Ковалев А.П., Кузнецов В.В., Федоров В.Л. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение». - УрО РАО Екатеринбург. - 2012. - 98 с.
ISBN 5-7410-0314-I
Учебное пособие построено па основе идей модернизации высшего профессионально-педагогического образования. В нем раскрываются вопросы профессиональной подготовки студентов в высшей школе. Содержание учебного пособия соответствует государственному стандарту по специальности «Профессиональное обучение». Пособие может быть полезно студентам и преподавателям профессионально-педагогических вузов и факультетов.
„ _0401000000.. ВБК,685
6JI9-02
© Ковалев А.В., 2002
ISBN 5-7410-0314-1
© Федоров В.А., 2002
© УрО РАО, 2002
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов.............................................................................................. 4
Введение................................................................................................. 6
О специальности «Профессиональное обучение»...................... 9
Сущность профессионально-педагогического
образования........................................................................................... 18
Особенности профессионально-педагогической
деятельности преподавателя и мастера
производственного обучения........................................................... 34
Специфика управленческой деятельности
руководителя профессионального
учебного заведения............................................................................. 41
Личность педагога профессионального обучения, его
педагогическая культура.................................................................. 48
Диагностическая программа изучения
педагогической культуры студента............................................... 62
Приложение........................................................................................... 65
|
От авторов
В системе образования России выделяется система профессионально-педагогического образования, которая обеспечивает подготовку кадров для профессионального образования и, в первую очередь, начального и среднего.
Система профессионально-педагогического образования стала складываться чуть более двадцати лет тому назад благодаря, прежде всего, усилиям ученых Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Под руководством действительного члена Российской академии образования Е.В.Ткаченко были успешно реализованы задачи, которые впервые были поставлены в 20-е годы прошлого века. В стране действительно появилось специализированное учебное заведение, которое координировало научно-исследовательскую работу в области профессионально-педагогического (инженерно-педагогического) образования.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что студенты первого курса профессионально-педагогических учебных заведений получают возможность подробно познакомиться со специальностью, которая создавалась усилиями ведущих ученых в области теории и методики профессионального образования - С.Я.Батышевым, А.П.Беляевой, А.М.Новиковым, С.А.Шапоринским, В.А. Скакуном, Г.М.Романцевым, Э.Ф.Зеером и многими другими.
Для того, чтобы помочь будущим руководителям, преподавателям теоретического обучения, мастерам производственного обучения начальных и средних профессиональных образовательных учреждений освоить данную учебную дисциплину, в учебном пособии подобран материал, который строго отражает требования Государственного образовательного стандарта, в то же время позволяет студентам ощу-
|
В 1979 году в г.Екатеринбурге был создан специализированный инженерно-педагогический институт, который был переименован в Уральский государственной профессионально-педагогический университет (УГППУ), а затем в Российский государственный профессионально-педагогический университет (2001 г.).
тить специфику и сложность будущей специальности "педагог профессионального обучения". С этой целью после каждого раздела приведен материал для самостоятельной работы, даны краткие рекомендации по методике изучения литературы, предлагаются вопросы для самопроверки и самоанализа.
Учиться искусству преподавания, воспитания нужно с первых дней обучения в высшей школе. "Введение в профессионально-педагогическую специальность" - первая профессионально-педагогическая дисциплина. В ходе ее важно помочь учиться в высшей школе, понимать и осознавать педагогические термины, самостоятельно работать в библиотеке, искать необходимую информацию посредством компьютерных телекоммуникаций.
ВВЕДЕНИЕ
Великий Гете писал: "Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя". Действительно, чтобы стать учителем профессии и воспитателем будущих рабочих и специалистов, да еще таким, которого бы долго помнили ученики, знали работодатели, специалисты службы труда и занятости, надо очень напряженно учиться.
"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -это курс, который должен помочь будущим руководителям, преподавателям теоретического обучения, мастерам производственного обучения стать УЧИТЕЛЕМ, навсегда сохранить уважение в будущем рабочем или специалисте ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ. Первая педагогическая дисциплина должна дать студентам толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
|
Цели данного курса заключаются в следующем:
1. Дать возможность студентам осознать уровень общей и педагогической культуры и помочь им ориентироваться в способах подготовки себя к профессиональной деятельности.
2. Помочь первокурсникам разобраться в природе профессионально-педагогической деятельности, специфике высшего профессионально-педагогического образования.
3. Способствовать формированию у студентов установки на личностное развитие и саморазвитие.
4. Помочь первокурсникам осваивать достаточно "сухие" педагогические теории и повысить адаптацию к преподаванию психолого-педагогических дисциплин в профессионально-педагогическом вузе, установить связь технологических и гуманитарных учебных дисциплин.
Желательно, чтобы этот курс читали те преподаватели, при пер-
. вой встрече с которыми студенты бы смогли на практике убедиться,
что специальность "профессиональное обучение" тесно связана с бу-
душим России, прежде всего, с ее экономикой, что она требует глубоких психолого-педагогических и профессиональных знаний, наличия высокого уровня индивидуальной педагогической культуры, представляющей собой совокупность профессионального педагогического самосознания, богатого педагогического опыта, твердых педагогических убеждений.
Важно, чтобы первокурсники смогли увидеть, что педагогическая наука - это основа искусства преподавания и воспитания будущих рабочих и специалистов. Студенты должны почувствовать, что педагогическое ремесло и творчество тесно взаимосвязаны. Аудитория, в которой проводятся занятия по курсу "Введение в профессионально-педагогическую специальность", должна быть оснащена современными средствами обучения, подготовлена к проведению деловых, инновационных, организационно-деятельностных игр и специальных тренингов, творческих семинаров, защиты творческих письменных работ, рефератов, отчетов о посещении профессиональных образовательных учреждений.
Издание данного учебного пособия обусловлено острым дефицитом подобной литературы, испытываемым как студентами, так и преподавателями. На данный момент в поле зрения авторов попали лишь шесть источников, которые направлены на раскрытие содержания данного курса:
1. Введение в специальность. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Л.И.Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М.Гришин и др. М.: Просвещение, 1988.
2. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций
//Научные редакторы: Н.К.Сергеев и Е.И.Сахарчук. - Волгоград: Перемена, 1998.
3. Батурина Т.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -2-е изд., стереотип. - М., 1992.
4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. -М, 1999.
5. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М., 1988.
6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.:"Школа-Пресс", 1997, гл.2.
"Введение в профессионально-педагогическую специальность" -одно из первых учебных пособий по читаемому курсу, которое отвечает требованиям государственного образовательного стандарта*. Поэтому мы будем благодарны студентам и преподавателям этого курса за замечания и предложения.
Для адресного направления предложений и замечаний по доработке текста учебного пособия сообщаем, что авторство материалов было таким:
От авторов - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев, В.А.Федоров
Введение - В.В.Кузнецов, А.В.Ковалев
Разделы** 1, 3, 5, 6 - В.В.Кузнецов
Раздел 2 - В.А.Федоров
Раздел 4 - А.В.Ковалев
Приложение - В.В.Кузнецов
Поскольку речь идет о первокурсниках, то необходимо в содержании курса уделить особое внимание подготовке студентами письменных самостоятельных работ психолого-педагогического характера - докладов, сообщений и т.н.
Следует в содержании учебного пособия смотреть на разделы, отсчет которых начинается после введения.
О специальности "Профессиональное обучение"
Система профессионально-педагогического образования призвана обеспечивать подготовку руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения в первую очередь для начального и среднего профессионального образования.
Профессионально-педагогическое образование и педагогическое образование существенно различаются. Никогда профессионально-педагогическое образование не было составной частью педагогического образования. Оно возникло в ответ на требования общества к качеству подготовки профессионально-педагогических работников системы начального профессионального образования. Система профессионально-педагогического образования включает индустриально-педагогические техникумы и колледжи (средние профессионально-педагогическое образование, основная квалификация - мастер производственного обучения), специальные высшие учебные заведения Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург) и Волжская инженерно-педагогическая академия (г. Нижний Новгород), специализированные факультеты и кафедры ряда вузов страны (высшее профессионально-педагогическое образование, квалификация - педагог профессионального обучения: инженер-педагог, агроном-педагог, экономист-педагог, дизайнер-педагог и т.д.
Педагог профессионального обучения помимо подготовленности к педагогической деятельности является специалистом в той отрасли хозяйства, для которой готовятся профессионально-педагогические работники в специальном учебном заведении.
Цель системы профессионально-педагогического образования -подготовить руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, а также центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения, преподавателей теоретического обучения по общепрофес-
сиональным и специальным учебным предметам, мастеров производственного (практического) обучения по группам родственных профессий основных производств, например, в машиностроении, сельском хозяйстве, швейной промышленности и т.п.
Педагог профессионального обучения организует и проводит профориентационную работу среди выпускников общеобразовательных школ. Он способствует профессиональному самоопределению учащихся профессиональных училищ и лицеев, осуществляет воспитательную работу, направленную на развитие личности современного рабочего, специалиста, организует и принимает участие в опытно-экспериментальной работе по теории и методике профессионального образования, технике и технологии в различных отраслях народного хозяйства (экономике, агроинженерии и пр.).
Преподаватели теоретического обучения и мастера производственного (практического) обучения, которые имеют первую и высшую квалификационные категории, как правило, осуществляют организационно-методическую деятельность в профессиональных учебных заведениях, участвуют в разработке и внедрении регионального компонента государственного образовательного стандарта, разработке методических рекомендаций, сборников учебных задач, учебно-методических пособий.
По желанию педагог профессионального обучения может не только повышать свою квалификацию в системе повышения квалификации, но и продолжить полученное высшее профессионально-педагогическое образование в аспирантуре и далее в докторантуре по специальности 13.00.08 -теория и методика профессионального образования.
Широта цели определяет отличие профессионально-педагогического образования не только от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - экономического, сельскохозяйственного, технического, медицинского и т.д.
Важно, чтобы строитель-педагог, инженер-педагог, агроном-педагог и другие имели квалификацию по рабочей профессии, кото-
рой будут обучать учащихся теории или практике в профессиональной школе.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим, интегративным видом образования, принципиально отличающимся от педагогического, необходимого учителю для работы в общеобразовательной школе.
Профессионально-педагогическое образование нельзя рассматривать как техническое плюс педагогическое или агроинженерно-педагогическое и т.п. Дело в том, что интегративность образования означает, что мы имеем дело с новым качеством, не присущим каждой составляющей в отдельности. Это обстоятельно следует выделить особо, так как благодаря ему педагог профессионального обучения (инженер-педагог, агроном-педагог и пр.) может самостоятельно создавать методики преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин в профессиональной школе.
И педагогические, и профессионально-педагогические специальности согласно действующему Классификатору специальностей высшего профессионального образования на равных правах входят в третью группу специальностей "Образование". Первые связаны с подготовкой учителей к обучению учащихся какому-либо предмету, вторые - к обучению профессии.
В Классификаторе специальностей высшего профессионального образования профессионально-педагогическому образованию соответствует только одна специальность 030500 "Профессиональное обучение". В ее рамках формируются различные специализации, соответствующие определенным направлениям различных отраслей народного хозяйства.
Содержание среднего профессионально-педагогического образования (индустриально-педагогического образования) строится в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0308 "Профессиональное обучение".
![]() |
Высшее профессионально-педагогическое образование регламентируется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В нем имеются требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" (третий уровень высшего профессионального образования).
Поскольку эта специальность охватывает специализации, примитивно отличающиеся содержанием, стандарт предусматривает объединение их в группы по отраслевому признаку и предусматривает перечень специализации (более пятидесяти на 2001 год).
Установлено, что стандарт определяет сферу деятельности специалиста следующим образом (рис. 1):
Рис.1 Взаимодействие сфер деятельности выпускника по специальности "Профессиональное обучение"
Предусмотрена и культурно-просветительская деятельность выпускника по специальности 030500 "Профессиональное обучение" в рамках выполняемых профессиональных функций.
Известно, что кроме системы профессионально-педагогического образования распространены различные формы переподготовки и подготовки, доподготовки инженеров, экономистов и других специалистов, либо приемы дополнительной отраслевой подготовки лиц, имеющих традиционное педагогическое образование. Во всех этих случаях не удается достичь высокого качества подготовки, характерного для системы профессионально-педагогического образования.
Профессионально-педагогическая специальность появилось в одно время с созданием инженерно-педагогических институтов - специализированных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка инженеров-педагогов.
В профтехучилищах педагогическую деятельность осуществляли преподаватели общетехнических и специальных дисциплин, мастера производственного обучения, которые зачастую имели высшее или среднее специальное техническое образование.
Поскольку межшкольные учебно-производственные комбинаты нуждались в преподавателях и мастерах производственного обучения, которые способны были управлять профессиональным самоопределением старшеклассников, то желательно было, чтобы педагоги имели высшее инженерно-педагогическое образование.
Выпускники инженерно-педагогических вузов могли работать в техникумах, как правило, преподавателями общетехнических дисциплин и на промышленных предприятиях в качестве инженеров отдела конического обучения для организации обучения будущих рабочих и специалистов на производстве и повышения их квалификации.
Подготовка в инженерно-педагогических институтах осуществлялась по 20 профессиям в рамках специальности "Профессиональ-
Жученко А.А„ Романцев Г.М., Ткаченко ЕВ. Профессионально-педагогическое образование Рос-141 (Цианизация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999., С.6
Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. -
Екатеринбург: УГППУ, 1999 I * (Ч.'СР были созданы индустриально-педагогические факультеты при педагогических институтов, которые готовили учителей трудового обучения с высшим образованием, зачастую с дополниной специальностью: физика, черчение и т.п.
ное обучение", специальные и технические дисциплины в течение пяти лет в очной и заочной форме.
В инженерно-педагогические институты поступать могли лишь выпускники профтехучилищ, молодежь, имеющая общее среднее образование и производственную квалификацию по профилю специализации вуза, а также склонность к педагогической деятельности.
В настоящее время складывается единая система подготовки и повышения квалификации педагогов, которые работают в системе начального и среднего профессионального образования. Благодаря Уральскому государственному профессионально-педагогическому университету (бывший Свердловский инженерно-педагогический институт) с 1987 года данная система включает в себя 68 индустриально-педагогических техникумов, 38 инженерно-педагогических факультетов технических вузов.
С открытием специальности 030500 - "Профессиональное обучение" создано учебно-методическое объединение (УМО) для разработки учебных планов и программ, обобщения и распространения передового педагогического опыта подготовки кадров по инженерно-педагогическим специальностям (ИПС).
При Российском государственном профессионально-педагогическом университете открыты аспирантура и советы по защите кандидатских и докторских диссертаций в области педагогики профессионально-педагогического, а также начального и среднего профессионального образования.
По содержанию инженерно-педагогическое образование могло быть представлено следующими блоками:*
1. Общенаучная и гуманитарная подготовка
2. Инженерно-техническая подготовка
3. Психолого-педагогическая подготовка
4. Производственно-технологическая подготовка.
Энциклопедия профессионального образования. В 3-х томах. Автор Е В.Ткаченко/Под ред.С Я Батышева, T.1M. АЛО, 1998. -С 364-367
Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. Инженерно-педагогическое образование. Автор Е.В.Ткаченко/Под ред.С.Я Батышева. -М.: АПО, 1998, -С.367
По типу Российского (Уральского) государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) стали готовить преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим профессионально-педагогическим образованием в г. Харькове (Украина), Намантане (Узбекистан), Нижнем Новгороде.
В настоящее время создана учебно-программная документация для 50 специализаций в рамках специальности "Профессиональное обучение":
- Индустриально-педагогические техникумы и колледжи, в которых выпускники получают среднее профессионально-педагогическое образование (основная квалификация - мастер производственного обучения).
- Высшие профессионально-педагогические учебные заведения (г.Екатеринбург, г.Нижний Новгород), специализированные факультеты и кафедры ряда вузов страны готовят инженеров-педагогов, агрономов-педагогов, экономистов-педагогов, юристов-педагогов и т.д.
Педагог профессиональной школы - квалификация, которую получают выпускники специальности "Профессиональное обучение". Они обеспечивают приобретение профессии по программам начального и среднего профессионального образования.
Он организует и проводит теоретическое обучение по обще-профессиональным и специальным учебным предметам, а также производственное обучение по группам родственных профессий основных производств в различных отраслях народного хозяйства. Выпу-1киик такой специальности - преподаватель или мастер производственного обучения профессиональной школы помимо подготовленности к педагогической деятельности является специалистом в той отрасли народного хозяйства, для которой готовятся педагоги в профессионально-педагогическом вузе.
Широта цели системы профессионально-педагогического образования определяет его отличие от педагогического, но и от других видов специального профессионального образования - технического,
I.Там же, - С.366
гуманитарного, юридического, экономического, сельскохозяйственного и т.д.
Специальность 030500 "Профессиональное обучение" - это специальность 21 века. Она, на наш взгляд, требует наличия собственных теорий, методологических основ. Стандарт предусматривает объединение специализаций в 12 групп по отраслевому признаку.
Выпускник профессионально-педагогического вуза, факультета осуществляет профессиональное обучение в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве, может осуществлять научные исследования образовательных процессов и структур, проводить научно-производственную и консультационно-управленческую деятельность в сфере образования и на производстве, осуществлять культурно-просветительскую деятельность.
Самое главное, что первокурсник должен осознать какую совокупность профессиональных знаний, умений и навыков он должен приобрести и для чего будущему педагогу профессионального обучения необходима теоретическая база.
Поскольку государственное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса нуждается в существенном улучшении, то на педагога профессиональной школы возлагается задача по созданию педагогических проектов содержания профессионального образования, новых педагогических технологий. Педагог профессиональной школы должен уметь создавать частные методики обучения, быть подготовленным к инновационной деятельности, самостоятельно разрабатывать учебно-методическую документацию (основные профессиональные образовательные программы, учебные планы и программы учебных предметов, пособия и рекомендации) и совершенствовать формы и методы профессионального обучения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем основное отличие высшего профессионально-педагогического образования от высшего педагогического?
2. В чем специфика профессионально-педагогической деятельности педагога профессионального обучения?
3. Каковы особенности специализаций профессионально-педагогического образования?
4. Почему специальность "Педагог профессионального обучения" следует считать перспективной?
5. В чем, на Ваш взгляд, причины того, что помимо системы профессионально-педагогического образования существуют эклектические схемы подготовки профессионально-педагогических работников?
Литература для самостоятельной работы
1. Вестник Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, вып.1 (24) - 173 с.
2. Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999, - 234 с.
3. Проект концепции профессионально-педагогического образования. - Екатеринбург: Изд-во: УГППУ, 1996. -24 с.
4. Целевая программа на 1997-2001 годы. Профессионально-педагогические кадры России. Составители: Ткаченко Е.В., Зеер Э.Ф., Наин В.М. - Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996, - 16 с.
5. Энциклопедия профессионального образования / Под редакцией С.Я.Батышева. -М., АПО, 1998.
Сущность профессионально-педагогического образования
Чтобы осветить этот вопрос пришлось обратиться к проректору Российского государственного профессионально-педагогического университета В.А.Федорову, который опубликовал в 2001 году интересную монографию "Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика".
Приведем его размышления из этой книги, позволяющие, на
наш взгляд, понять первокурснику, куда он попал, кем он будет и какое образование получит.
Выпускникам общеобразовательных школ и их родителям в основном знакомы профессии, которые получают в педагогических, технических, медицинских, юридических, экономических, сельскохозяйственных вузах. Профессионально-педагогический вуз специфический, особый, дающий право работы, прежде всего, в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также в службах труда и занятости, учебных центрах при предприятиях и учреждениях, которые занимаются подготовкой и переподготовкой рабочих и специалистов различного профиля.
Выпускники профессионально-педагогического вуза могут работать преподавателями общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, руководителями профессиональных училищ, лицеев, колледжей, т.е. педагогами профессионального обучения.
Как хирург должен иметь специальное высшее медицинское образование, так и педагог профессионального обучения должен иметь специальное высшее профессионально-педагогическое образование, которое введено в научный оборот Г.М.Романцевым в начале 1990-х годов.
Необходимость профессионально-педагогического образования связана с новыми потребностями систем начального и среднего профессионального образования, рынка труда, с появлением новых профессий. При этом, по мнению А. М. Новикова, заметными стали про-
цессы расширения профессионального обучения на непроизводственную (нетехническую) сферу с реальным превращением начального профессионального образования из традиционного профессионально-технического образования в современное профессиональное*. Новое понятие детерминирует расширение содержательного поля педагогической деятельности.
В рамках профессионально-педагогического образования наряду со сложившимся инженерно-педагогическим образованием реализуются программы подготовки специалистов для "нетехнических" учебных заведений всех уровней и профилей, например, экономического, агрономического, зоотехнического, дизайнерского и т.п.
Содержанием педагогической деятельности специалиста, подготовленного в системе профессионально-педагогического образования, является профессия как относительно постоянный вид трудовой деятельности, характеризуемый, в частности, специальными знаниями и умениями, а также способами и характером взаимодействия человека теми или иными технологиями. Очевидно, что для успешности такой трудовой деятельности человеку требуется получить определенную подготовку, осуществляемую профессионально-педагогическими работниками. Данные обстоятельства обуславливают интегративность деятельности специалистов профессионального обучения, учитывающую взаимодействие в процессе труда различных знаний и умений: психолого-педагогических, специальных отраслевых и производственно-технологических. Кроме того, производственно-технологическая компонента такой деятельности определяет еще одну специфическую особенность подготовки педагога профессионального обучения - обязательное получение рабочей профессии.
Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе профессионально-педагогического образования является не только i формированная система знаний, умений и обобщенных способов вы-
Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - М Эгвес, 2000. -272с.
![]() |
![]() |
полнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование с одной стороны это процесс формирования специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по конкретной профессии. С другой стороны как самостоятельная система профессиональных знаний, навыков, умений и опыта - это результат.
В связи с этим важно отметить отличие понятий «профессионально-педагогическое образование» и «педагогическое образование» Профессионально-педагогическое образование обеспечивает реализацию образовательных программ при обучении профессиям в учреждениях профессионального образования, а педагогическое - общеобразовательных, в основном предметных программ общего среднего образования. Поэтому обсуждаемые понятия по отношению друг к другу следует считать независимыми.
Такой вывод подтверждают результаты, полученные А. А. Жу-ченко при сопоставлении этих видов подготовки между собой и с инженерно-техническим образованием (табл.1)*.
Таким образом, понятие "профессионально-педагогическое образование" имеет следующее содержание: это процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности.
При другом понимании термина "профессионально-педагогическое образование" как результата, он обозначает усвоенную человеком совокупность специальных знаний, умений и навыков, социально и профессионально важных качеств, позволяющих ему успешно работать в сфере профессионального образования.
В педагогической науке и образовательной практике России понятие «профессионально-педагогическое образование» стало использоваться с 1992 года.
Профессиональная педагогика. Учеб, Для студентов, обучающихся по пед. спец. и направлениям -2-е изд., перераб. и доп. - М. Ассоциация. "Профобразование" 1999 -904 с
20
Употребляемый нами термин «педагог профессионального обучения» обозначает утвержденное в 2000 г. наименование квалификации для лиц, получивших высшее профессионально-педагогическое образование. Кроме того, это обобщающее название персонала, занятого в образовательном процессе учебных заведений начального профессионального образования на административных должностях или в качестве преподавателей общетехнических, специальных и общеобразовательных дисциплин, старших мастеров, мастеров производственного обучения и др.
В научной литературе, касающейся проблем педагогического образования в части подготовки школьного учителя, также применяется термин «профессионально-педагогическая деятельность». По определению В.А. Сластенина, данная деятельность осуществляется как вид социальной деятельности, создающей условия для развития личности и обеспечивающей усвоение подрастающим поколением культуры и опыта человечества, готовность личности к выполнению определенных социальных ролей в определенном обществе. Более конкретное наполнение данного понятия дано З.М. Большаковой: профессионально-педагогическая- деятельность - это особый вид профессиональной творческой деятельности педагога, направленной на передачу социокультурного опыта детям посредством образования и создание условий для их развития.
Данное определение выделяет педагогическую деятельность как профессиональную, сосуществующую в обществе наравне с другими видами деятельности: профессиональной юридической, профессиональной медицинской, профессиональной экономической и др. Для осуществления перечисленных видов деятельности необходимо получение соответствующего профессионального образования, например, юридического, медицинского, экономического и др. Аналогично образование, направленное на подготовку учителя и реализуемое в пе-
* 11едагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.И.Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997, -512с.
* Большакова З.М. Теоретические основы подготовки будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности. Дис.д-ра пед.наук. -Екатеринбург, 2000. -353с.
дагогических вузах, как правило, называют педагогическим. Однако, it отличие от данной логики, для передачи этого смысла употребляют также термин «профессионально-педагогическое образование» (профессиональное педагогическое). Он совпадает с названием описываемого нами самостоятельного вида образования - профессионально-педагогического, в рамках которого осуществляется подготовка педагогов профессионального обучения, что приводит к недопустимому смешению двух совершенно разных по смыслу понятий.
Приведенное рассмотрение систем педагогического и профессионально-педагогического образования с позиции общественного предназначения их выпускников для реализации соответствующей профессиональной деятельности позволяет еще раз подчеркнуть отличие данных образовательных систем, заключающееся в следующем.
Система педагогического образования (в понимании В.А.Сластенина - профессионального педагогического или профессионально-педагогического) направлена на подготовку учителей для профессиональной педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам в системе общего среднего образования (предметная область - общеобразовательные дисциплины).
Система профессионально-педагогического образования готовит педагогов профессионального обучения для профессиональной профессионально-педагогической деятельности при обучении профессии, преимущественно в системе начального профессионального образования (предметная область - профессия).
С целью обеспечения четкости изложения и во избежание вынужденной тавтологии мы в данной работе придерживаемся следующего понимания: