Для того, чтобы студенту понять с какой по природе деятельностью придется столкнуться на первой педагогической практике, необходимо раскрыть содержание и сущность профессионально-педагогической деятельности.
Первоначально ее рассматриваем как многокомпонентную деятельность, направленную на профессиональную подготовку квалифицированных рабочих. Ее компонентами являются*:,
- педагогическая;
- инженерно-техническая**;
- производственно-технологическая.
Рассматривая содержание инженерно-педагогической деятельности, Э.Ф.Зеер пришел к следующим выводам. Во-первых, в труде инженера-педагога можно выделить два значимых компонента: организацию обучения и воспитания (первый педагогический компонент), разработку производственно-технической документации, обеспечение производственного процесса в учебных мастерских, обслуживание материально-технической базы лабораторий и кабинетов, освоение новых технологических процессов и техники (второй производственно-технологический компонент).
Во-вторых, в отличие от деятельности учителя школы любой преподаватель или мастер производственного обучения начальной (средней) профессиональной школы выполняет такие виды деятельности, продуктом которой являются, с одной стороны, конкретные изделия (кулинарные, швейные и т.п.), которые можно продать населению, с другой стороны, конкурентоспособная личность будущего рабочего специалиста.
Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Изд-во Урал. ун-та, 1988, -С. 17.
Первоначально в 1988 году изучали инженерно-педагогическую деятельность в связи с анализом профессиональной подготовки будущего инженера-педагога в вузе.
|
Производство нужных населению товаров и услуг, эффективный сбыт - это принципиально новые виды педагогического по своей природе труда. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, настройка, наладка, ремонт оборудования, освоение новых технологий и т.п. - все это специфические виды труда педагога профессионального обучения. Рядом с ними преподавателю или мастеру приходится выполнять различную по сложности методическую работу и, чаще всего, проектную, связанную с созданием пакета учебно методической, технологической документации (инструкционные карты, чертежи, разработка методики преподавания и прочее).
Поскольку в педагогическом труде главным объектом является личность обучаемого, то возникает необходимость в создании таких педагогических технологий, которые позволяют ее целенаправленно разнимать, приспосабливать к сложным условиям рыночных отношений.
Совместными усилиями ученых Санкт-Петербурга и Екатерин-бурга были выделены девять видов деятельности, которые дают возможность рассматривать профессионально-педагогическую деятель-кисть, как особую. К ним относятся:
1. Деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс.
2. Профессиональное обучение.
3. Внеучебная воспитательная работа.
4. Общественно-политическая работа.
5. Производственно-технологическая деятельность.
6. Обеспечение режима работы учебной группы и училища.
7. Повышение квалификации инженера-педагога.
8. Профориентация.
9. Техническое творчество.
По аналогии с инженерами педагоги профессионального обучения с экономическим, юридическим, сельскохозяйственным, меди-
|
Здесь и далее речь идет о мастере производственного обучения
Анализ трудоемкости девяти видов деятельности был проведен во ВНИИ профтехобразования М тип-Петербург) и Российском государственном профессионально-педагогическом университете (старое название - Свердловский инженерно-педагогический институт).
цинским и другими видами высшего профессионально-педагогического образования выполняют примерно те же вышеуказанные виды деятельности. Естественно, что у каждого из педагогов профессионального обучения вид творчества имеет свою специфику.
Профессионально-педагогическая деятельность является сложным интегральным образованием, включающим разнообразные виды деятельности. Преподаватель теоретического обучения и мастер производственного обучения любого профессионального учреждения -колледжа, лицея, училища осуществляют, с одной стороны, обучений воспитание и развитие обучаемых, с другой стороны - управления учебным производством и сбытом какой-либо продукции - от станков до хлебобулочных изделий*.
Образовательный процесс в начальной и средней профессиональных школах имеет свою специфику и особенности. Его характеристиками являются:
- производственная направленность;
- продуктивный характер;
- универсальность.
Производственная направленность образовательного процесса в профессиональном училище (лицее) определяется приданием особою значения, прежде всего, качеству изготовляемой продукции, ее соответствию нормам и мировым стандартам, материально-техническому и кадровому обеспечению образовательного процесса. Ввиду необходимости оборудования специальных кабинетов и мастерских, лабораторий, ремонта, наладки оборудования, его настройки, модернизации деятельность преподавателя или мастера становится производственной.
|
Продуктивный характер образовательного процесса заключается в обязательном проектировании и производстве какой-либо продукции, имеющей спрос на рынке труда.
Под универсальностью можно понимать всестороннюю, всеохватывающую предметную деятельность, включающую как решение чисто педагогических задач, так и комплексного характера в виде
Виды продукции определяются профилем начальной профессиональной школы
управлении учебно-производственными работами, осуществлении
оценочных функций технологических объектов, либо изготовляемой
продукции, ее сбыта.
Эффективность профессионально-педагогической деятельности, но мнению психологов, может определяться посредством выделения предметных, проектировочных, коммуникативно-организаторских, инновационных, исследовательских умений, которые будут сформированы у педагогов профессионального обучения в условиях профессионально-педагогической подготовки в течение всего периода нахождения в ситуации организованного образовательного процесса (см.: государственный стандарт профессионально-педагогического образования).
Любые умения предполагают использование имеющихся у субъекта деятельности знаний и навыков для выбора и осуществления действий в соответствии с поставленной целью (Э.Ф.Зеер).
Указанные в табл. 2 профессионально-педагогические умения, параметры определяются в соответствующих учебниках и пособиях,
словарях и справочниках по психологии и могут служить основой при
разработке заданий для самостоятельной работы студентов.
Содержание профессионально-педагогической деятельности определяется решением следующих типовых задач (Э.Ф.Зеер):
- проектирование образовательного процесса;
- формирование учебно-профессиональных мотивов в ходе объяснения, демонстрации, проведения инструктажей, при оценке и контроле качества обучения и т.п.;
- диагностика личности и коллектива будущих рабочих и специалистов;
' Дьяченко Е.В., Глуханюк Н.С. Эффективность профессионально-педагогической деятельности: опыт параметризации и экспертной валидизации / Образование и наука, 2002. № 1 (13), -Известия Уральского отделения Российской академии образования. - Екатеринбург, С.121-122.
- управление жизнедеятельностью обучаемых, внеучебной деятельностью;
- организация производства и сбыта изготовленной продукции;
- предоставление услуг населению;
- обеспечение режима работы учебных групп;
- профессиональное самообразование педагога профессионального обучения;
- ориентирование будущих рабочих, специалистов на рабочие профессии;
- развитие склонностей и способностей будущих рабочих и специалистов;
- вовлечение обучаемых в творческую деятельность.
Однако решение этих задач преподавателями и мастерами имеет свою специфику.
Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя, по мнению А.А.Кирсанова, - это форма активного, творческого, преобразовательного отношения преподавателя к ее объекту, предмету, исходному состоянию и к конечному результату (продукту). Это дея-
тельность предметная, включающая отбор и структурирование содержания учебной дисциплины, конкретных задач, заданий и управлений, постановку эксперимента, опытов.
Основная сложность профессионально-педагогической деятельности мастера - это умение сочетать высокую профессиональную квалификацию с качествами воспитателя. Его главная задача - обеспечение подготовки конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими профессиональными знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию. Мастер обучает будущих рабочих и специалистов рациональным приемам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов, соблюдение безопасности труда.
Специфика управленческой деятельности руководителя профессионального учебного заведения
Кто-то из выпускников высшей профессионально-педагогической школы через несколько лет работы преподавателем или мастером производственного обучения, как правило, становится директором начальной профессиональной школы или его заместителем.
Что из себя представляет эта работа?
Специалисты, ученые, которые изучали труд директора профессионального училища или его заместителя, называют его чаще всего управлением профессиональным учебным заведением. Под ним понимают целенаправленное воздействие субъекта управления в лице всего коллектива, коллегиальных и коллективных органов на коллектив в целом, на отдельных работников и обучающихся для организации и согласования, рационального и эффективного использования сил и средств образовательного учреждения в целях формирования и реализации гуманистической и демократической стратегии развития учебного заведения как условия профессионального и духовного становления личности специалиста (рабочего) профессионала.
Эффективность управления во многом зависит от руководителя профессионального учебного заведения (менеджера образования), отражается в результатах деятельности учебного заведения по выполнению социального заказа: в уровне квалификации выпускников, их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда и развитости профессионально значимых качеств.
В современных условиях особое значение уделяется теории и практике управления развитием учреждения начального (среднего) профессионального образования.
Система начального образования в России продолжает готовить рабочих и специалистов, зачастую не пригодных для формирующейся
* Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т./Под ред. С.Я.Батышева. - М., А1Ю, 1999, -C.30I.
рыночной экономики. При этом ресурсы по-прежнему используются так, как принято было в условиях системы централизованного планирования. Более того, за последние два десятилетия капиталовложения в начальное профессиональное образование сократились. Состояние учебных корпусов, общежитий ухудшилось, библиотеки обветшали, лабораторное оборудование устаревает и выходит из строя.
На этом фоне и в этих условиях достаточно большой процент профессиональных образовательных учреждений пытается поменять свое лицо. Прежде всего, профессиональные училища стремятся соответствовать лицеям и колледжам, а последние - организовывать опытно-экспериментальную работу. Однако даже те образовательные учреждения системы НПО, которые находятся в состоянии развития (особенно строительного профиля, сельскохозяйственного, обрабатывающего, торговли и т.д.), испытывают отставание в использовании новых технологий.
Поэтому система начального профессионального образования только в том случае начнет предлагать специалистов, необходимых рыночной экономике, если образовательный процесс будет отвечать требованиям работодателей.
Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по со- держанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной мобильностью образовательных программ, учебников и учебно-методических пособий, рекомендаций. Данное обстоятельство неизбежно приводит, с одной стороны, к перегрузке обучаемых, с другой стороны, - к падению интереса к учению.
Преодоление указанного противоречия требует не просто совершенствования сложившейся системы профессионального образования, а радикального преобразования всех ее элементов (звеньев), перехода к качественно новой системе.
В современных условиях процесса обновления общества, как отмечает А.М.Новиков, «профессиональное образование в ближайшее
время должно стать совершенно иным на совершенно ином качественном уровне».
Для этого необходимо изменить отношение руководителя к своей работе, основываясь на достаточно глубокой научной базе. Особую роль играют исследования анализа механизмов управления развитием образовательных систем (Ю.В.Васильев, В.Ю.Кричевский, В.С.Лазарев, ММ.Поташник, А.Г.Соколов, Т.И.Шамова и др.)
Сегодня особенностью управления профессиональным учебным заведением является то, что в качестве объекта управления выбирают его развитие, а не функционирование.
Развитие начальной профессиональной школы предусматривает, прежде всего, ее упорядочение, приведение в более высокую "организованность". Как отмечает академик А.В.Беляева, среди средств организации образовательной системы особую роль играет "создание принципиально нового типа учебного заведения - регионального учебного профессионального комплекса, реализующего на практике идеи гуманизации, интеграции, дифференциации, интенсификации и кооперации науки, образования, производства, социальных и экономических сфер жизнедеятельности человека.
Однако построение новой профессиональной школы невозможно без инноваций, нововведений. Отсюда вывод: необходимо на студенческой скамье суметь развивать природные педагогические способности и сформировать те, которые позволят поменять лицо начальной профессиональной школы. К ним можно отнести: рефлексивные, аналитические, проектировочные, стратегические. Указанные педагогические способности можно развить в процессе психолого-педагогической подготовки в высшей профессионально-педагогической школе на ее первых курсах.
Ученые под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению,
* Новиков A.M. Профессиональное образование России /Перспективы развития, -М., И1ДП ИПО
РАО, 1997..-С.37
" Беляева А.П. Региональные системы профессионального образования /Педагогика. - 1993, № 4, -
С.68-72
использованию и распространению новшеств. Она должна быть организована, например, посредством создания временных студенческих творческих коллективов, в которых бы студенты, начиная с первых курсов, могли осуществлять на практике собственные творческие проекты под руководством научных сотрудников.
Понятие «развитие» достаточно сложное и многофакторное. Его
изучали философы, психологи, социологи, педагоги. При рассмотрении развития учреждения начального профессионального образования можно сказать, что это, прежде всего, борьба тенденций организации и дезорганизации, упорядоченность в входящих в систему компонентов. Развитие - это устойчивый, внутренне обусловленный процесс. Он ведет к желаемым прогнозируемым изменениям (И.А.Колесникова, О.Е.Лебедев).
Педагогический потенциал образовательной системы есть (по О.Е.Лебедеву) совокупность возможных результатов образования, реальных в данных социальных условиях на основе имеющихся ресурсов (кадровых, материальных, финансовых, научно-педагогических). Учеными установлено, что такой потенциал может быть увеличен как посредством учета возрастающих ресурсов образовательной системы, так и за счет изменений в ее организации.
О.Е.Лебедев выделяет три уровня (потенциала) педагогических возможностей образовательной системы: абстрактный, реальный, формальный. Первый отражает социальные функции образования, потребности общества в решении определенных проблем посредством развития образования. Второй - педагогический потенциал системы образования. Третий - теоретически возможное воздействие образования на развитие личности, исходя из самой образовательной системы и характеристики социальных условий. Любая образовательная система обладает педагогическим потенциалом, который является ограниченным в связи с проблемой выбора целей, выработки стратегии и концепции развития образовательного учреждения.
В словаре С.И.Ожегова можно прочитать: «Новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно,
взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный".
Поскольку в данном определении ничего не говорится о прогрессивном, а значительное количество руководителей отождествляют все новое с прогрессивным, то необходимо дать уточнение в виде следующего добавления. Поскольку новое - всего лишь созданное кем-либо впервые, то оно - «созданное» - может быть прогрессивным, а может и не быть.
По мнению ученых, прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. То есть, для выяснения природы нового важно принять точку зрения, согласно которой новое средство считается более эффективным, чем старое, если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путем, то есть при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени.
Инновационная деятельность в системе начального профессионального образования связана с тем, что все составляющие ее виды: познавательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, эстетическая, преобразовательная направлены как на создание новых методов, методик, средств, технологий, учебных программ, региональных образовательных стандартов и т.п., так и на их освоение, использование и распространение. Поэтому условно можно выделить следующие этапы инновационной деятельности:
I этап - рождение, разработка педагогических новшеств (созидательный или теоретический);
II этап - освоение педагогических новшеств (нормативный);
III этап - использование педагогических новшеств (практический);
IV этап - распространение педагогических новшеств (пропагандистский).
Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред.М.М.Поташкина, В.С.Лазарева. -М..Новая школа, 1995, -C.211-212.
Инновационная деятельность представляет собой совокупность следующих компонентов:
- мотивы;
- цель;
- задачи;
- содержание;
- формы;
- методы;
- результаты.
Процесс обновления образовательной системы сложен, так как все названные компоненты инновационной деятельности (всех ее видов) могут быть реализованы в определенных условиях:
- материальных;
- финансовых;
- гигиенических;
- социально-психологических;
- временных и др.
Идея строительства, а значит проектирования образовательной системы, то есть будущего, отмирание старого и зарождение нового -это пара процессов, свойственная любой инновационной деятельности. Причем, старое, как правило, - это отслужившее свой срок новое. Утилизация «старой» образовательной системы связана с изменением ее места и функций.
Любая инновация и утилизация обрамляют жизненный цикл новшества. Самое главное, что нужно успеть провести утилизацию вовремя. То есть, нет смысла совершенствовать старое или даже его оптимизировать. Таким образом, технология развития образовательной системы может быть в этом случае безотходной. Это позволило бы переосмыслить всякого рода образовательные реформы и социальные революции. Инновационная деятельность может быть бесконечной и непрерывной. Реализация же всегда дискретна. Она осуществляется в образовательном пространстве. Инновационная деятель-
ность по природе - мыслительная, рефлексивная. Инновации представляют собой результат инновационной деятельности, ее продукт.
Введение педагогических новшеств - нововведений - связано с процессом «сопротивления» неожиданно оживающей инертной среды. Причем внедрение по природе - насильственно. В этой связи от создания условий для внедрения педагогических новшеств во многом зависит судьба последних (они могут обратиться в свою противоположность).
Инновационная деятельность - это всегда преодоление укоренившихся стереотипов внедрения. Ситуация внедрения может быть представлена в виде ряда объемлющих систем деятельности, как бы вложенных друг в друга наподобие матрешек. «Внедрение» нарушает нормальное функционирование образовательной системы и волна негативных последствий распространяется, захватывая все более широкий круг составляющих его деятельности. Поскольку каждая из этих деятельностей сопротивляется насильственной перестройке, то против каждого акта «внедрения» формируется буквально «глубоко эшелонированная оборона».
Управление развитием начальной профессиональной школы должно быть направлено на полномасштабное внедрение чего-либо мало-мальски стоящего, то есть, достаточно заметно ее обновляющего, заметно переоткрывающее образовательный процесс в профессиональных образовательных учреждениях. Только в этом случае директора профессионального учебного за ведения заметят и будущие рабочие, и родители, и, главное, работодатели.
. ' Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -М., 1997. -5! 2с.
Личность педагога профессионального обучения, его педагогическая культура
Термин "культура" (лат.-cultura) означает первоначальная обработка и уход за землей с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку. Если речь идет о культуре, то значит нужно понимать, что говорят о созданном, о неприродном. Это всегда результат усилий людей, направленный на совершенствование того, что дано непосредственно природой. Анализ философских исследований дефиниций культуры (А.К.Кребер, К.Клакхон и др.) позволил выявить более 257 определений, существующих в англо-американской литературе. Позднее было предпринято еще более 100 попыток объяснить понятие культура
Выделение педагогической культуры инженера-педагога можно считать вполне теоретически корректным, так как, если придерживаться взглядов уральской школы философов-культурологов (Л.Н.Коган, Ю.Р.Вишневский, Г.Е.Зборовский, В.Л.Бенин и др.), то существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности. Культуру личности необходимо определить, чтобы разобраться в дальнейшем с ее профессиональной культурой и перейти к рассмотрению педагогической культуры представителей профессиональной группы педагогов - учителей, преподавателей, воспитателей и т.д. В этом случае можно будет более обоснованно представить педагогическую культуру инженера-педагога.
Прежде всего, необходимо сформулировать наше понимание как личности, так и ее культуры.
А.Н.Леонтьев, анализируя понятия "индивид" и "личность", отмечает, что "личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной
' Краткая философия энциклопедия. -М., Издательская группа "Прогресс". -"Энциклопедия", 1994,
с.229...
Подробнее об этом в монографии В.В.Кузнецова "Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения". - Екатеринбург: Изд-во УГППУ 1999. -184 с.
деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание и чел овеческие потребности". Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То есть, личность является активным деятелем. Процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с мим. До выяснения важнейших моментов, образующих процесс любой деятельности, субъект остается как бы вне поля внимания. Он выступает своего рода как предпосылка деятельности, ее условие. Деятельность всегда изменяется, движется, поэтому целесообразно говорить о личности как о внутреннем моменте деятельности (подчеркнуто нами - В.К.). Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не родятся, а становится". С.Л.Рубинштейн отмечал, что личность - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Поскольку в последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой субъектности, то важно выделить связь между личностным и субъективным.
Быть личностью... означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение "субъект деятельности" означает, что человек субъект прежде всего основных социальных деятельностей - труда, общения, познания.
С точки зрения психологической науки личность может достигнуть уровня субъектности только в том случае, если она овладеет совокупностью родовых психологических способностей: мышлением, сознанием, желанием, волей, чувствами и т.д.
Педагогическая культура педагога, как было отмечено нами, может рассматриваться в качестве профессиональной культуры личности, если ее субъектом будут выступать представители педагогической профессии - учителя, воспитатели, преподаватели, офицеры и т.д.
Так как в отличие от других профессий, социальные институты педагогической профессии (школы, училища, лицеи, колледжи и т.п.) не охватывают всей педагогической деятельности (ею занимаются и в семье, и в армии и т.п.), то по своему содержанию понятие "профессиональная культура" - уже понятия "педагогическая культура", которое характеризует культуру педагогической деятельности.
Педагогическую культуру следует рассматривать в качестве профессиональной культуры, субъектом которой выступают профессиональные педагоги (А.В.Барабанщиков, В.Л.Бенин, И.Ф.Исаев). Вместе с тем, важно выявить специфику как педагогической культуры педагога, так и мастера производственного обучения. В противном случае, мы можем пойти по ложному пути, искать, например, условия обучения или самообразования, которые будут способствовать формированию и развитию интеллектуальной или близкими к педагогической культуре - информационной или гуманитарной культурам.
Педагогическая культура - есть элемент общей культуры, она представляет собой "сквозное" сечение общества, - это особая подсистема, особый вид культуры, но она как элемент присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального исследования. Она представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.
Приведенный анализ исследований, посвященных формированию педагогической культуры у различных педагогических работников, позволяет установить, что, во-первых, педагогическая профессия требует у любого педагогического работника наличия специальных знаний и умений для решения профессиональных задач. Во-вторых, что задачи эти у каждой категории педагогических работников, имея общие основания, зачастую связаны со спецификой педагогической деятельности.
Приемы и способы решения профессиональных педагогических задач, степень овладения ими определяют во многом педагогический опыт педагога. Поэтому, в первом приближении, педагогическая культура педагога определяется его педагогическим опытом, включающим педагогические знания и умения. Носителями ее могут быть и родители, и преподаватели вузов, и воспитатели, т.е. люди, занимающиеся воспитательной практикой.
Педагогическая культура педагога основывается на специальном и педагогическом образовании, предполагает высокий уровень профессиональной деятельности. Ее можно определить, по мнению А.В.Барабанщикова, как сложную социальную характеристику личности педагога - субъекта педагогической деятельности, отражающую его педагогическую позицию, как показатель уровня его духовного, нравственного, интеллектуального развития, его знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств личности, высокого профессионализма, необходимых для успешного решения педагогических задач.
Понятие "педагогическая культура педагога" используется для характеристики социального качества личности педагога и отображает степень освоения педагогического опыта, умения творчески применять его в педагогической деятельности.
Выделение педагогической культуры инженера-педагога как явления, требующего особого внимания, обусловлено спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности мастера.
Без достаточно развитого профессионального педагогического самосознания инженер-педагог не будет способен самостоятельно мыслить. У него не может быть выработано цельное мировоззрение, а значит и личные убеждения.
Благодаря осознанию себя, своего своеобразия происходит переход к своего рода "духовным" масштабам самооценки. В результате педагог самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Инженер-педагог сможет в этом случае:
- сознательно выделять себя из окружающих его коллег;
- самостоятельно мыслить;
- сосредоточиться, сконцентрировать силы;
- иметь желание развиваться как личность.
Подлинная личность, определившая свое отношение к профессиональной деятельности, заставляет, по мнению С.Л.Рубинштейна и других, самоопределяться. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании.
Самосознание - это результат познания мастером себя. А познание - это осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой, которая существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки, - это продукт развития человека, сторона его реального развития, самосознание включается в момент его развития.
В ходе преобразования педагогического опыта в процессе практической деятельности происходит его переосмысление, а значит и самоопределение. Личность инженера-педагога, чтобы реализовать свои внутренние возможности, должна быть реализована в предмете своего труда - выпускниках профессиональных образовательных учреждений, учебно-методических материалах, результатах совместного труда и пр. Она через них формируется и развивается.
Педагогическая культура инженера-педагога основывается на достаточно высоком производственном, технологическом опыте и является в какой-то степени гарантом сохранения данной категории профессионально-педагогических работников, способствует снятию основных противоречий, связанных с тем, что он постоянно "мечется" между производством (фирмой, учреждением, заводом и т.д.) и образовательным учреждением. Поэтому она представляет собой сложнейшую социальную, сущностную характеристику личности основного учителя профессии и воспитателя будущих рабочих и специалистов.
В отличие от учителя-предметника инженер-педагог связан с профессией, овладению которой он посвятил свои зрелые годы и нашел определенный смысл своей жизни. Как правило, инженером-педагогом становится тот, кто сам учился в профессиональной школе. Поэтому для инженера-педагога, который решил передать секреты профессии своим ученикам, она является не только средством обеспечения своих жизненных потребностей, но и источником удовлетворения его желания вырастить себе подобных или, еще лучше, учеников, которые овладели бы секретом профессионального мастерства на более высоком уровне.
Благодаря тому, что обычно инженер-педагог достаточно легко чувствует потребности профессии, которую выбирают обучаемые, он находит такой подход к обучаемому, о котором нельзя прочитать ни в одном учебнике по профессиональной педагогике. Однако для этого ему необходимо иметь высокоразвитые рефлексивные способности, ярко выраженную ориентацию на педагогические процессы.
Дело в том, что современная ситуация часто ставит, например, мастера производственного обучения в условия организации индивидуального обучения, связанного с переподготовкой или повышением квалификации безработных. В этом случае он должен быть не только высококлассным рабочим или специалистом, но и довольно быстро понять обучаемого и его запросы, потребности, интересы, построить индивидуальную образовательную программу, что также невозможно без развитой педагогической рефлексии.
Поскольку любая рабочая профессия представляет собой и определенный социальный институт, то мастер, отвечая за специфические характеристики профессии, вместе с тем демонстрирует обучаемым собственную профессиональную культуру, которая невозможна без наличия у него специальных знаний. Инженер-педагог формирует у учащихся профессиональные знания и умения, обучает их рациональным приемам и способам выполнения работы, передовым формам организации труда, бережному расходованию резервов, обеспе-
чивает высокое качество изготовления обучаемыми продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда.
Соблюдение санкционированных обществом педагогических норм, наблюдение за которыми осуществляют как коллеги по педагогической работе, так и руководители, требуют наличия у инженера-педагога специального профессионально-педагогического образования или педагогической подготовки, обеспечивающих формирование у них операционных, тактических и стратегических умений. В противном случае педагоги будут находиться в полной неуверенности и не иметь эталона, ориентира для успешной педагогической деятельности. То есть, не будут знать, какие педагогические нормы в области обучения, воспитания, развития личности будущих рабочих санкционировало общество и что сегодня требуется для того, чтобы считаться, хорошим педагогом.
Считая вслед за А.М.Новиковым, что суть гуманизации профессионального образования - его ориентация на формирование убеждений личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его реализации (по К.К.Платонову) в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, целесообразно в структуру педагогической культуры инженера-педагога профессиональной школы внести его потребность, степень тяготения к реализации системы взглядов на педагогическую деятельность и своего места среди профессионально-педагогических работников и вообще среди людей, ориентированных на воспитательную деятельность, на отношение опытного производственника к окружающей его педагогической деятельности, а также обусловленные этими взглядами основные педагогические позиции, идеалы.