Сущность профессионально-педагогического образования




Ковалев А.П., Кузнецов В.В., Федоров В.Л. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение». - УрО РАО Екатеринбург. - 2012. - 98 с.

ISBN 5-7410-0314-I

Учебное пособие построено па основе идей модернизации высшего профессионально-педагогического образования. В нем раскрываются воп­росы профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Содержа­ние учебного пособия соответствует государственному стандарту по спе­циальности «Профессиональное обучение». Пособие может быть полезно студентам и преподавателям профессионально-педагогических вузов и факультетов.

„ _0401000000.. ВБК,685

6JI9-02

© Ковалев А.В., 2002

ISBN 5-7410-0314-1

© Федоров В.А., 2002

© УрО РАО, 2002


СОДЕРЖАНИЕ

От авторов.............................................................................................. 4

Введение................................................................................................. 6

О специальности «Профессиональное обучение»...................... 9

Сущность профессионально-педагогического
образования........................................................................................... 18

Особенности профессионально-педагогической
деятельности преподавателя и мастера
производственного обучения........................................................... 34

Специфика управленческой деятельности

руководителя профессионального

учебного заведения............................................................................. 41

Личность педагога профессионального обучения, его
педагогическая культура.................................................................. 48

Диагностическая программа изучения

педагогической культуры студента............................................... 62

Приложение........................................................................................... 65


От авторов

В системе образования России выделяется система профессио­нально-педагогического образования, которая обеспечивает подго­товку кадров для профессионального образования и, в первую оче­редь, начального и среднего.

Система профессионально-педагогического образования стала складываться чуть более двадцати лет тому назад благодаря, прежде всего, усилиям ученых Российского государственного профессио­нально-педагогического университета.

Под руководством действительного члена Российской академии образования Е.В.Ткаченко были успешно реализованы задачи, кото­рые впервые были поставлены в 20-е годы прошлого века. В стране действительно появилось специализированное учебное заведение, ко­торое координировало научно-исследовательскую работу в области профессионально-педагогического (инженерно-педагогического) об­разования.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что студенты первого курса профессионально-педагогических учебных заведений получают возможность подробно познакомиться со специальностью, которая создавалась усилиями ведущих ученых в области теории и методики профессионального образования - С.Я.Батышевым, А.П.Беляевой, А.М.Новиковым, С.А.Шапоринским, В.А. Скакуном, Г.М.Романцевым, Э.Ф.Зеером и многими другими.

Для того, чтобы помочь будущим руководителям, преподавате­лям теоретического обучения, мастерам производственного обучения начальных и средних профессиональных образовательных учрежде­ний освоить данную учебную дисциплину, в учебном пособии подоб­ран материал, который строго отражает требования Государственного образовательного стандарта, в то же время позволяет студентам ощу-

В 1979 году в г.Екатеринбурге был создан специализированный инженерно-педагогический ин­ститут, который был переименован в Уральский государственной профессионально-педагогический университет (УГППУ), а затем в Российский государственный профессионально-педагогический университет (2001 г.).


тить специфику и сложность будущей специальности "педагог про­фессионального обучения". С этой целью после каждого раздела при­веден материал для самостоятельной работы, даны краткие рекомен­дации по методике изучения литературы, предлагаются вопросы для самопроверки и самоанализа.

Учиться искусству преподавания, воспитания нужно с первых дней обучения в высшей школе. "Введение в профессионально-педагогическую специальность" - первая профессионально-педагогическая дисциплина. В ходе ее важно помочь учиться в выс­шей школе, понимать и осознавать педагогические термины, само­стоятельно работать в библиотеке, искать необходимую информацию посредством компьютерных телекоммуникаций.


ВВЕДЕНИЕ

Великий Гете писал: "Те, у которых мы учимся, правильно на­зываются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя". Действительно, чтобы стать учителем профессии и воспита­телем будущих рабочих и специалистов, да еще таким, которого бы долго помнили ученики, знали работодатели, специалисты службы труда и занятости, надо очень напряженно учиться.

