Трансперсональная астрология




Что такое Адам Кадмон с эзотерической точки зрения? Под ним можно понимать единую кармическую программу, которая возложена на человечество в целом. То есть на верхнем уровне схемы (рис. 3.2) я могу написать: «Человечество как единая идея». Эта идея воплощается уже в конкретных людях, коллективах, отношениях людей и т. д. На втором уровне схемы у нас располагается индивидуальный прототип человека — что это такое, сегодня в течение лекции, я надеюсь, станет более понятно. А на нижнем, третьем уровне у нас находится конкретный индивид, то есть человек. И теперь давайте подумаем, что заключено в этой схеме, как ее можно понимать.

Рис. 3.2. Схема стихий трансперсональной астрологии

Стихия Огня. Что такое стихия Огня, то есть трансляция от Адама Кадмона, от человечества в целом, к индивидуальному прототипу? Для среднего человека «человечество» – это, может быть, слишком общая, слишком абстрактная идея, так что мы можем брать меньшие, так сказать, социальные эгрегоры. Например, на синтетическом уровне Адама Кадмона, мы можем написать «семья», «большая семья» или «род», «фирма» (где человек работает), «этнос» (членом которого он является) — если говорить о внешнем плане жизни человека. Если же говорить о внутреннем мире, о психике, то на синтетическом уровне располагаются соответствующие эгрегоры, то есть эгрегор семьи, в которой он живет, эгрегор большой семьи, эгрегор рода, эгрегор фирмы. И, конечно, на его психику влияют не только эгрегоры, но и вообще все те общечеловеческие или групповые идеи, которые приходят как бы сверху, из ноосферы, или из любого человеческого сообщества.

Таковы, например, этические ценности. Часто считается, что они врожденные. Но реально они не врожденные, а наведенные как раз отсюда, с синтетического уровня. Что такое трансляция Огня? Это возникновение у человека в индивидуальном прототипе, то есть на качественном уровне, определенных влияний трансперсонального происхождения. Ко мне пришел в этой связи такой образ: если считать, что человек — это арфа, то это огненное влияние проявляется в том, что кто-то касается рукой струны этой арфы, и она звучит.

Что может быть влиянием такого рода? Например, это учитель. Учитель, как представитель какой-то области знания, как представитель духовного плана, как представитель определенного эгрегора. Для огненной трансляции характерен следующий эффект: является некто или происходит событие, чье внешнее или внутреннее действие на человека совершенно несопоставимо с тем, каким оно должно было бы быть. Например, приходит человек, произносит какое-то слово, и вы понимаете, что это слово и есть главное содержание вашей жизни. Он вас не гипнотизировал, ничего такого особенного не делал, но это происходит. Или другой вариант: происходит какое-то травматическое событие, вроде бы небольшое. У вас нет стресса, в больницу вы не попали, но оно торчит у вас в сердце, как заноза. И вот оно сидит, сидит, и вы понимаете, что это не просто больная тема: это тема, которая становится больной темой вашей жизни. Такова трансляция Огня.

Основное ее значение можно назвать так: «Обозначение или проявление индивидуальности в человеке». Стихия Огня вычленяет определенные качества, иногда она их акцентирует, иногда она их дифференцирует, но в основном она их просто обозначает и заставляет звучать, и звучать, и звучать. Это такой почти не мотивированный ни внешним миром, ни конкретными обстоятельствами жизни человека акцент, который обозначает себя в человеке и который в принципе отличает его от других людей — может быть, не данная конкретная акцентировка сама по себе, а неповторимое сочетание их всех, вместе взятых.

Вместо неуклюжего сочетания «индивидуальный прототип», я мог бы употреблять слово «личность». То есть я мог бы написать на втором уровне схемы 3.2 слово «личность», или «индивидуальность», или «глубинные структуры личности». Но дело в том, что, во-первых, тему личности мы еще будем подробно обсуждать отдельно, а во-вторых, само это слово несколько заезжено и в речи, и в профессиональной психологической литературе, и за ним не стоит сколько-нибудь определенного значения. И поэтому для того, чтобы у вас не было лишних ассоциаций, связанных с вашими собственными представлениями о личности, пока мы не договорились о значении этого слова, я специально взял вот такое словосочетание, которое вначале вам ничего не говорит, но будет постепенно для вас материализовываться и становиться понятным — во всяком случае, я ставлю себе эту цель.

Итак, для начала мы понимаем индивидуальный прототип как набор индивидуальных качеств, который свойственен данному человеку, и который в достаточной мере стабилен, по крайней мере, на каком-то промежутке времени. Это устойчивые программы подсознания, которые ведут его по жизни, например, устойчиво существующие в данный момент потребности, ценности, о которых сегодня у нас будет длинный разговор, и его основные психологические сюжеты.

Так вот, стихия Огня формирует индивидуальный прототип: создает, поддерживает или частично уничтожает. Она снабжает его энергией, она поддерживает те самые качества, совокупность которых образует данную личность.

Когда же акцентируется стихия Огня? Прежде всего, в ситуациях, когда человек задается такими вопросами: «Каков я?» и «Каков мир, когда он развернут ко мне?» Вообще, есть два способа рассмотрения мира — объективный, так сказать, научный способ, и субъективный, или личный. И чисто субъективные вопросы: «Каков мир, так, как он развернут ко мне?», «Каков я?» — можно понимать и в смысле внутреннего содержания, и в смысле внешнего содержания. Каковы мои таланты, мои способности, каковы свойственные мне качества, особенности, пути развития моей личности, пути моей реализации в социуме, в семейной жизни? Так вот, Огонь дает первый звоночек, он дает первую акцентуацию, он дает как бы намек и устойчивое звучание личностной струны, которая говорит: «Вот ты каков». Иногда человек получает эту информацию изнутри, а иногда он получает ее снаружи, и тогда Огонь разворачивает внешний мир так, чтобы человек услышал звучание этой струны извне. Например, были великие музыканты, которые не очень любили музыку в детстве, но которых родители заставляли из-под палки этой музыкой заниматься, а во вкус они входили намного позже. В этом случае стихия Огня включалась извне, и разворачивала мир таким образом, что они получали музыкальное образование в семье.

Таким образом, Огонь — это то, что самим человеком никак не мотивировано, это великая, а иногда не очень великая, но достаточно четкая сила, которая акцентирует человеческие качества, акцентирует качества мира, в который он попал. Это может быть, например, жесткий мир или мягкий мир. Встречаются такие индивиды, что, если его спросить: «С какими людьми тебе приходится сталкиваться больше — с добрыми или злыми?» — он пожмет плечами, и скажет, что злых людей он только по телевизору видит в детективных фильмах, а так вообще люди вокруг него все добрые. Или другой острый вопрос: можно ли людям доверять, или же нет. А. Солженицын, например, пишет, что когда он скитался по лагерям, писал свои заметки, готовил будущие книги, то много раз доверял свои записи самым разным людям (а вы понимаете, насколько острая это была ситуация), — и его ни разу не подвели, ни разу не донесли, ни разу такого не было, чтобы их не вернули. И такой разворот внешнего мира к человеку тоже дает стихия Огня.

Стихия Воды. Давайте теперь поговорим, что же такое стихия Воды. Адам Кадмон, или человечество, или род творят данный индивидуальный прототип, данную личность не просто так. Или, другими словами, семья, государство, род влияют на индивидуальность не случайным образом. Они что-то имеют в виду. С их точки зрения, человек живет для того, чтобы реализовывать их программы. И стихия Воды — это, если говорить на внешнем уровне, энергия интеграции индивидуальности обратно в эгрегор. Причем, заметьте, это интеграция именно на уровне индивидуального прототипа, то есть человека, взятого целиком. Это не та ситуация, когда человек что-то сделал и отнес Адаму Кадмону: «На тебе, Боже, что мне негоже». Нет, стихия Воды берет человека целиком, со всеми его качествами, со всеми программами подсознания, со всеми привычками, и он целиком интегрируется в семью, род, этнос, человечество, то есть становится его неотрывной составной частью, наделенной своей функцией, которую он принимается исполнять. На пышном языке это называется: «найти свое место в мире» — вот что такое проработка стихии Воды. А на обычном языке это называется социализацией. Человек вливается в социум, обозримый для него, делается с ним единым, а через этот социум становится единым со всем человечеством. В какой степени это ему удается — уже другой вопрос. Как вы понимаете, все эти стихии могут быть проработанными и непроработанными, гармоничными, пораженными и т. д. Но идеальная схема такова.

Когда видно, что у человека включена стихия Воды? Когда он размышляет, как «интеллигентный» персонаж романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Помните? Он предавался размышлениям на тему: «Васисуалий Лоханкин и его роль в русской революции». Это — постановка вопроса, типичная для стихии Воды. В более частном варианте, в супружеской паре, акцентуация стихии Воды может выглядеть так. Приходит жена к мужу и говорит: «Я не понимаю, какую роль я играю в твоей жизни? Ты ведешь себя так, что мне кажется, что я тебе вообще не нужна!» Распространенная ситуация, правильно? Сама по себе постановка вопроса — в чистом виде водная. Это означает, что человек, жена в данном случае, плохо вписывается в парный или семейный эгрегор. Этот процесс не происходит, о чем она и сообщает мужу.

Другой пример водной постановки вопроса: моя роль где-то. По идее архетипа, человек не просто обладает определенными индивидуальными качествами, он еще должен вписаться в определенную социальную структуру. А это значит, что он должен получить в ней определенную роль, и человек над этой ролью мучительно размышляет. И если он ее находит, то он в эгрегор, в социум вписывается, а если не находит, то социальная адаптация становится для него проблемой.

На высоком уровне эта проблема, то есть поиск человеком своей роли в социуме, безусловно, переживается как внутренняя, а не только как внешняя. Но даже и на среднем уровне человек часто задается вопросом: «Зачем я пришел в этот мир? Кто я в нем? Я, такой, какой я есть, неповторимый и уникальный? Я не как винтик, а такой один, ни на что не похожий. Как мне вписаться в мир?»

Во внутреннем мире для стихии Огня характерно обозначение основных ценностей, длительных программ, как внешних, так и внутренних. (Все эти слова — программы подсознания, ценности — я буду еще объяснять.) А что значит обозначение? Это в известной степени их локализация, и значит, противопоставление психике или миру. Так получается потому, что эти программы и ценности, обозначаясь как категории, как сущностно переживаемые факты, немедленно начинают друг с другом взаимодействовать. Вот типичный пример.

Человек первый раз в жизни знакомится с категориями добра и зла. Раньше все было хорошо, а потом его раз — и обидели. И вот он понимает, что есть зло. А есть добро: когда все хорошо, когда он радуется. И у него сразу же возникает личностный конфликт. Как только в психике обозначаются различные элементы, скажем, программы или ценности, сразу возникает конфликт между ними, например: не хочу зла, хочу добра; не хочу учиться, хочу жениться, и т. п. И этот внутренний конфликт решается тоже только на путях интеграции, то есть включением стихии Воды. Личность, индивидуальный прототип — это всегда нечто противоречивое, нечто рассогласованное, раздираемое в разные стороны — мы сегодня будем обсуждать различные качества, которые раздирают человека в разные стороны, — как их соединить вместе? Как найти чувство меры? Как найти чувство времени? То, что дает человеку (пусть в редкие минуты) ощущение внутренней цельности, тоже есть результат включения стихии Воды, то есть внутренней и внешней интеграции.

Куда человек при этом приходит во внутреннем мире — это вопрос, который на самом деле очень сложен. Человеку, в принципе, мало того, чтобы найти адекватное служение в рамках человечества, ибо человек — это больше, чем человечество. Почему я и говорю, что тема личности отличается от темы индивидуальности. Сегодня мы рассматриваем человека в рамках человеческого эгрегора, но мистическая традиция говорит, что человек — это нечто, выходящее за пределы человечества как эгрегора, что на каком-то самом высоком уровне человек единосущен Богу, который сотворил весь мир, а не только планету Земля и человечество. Н. Бердяев писал в книге «Самопознание», что вся история человечества — не больше, чем мгновение его собственной личной истории. Однако сегодня мы находимся в рамках Адама Кадмона, и поэтому полная интеграция личности выходит за пределы темы, которую мы рассматриваем. Однако эти темы связаны напрямую, поскольку интеграция в рамках служения человечеству и бытии в человечестве — это, если хотите, первый этап интеграции личности, и мимо него не пройдешь.

Уровень, на котором находятся стихии Огня и Воды, то есть взаимодействие между Адамом Кадмоном и индивидуальным прототипом, можно назвать «Трансперсональная психология». Здесь человек связывается и во внешних, и во внутренних программах с другими людьми, с коллективами и, в предельном случае, со всем человечеством. А обычная психология занимается в основном личностью в узком смысле слова, то есть обычная психология на нашей схеме располагается в ее нижней части, на уровне стихий Земли и Воздуха, и давайте посмотрим, что у нас тут происходит,.

Стихия Земли. У меня появилось какое-то качество. У меня появился талант. У меня появилась потребность. Они пока что существуют абстрактно, они лишь обозначены. Когда и как я могу их хорошо прочувствовать? Когда я переживу их конкретно. Третий, нижний уровень на нашей схеме, уровень индивидуального человека — это конкретный поступок, конкретный жест, конкретное физическое проявление, то есть то, что существует глазами вульгарного материалиста. Все остальное, с его точки зрения, не существует само по себе, а реально существует лишь человек в его конкретном содержании, конкретном внутреннем переживании, конкретном внешнем взаимодействии — и это и есть предметный уровень.

Так что же такое трансляция стихии Земли? В первую очередь, это проявление (материализация) индивидуальности человека. Например, я считаю, что обладаю таким качеством, как доброта. Есть оно у меня или нет? Если оно у меня по-настоящему есть, то оно должно проявляться в конкретных добрых поступках. Есть у меня, допустим, программа подсознания, которая переживается мной как любовь. Если она реальна, она не может существовать лишь на качественном уровне, она обязательно так или иначе должна материализоваться в конкретных отношениях, проявиться в виде поступков.

Если у меня есть желание, то оно может до поры до времени существовать абстрактно, то есть как программа подсознания, но в какой-то момент она обязательно совершенно четко обозначается, так сказать, опредмечивается в виде конкретного желания. Например, у меня как у биологического существа есть потребность в еде. Она существует абстрактно в моем подсознании, но в какие-то моменты трансформируется в конкретное желание съесть то или иное блюдо. И этот процесс формирования конкретного желания из общей потребности как раз и управляется стихией Земли.

Другими словами, можно сказать, что земной трансляции соответствует конкретная манифестация определенных качеств человека, программ его жизни, целей и ценностей. Это момент реализации заложенного в нем потенциала. То есть вопрос стихии Земли — это вопрос проявления. Когда вы предъявляете какие-то свои качества, например, говорите: «Я умный, я трудолюбивый, я усердный», — то повисает некоторый знак вопроса, то есть ваши слова легковесны — до тех пор пока вы это, как говорят, не докажете. А вот докажи, что ты умный, докажи, что ты усердный, покажи, что ты трудолюбивый. И тут-то и включается стихия Земли, которая дает вам возможность это доказать и продемонстрировать.

Стихия Воздуха. И теперь, наконец, стихия Воздуха. Это, как говорится в гегелевской диалектике, переход от количества к качеству. Или, другими словами, это поддержка качеств, поддержка потенциала. Если человек постоянно участвует в каких-то конкретных программах, то у него идет создание, оформление и поддержка (или, наоборот, отравление или разрушение) определенных качеств его личности, его определенных личностных особенностей, особенностей индивидуального прототипа — по И. Павлову это называется условным рефлексом. Опыт, который человек получает из внешнего мира или из каких-то внутренних переживаний, постепенно им интегрируется, суммируется и становится определенной привычкой или иной программой подсознания; на нашем языке можно сказать, что у человека формируется (или разрушается) определенное качество.

Представьте себе, например, человека, который никогда не думает о красоте, об эстетике, искусство не волнует его ни в какой степени, Венера в его гороскопе как бы отсутствует или молчит. Но однажды он женится, а жена у него художник, высоко эстетичная особа, и все, что происходит в доме и в ее жизни, обсуждается у него на глазах с выраженным эстетическим оттенком. Он сначала не обращает на это внимания, но постепенно, как говорится, входит во вкус, и начинает смотреть на мир эстетическими глазами. И хотя никакого отчетливого огненного венерианского звучания у него не было, но формирование индивидуального прототипа происходило как бы исподволь, из конкретного опыта. Это — работа стихии Воздуха. Это поддержка (или разрушение) любого потенциала, в частности, жизненных позиций. А это одна из самых важных вещей, которые есть у человека на уровне индивидуального прототипа. Есть жизненные позиции, которые приходят через огненные трансляции, например, глубинные убеждения, которые есть у человека с детства. Таким является для некоторых людей принцип ненасилия. Для них органично стремление не наступить другому на мозоль, и им не нужно для этого никакой аргументации. А есть люди, которые к принципу ненасилия приходят из совершенно других соображений, на основе собственного личного опыта. Такой человек живет себе и живет, совершенно не задумываясь о других людях, но через некоторое время закон жизни, заключающийся в том, что всякое насилие, всякое жесткое воздействие на окружающий мир чревато аналогичным возвратным воздействием мира на самого человека, становится ему данным в ощущениях, и когда он в очередной раз получает возвратный удар, у него в голове что-то поворачивается, и убеждение в ценности ненасилия начинает украшать его индивидуальный прототип.

Заметьте, насколько различаются ценности и убеждения, приходящие через огненные и воздушные трансляции. То, что приходит по каналу Огня, как правило, воспринимается человеком некритично. Оно ему как бы органически присуще, он это вообще никак не обсуждает. Если например, Юпитер стоит в знаке Огня, особенно в Стрельце, которым он управляет, то у человека есть априорное чувство величия. Он своим поведением, интонациями как бы говорит: «Смотрите, сколь я велик. Я один такой на свете. Я один такой замечательный», — и людей, которые этого не понимают, он за таковых не считает. Его собственное величие для него объективный факт. Если Юпитер гармоничен, человек, может быть, не очень будет это вам навязывать, то есть он будет вести себя сравнительно корректно. Но если Юпитер поражен, то завышенное самомнение будет бросаться в глаза, или человек, наоборот, будет утверждать свою ничтожность, имея в виду, чтобы вы его опровергли, но, по крайней мере, это будет делаться не по логически обоснованному побуждению, на логическом уровне, а на базе априорного знания. То, что приходит по Огню, никак не агрументируется. Это — харизматический поток.

А Воздух — это, наоборот, результат суммирования (не обязательно логического), которое обобщает конкретный жизненный опыт, хотя человек может и не осознавать, как у него меняются убеждения, ценности или манеры. По моим наблюдениям, начиная с З. Фрейда, большая часть психологических школ, за исключением, может быть, школы доктора М. Эриксона, считает, что главный инструмент психологии — это осознание. Я совершенно так не считаю. Осознание — это иногда очень мощный инструмент, но большая часть изменений, и самых существенных, происходит помимо сознания человека. И Воздух, в частности, это далеко не только мышление, как это традиционно считается в астрологии. Мышление — важный инструмент стихии Воздуха, но далеко не единственный ее инструмент. Воздух это реакция психики на наше собственное конкретное, предметное бытие, это формирование прототипа, но как бы снизу. Это то, по поводу чего человек говорит: «Я это знаю, но не из книг. Эту истину я выстрадал». Эти слова, если хотите, — лозунг стихии Воздуха. То, что человек выстрадал, постиг на реальном своем опыте, те выводы, к которым он самостоятельно пришел на материале своей жизни, те изменения, которые в нем произошли, тот опыт, который он получил, тот потенциал, который он наработал на конкретном материале, — все это работа стихии Воздуха.

Следующий пример относится к теме изучения иностранных языков, а на самом деле любого обучения. Есть два способа изучения языка. Первый из них — это огненный, когда вы ждете ситуации, когда у вас возникает острая и срочная необходимость этот язык выучить, например, вы едете в другую страну и знаете, что переводчика не будет. Тогда у вас есть очень сильная мотивация, и вы начинаете гореть желанием быстро этот язык выучить, идете в группу погружения, где в очень интенсивном порядке в вас этот язык вкладывают. Тут нужно, чтобы преподаватель горел, и чтобы вы сами горели, и чтобы у вас была очень сильная мотивация.

А второй вариант изучения языка заключается в том, что вы сразу едете в соответствующую страну, где его самостоятельно учите, вначале плохо (или никак) понимая окружающих, но разговариваете, и разговариваете, и разговариваете, сначала плохо, а потом постепенно лучше и лучше. И вот то, как язык вложится в ваше подсознание, когда вы оказываетесь в реальной языковой среде, — это работа Воздуха. Это навыки, которые у вас возникнут по ходу вашей жизни.

Я как-то разговаривал с синхронисткой высокого уровня, которая работала с французским языком. Синхронный перевод, кстати говоря, особое искусство, которое сродни телепатии. Так вот, она говорила, что ей всегда проще переводить с русского на французский, чем обратно. Я спросил, почему? Она ответила: «Как почему? Русскую фразу я не могу не понять. А французскую иногда не понимаю». Русский язык был для нее родным, и она его учила именно длительным глубоким погружением в среду, и стихия Воздуха сформировала ей гораздо более крепкую программу подсознания, чем любое внешнее обучение наскоком, через учителя. В идеале же, конечно, должно быть и то, и другое. Учитель дает огненную инициацию, некоторую настройку, он первый раз трогает струну, а потом уже идет поддержка снизу, из стихии Воздуха.

И следующий момент, практически очень важный. Раз уж мы эту трехуровневую схему нарисовали, то давайте подумаем о том, как часто мы игнорируем различия между этими тремя уровнями, и ведем себя при этом буквально как дети. Ребенок обижается, что мама его наказала, он плачет и говорит: «Ты злая!» К какому уровню относится эта фраза? Ясно, что к качественному, к уровню индивидуального прототипа: он говорит, что у нее есть качество, а именно, злость, которое является неотъемлемой частью ее натуры. Он очень обижен, он в аффективном состоянии, он в данный момент ее так видит. Его можно понять, но нельзя простить взрослого человека, который реагирует по тому же принципу. Жена что-то говорит, муж плохо ее понимает, и отвечает: «Ты дура!» Вместо того, чтобы сказать конкретно: «Ты сморозила глупость!» И жена обижается. Казалось бы, разница небольшая. Почти синонимичные реплики. Но на психологическом уровне разница между ними отлично отслеживается: фраза: «Ты сморозила глупость» есть констатация ошибки на предметном уровне, а реплика «Ты дура» относится к уровню индивидуального прототипа, она указывает на качество, неотъемлемо присущее личности. По моим наблюдениям, такого рода обобщениями грешат абсолютно все. Если вам необходимо сказать что-то конкретное, сделать высказывание по сути предметного уровня, но вам хочется его усилить, то вы обязательно перейдете на качественный уровень, сделав некорректное и несправедливое обобщение, приписав данному конкретному обстоятельству качественное значение. И чем сильнее у вас стихия Воздуха, чем больше в ней планет, тем сильнее у вас будет этот соблазн.

Теперь давайте подумаем о том, что может нам дать астрология, если использовать эту схему. Я думаю, что если здесь в зале сидят опытные астрологи, то им уже в принципе больше от меня ничего не нужно. Если я должным образом, с должным огнем, прочитал первый час этой лекции, то вам уже ясно, каковы стихии, а три времени вы тоже знаете. Значит, у вас, в принципе, должна возникнуть иллюзия, или первое впечатление, что вы уже можете проинтерпретировать любую планету в любом знаке, гармоничную, пораженную, слабую, сильную, и свободно, так сказать, владеете материалом. Это впечатление возникает, если вас загипнотизировала стихия Огня, под которой в большой мере идет моя сегодняшняя лекция — и дальнейшие лекции также. Я излагаю вам некоторые первичные идеи — в надежде, что они пробудят спящие или дремлющие струны вашей астрологической и психологической души. Но для того, чтобы реально эта астрология (я ее назвал трансперсональной) стала на вас работать, чтобы вы стали в ней экспертами, вам нужно еще поработать над стихией Воздуха, то есть взять несколько десятков карт и их понять, проинтерпретировать, сначала самим, а потом хозяевам карт, и понять, насколько точны эти интерпретации. Теперь вам понятно, чем отличается Огонь от Воздуха?

 

Для того, чтобы дать более глубокое психологическое наполнение стихиям, я сделаю еще некоторые замечания.

Стихия Воды: тонкости. Что такое интеграция? Это, в частности, преодоление ценностных и качественных антагонизмов. Например, человек считает, что он умелый. Есть у него такое качество. Он умелый, он многое умеет, он независимый. И он на том стоит. У него есть и внутреннее ощущение, приходящее по каналу Огня, сверху, без особых доказательств, что да, действительно он такой. И по жизни Воздух ему подтверждает, что он действительно во всем почти обходится сам, никому особенно ничего не должен. А теперь я спрашиваю вас, есть ли у него шансы на интеграцию во внутреннем пространстве? Отвечаю — никаких. Если вы — человек умелый, то шансы на интеграцию у вас есть только в том случае, когда вы выявите в себе качество беспомощности. Если вы — человек самостоятельный, то для успешной интеграции вы должны выявить в себе качество глубокой зависимости от других людей, от окружающей среды. И затем соединить эти два качества в своем едином бытии.

Как это можно сделать? Например, следует действительно обнаружить, что такое качество, как беспомощность, вам нужно, чтобы нормально строить отношения с близкими; и что если вы все умеете, то в некоторый момент уровень вашего давления на них превосходит все мыслимые границы. И уровень нагрузки на вас, который вы берете на себя в связи с таким вот заявлением, тоже превосходит все мыслимые для вас границы, и вы начинаете болеть. Вы делаетесь беспомощным. Вы лежите на больничной койке, и вам вливают в рот касторку или что-то еще. Если вы отрицаете такое свое состояние, если вы его вытесняете, если вы всячески с ним боретесь, говорите, что это временно, это только сейчас, а потом вы вскочите и дальше будете все сами делать, — совершенно понятно, сколько у вас шансов на проработку стихии Воды. Их нет. А ее проработка заключается в том, что вы поляризацию «умелый — беспомощный», во-первых, внутри себя принимаете, а во-вторых, балансируете эти свои качества во внутреннем и во внешнем мире. И тогда (в вашем восприятии) балансируются соответствующие качества внешнего мира, потому что мир по отношению к вам тоже где-то умелый, а где-то и беспомощный, и вы в первом случае должны дать ему возможность вам как-то помочь, а во втором — сами прийти ему на помощь. И только когда вы найдете этот баланс, когда вы найдете чувство меры и у вас возникнет чувство времени, когда и что нужно сделать, — только после этого у вас станет возможной интеграция личности.

Я вам могу назвать еще несколько подобных поляризаций. Однако обратите внимание на то, насколько это тонко. Обычному человеку и в голову не придет, что быть умелым — это плохо. Что быть эффективным — это плохо. А стихия Воды обязательно уходит от любых антагонизмов и жестких противопоставлений, она их соединяет вместе. И если человек этого не сделает, то он так и будет раздерганным, даже если он и кажется самому себе цельным. И он не впишется в социум, не впишется в свою семью и в свою родовую программу.

Еще примеры поляризаций: надежныйнуждающийся в поддержке; добрый —? — какой тут антагонизм? Противоположное качество зависит от того, как понимать слово «добрый». Обычно говорится «злой», но здесь важны оттенки. Внимательныйравнодушный. Умный — хорошо ли быть умным? Вопрос в том, как вы понимаете слово «умный». Найдите противоположное качество и поймите, что оно столь же нужно в вашей жизни, как и ум. Аналитичныйинтуитивный. Жизнь такие вещи балансирует, то есть жизнь о нас заботится. Если психотерапевт, например, будет слишком умным, слишком аналитичным, то к нему придет совершенно трансцендентный субъект, который вообще ни слова не будет понимать из того, что терапевт будет пытаться ему объяснить. Таким образом жизнь позаботится о его (терапевта) внутреннем балансе.

Какие бывают нехорошие качества? Невнимательность, лень, медлительность. Подумайте, какие у них есть противоположности, и как они в вашей жизни представлены.

По поводу медлительности я могу рассказать одну притчу из Махабхараты (индийского эпоса). Был один кшатрий, воин, у которого был необыкновенно медлительный сын. Все, что он делал, он делал необыкновенно долго. И однажды случилась такая история. Этого кшатрия чрезвычайно разозлила жена: она совершила, с его точки зрения, ужасный проступок, цена которому была единственная — смерть. И он сказал: «Я ухожу на неделю в горы, а ты, мой сын, должен ее убить!» И вот этот медлительный сын начал причитать и жаловаться на свою судьбу, и причитал он довольно долго, страниц пять, в таком стиле: «Как это ужасно, что я должен убить мою мать, которая меня вскормила, которая заботилась обо мне в младенчестве, которая меня воспитывала, когда я был ребенком, которая заключила меня в свое сердце. А с другой стороны, как это ужасно, ослушаться своего отца, ведь главная заповедь сына — всегда и во всем слушаться своего отца, и как это будет плохо, если я посмею его не послушаться...» Вот так этот медлительный сын ходил и нудил, и через неделю, когда пришел его отец, он был страшно счастлив, что сын еще ничего не сделал, потому что за эту неделю отец передумал, остыл, понял, что жена ему еще пригодится. И сочинил специальную оду во славу медлительности своего сына.

Идем дальше. Вспыльчивость. Какое существует положительное качество, соответствующее вспыльчивости? Какой может быть та же самая черта характера, если ее повернуть так, чтобы она была положительной? Ответ может быть например, таким: быстро реагирующий и отзывчивый. А теперь подумайте о противоположных качествах.

Самоотверженность — какая тут полярная черта характера и как ее сбалансировать?

Подчинение и повелевание — тут тоже есть, над чем подумать.

К чему я веду этот разговор? Одно дело — сформулировать на абстрактном языке идею синтеза. Совершенно другое дело — проработать ее на уровне всех основных черт человеческой психики. Я перечислил вам некоторые ценностные поляризации. Они, однако, как правило, неочевидны. Не очевидно, как их балансировать, не очевидно, что сказать по этому поводу конкретному человеку в его конкретной ситуации.

Пафос стихии Воды — это служение миру, в смысле уникальной интеграции индивида в социум и вообще в мир. У нас есть уникальный индивид, уникальный индивидуальный прототип, который весь целиком уникальным образом погружается в социальное пространство, находит себе в нем место и дальше как-то функционирует (как именно функционирует, этого наша астрология не касается). И, соответственно, стихия Воды управляет уникальным синтезом внутреннего мира человека. У каждого человека есть какие-то свои ценностные акценты, свои предпочтения, свой способ видения, и вот все они определенным образом балансируются, собираются вместе, и получается уникальное цельное существо. Я скоро буду вам рассказывать о субличностях, а пока замечу в целом, что окончательный результат действия стихии Воды заключается в интеграции всех субличностей, которые есть в данном человеке. Это, в принципе, очень высокий уровень интеграции человека. Человек с проработанной стихией Воды отличается тем, что в своей глубине он чувствует себя очень спокойно: у него нет внутренних антагонизмов. Помните, я вам рассказывал об устройстве дивана: на поверхностном уровне такой человек дает адекватную эмоциональную, ментальную и ситуативную реакцию (например, может казаться взволнованным, озадаченным, неловким и т. п.), но внутри у него есть абсолютное спокойствие и ощущение своей уникальной вписанности в мир и уникальности своего бытия как такового.

Что еще характерно для стихии Воды? Поиск внутренней позиции и точки наблюдения. Разрешение внутренних конфликтов ценностного уровня. Выяснение отношений с архетипами, эгрегорами, тонким миром в целом, и всеми тонкими сущностями, которые с человеком взаимодействуют. И если на внешнем уровне мы говорим, что человек интегрируется в мир, то на внутреннем уровне происходит наоборот: человек ищет такую позицию, чтобы мир интегрировался внутрь него, то есть он ищет позицию принятия мира. Мир вообще-то угловатый, жестковатый, иногда довольно неприятный, но человек ищет такую позицию, чтобы полностью его внутрь себя принять.

Можно сказать, что если Огонь дает нам аванс на служение, его акцентуацию, энергию и вдохновение, то Вода — это реализация этого служения, а точнее — начало этого служения, причем служения, я подчеркиваю, не локального, а тотального и целостного, служения самой сущности человека.

Вода — это встраивание. Встраивание своей роли, своей индивидуальности в социальную реальность и встраивание в свою психику трансперсональных явлений и влияний и последующая их интеграция. Воздух — это встраивание в психику конкретных происходящих событий, и переживаний в связи с ними. А Вода — это встраивание таких влияний и явлений, которые, вообще говоря, могут быть никак не связаны с непосредственной жизнью человека. Вот, например, кто-то пришел и поселился в моем внутреннем мире, и у меня раздвоение личности. И ее надо интегрировать. Какой-то у меня там пробился внеземной разум, а может, он и земной, точно сказать сложно, но вот он что-то мне такое нашептывает; и сначала это мне нравится, а потом я чувствую, что у меня крыша съезжает — и значит пора интегрировать психику, и стихия Воды как раз этим и занимается.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: