Гуманитарные модальности 1 глава




Эгрегориальная модальность. Следующая модальность — эгрегориальная. Она не относится к числу базисных, но в человеческих взаимодействиях очень важна. Когда человек что-то говорит или делает, он может иметь в виду, что он это делает как бы от себя лично, а может подразумевать, что он делает это, например, в интересах своей семьи, или в интересах пары, то есть стоять на позиции: «Я делаю это для нас двоих». И это совсем другое, чем если он это делает для себя. Можно что-то делать в интересах семьи, можно что-то делать в интересах истины, в интересах Вселенной, если хотите, или, более скромно, в интересах своей фирмы, своего рода, своего города, своего народа, человечества. Вот ученый — он трудится, открывает законы природы, затем внедряет свое открытие — в чьих интересах он трудится? Тут надо смотреть. Если он имеет в виду внедрение своего открытия в рамках своей страны, в целях повышения ее конкурентоспособности, то значит он служит эгрерору своего государства. Если он не имеет в виду брать патент, а открывает истину для всех — как, например, открывал Ньютон закон тяготения — он трудится на эгрегор человечества в целом. Так вот, эти модальности служения, как правило, человеком подразумеваются, осознаются им лишь наполовину или не осознаются вовсе, но всегда очень выразительно окрашивают то, что с ним происходит. В простейшем варианте можно различать две основные эгрегориальные модальности, которые можно назвать личной и общесоциальной, или субъективной и объективной.

Объективная модальность, особенно с претензией на истину, иногда жутко обидна. Представьте, вы говорите своему знакомому: «Мне не нравится, как ты сегодня выглядишь!» Это субъективная модальность. Но вы можете сказать и по-другому: «Как ты сегодня плохо выглядишь!» Слова, вроде бы, почти те же самые, а модальности — противоположные. Когда вы говорите: «Как ты сегодня плохо выглядишь», — это значит, что человек объективно плохо выглядит, и с этим согласится любой, кто бы на него ни посмотрел, — другими словами, ваша фраза построена так, как будто через ваши глаза и уста смотрит и глаголет все человечество. И вы тем самым наносите человеку мощный удар. По моим наблюдениям, многие межличностные конфликты связаны с тем, что люди очень не любят употреблять субъективную модальность вместо объективной, когда по сути, стоило бы это сделать. Особенно это распространено в этических вопросах, когда другой человек говорит вам, что ему не нравится, как вы поступили, но выражает это не лично, а как бы глазами широкой общественности, человечества в целом или даже Бога, сотворившего Вселенную. Такому человеку хочется задать вопрос: «А что, у тебя есть претензии на то, что ты все знаешь, все видишь насквозь, в том числе все хитросплетения мировой кармы и моей личной судьбы, если ты берешься судить о том, что перед глазами Божественной этики я веду себя не так?» Можно сказать другому человеку: «Ты поступил плохо», — если вы глубоко вошли в обстоятельства жизни этого человека, видите его насквозь, видите все особенности его кармы и можете выступать в роли практического духовного учителя на уровне Будды. Обычно, однако, говоря эти слова, человек имеет в виду нечто гораздо меньшее, а именно, что ему не нравится то, что вы сделали. Но, как правило, он выражает это неадекватно, и говорит так, словно через него транслируется мировая мудрость. Это всего лишь маленький поворот фразы, но вы подсознательно понимаете этот акцент очень четко, обижаетесь, и, главное, перестаете его воспринимать как адекватное лицо. Кто он, в самом деле, такой, чтобы говорить вам всякие гадости от имени всего человечества или даже Бога?

Еще пара гуманитарных модальностей — это прямая и косвенная модальности. Типичный пример — извинение. Есть люди, и их довольно много, которые органически не умеют извиняться. Точнее, они вам скажут, что не умеют, а на самом деле они это очень не любят и не хотят этого делать. И в какую бы неприятную для себя ситуацию такой человек ни попал, как бы она ни требовала извинений, из него слов «Извините, я был неправ!» — не вытянешь никакими силами. Кстати, американские социологи проводили исследование, какую фразу мужчина и женщина произносят с наибольшим для себя трудом, с наибольшими моральными издержками. И для мужчин это оказалась именно эта фраза: «Извините, я был неправ». И тогда идут в ход косвенные извинения, которые порой бывают ужасно забавными. Человек совершенно меняет тон, он начинает говорить подобострастным голосом и каким-то образом косвенно пытается загладить свою вину. Типичный ход — он начинает говорить с вами об обстоятельствах вашей личной жизни: «Как там твоя жена поживает?» — или что-нибудь в этом роде. Прямо он извиниться не может, но зато меняет свое поведение в целом, ясно давая вам понять, что дает задний ход.

Все мы в социальном общении в том или ином виде выступаем во всевозможных ролях, но те роли, которые для нас наименее приемлемы, мы играем косвенным образом. И это для профессионального психолога очень важный момент. Глядя на то, что человек делает подчеркнуто косвенно в ситуациях, когда это надо было бы сделать прямо, психолог может многое сказать о том, что происходит в подсознании.

Свободновынужденно. Каждый человек, находясь в той или иной ситуации, подсознательно или полусознательно ощущает: он делает вынужденные ходы (вынужденно отвечает, реагирует, действует), так как ситуация ставит его в безвыходное положение, и тем оправдывает его поведение. И эта вынужденность его как бы морально раскрепощает, то есть он позволяет себе такие вещи, которых он себе обычно не позволит. С другой стороны, у каждого человека бывают состояния, когда он субъективно, психологически ощущает себя свободным, и это состояние во всех отношениях отличается от вынужденного. Вот типичный пример из сферы межличностных отношений.

Жена наседает на мужа, требуя от него чего-то такого, что, он чувствует, делать никак нельзя. Она говорит: «Ну, возьми отгул завтра на работе!» Он ей объясняет (или не объясняет, зная, что безнадежно), что завтра на работе ответственная встреча, от которой многое зависит, и никак завтра отгул брать нельзя. А она нажимает, у нее есть какие-то свои причины, какие-то родственные обстоятельства, то, се. Возникает некоторое напряжение, однако она на него продолжает давить, не обращая внимания на тонкие сигналы, которые он ей дает, и которые обозначают, что она согласия не получит. Кстати говоря, обычно в таких ситуациях грубость сразу в ход не идет. Сначала обычно идут тонкие сигналы, особенно от физического тела, на лице появляется определенная мимика, в движениях обнаруживается жесткость, меняется поворот шеи, она закрепощается и т. д. Однако жена не обращает внимания на эти тонкие сигналы, идущие от мужа, она в своем потоке. И в конце концов, выведенный окончательно из терпения ее настырностью, он ей в какой-то момент говорит: «Знаешь, что я тебе скажу? Ты дура!»

Такие сцены могут повторяться. Они могут повторяться раз в неделю, могут — два раза в неделю. Потом она придет к терапевту или просто будет жаловаться подруге, что муж ее ни в грош не ставит, дурой считает. А на самом деле, считает он ее дурой? Нисколько. Особенность ситуации заключается в том, что слова «Ты — дура» — это его вынужденная защита. Он знает, что когда он это скажет, она все-таки отвяжется. То есть он это говорит, находясь в вынужденной модальности, как бы в ответ на ее слова, в ответ на ее поведение. Он совершенно не имеет в виду, что она вообще дура, но объяснить ей это практически невозможно, и если он начнет ей это объяснять, то она не поймет. Это может объяснить человек со стороны, профессиональный психотерапевт, и то ему для этого придется потратить очень много сил, потому что слова-то повторяются, образ создается, и пробиться сквозь этот образ очень трудно.

Следующие важные психологические модальности это модальности просьбы, требования и приказа. У большинства людей, кто попроще, такой модальности как просьба вообще не существует, то есть прямое проявление их воли выглядит обычно как требование или как приказ. Но фактически этот человек иногда имеет в виду (внутренне), что он просит, однако его просьба внешне выглядит как требование — например, слово «пожалуйста» в определенных кругах не употребляется. Когда такой человек действительно требует — это приказ, а если это приказ, он еще поорет, или кулаком по столу ударит. Но это не значит, что у него внутри нет правильной иерархии этих модальностей. Она есть у каждого человека, каждый человек в какие-то моменты своей жизни просит и даже униженно просит — а вот как это внешне выражается, за этим стоит понаблюдать.

Обидаблагодарность. У разных людей существуют очень разнообразные средства выражения того и другого, и путаница здесь бывает очень большая. Подумайте об этом сами.

Жалобахвастовство. Рассказывают такую историю. Одна молодая женщина, выходя замуж, сказала: «Меня никто, кроме мужа, не целовал!» На что ее старшая подруга спросила: «А это ты что — жалуешься или хвастаешь?» И действительно, несмотря на то, что жалоба и хвастовство по своему смыслу, казалось бы, противоположные вещи, тем не менее в жизни, в бытовых ситуациях часто человек по виду-то жалуется, а на самом деле (психологически) хвастается. И для психолога путаница человека в этих модальностях — тоже признак большого неблагополучия и того, что в его подсознании недалеко скрывается существенная проблема.

Модальности тонких планов

И, наконец, рассмотрим модальности тонких планов. Эта тема в действительности весьма актуальна, и не в последнюю очередь потому, что к терапевту часто приходят люди эзотерически, оккультно продвинутые. И они видят такие вещи, которые сам терапевт не видит и даже не подозревает, что они существуют. Я помню, у меня училась астрологии одна дама — профессиональный психотерапевт, причем работала она с сумасшедшими. Попутно с астрологией я рассказывал кое-что об эзотерике. Она примерно год у меня проучилась, а потом сказала, что стала гораздо лучше понимать своих пациентов, когда, например, они приходят к ней, смотрят заботливыми глазами и говорят: «Вы знаете, дорогая, у вас сегодня ментал сильно перекошен». Но кроме этого, кроме чисто практического, так сказать, приложения, давно (и не только мной) замечено, что эзотерическая премудрость, тайное знание, будучи переложено на психологический язык, дает ему очень многое. И вот я сегодня попытаюсь одну из этих тем для вас раскрыть.

Я расскажу вам о модальностях тонких планов. Те, кто читал мою книгу «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» или «Тонкие тела» из серии «Каббалистическая астрология», те, наверное, лучше поймут то, что я буду рассказывать. Но я буду рассказывать так, как будто бы вы этих книг не читали.

 

В эзотерике существует деление человека как единого существа, оккультного организма, на семь тонких тел. Соответственно, в мире (проявленной Вселенной) рассматриваются семь тонких планов. Сверху вниз, то есть от более тонких к более плотным, они называются так:

атманическое тело (Атман — это индивидуальный дух);

буддхиальное тело (иногда говорят буддхическое; буддхи — это высший разум на санскрите);

каузальное тело (еще его называют причинным);

ментальное тело;

астральное тело;

эфирное тело;

физическое тело.

Таким образом, у каждого человека есть семь тонких тел, а в мире есть семь соответствующих планов. И в каждый момент времени точка сборки человека, то есть его центр восприятия, находится на одном из этих семи планов. В зависимости от этого, то есть от того, в каком состоянии человек находится, он совершенно по-разному воспринимает мир и выражает себя. И правильно понять человека, не понимая, какая из модальностей тонких планов в данном случае у него активна, совершенно невозможно.

Я сейчас вам попытаюсь описать эти модальности, а потом мы с моей ассистенткой разыграем маленькую сценку, и вашей задачей будет определить, кто из участников в какой модальности находится. Поэтому слушайте внимательно.

Атманическое тело. Если сказать совсем коротко, то атманическое тело — это вместилище индивидуального духа. Во внутренней жизни — это главный и единственный идеал человека, который пронизывает все его ценности и, в идеале, все его жизненные события и процессы. Во внешней жизни это то, что называется «жизненная миссия» или, по-русски, судьба, то есть та общая идея, которая охватывает все стороны жизни человека, все события, все его ценности и все жизненные программы и соединяет их воедино.

Буддхиальное тело — в нем находится то, что мы называем словом «идеалы» или «ценности». Сюда относятся добродетели и пороки, то есть положительные и отрицательные душевные качества, а также жизненные позиции человека — это в плане его внутренней жизни. Во внешнем плане буддхиальному телу соответствуют все длительные жизненные программы, которые человек исполняет.

Например, это программа обучения, освоения профессии, когда ему требуется пять-десять лет, чтобы ее хорошо освоить. Или, другой пример, у женщины рождается ребенок, и вместе с ним возникает программа его выращивания и воспитания. Некоторые буддхиальные программы имеют отчетливый срок, некоторые им не ограничиваются, но все они длительны и важны для человека.

Каузальное тело — в нем в первую очередь отражаются конкретные события жизни человека, его действия, поступки, недлительные (локальные) переживания, длящиеся день, два, три. Каузальное тело это то, что наполняет нашу обыденную жизнь; на внешнем уровне — это, прежде всего, поступки, конкретные действия.

Ментальное тело — это тело мысли. Однако оно содержит не только те мысли, которые человеком осознаются. И вообще, что такое мысли, вопрос в нашей культуре еще открытый. К проявлениям ментального тела относятся наши мыслительные процессы, наши модели, наши представления, наше символическое мышление. Но кроме этого, к ментальному телу относится, например, регулирование жизни физического тела, то есть управление всей физиологией. Скажем, вы берете в рот кусок и начинаете его жевать. При этом сначала у вас во рту выделяется определенный сорт слюны, потом вы чувствуете, сколько раз вам надо прожевать ту пищу, которая вам попала в рот, потом в желудке выделяется определенный желудочный сок, в зависимости от того, что вы съели, — все это требует большой ментальной работы, хотя и неосознаваемой, но, тем не менее, нужной.

Другой пример: горнолыжник едет по склону. В каком-то смысле его ум занят: он регулирует спуск. Ученые посчитали, что если смоделировать деятельность мозга, то выбор оптимального пути по трассе по сложности существенно превосходит возможности современных компьютеров. Другими словами, сделать робота, который бы с такой же ловкостью ехал на горных лыжах, практически невозможно.

Итак, ментальное тело регулирует мышление, астральное тело связано в первую очередь с эмоциями человека, а эфирное — с его ощущениями, которые иногда называют «физическими», но это не вполне точно.

 

В каждый момент времени точка сборки человека, то его центр его восприятия, находится в одном из его тонких тел. И воспринимая любой объект, какой-то фрагмент мира, человек подсознательно настраивается на один из семи тонких планов. И оба эти момента, то есть где находится восприятие человека и куда он направляет свое внимание, обязательно должны учитываться психотерапевтом.

А теперь давайте рассмотрим модальности тонких планов более подробно.

Атманическая модальность. Когда мы можем сказать, что человек находится под преимущественным воздействием атманического тела? Это как бы харизматическое состояние, выражающееся в том, что человеком владеет некоторая моноидея достаточно абстрактного свойства, которой он полностью поглощен, то есть всего остального для него не существует. И эта идея, с его точки зрения, заменяет ему все, заключает в себе весь его мир и всю его жизнь. Через ее призму он воспринимает абсолютно все остальное. Есть люди, у которых эта моноидея достаточно четко выражена, и когда они начинают включаться в эту идею, их глаза загораются ярким светом, который воспринимается окружающими как определенная неадекватность. Все основные мировые ценности, которые в настоящий момент нам предлагает человечество, находят своих выраженных адептов. Любовь, секс, власть, деньги, страдания, жертвенность, работа, помощь другим, нигилизм, катастрофы, смерть — все эти идеи у некоторых людей настолько акцентированы, что буквально пропитывают всю их жизнь. Есть, например, люди, для которых нет в мире ничего, кроме катастроф, и они катастрофят абсолютно всегда.

Первый раз в жизни я услышал это слово — «катастрофить» — не так давно, но оно вошло в мой лексикон. Ко мне пришел как-то руководитель психологического семинара, рассказывал, что они там делают в первый день, второй, третий — «а потом, на пятый день, — сказал он, — мы катастрофили». Так вот, есть люди, которые катастрофят не только в психологической группе на пятый день, а постоянно, всегда.

Есть люди, которые всегда страдают, и заметьте, что это далеко не одно и то же. Есть люди, которые находятся в постоянном состоянии катастрофы, но при этом страдания у них на самом деле нет, это для них нормальное состояние. Есть люди, которые всегда думают о деньгах. Или есть люди — своего рода профессиональные революционеры. Им надо все разломать, и на что бы они ни смотрели, они ждут, что оно сломается, или ломают это сами.

Какова при этом цель? Когда человек находится в атманической модальности, то цель, которая им владеет, никогда не конкретна. Это цель высшая, несколько абстрактная. Это свет некоторого идеала. Как говорят идейные бабники: со всеми женщинами не переспишь, но к этому надо стремиться. И когда он об этом говорит, у него в глазах зажигается, словно прожектор, характерный атманический свет — иногда его называют харизматическим.

Обычно, когда человек находится в атманической модальности, то речь идет о тотальной организации его жизни или о человечестве в целом — ни на что меньшее человек не рассчитывает. Например, приходит ко мне незнакомый читатель, эзотерик, и рассказывает о себе: «В нашей группе пять человек. Мы занимаемся программой галактического единства». Вот это атманический план, атманическая модальность.

Для атманической цели характерно, что она, как правило, обесценивает все, что с ней прямо не связано, все, что ей не озарено. Есть, например, люди, которые считают, что главное в жизни — это любовь. Если этот взгляд поднимается на атманический план, то ситуацию, в которой любви нет, человек вообще не воспринимает. Этой ситуации для него не существует. Или, если он конструктивно настроен, он в эту ситуацию приходит, но думает только о том, что в ней любви не хватает, что надо бы этой любви добавить. А что бы нам всем не обняться, братья и сестры, и не сказать всем друг другу по очереди, как мы друг друга любим. Это работает. Некоторые терапевтические группы даже исключительно этим и занимаются. Вопрос стоит только об уровне этой работы. Здесь работает именно атманический план. Очень многие гуманитарные идеи, например, целительство «рейки», тоже идут в первую очередь по атманическому плану. Здесь действует абстрактная идея исцеления, никак не конкретизирующая ни болезни, ни целительские потоки, а действующая по простейшей схеме: положили на больного руки, и дальше исцеление идет само по себе. Вот это — атманический уровень абстракции.

Речь. Какая речь характерна для человека, который находится в атманической модальности? Для него характерна харизматическая эмоциональная насыщенность, заменяющая смысл, поскольку обычного, то есть ментального, смысла здесь, как правило, нет. Здесь есть некая абстрактная идея, которую ни в коем случае нельзя конкретизировать, а иначе человек обидится или отбросит вас в сторону. Для атманической модальности в речи характерны лозунги с определенным ключевым словом, и на этом ключевом слове делается ударение. «Мы несем любовь всему человечеству». И точка.

Теперь немного о харизме, или благодати, свойственной атманической модальности. Она бывает одновременно и подавляющего, и вдохновляющего типа. Посмотрите внимательно: она человека на что-то вдохновляет, но в то же самое время подавляет для него все остальное. И те, кого его харизма подавляет, естественно, как бы отходят в сторону и уже для этого человека не существуют. А те, кто к нему подходят — они, соответственно, вдохновляются его харизмой и некоторое время на ее энергии живут.

Еще одна особенность атманической модальности — это неопределенность. Она, как стрелка компаса, показывает: идем туда. Куда «туда» — непонятно, что там будет — еще менее понятно, но идем. Характерный жест: рука вперед-в сторону-вверх.

Другие особенности атманической модальности: всеохватность и универсальность. Здесь — по идее — ничто не упускается, и хотя фактически отсекается очень многое, но в принципе все должны ко мне прийти, все должны исповедовать мою идею, она абсолютно всем годится без каких бы то ни было ограничений. Универсальность означает, что тот, кто не со мной, того для меня как бы нет, но я всегда могу оставить ему запасной вариант, так что когда он захочет быть со мной, то я найду ему место, и когда он придет ко мне, то обретет подлинное счастье и смысл бытия.

Какова адекватная реакция на такого человека? Это очень важно. Это тема комплементарности. Это слово происходит не от слова «комплимент», а пишется с буквой «е», и происходит от английского слова complementary, что означает «дополнительный». Это психологический термин, который означает в первую очередь адекватность в общении. Если вы некомплементарны — это значит, что вы ведете себя не так, как имеет в виду человек, который с вами взаимодействует, причем «не так» именно по стилю: не по смыслу того, что вы делаете, а по стилю, по качеству, по модальности. Вы ведете себя комплементарно — это значит, что вы по стилю соответствуете его ожиданиям, и невидимые колесики вашего общения зацепляются.

Итак, какова комплементарная реакция на атманическое поведение? В первую очередь — это согласие в общем. Обязательно. Здесь невозможна никакая критика, никакое альтернативное мнение, скажем, что существует что-то иное, также хорошее. Нет, его не существует. Или, если оно и есть, то сейчас не о том речь. Вы должны согласиться в общем, и если вы согласились в общем, то вы можете как-то что-то конкретизировать для себя в рамках этой общей идеи, то есть разрабатывать ее конкретно — на это, скорее всего, человек посмотрит снисходительно.

Для атманической модальности характерны невосприимчивость к критике и неприятие равного соучастия, то есть человек берет на себя априорно высшую роль, и если вы по поводу его идей, не дай Бог, начнете приводить какие-то ассоциации, метафоры, то есть наравне с ним выходить на атманический уровень абстракции, то вам, скорее всего, не поздоровится. Вам скажут: «Суди, дружок, не выше сапога».

Следующий признак атманической модальности — требование тотальной жертвы. Если вы хотите быть принятым этим человеком, то вы должны полностью измениться, принести в жертву и вашу семью, и вашу работу, и ваше мировоззрение в целом, надеть рюкзак и пойти по той дороге, которая вам предписана. Все меньшее вызывает только раздражение. Его позиция в вашем отношении выглядит обычно так: «Ты пришел — значит, ты отвечаешь за то, что ты пришел. Ты пришел целиком.»

Здесь нет и не может быть неудачных моментов. Чуть позже мы будем говорить о более низких планах — буддхиальном, каузальном — и, находясь на них, человек имеет в виду, что возможны какие-то неудачные моменты для проповеди, провозглашения его идей. Однако на атманическом плане таких неудачных моментов нет — и не может быть, поскольку абсолютно все, что происходит, идет на пользу его идее. Здесь нет неудач, а есть лишь обучение. Нет срывов, поскольку в конечном итоге все ведет к торжеству основной идеи. Находясь в атманической модальности, человек не понимает других позиций атманического плана и не понимает идеи частичного сотрудничества. Если вы с ним сотрудничаете — вы полностью, целиком должны быть под ним.

Интонации. Тут есть два основных варианта: страстная подавляющая или заманивающая, влекущая интонации, но обе стремятся захватить вас целиком, заставить забыть обо всем остальном.

Физический план. Оценивая модальности, в которых существует человек, всегда полезно обратить внимание на его расположение в пространстве и относительно вас лично. Находясь в атманической модальности, человек старается залезть повыше, на трибуну, взять в руки микрофон, а еще лучше, когда на него направлены телекамеры. Он вышел на такой уровень, выше которого уже ничего нет, а все остальные находятся ниже и должны ему внимать.

Буддхиальная модальность. Я должен сказать, что разница между соседними планами всегда принципиальна. Поэтому обратите особое внимание на то, что называется «дифференциальная диагностика». На первый взгляд кажется, что идеалы и ценности — это почти одно и то же. В действительности же они различаются, как небо и земля, если говорить о модальностях, и по существу, конечно, тоже.

Каковы же особенности буддхиальной модальности? Она обозначает что-либо как особую ценность. Как нечто глобально значимое, длительное, серьезное, но, в то же время, частное. Буддхиальная модальность гораздо более конкретна, чем атманическая. Здесь есть определенная цель, и эта цель не тотальна и не универсальна. Она в чем-то обязательно ограничена: это глубокая проработка определенного сюжета. Это глубокое длительное воздействие, может быть, качественная трансформация на ценностном плане или на плане длительных внешних программ, которые ведет человек.

Для буддхиальной модальности характерны ссылки на авторитеты и поиск связи с чем-то большим, значимым. Когда человек начинает говорить на буддхиальном плане, у него, как правило, будет какая-то преамбула, вступление. Он начнет говорить как бы издалека, он сошлется, в зависимости от уровня своей культуры, или на классика из античности, или на лозунги, которые звучат в прессе или на телевидении; по крайней мере, он даст понять, что ситуация, которая обсуждается, не сиюминутна, она занимает в его жизни и сознании существенное место. Эта акцентировка обычно производится человеком бессознательно.

Для буддхиальной модальности характерен медленный ритм. Если вы хотите произвести впечатление на другого человека, показать, что вы обсуждаете что-то серьезное, важное, значимое для вас, что вы предлагаете что-то, что является большим, — никогда не говорите об этом скороговоркой. Скороговорка — это каузальный ритм. Вы должны делать паузы, цедить слова, даже если вам это обычно совершенно не свойственно. Найдите свой собственный способ выражения буддхиального ритма, он в принципе медленный. Здесь типичны задумчивость, паузы, погружение внутрь себя.

Если вы хотите показать своему партнеру, что тот вопрос, который он задал, вы восприняли всерьез, как нечто глобально значимое, то есть в буддхиальной модальности, вы обязательно должны не отвечать сразу. Вы должны покивать головой, возвести глаза горе (то есть вверх), погрузиться в себя, помолчать. И только после этого, показав, что вы загрузили ситуацию глубоко внутрь себя, послали ее своему внутреннему «я», оно что-то сделало, — вы, не торопясь, говорите свое мнение или суждение.

Итак, паузы в речи. Что еще характерно для буддхиальной модальности? Такие слова как «вообще», «в принципе», такие выражения как «исподволь», «ситуация должна созреть», «здесь нельзя торопиться» или «на каком основании». Вопрос «На каком основании?» является мягким манипулятивным приемом, позволяющим корректно заставить человека перейти на буддхиальную модальность. Такие манипуляции — это отдельная тема для психологического исследования. В принципе, все это мы подсознательно или полусознательно делаем, но обычно очень грубо, а можно делать это и более тонко. Например, если человек находится на слишком сиюминутном уровне, что-то быстро тараторит, что-то чересчур легковесно вам предлагает, вы можете его спросить: «А на каком основании?» Все. Если вы скажете эту фразу медленно и как бы наведете ему буддхиальное состояние, он затормозится. Другой вариант такого переключения — это вопрос: «С каких пор?» Так локальная ситуация вставляется в глобальный жизненный сюжет. «Какими обстоятельствами обусловлено?» Задавая этот вопрос, вы рассматриваете сюжет не узко локально, а в некотором окружении.

Другой вариант вопроса, наводящего на буддхиальную модальность, это: «В связи с чем возник ваш интерес?» Приходит человек, задает вам вопрос, который вам не нравится. Вы ему говорите: «А в связи с чем задаете вы мне этот вопрос?» Тут он поневоле должен сойти со своего каузального любопытства и подняться на буддхиальный план. Конечно, не исключено, что он прочно стоит на своих позициях, и тогда он ваш вопрос проигнорирует, — но в этом случае вы можете его (вслух или мысленно) упрекнуть в неуважении к вашей персоне или вообще перестать реагировать на его слова.

Имейте в виду, что когда вы определенным образом направляете человека на некоторый план, который вам в данный момент представляется оптимальным, а человек не воспринимает вашего управления, то есть ведет себя некомплементарно, это означает, что подсознательно (а может быть, и сознательно) он с вами воюет. Он хочет вами жестко манипулировать. И эту информацию вы сразу же воспринимаете и делаете свои выводы.

Еще один вариант реплики, настраивающей на буддхиальную модальность: «Это не сиюминутное решение». Например, от вас чего-то срочно хотят, заставляют сделать выбор прямо на месте. Вы в ответ спокойно говорите: «Это не сиюминутное решение». Заметьте, это очень вежливый ответ. И в то же время вы показываете, что вы поднялись на буддхиальный план, и берете себе определенную паузу, чтобы подумать, выбрать удачный момент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: