Гуманитарные модальности 18 глава




Фразу по поводу черных всадников я перевел на синтетический уровень так: Семеро скакунов. Погоня. Лесное утро.

 

Профессиональному коммуникатору необходимо свободно владеть всеми архетипами без исключения, а также переходами между ними. Только тогда вы сможете нужным для вас образом тактично управлять партнером или социальной ситуацией в целом. Наивный человек, желая перевести партнера на качественную модальность, будет задавать ему вопросы, начинающиеся словами «как» и «какой», а желая включит предметную модальность, будет задавать вопросы, начинающиеся словами «что», «где», «когда». Это работает, но грубо. Человек, искусный в общении и наладивший отношения с архетипами, как-то специально на вас посмотрит, сделает особое движение, включив у вас, например, Предметный архетип на физическом теле, и вы волей-неволей перейдете к конкретности, хотя вам это, может быть, и несвойственно. Вот что такое владение архетипом.

 

А теперь некоторые итоги обсуждения.

Синтетическая модальность — это имя или местоимение. Подлежащее в предложении.

Качественная модальность — это качество, действие, прилагательное, наречие, глагол, сказуемое в предложении.

Предметная часть предложения — это прямое дополнение, объект, над которым производится действие; предмет, не являющийся подлежащим.

Если активна синтетическая модальность, то объект называется в целом, или называется абстрактное, нераскрытое качество, по поводу которого вам хочется задать вопрос-уточнение: «какой», «какого рода», или: «А скажите что-нибудь еще, я так не понимаю».

Вот типичный пример. Приходит человек, знакомит вас со своим другом: «Это Андрей». Ну пусть он скажет еще что-нибудь, иначе зацепиться не за что. Для него этот Андрей друг детства, это целый мир, а для вас-то что? Пусть скажет что-нибудь на качественном уровне. Это Андрей. Он веселый. Уже легче. У него в кармане будильник. Теперь Андрей уже совсем опредметился.

Качественная модальность дает акцент на действии, на качестве, на глаголах, причем это такие качества, что им можно предложить альтернативные, и действия тоже можно заменить альтернативными. Например, во фразе «Всадники резво скакали» можно заменить слово скакали: может, они и не скакали вовсе, а неслись галопом. А в случае синтетической модальности никакие замены невозможны. Что-то сказано, и по-другому не скажешь, или это будет уже совершенно другой объект: здесь вариации невозможны. Так, а не иначе.

Предметная модальность дает акцент на обстоятельствах, на подробностях. Здесь важно где, куда, распространен винительный падеж — кого, что, или родительный падеж — кого, чего. И возможны вариации, другие обстоятельства, другие подробности.

Синтетическая модальность задает объект, о котором идет речь, и который находится в фокусе рассмотрения. Качественная модальность во многих случаях задает функцию этого объекта, что он делает, как он устроен. А предметная модальность определяет приложение этой функции к конкретному материалу.

Пример: Я родился в Новосибирске. «Я» — объект внимания, рассмотрения, то есть здесь налицо синтетическая модальность. Родился — это функция, качественная модальность. А где конкретно родился — «в Новосибирске» — это уже предметная модальность.

Синтетическая модальность — это идея.

Качественная модальность — это намерение, или символическая или аспектная проработка этой идеи.

А предметная модальность — это конкретное действие.

Триада идея — намерение — действие очень характерна для психической деятельности. Например, сидите вы дома, чем-то занимаетесь, и вдруг у вас возникает идея: хорошо бы поесть. Вы чувствуете голод. Но хорошо бы поесть — это идея еще не проработанная. Однако она пришла, и вы начинаете ее разрабатывать. Вы думаете, как вы сейчас пойдете на кухню, как достанете продукты из холодильника, включите плиту и т. д., но все это идет у вас на качественном уровне. А потом вы встаете, идете на кухню и фактически эту самую еду готовите: берете конкретные продукты, их режете, смешиваете, жарите, варите и т. д. При этом разработка аспектов деятельности обычно идет на качественном уровне, когда вы решаете вопрос о том, что нужно для того, чтобы осуществить ваш план: какие развернуть направления деятельности: принести, заготовить, открыть, сварить.

Синтетическая модальность всегда сопровождает универсальный символ, объединяющий все качества данного объекта. Например, эмблема фирмы всегда подразумевает синтетическую модальность, так же, как и должность Генерального директора фирмы, или Совет директоров фирмы как таковой. На качественном уровне находятся отдельные директора фирмы, отвечающие за те или иные направления (аспекты) ее деятельности. А на предметном уровне находится начальник отдела, который занимается конкретными разработками.

Если говорить в общем, то синтетическая модальность относится к субъекту, качественная — к воздействию, а предметная — к объекту воздействия.

Метод относится к качественной модальности, а инструмент — к предметной.

Однако давайте поговорим чуть более конкретно. Хотя основные определения вам уже знакомы, но узнавать модальности и свободно ими владеть — это совершенно другая тема. У меня такое чувство, по вашей реакции, вербальной и невербальной, что я вам в слишком быстром темпе даю иностранный язык. А теперь я на этом языке немножко поговорю.

Синтетическая модальность — это определение, требующее расшифровки. Для самого человека оно обозначает объект целиком, и хотя для вас может быть непонятно, что за ним стоит, для него совершенно все ясно. Если к вам идет обращение в синтетической модальности, то нередко вы слабо понимаете, о чем идет речь. Например: Познакомьтесь, это Иван Петрович! И вы сами должны извлекать какие-то качества, какие-то подробности из него самого. Пока вам его не описали как-то, это для вас — ничто, это имя, за которым ничего не стоит.