"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -это курс, который должен помочь будущим руководителям, препода­вателям теоретического обучения, мастерам производственного обу­чения стать УЧИТЕЛЕМ, навсегда сохранить уважение в будущем рабочем или специалисте ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ. Первая педаго­гическая дисциплина должна дать студентам толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Цели данного курса заключаются в следующем:

1. Дать возможность студентам осознать уровень общей и педа­гогической культуры и помочь им ориентироваться в способах подго­товки себя к профессиональной деятельности.

2. Помочь первокурсникам разобраться в природе профессио­нально-педагогической деятельности, специфике высшего профес­сионально-педагогического образования.

 

3. Способствовать формированию у студентов установки на личностное развитие и саморазвитие.

4. Помочь первокурсникам осваивать достаточно "сухие" педа­гогические теории и повысить адаптацию к преподаванию психолого-педагогических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе, установить связь технологических и гуманитарных учебных дисцип­лин.

Желательно, чтобы этот курс читали те преподаватели, при пер-

. вой встрече с которыми студенты бы смогли на практике убедиться,

что специальность "профессиональное обучение" тесно связана с бу-


душим России, прежде всего, с ее экономикой, что она требует глубо­ких психолого-педагогических и профессиональных знаний, наличия высокого уровня индивидуальной педагогической культуры, пред­ставляющей собой совокупность профессионального педагогического самосознания, богатого педагогического опыта, твердых педагогиче­ских убеждений.

Важно, чтобы первокурсники смогли увидеть, что педагогиче­ская наука - это основа искусства преподавания и воспитания буду­щих рабочих и специалистов. Студенты должны почувствовать, что педагогическое ремесло и творчество тесно взаимосвязаны. Аудито­рия, в которой проводятся занятия по курсу "Введение в профессио­нально-педагогическую специальность", должна быть оснащена со­временными средствами обучения, подготовлена к проведению дело­вых, инновационных, организационно-деятельностных игр и специ­альных тренингов, творческих семинаров, защиты творческих пись­менных работ, рефератов, отчетов о посещении профессиональных образовательных учреждений.

Издание данного учебного пособия обусловлено острым дефи­цитом подобной литературы, испытываемым как студентами, так и преподавателями. На данный момент в поле зрения авторов попали лишь шесть источников, которые направлены на раскрытие содержа­ния данного курса:

1. Введение в специальность. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Л.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М.Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.

2. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций
//Научные редакторы: Н.К.Сергеев и Е.И.Сахарчук. - Волгоград: Пе­ремена, 1998.

3. Батурина Т.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учеб. пособие для студентов средних педагогических учеб­ных заведений. -2-е изд., стереотип. - М., 1992.


4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогиче­скую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М, 1999.

5. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производствен­ного обучения. М., 1988.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для сту­дентов педагогических учебных заведений. М.:"Школа-Пресс", 1997, гл.2.

"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -одно из первых учебных пособий по читаемому курсу, которое отве­чает требованиям государственного образовательного стандарта*. Поэтому мы будем благодарны студентам и преподавателям этого курса за замечания и предложения.

Для адресного направления предложений и замечаний по дора­ботке текста учебного пособия сообщаем, что авторство материалов было таким:

От авторов - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев, В.А.Федоров

Введение - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев

Разделы** 1, 3, 5, 6 - В.В.Кузнецов

Раздел 2 - В.А.Федоров

Раздел 4 - А.В.Ковалев

Приложение - В.В.Кузнецов

Поскольку речь идет о первокурсниках, то необходимо в содержании курса уделить особое вни­мание подготовке студентами письменных самостоятельных работ психолого-педагогического характера - докладов, сообщений и т.н.

Следует в содержании учебного пособия смотреть на разделы, отсчет которых начинается после введения.


О специальности "Профессиональное обучение"

Система профессионально-педагогического образования при­звана обеспечивать подготовку руководителей, преподавателей, мас­теров производственного обучения в первую очередь для начального и среднего профессионального образования.

Профессионально-педагогическое образование и педагогиче­ское образование существенно различаются. Никогда профессиональ­но-педагогическое образование не было составной частью педагоги­ческого образования. Оно возникло в ответ на требования общества к качеству подготовки профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования. Система про­фессионально-педагогического образования включает индустриально-педагогические техникумы и колледжи (средние профессионально-педагогическое образование, основная квалификация - мастер произ­водственного обучения), специальные высшие учебные заведения Российский государственный профессионально-педагогический уни­верситет (г. Екатеринбург) и Волжская инженерно-педагогическая академия (г. Нижний Новгород), специализированные факультеты и кафедры ряда вузов страны (высшее профессионально-педагогическое образование, квалификация - педагог профессионального обучения: инженер-педагог, агроном-педагог, экономист-педагог, дизайнер-педагог и т.д.

Педагог профессионального обучения помимо подготовленно­сти к педагогической деятельности является специалистом в той от­расли хозяйства, для которой готовятся профессионально-педагогические работники в специальном учебном заведении.

Цель системы профессионально-педагогического образования -подготовить руководителей учреждений начального и среднего про­фессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения, преподавателей теоретического обучения по общепрофес-


сиональным и специальным учебным предметам, мастеров производ­ственного (практического) обучения по группам родственных про­фессий основных производств, например, в машиностроении, сель­ском хозяйстве, швейной промышленности и т.п.

Педагог профессионального обучения организует и проводит профориентационную работу среди выпускников общеобразователь­ных школ. Он способствует профессиональному самоопределению учащихся профессиональных училищ и лицеев, осуществляет воспи­тательную работу, направленную на развитие личности современного рабочего, специалиста, организует и принимает участие в опытно-экспериментальной работе по теории и методике профессионального образования, технике и технологии в различных отраслях народного хозяйства (экономике, агроинженерии и пр.).

Преподаватели теоретического обучения и мастера производст­венного (практического) обучения, которые имеют первую и высшую квалификационные категории, как правило, осуществляют организа­ционно-методическую деятельность в профессиональных учебных за­ведениях, участвуют в разработке и внедрении регионального компо­нента государственного образовательного стандарта, разработке ме­тодических рекомендаций, сборников учебных задач, учебно-методических пособий.

По желанию педагог профессионального обучения может не только повышать свою квалификацию в системе повышения квали­фикации, но и продолжить полученное высшее профессионально-педагогическое образование в аспирантуре и далее в докторантуре по специальности 13.00.08 -теория и методика профессионального обра­зования.

Широта цели определяет отличие профессионально-педагогического образования не только от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - эконо­мического, сельскохозяйственного, технического, медицинского и т.д.

Важно, чтобы строитель-педагог, инженер-педагог, агроном-педагог и другие имели квалификацию по рабочей профессии, кото-


рой будут обучать учащихся теории или практике в профессиональ­ной школе.

Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим, интегративным видом образования, прин­ципиально отличающимся от педагогического, необходимого учите­лю для работы в общеобразовательной школе.

Профессионально-педагогическое образование нельзя рассмат­ривать как техническое плюс педагогическое или агроинженерно-педагогическое и т.п. Дело в том, что интегративность образования означает, что мы имеем дело с новым качеством, не присущим каж­дой составляющей в отдельности. Это обстоятельно следует выделить особо, так как благодаря ему педагог профессионального обучения (инженер-педагог, агроном-педагог и пр.) может самостоятельно соз­давать методики преподавания общепрофессиональных и специаль­ных дисциплин в профессиональной школе.

И педагогические, и профессионально-педагогические специ­альности согласно действующему Классификатору специальностей высшего профессионального образования на равных правах входят в третью группу специальностей "Образование". Первые связаны с под­готовкой учителей к обучению учащихся какому-либо предмету, вто­рые - к обучению профессии.

В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования профессионально-педагогическому образованию соот­ветствует только одна специальность 030500 "Профессиональное обу­чение". В ее рамках формируются различные специализации, соответ­ствующие определенным направлениям различных отраслей народно­го хозяйства.

Содержание среднего профессионально-педагогического обра­зования (индустриально-педагогического образования) строится в со­ответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 "Профессио­нальное обучение".


 


Высшее профессионально-педагогическое образование регла­ментируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем имеются требования к мини­муму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" (третий уровень высшего про­фессионального образования).

Поскольку эта специальность охватывает специализации, при­митивно отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объ­единение их в группы по отраслевому признаку и предусматривает перечень специализации (более пятидесяти на 2001 год).

Установлено, что стандарт определяет сферу деятельности спе­циалиста следующим образом (рис. 1):

Рис.1 Взаимодействие сфер деятельности выпускника по спе­циальности "Профессиональное обучение"

Предусмотрена и культурно-просветительская деятельность вы­пускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" в рамках выполняемых профессиональных функций.


Известно, что кроме системы профессионально-педагогического образования распространены различные формы пе­реподготовки и подготовки, доподготовки инженеров, экономистов и других специалистов, либо приемы дополнительной отраслевой подготовки лиц, имеющих традиционное педагогическое образование. Во всех этих случаях не удается достичь высокого качества подготовки, характерного для системы профессионально-педагогического образования.

Профессионально-педагогическая специальность появилось в одно время с созданием инженерно-педагогических институтов - спе­циализированных высших учебных заведений, в которых осуществля­ется подготовка инженеров-педагогов.

В профтехучилищах педагогическую деятельность осуществляли преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, мас­тера производственного обучения, которые зачастую имели высшее или среднее специальное техническое образование.

Поскольку межшкольные учебно-производственные комбинаты нуждались в преподавателях и мастерах производственного обучения, которые способны были управлять профессиональным самоопределе­нием старшеклассников, то желательно было, чтобы педагоги имели высшее инженерно-педагогическое образование.

Выпускники инженерно-педагогических вузов могли работать в техникумах, как правило, преподавателями общетехнических дисциплин и на промышленных предприятиях в качестве инженеров отдела конического обучения для организации обучения будущих рабочих и специалистов на производстве и повышения их квалификации.

Подготовка в инженерно-педагогических институтах осуществлялась по 20 профессиям в рамках специальности "Профессиональ-

Жученко А.А„ Романцев Г.М., Ткаченко ЕВ. Профессионально-педагогическое образование Рос-141 (Цианизация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999., С.6

Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. -

Екатеринбург: УГППУ, 1999 I * (Ч.'СР были созданы индустриально-педагогические факультеты при педагогических институтов, которые готовили учителей трудового обучения с высшим образованием, зачастую с дополниной специальностью: физика, черчение и т.п.


ное обучение", специальные и технические дисциплины в течение пя­ти лет в очной и заочной форме.

В инженерно-педагогические институты поступать могли лишь выпускники профтехучилищ, молодежь, имеющая общее среднее об­разование и производственную квалификацию по профилю специали­зации вуза, а также склонность к педагогической деятельности.

В настоящее время складывается единая система подготовки и повышения квалификации педагогов, которые работают в системе на­чального и среднего профессионального образования. Благодаря Уральскому государственному профессионально-педагогическому университету (бывший Свердловский инженерно-педагогический ин­ститут) с 1987 года данная система включает в себя 68 индустриаль­но-педагогических техникумов, 38 инженерно-педагогических фа­культетов технических вузов.

С открытием специальности 030500 - "Профессиональное обу­чение" создано учебно-методическое объединение (УМО) для разра­ботки учебных планов и программ, обобщения и распространения пе­редового педагогического опыта подготовки кадров по инженерно-педагогическим специальностям (ИПС).

При Российском государственном профессионально-педагогическом университете открыты аспирантура и советы по за­щите кандидатских и докторских диссертаций в области педагогики профессионально-педагогического, а также начального и среднего профессионального образования.

По содержанию инженерно-педагогическое образование могло быть представлено следующими блоками:*

1. Общенаучная и гуманитарная подготовка

2. Инженерно-техническая подготовка

3. Психолого-педагогическая подготовка

4. Производственно-технологическая подготовка.

Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Автор Е В.Ткаченко/Под ред.С Я Батышева, T.1M. АЛО, 1998. -С 364-367

Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. Инженерно-педагогическое образование. Автор Е.В.Ткаченко/Под ред.С.Я Батышева. -М.: АПО, 1998, -С.367


По типу Российского (Уральского) государственного профес­сионально-педагогического университета (РГППУ) стали готовить преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим профессионально-педагогическим образованием в г. Харькове (Ук­раина), Намантане (Узбекистан), Нижнем Новгороде.

В настоящее время создана учебно-программная документация для 50 специализаций в рамках специальности "Профессиональное обучение":

- Индустриально-педагогические техникумы и колледжи, в ко­торых выпускники получают среднее профессионально-педагогическое образование (основная квалификация - мастер произ­водственного обучения).

- Высшие профессионально-педагогические учебные заведения (г.Екатеринбург, г.Нижний Новгород), специализированные факуль­теты и кафедры ряда вузов страны готовят инженеров-педагогов, аг­рономов-педагогов, экономистов-педагогов, юристов-педагогов и т.д.

Педагог профессиональной школы - квалификация, которую получают выпускники специальности "Профессиональное обучение". Они обеспечивают приобретение профессии по программам началь­ного и среднего профессионального образования.

Он организует и проводит теоретическое обучение по обще-профессиональным и специальным учебным предметам, а также про­изводственное обучение по группам родственных профессий основ­ных производств в различных отраслях народного хозяйства. Выпу-1киик такой специальности - преподаватель или мастер производственного обучения профессиональной школы помимо подготовленно­сти к педагогической деятельности является специалистом в той от­расли народного хозяйства, для которой готовятся педагоги в профес­сионально-педагогическом вузе.

Широта цели системы профессионально-педагогического образования определяет его отличие от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - технического,

I.Там же, - С.366


гуманитарного, юридического, экономического, сельскохозяйствен­ного и т.д.

Специальность 030500 "Профессиональное обучение" - это спе­циальность 21 века. Она, на наш взгляд, требует наличия собственных теорий, методологических основ. Стандарт предусматривает объеди­нение специализаций в 12 групп по отраслевому признаку.

Выпускник профессионально-педагогического вуза, факультета осуществляет профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве, может осуществлять научные исследования образова­тельных процессов и структур, проводить научно-производственную и консультационно-управленческую деятельность в сфере образова­ния и на производстве, осуществлять культурно-просветительскую деятельность.

Самое главное, что первокурсник должен осознать какую сово­купность профессиональных знаний, умений и навыков он должен приобрести и для чего будущему педагогу профессионального обуче­ния необходима теоретическая база.

Поскольку государственное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса нуждается в существенном улучшении, то на педагога профессиональной школы возлагается задача по созданию педагогических проектов содержания профессионального образова­ния, новых педагогических технологий. Педагог профессиональной школы должен уметь создавать частные методики обучения, быть подготовленным к инновационной деятельности, самостоятельно раз­рабатывать учебно-методическую документацию (основные профес­сиональные образовательные программы, учебные планы и програм­мы учебных предметов, пособия и рекомендации) и совершенствовать формы и методы профессионального обучения.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем основное отличие высшего профессионально-педагогического образования от высшего педагогического?

2. В чем специфика профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения?

3. Каковы особенности специализаций профессионально-педагогического образования?

4. Почему специальность "Педагог профессионального обуче­ния" следует считать перспективной?

5. В чем, на Ваш взгляд, причины того, что помимо системы профессионально-педагогического образования существуют эклекти­ческие схемы подготовки профессионально-педагогических работни­ков?

Литература для самостоятельной работы

1. Вестник Учебно-методического объединения высших и сред­них профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, вып.1 (24) - 173 с.

2. Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессио­нально-педагогическое образование России. Организация и содержа­ние. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, - 234 с.

 

3. Проект концепции профессионально-педагогического образования. - Екатеринбург: Изд-во: УГППУ, 1996. -24 с.

4. Целевая программа на 1997-2001 годы. Профессионально-педагогические кадры России. Составители: Ткаченко Е.В., Зеер Э.Ф., Наин В.М. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996, - 16 с.

5. Энциклопедия профессионального образования / Под редакцией С.Я.Батышева. -М., АПО, 1998.


Сущность профессионально-педагогического образования

Чтобы осветить этот вопрос пришлось обратиться к проректору Российского государственного профессионально-педагогического университета В.А.Федорову, который опубликовал в 2001 году инте­ресную монографию "Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика".

Приведем его размышления из этой книги, позволяющие, на
наш взгляд, понять первокурснику, куда он попал, кем он будет и какое образование получит.

Выпускникам общеобразовательных школ и их родителям в ос­новном знакомы профессии, которые получают в педагогических, технических, медицинских, юридических, экономических, сельскохо­зяйственных вузах. Профессионально-педагогический вуз специфический, особый, дающий право работы, прежде всего, в образователь­ных учреждениях начального и среднего профессионального образо­вания, а также в службах труда и занятости, учебных центрах при предприятиях и учреждениях, которые занимаются подготовкой и пе­реподготовкой рабочих и специалистов различного профиля.

Выпускники профессионально-педагогического вуза могут работать преподавателями общепрофессиональных и специальных дис­циплин, мастерами производственного обучения, руководителями профессиональных училищ, лицеев, колледжей, т.е. педагогами про­фессионального обучения.

Как хирург должен иметь специальное высшее медицинское образование, так и педагог профессионального обучения должен иметь специальное высшее профессионально-педагогическое образо­вание, которое введено в научный оборот Г.М.Романцевым в начале 1990-х годов.

Необходимость профессионально-педагогического образования связана с новыми потребностями систем начального и среднего про­фессионального образования, рынка труда, с появлением новых про­фессий. При этом, по мнению А. М. Новикова, заметными стали про-


цессы расширения профессионального обучения на непроизводствен­ную (нетехническую) сферу с реальным превращением начального профессионального образования из традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное*. Новое понятие детерминирует расширение содержательного поля педагоги­ческой деятельности.

В рамках профессионально-педагогического образования наря­ду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реали­зуются программы подготовки специалистов для "нетехнических" учебных заведений всех уровней и профилей, например, экономиче­ского, агрономического, зоотехнического, дизайнерского и т.п.

Содержанием педагогической деятельности специалиста, под­готовленного в системе профессионально-педагогического образова­ния, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия челове­ка теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности та­кой трудовой деятельности человеку требуется получить определен­ную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками. Данные обстоятельства обуславливают интегративность деятельности специалистов профессионального обучения, учитываю­щую взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производст­венно-технологических. Кроме того, производственно-технологи­ческая компонента такой деятельности определяет еще одну специ­фическую особенность подготовки педагога профессионального обу­чения - обязательное получение рабочей профессии.

Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического образования является не только i формированная система знаний, умений и обобщенных способов вы-

Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М Эгвес, 2000. -272с.


 
 


полнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессио­нально ориентированная личность, способная к самореализации.

Таким образом, профессионально-педагогическое образование с одной стороны это процесс формирования специалистов, обеспечи­вающих подготовку человека к деятельности по конкретной профес­сии. С другой стороны как самостоятельная система профессиональ­ных знаний, навыков, умений и опыта - это результат.

В связи с этим важно отметить отличие понятий «профессио­нально-педагогическое образование» и «педагогическое образование» Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализа­цию образовательных программ при обучении профессиям в учреж­дениях профессионального образования, а педагогическое - общеоб­разовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Поэтому обсуждаемые понятия по отношению друг к другу следует считать независимыми.

Такой вывод подтверждают результаты, полученные А. А. Жу-ченко при сопоставлении этих видов подготовки между собой и с ин­женерно-техническим образованием (табл.1)*.

Таким образом, понятие "профессионально-педагогическое об­разование" имеет следующее содержание: это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки че­ловека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению пол­ного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности.

При другом понимании термина "профессионально-педагогическое образование" как результата, он обозначает усвоен­ную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему ус­пешно работать в сфере профессионального образования.

В педагогической науке и образовательной практике России по­нятие «профессионально-педагогическое образование» стало исполь­зоваться с 1992 года.

Профессиональная педагогика. Учеб, Для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям -2-е изд., перераб. и доп. - М. Ассоциация. "Профобразование" 1999 -904 с

20


Употребляемый нами термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалифи­кации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, заня­того в образовательном процессе учебных заведений начального про­фессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобра­зовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производствен­ного обучения и др.

В научной литературе, касающейся проблем педагогического образования в части подготовки школьного учителя, также применя­ется термин «профессионально-педагогическая деятельность». По оп­ределению В.А. Сластенина, данная деятельность осуществляется как вид социальной деятельности, создающей условия для развития лич­ности и обеспечивающей усвоение подрастающим поколением куль­туры и опыта человечества, готовность личности к выполнению опре­деленных социальных ролей в определенном обществе. Более кон­кретное наполнение данного понятия дано З.М. Большаковой: про­фессионально-педагогическая- деятельность - это особый вид профес­сиональной творческой деятельности педагога, направленной на пе­редачу социокультурного опыта детям посредством образования и создание условий для их развития.

Данное определение выделяет педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной юридической, профессио­нальной медицинской, профессиональной экономической и др. Для осуществления перечисленных видов деятельности необходимо полу­чение соответствующего профессионального образования, например, юридического, медицинского, экономического и др. Аналогично об­разование, направленное на подготовку учителя и реализуемое в пе-

* 11едагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.И.Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997, -512с.

* Большакова З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности. Дис.д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 2000. -353с.


дагогических вузах, как правило, называют педагогическим. Однако, it отличие от данной логики, для передачи этого смысла употребляют также термин «профессионально-педагогическое образование» (про­фессиональное педагогическое). Он совпадает с названием описывае­мого нами самостоятельного вида образования - профессионально-педагогического, в рамках которого осуществляется подготовка педа­гогов профессионального обучения, что приводит к недопустимому смешению двух совершенно разных по смыслу понятий.

Приведенное рассмотрение систем педагогического и профес­сионально-педагогического образования с позиции общественного предназначения их выпускников для реализации соответствующей профессиональной деятельности позволяет еще раз подчеркнуть от­личие данных образовательных систем, заключающееся в следующем.

Система педагогического образования (в понимании В.А.Сластенина - профессионального педагогического или профес­сионально-педагогического) направлена на подготовку учителей для профессиональной педагогической деятельности при обучении обще­образовательным предметам в системе общего среднего образования (предметная область - общеобразовательные дисциплины).

Система профессионально-педагогического образования гото­вит педагогов профессионального обучения для профессиональной профессионально-педагогической деятельности при обучении про­фессии, преимущественно в системе начального профессионального образования (предметная область - профессия).

С целью обеспечения четкости изложения и во избежание вы­нужденной тавтологии мы в данной работе придерживаемся следую­щего понимания:

- система профессионального педагогического образования на­правлена на подготовку учителей для осуществ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: