, если это момент встречи или расставания между близкими знакомыми. Ритуальный момент полностью выключает эфирную чувствительность, и остается тело как символ. Почему детям нельзя давать современные книги по сексуальной жизни? Потому что они написаны на чисто физическом плане. Растопырь коленки под таким-то углом, вставь свой орган на такую-то глубину — и полный вперед! Однако секс не есть физическое переживание. Это в первую очередь эфирное и астральное переживание, а с возрастом включаются и более тонкие тела, до атманического включительно. Поэтому все, что касается физического плана, в обсуждении сексуальных взаимодействий должно выступать как нечто сугубо вспомогательное, а не как основное.
Жесты. Когда точка сборки находится на физическом плане? Это в первую очередь ритуальные и указательные жесты, ситуации, когда я своими жестами показываю реальный предмет. Вот шкаф (руки показывают его контуры), вот змея ползет (рука показывает извилистое волнообразное движение). Здесь отношение к телу, я бы сказал, материалистически-хирургическое. Сантиметры, килограммы, все эти медицинские диагнозы: у вас опущение почки, у вас грыжа межпозвонковых дисков, и т. д. Я сейчас не хочу касаться темы целительства, но замечу, что можно жить и с опущенной почкой, можно жить и с такой грыжей межпозвонковых дисков, что, с точки зрения врачей, надо срочно ложиться на операцию, а человек живет себе и не тужит, и вообще не подозревает, что у него в пояснице что-то не так — эфирно он здоров, а для жизни это главное.
Физическое тело как таковое — объект интимных шуток, поддразниваний, когда, например, мы обращаем внимание на конкретные формы и ничего больше за этим не стоит. Еда как физический акт. Пищу надо тщательно разжевать, столько-то раз прожевать на каждом зубе, как меня в детстве учили, и лишь потом проглотить, потом этот пищевой комок попадает в желудок, где в него впрыскивается желудочный сок, потом еда частично переваривается, и дискретными конусами попадает в двенадцатиперстную кишку, где обрабатывается соком поджелудочной железы и т. д. Вот это все — такое отношение к телу — характерно для физической модальности.
Или, другой вариант, отношение к связкам и мышцам. Сейчас модно не только качать мышцы и мерить объем бицепса, талии, груди и т. д., но и растягиваться. И вот идет человек в тренажерный зал и несет с собой линеечку: пытается сесть в шпагат и меряет расстояние от паха до земли, в сантиметрах.
Как по жестам человека определить, что он находится в физической модальности? Это видно по тому, что он полностью поглощен физическим планом. Вот он порезался, вот у него такой вот разрез, течет кровь, он говорит: «Ах, кровь течет!» — и падает в обморок. Это астральная реакция. А если он скажет: «Ой, болит!» — это какая реакция? Эфирная, конечно. Это интегральное ощущение. А что такое физическое переживание? Однажды знакомая барышня очень грустным голосом мне сказала: «Хорошо вы, мужчины, живете! У вас нет проблемы — брить ноги, или не брить». Вот это — акцентуация физического плана.
Я должен сказать, что проблема растительности на женском теле, знаете, усики такие бывают небольшие, или волосы на ногах, весьма распространена. Кто-то со своими лишними волосами борется, кто-то горюет по этому поводу и не борется, кто-то борется, но время от времени, в зависимости от сезона. У такой борьбы по видимости очень сильная акцентуация физического плана. Но на самом деле, психологически, никогда речь о нем не идет, в действительности человека волнуют более высокие планы, но он вытесняет их проблемы в подсознание. У меня была знакомая, у которой были даже не усики, а буквально два-три волоска на верхней губе. Но они были какие-то антипатичные. Я на нее смотрел и никак не мог понять, каким способом человек этого эффекта добивается: волоски как волоски, а почему такой у них вид неприятный? Потом в какой-то момент она меня спросила (и тут до меня стало что-то доходить): «А что, вот эти мои волоски на верхней губе, они очень противные, да?» Я сказал: «Ну, что ты, о чем ты думаешь, просто в прошлом воплощении ты была кошкой и у тебя были пышные усы, а теперь, так, легкое воспоминание!» И эта моя шутка сняла ей на время психологическое напряжение. Потом я встретился с ней через пару лет, как-то она, видимо, распорядилась с этими волосками, их не было. Я поразился разнице, это было что-то удивительное. Верхняя губа стала просто другая. Так вот, о чем это говорит? О том, что у нее были некрасивые волоски? Нисколько. Однако она на эти свои волоски навязала огромную отрицательную астральную сущность, которая чуть-чуть напрягла мускулатуру верхней губы и изменила в неприятную сторону выражение рта. Можно сказать по-другому: ее неприязнь (эмоциональная) к своим волоскам (а на самом деле — к какой-то части своей личности) зацепилась за них и на них повисла. Вот что такое физическое тело, и вот что такое отношение к нему.