Еще несколько примеров фраз и выражений в синтетической модальности. Он есть, и все. Неописуемый гражданин. Неописуемый, вроде бы, по смыслу это прилагательное. Но когда это слово встречается в речи: «Я встретил такого человека! Он неописуемый, совершенно неподражаемый!» — то оно явно относится к синтетической модальности, поскольку необходимо требует расшифровки. Характеристики, которые относятся к Синтетическому архетипу, как правило, надо разворачивать, они сами по себе ничего не говорят по своему прямому смыслу. Необыкновенный ребенок. Капитальнейшая женщина. Что стоит за этим эпитетом, когда он в употребляется речи, совершенно непонятно. Или, например, одна моя знакомая имела обыкновение по поводу кого-то или чего-то говорить такую фразу: Исключительный по своему содержанию! В том же роде выражение: Исполненный чрезвычайных достоинств. К Синтетическому архетипу относятся любые сравнения, метафоры: Орел, истинный орел. Это не человек, а алмаз.

Если вы скажете о человеке, что он зануда, или что у него занудный характер, то это качественные характеристики. Но если вы скажете о нем: Фундаментальный зануда. Зануда, и этим все сказано — то это уже синтетический уровень. Здесь занудство уже перестает быть чертой характера, а становится полноценным всепоглощающим именем.

Кроме метафоры, которая сразу поднимает нас на синтетический уровень, есть еще такой прием, как сочетание не сочетаемого, которое автоматически становится метафорой и поэтому тоже нас поднимает на синтетический уровень. Например, желая обругать плохого лектора, вы можете охарактеризовать его так: подзаборная шавка с университетским дипломом. В этой характеристике есть особенность: ее начало и конец не сочетаются, и волей-неволей, чтобы ее понять, вам надо создать некоторый единый образ и наложить его на человека, что поднимает вас на синтетический уровень. Другие примеры: Я знаю одно. Хочу одного. Вот, я смотрю на тебя, слушаю тебя, и мне хочется одного: удавиться! В последней фразе идет синтетическая сборка всего того образа, который у меня есть от партнера, который вошел в меня, и я выдаю его одним словом.

Такие характеристики как: наша Галя, моя знакомая, родственник, гений века, местный мудрец — они все нераскрытые, и находятся под Синтетическим архетипом.

Люди, которые умеют в подходящих и неподходящих случаях говорить в синтетической модальности, социально выделены. Они гораздо энергичнее смотрятся, они гораздо более выразительны. У них легче и ярче проявляется сущность. И хотя то, что я вам сейчас предложу, нелегкое задание, но вы его все-таки запишите и постарайтесь им позаниматься.

Упражнение. Во всех ситуациях развивайте у себя метафорический строй, метафорическое восприятие, развивайте у себя способность выразить свое впечатление или впечатление о человеке одним словом или короткой метафорой. Единый образ может быть сравнением с чем-то обычным, но это должно быть не просто подходящее слово: оно должно быть емким, оно должно вбирать в себя. При этом вы прорабатываете у себя канал стихии Воды, и у вас идет интегрирование собственной жизни и собственной личности — по закону резонанса, поскольку вы осваиваете Синтетический архетип.

 

Очень хорошо осваивать модальности в бытовых ситуациях — например, личных представлениях. Познакомься, это Вика. Она хорошая. Она нас любит. По воскресеньям приходит и жарит картошку. Заметьте, как мы спускаемся вниз по модальностям: синтетическая, качественная, предметная. Это Виктор. Он мудрец. Мастер афоризма. Знает Пруткова наизусть. Здесь мы тоже спустились вниз, с синтетического уровня до предметного. Обратите внимание, насколько хорошо звучат эти тексты. В них сначала синтетическим образом обозначается объект, потом он комментируется на качественном уровне, и в заключение оформляется на предметном.

В этом (во многом) заключено искусство общения, искусство обаяния. Знаете анекдот, как один молодой человек спросил, как ведут себя в обществе. Ему дали такую рекомендацию: сначала поговори о вкусах, потом о родственниках, а потом что-нибудь о философии. И вот, желая на званом вечере произвести хорошее впечатление на барышню, юноша подошел к ней и задал три вопроса. Первый: «Любите ли вы яблоки?» Барышня ответила: «Нет». «А есть ли у вас брат?» «Нет». «А если бы у вас был брат, он бы любил яблоки?»

Глупо получилось, конечно, но в принципе, как вы заметили, совет-то совсем неглупый был, просто исполнение несколько хромало на предметном уровне.

Есть определенные схемы взаимодействия модальностей, которые придают плавность течению любой ситуации. Если вы это отслеживаете, то, во-первых, более органично в нее вписываетесь, а, во-вторых, когда человек ведет себя как-то не так, но вы совершенно не понимаете, в чем дело, то, как правило, наблюдаются резкие нарушения правил модальностного перехода. Об этих правилах следовало бы рассказать особо, но если вы для начала просто научитесь отслеживать модальности, то это уже очень много.

Вот, например, фраза, которая тоже являет собой последовательность архетипов Синтетический — Качественный — Предметный, но спуск производится слишком быстро, а поэтому текст звучит нехорошо: Здравствуй, Наташа! Ты очаровательна. Особенно носик в профиль. Воспитанные люди так не говорят, потому что очаровательна — это почти Синтетический архетип. В этом слове очень мало конкретности, поэтому надо конкретнее сказать, чем она очаровательна, не опускаясь, однако, сразу на предметный уровень. Ты очаровательно выглядишь, особенно когда улыбаешься. Это уже полегче.

Другими словами, я хочу сказать, что лучше всего менять архетип тогда, когда он какое-то время поработал и сам готов уступить место следующему, и если вы замечаете и учитываете такие моменты, то у вас постепенно появляется то, что называется обаянием и легкостью в общении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: