/. Фамилия, имя, отчество - __________________________
2. Возраст -__________________
3. Какую школу закончил и в каком году - _______________
4. Состояние здоровья:
5 - отличное здоровье
4 - здоровье совсем не беспокоит
3 - редкие, быстро проходящие заболевания
2 - хронические, мало отражающиеся на способности учиться в вузе, заболевания
1 - хронические заболевания, заметно отражающиеся на успешности обучения в вузе.
5.Отношение к з доровью:
5 - совсем не думает о своем здоровье 4 - склонен переоценивать свое здоровье
3 - отношение к своему здоровью соответствует его состоянию 2 - переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности 1 - резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.
6.Условия в семье:
5 - весьма благоприятные
4 - благоприятные, однако не дающие полного удовлетворения
* Платонов К.К., Голубев Г.Г., Психология. -М-, 1977
3 - неопределенные и непостоянные
2 - малоблагоприятные, вызывающие частные осложнения и переживания
1 - очень неблагоприятные.
7. Физкультурная активность. Отношение к физическо й культуре и
спорту.
5 - активно занимается спортом, имеет такой-то разряд
4 - занимается спортом нерегулярно
3 - занимается ежедневно утренней разминкой
2 - занимается утренней разминкой нерегулярно
1 - спортом не интересуется, утром не разминается.
8.Способности, которые оцениваются по успешности учебной деятельности в вузе.
8.1. Психомоторные (достижения в ручном мастерстве) 5 - талант
4 - лучше чем другие выполняет рабочие движения
3 - не выделяются среди других
2 - нет способностей, с затруднением осуществляет показ рабо
чих движений
1 - выраженная неспособность к выполнению показа рабочих движений.
8.2. Артистические
5 - высокий уровень
|
4 - средний уровень
3 - случайно бывает, что "игра" удается
2 - не может играть в педагога
1 - никогда не хочет играть в педагога.
8.3. Технические
5 - высокий уровень
66 |
4 - средний уровень
3 - иногда показывает, что техника его дело
2 - не может выполнить технический рисунок на доске, самостоятельно отремонтировать учебный тренажер
1 - не любит технику, игнорирует ее.
8.4. Научные
5 - легко пишет научные статьи, довольно быстро, всегда актив
но участвует в научных дискуссиях
4 - затрудняется самостоятельно делать какие-либо выводы из
прочитанной научной литературы, однако любит участвовать в
научно-практических конференциях
3 - иногда участвует в научно-практических конференциях
2 - считает, что наука - это не его дело
1 - игнорирует выводы ученых, не интересуется научными исследованиями.
8.5. Педагогические
1 группа: Перцептивно-рефлексивные (по А.К.Марковой). Это
способности, определяющие возможность проникновения педагога в
индивидуальное своеобразие личности обученного и понимание самого себя; это способность к изучению другого человека (обучаемого, коллеги, руководителя, родителя), способность встать на точку зрения партнера по общению.
5 - очень высокий уровень
4 - высокий уровень
3 - средний уровень
2 - случайное проявление
1 - отсутствует
II группа: Это способности, связанные с умением воздействовать на обучаемого, влиять на поступки воспитанника.
1) Проектные
2 - присутствуют полностью
1 - присутствуют частично
0 - отсутствуют
2) Конструктивные
2 - присутствуют полностью
1 - присутствуют частично
|
0 - отсутствуют
3) Управленческие
2 - присутствуют полностью
1 - присутствуют частично
0 - отсутствуют
8.6. Организаторские
2 - присутствуют полностью
1 - присутствуют частично
0 - отсутствуют
8.7. Нравственные
5 - высокий уровень нравственного сознания
4 - ровное нравственное отношение к обучаемым и коллегам
3 - редкие поступки, в которых проявляется отступление от
нравственных норм под влиянием внешних обстоятельств
2 - частое отклонение от нравственных норм
1 - систематические отклонения от нравственных норм.
9. Общие черты характера
Характер - система устойчивых эмоциональных отношений студента к типичным ситуациям в период обучения в вузе, стереотипы его профессионального поведения.
9.1. Покладистый
2 - постоянно
1 - частично
0 - никогда
9.2. Малоинициативный
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.3. Импульсивный
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.4. Взрывчатый
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.5. Принципиальный
2 - всегда
1 - часто
О - никогда
9.6. Честный
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.7. Активный
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.8. Оптимист
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.9. Уступчивый
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
9.10. Упрямый
2 - всегда
1 - часто
0 - никогда
10. Направленность.
Направленность личности определяет систему базовых отличий человека:
- к миру
- к себе
Направленность личности (по А.К.Марковой) - это смысловое единство его поведения и деятельности. Она создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри. Это основы саморазвития и профессионализма, точка отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения.
|
Педагогическая направленность - это мотивация к профессии педагога профессионального обучения, главное в которой действенная ориентация на развитие личности обучаемого (она не ограничивается любовью к детям, обучаемым).
10.1. Ориентация на развитие личности обучаемого
5 - очень высокая. Видит в этом смысл своей профессии;
4 - высокая. Не только любит обучаемых, но и обеспокоен их
личностным развитием;
3 - не всегда следит за развитостью обучаемых;
2 - не обращает внимание на личностное развитие своих воспитанников;
1 - не ставит цели, связанной с развитием личности обучаемых,
т.к. часто не знает, как осуществлять этот процесс.
10.2. Стремление стать, быть и оставаться педагогом профессионального обучения, готовить рабочих и специалистов в профессиональной школе.
5 - очень важное, это главная цель жизни;
4 - высокое, т.к. очень интересно узнать психологию воспитанников;
3 - иногда об этот стремлении забывает, т.к. много иных интересных дел;
2 - никогда об этом не вспоминает;
1 - не видит в этом смысла.
10.3. Уровень педагогической направленности
5 - убеждения, идеалы и склонности соответствуют моральным
нормам;
4 - преобладают эти убеждения, но имеют место и отдельные
склонности и интересы, противоречащие моральным нормам;
Заимствован подход К К.Платонова. См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М, 1997, -С.231-236.
3 - противоречивые убеждения, склонности и интересы без заметного преобладания положительных или отрицательных;
2 - неустойчивая направленность с преобладанием элементов,
противоречащих моральным нормам;
1 - резко выраженная направленность, противоречащая мораль
ным нормам.
10.4. Широта педагогической направленности**
5 - широкий круг профессиональных интересов;
4 - гармоничное сочетание различных профессиональных интересов;
3 - наличие, кроме профессиональных, иных ярко выраженных
интересов;
2 - отсутствие какой-либо выраженной линии интересов.
10.5. Устойчивость педагогической направленности
5 - направленность на педагогическую профессию не изменить;
4 - направленность на педагогическую профессию менялась, но
не более 1 раза;
3 - направленность на педагогическую профессию менялась не
сколько раз на протяжении обучения в вузе;
2 - направленность на педагогическую профессию может часто меняться даже в течение учебного года;
1 - полная неустойчивость педагогической направленности.
10.6. Интенсивность педагогической направленности"*
5 - высоко выраженная интенсивность убеждений, интересов,
идеалов проявлялась как страсть к педагогическому ремеслу, возможность передавать обучаемым то, что сам знаешь и умеешь делать;
4 - интенсивность убеждений, стремлений, интересов выделяют
личность в положительную сторону;
"_См.: Платонов К.К., Голубев ГГ. Психология. М, 1997, -С.233 Там же.
3 - интенсивность интересов, не выделяется личность из большинства окружающих;
2 - пониженная интенсивность каких бы то ни было убеждений,
интересов, отсутствие идеалов;
1 - полное равнодушие к педагогической профессии и отсутствие интересов.
10.7. Действенность педагогической направленности
5 - все педагогические интересы и убеждения в основном будут осуществляться позднее;
4 - большая часть педагогической направленности реализуется в
обучении;
3 - основная педагогическая направленность реализуется в педагогической деятельности, например, в период экскурсии в профессиональное училище;
2 - реализация только та часть педагогической направленности,
которую легче осуществить;
1 - вся педагогическая направленность пассивна и в педагогической деятельности не реализуется.
10.8. Отношение к учебным занятиям в вузе
5 - правильное отношение, которое служит образцом для других
студентов;
4 - достаточно правильное отношение, но с отдельными недостатками;
3 - неровное и непостоянное отношение, не вызывающее серьезных нарушений и особенно не выдающее данную личность из сокурсников;
2 - наличие неправильных отношений, часто вызывающих нарекание и требующих изменения;
1 - неправильное отношение, требующее коренного изменения.
Можно при оценке студента в период обучения в вузе обращать внимание на следующие личностные характеристики: трудолюбив- нетрудолюбив; аккуратен - неаккуратен; организован -неорганизован; самостоятелен - несамостоятелен; увлечен - равнодушен; ответственен - беспечен в период самостоятельного проведения учебных занятий.
10.9. Отношение к профессионально-педагогическим работникам
5 - всесторонне правильное отношение
4 - достаточно правильное отношение
3 - неровное и непостоянное отношение
2 - наличие неправильных отношений
1 - неправильное отношение, требующее коренного изменения.
Оценка отношения к будущим профессионально-педагогическим работникам обобщает (по К.К.Платонову): общительность - замкнутость; откровенность - скрытность; вежливость -грубость; доброту - злость; доверчивость - недоверчивость; тактичность - бестактность; требовательность - нетребовательность; справедливость - несправедливость и т.д.
10.10 Отношение к самому себе
5 - правильное всегда;
4 - достаточно правильное отношение;
3 - неровное и непостоянное отношение;
2 - неправильное отношение, например, безразличное;
1 - нежелание менять себя.
Оценка отношения к себе обобщает (по К.К.Платонову): наличие или отсутствие чувства собственного достоинства; скромность -самомнение и честолюбие; застенчивость - развязность; альтруизм -эгоизм и т.д.
11. Опыт личности будущего педагога профессиональн ого обучения
В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения в вузе: профессиональные знания, умения, навыки и привычки (по К.К.Платонову). Именно они определяют профессиональную подготовленность и уровень различных видов культуры.
Оценка профессиональной подготовленности студентов к самостоятельной работе в профессиональной школе 5 - отличная успеваемость
4 - хорошая
3 - посредственная
2 - плохая
1 - очень плохая.
Будущий педагог профессионального обучения добивается овладения теми или иными видами общей культуры: психомоторной, интеллектуальной, технологической, эстетической, экономической, психологической и т.д., культурой профессионального поведения. Степень овладения студентом тем или иным видом общей культуры можно определить так:
5 - очень высокий уровень той или иной культуры (как правило,
студент служит идеалом, образцом для других сокурсников), а выполнение соответствующих умений стало потребностью будущего
педагога профессиональной школы;
4 - высокий уровень той или иной культуры, выделяющий студента среди сокурсников;
3 - средний уровень культуры, не выделяющий студента из окружающих сокурсников;
2 - пониженный уровень культуры, выделяющий студента в отрицательную сторону от сокурсников;
1 - нет элементарной культуры в данной области.
12. Подс трукту ра индивидуальных особенностей психических процессов
12.1Эмоциональные особенности студента.
Какое настроение чаще всего свойственно студенту в период учебных занятий: чаще веселое, угнетенное или спокойное, ровное, растерянность, неуверенность, сознание своей силы, определенного уровня профессиональной подготовленности.
12.2Эмоциональная уравновешенность.
Что более свойственно студенту постоянное или часто меняющееся настроение? Насколько студент впечатлителен (радуется или огорчается, раздражается ли или ему все равно)? Каково его профессиональное поведение в плане выражения своих эмоций: быстро успокаивается, много и часто переживает, несмотря на то, что причины уже исчезли.
2 - наблюдаемое имеет место всегда
1 - наблюдаемое имеет место частично 1
0 - изучаемое не наблюдается. 1
12.3Профессиональное внимание студента
Умеет ли студент, выполняя одно дело, например, конспектирование нового материала на семинаре замечать, что делается с каким-либо студентом?
Может ли студент отвечать у доски, когда его не слушают сокурсники?
Бывает ли студент рассеянным (от неспособности на чем-либо сосредоточиться или от того, что внимание поглощено каким либо мыслями)?
* Мы взяли за основу карты личности подход и материалы К.К.Платонова См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология., М, 1997.
2 - наблюдаемое имеет место всегда
1 - наблюдаемое имеет место частично
0 - изучаемое не наблюдается.
12.4Продуктивность памяти
Повторяет ли много раз содержание учебного материала, который будет излагать на следующий день?
Применяет ли особые приемы для запоминания? Как готовится к учебному занятию:
- один, посредством чтения;
- вдвоем, слушая как читает другой;
- запоминает только смысл прочитанного, цифры, формулы, названия:
2 - наблюдаемое имеет место всегда
1 - наблюдаемое имеет место частично
0 - изучаемое не наблюдается.
12.5Критичность мышления и сообразительность
Быстро и хорошо ли понимает студент ставящиеся на учебном занятии вопросы? Проявляет ли находчивость при ответах? Нет ли склонности к излишне быстрым, но не продуманным ответам? Отвечает на заданные вопросы, проявляет творчество
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
12.6Творческое воображение
2 - проявляет везде
1 - проявляет иногда
0 - не проявляет никогда - *
13. Воля студента
13.1 Самообладание
2 - всегда владеет собой
1 - иногда теряется
0 - теряется всегда, если наступает непривычная обстановка.
13.2 Целеустремленность
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
13.3 Настойчивость
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
13.4 Решительность?
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
13.5 Дисциплинированность
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
13. Биологически обусловленная подструктура Какие нервные процессы сопровождают педагогическую деятельность студента в период обучения в вузе?
2 - всегда сильные или всегда слабые (зависит от того, вынослив или не вынослив студент в процессе обучения);
1 - вынослив или не вынослив лишь иногда
0 - никогда не может быть выносливым (не выносливым)
Быстро ли включается в самостоятельную педагогическую работу студент?
2 - всегда
1 - иногда
0 - никогда
Работает в ровном темпе или склонен работать порывами?
2 - наблюдается всегда
1 - иногда это имеет место
0 - никогда не наблюдается.
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
«Педагогическая культура педагога
профессионального обучения»
Специальность 0305000 «Педагог профессионального обучения»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка........................................................................... 80
2. Учебный план спецкурса................................................................................. 82
3. Раздел 1 Профессиональная деятельность и педагогическая культура педагога профессионального обучения 84
4. Раздел 2 Профессионально-педагогическое самосознание ведущий компонент педагогической культуры педагога профессионального обучения 86
5. Раздел 3 Педагогический опыт - базовый компонент педагогической культуры педагога профессионального обучения 87
6. Раздел 4 Педагогические убеждения - основание педагогической культуры педагога профессионального обучения 89
7. Раздел 5 «Развитие педагогической культуры педагога профессионального обучения в системе вузовской подготовки 90
8. Тематика рефератов..................................................................................... 92
Пояснительная записка
Настоящая программа представляет собой экспериментальный вариант, разработка которого вызвана рядом обстоятельств и, прежде всего, поиском новых способов и средств профессионально-педагогического образования, обеспечивающего необходимое развитие личности инженера-педагога.
Возникает острая необходимость вернуть профессионально-педагогическое образование в контекст культуры потому, что именно культура есть среда, питающая личность. (Е.В.Бондаревская)
Приобщение студентов к новой воспитательной практике должно сформировать у них представление об инженере-педагоге нового типа.
Педагогическая культура - это производная профессиональной деятельности инженера-педагога. Ее базовыми компонентами являются (В.В.Кузнецов):
профессиональное педагогическое самосознание; педагогический опыт;
педагогические убеждения.
Сформированность основ педагогической культуры является необходимым условием осознанного личностного развития студента. На реализацию данной цели профессионально-педагогического образования должен быть направлен весь комплекс психолого-педагогических дисциплин, в основу которого положена личностно-деятельностная концепция развития педагогической культуры педагога профессионального обучения.
Спецкурс «Педагогическая культура педагога профессионального обучения» имеет следующие задачи:
- введение будущих педагогов профессионального обучения в традиции гуманистической педагогической культуры;
- формирование у студентов первоначальных представлений о базовых компонентах педагогической культуры;
82
- помощь студентам в профессиональном самоопределении;
- создание педагогических условий для развития личности будущего педагога профессионального обучения.
Спецкурс «Педагогическая культура педагога профессионального обучения» выполняет прежде всего профессионально-ориентационную функцию, способствует выработке у будущих профессионально-педагогических работников положительных мотивов к педагогической профессии, осознанию роли технологических и технических знаний.
Личностно-деятельностный подход положен в основу формирования и развития педагогической культуры педагога профессионального обучения. Он позволяет учитывать индивидуальность каждого студента, особенности его мыслительной, волевой, эмоциональной сфер, значимость педагогичной деятельности для развития мышления, воли, эмоций будущего педагога профессионального обучения.
Изучение данного спецкурса подготавливает студентов к успешной работе преподавателями теоретического обучения, мастерами производственного обучения, руководителями профессиональных образовательных учреждений.
Раздел 1
«Профессиональная деятельность и педагогическая
культура педагога профессионального обучения» -6 ч.
1. Лекция -2 ч.
Особенности педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ, лицеев. Специфика труда руководителя начальной профессиональной школы. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Базовые компоненты и уровни педагогической культуры педагога профобучения. Структура, содержание и функции педагогической культуры педагога профессиональной школы.
2. Семинар -2 ч. «Сущность педагогической культуры педагога
профессионального обучения»
План занятия
1. В чем состоит личностно-деятельностный подход в изучении и развитии педагогической культуры педагога профессионального обучения?
2. В чем состоят отличительные особенности педагогической деятельности педагога профессионального обучения? Чем отличается педагогическая деятельность, например, инженера-педагога в профессиональном училище, лицее от педагогической деятельности учителя, воспитателя в общеобразовательной школе?
3. Почему в начальной профессиональной школе возникает проблема низкого уровня педагогической культуры мастеров производственного обучения?
Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:
1. Чем обусловлена актуальность изучения проблем педагогической культуры педагога профобучения.
2. В чем Вы видите сложности перехода рабочих и специалистов выпускников профессиональных училищ и лицее» на рыночные условия профессиональной деятельности. Какую роль играют и этом профессионально-педагогические работники.
3. Практическое занятие -2 ч.
Преподаватели и мастера производственного обучения, уровни педагогической культуры профессионально-педагогических работников.
План занятия
Студенты посещают теоретическое или практическое занятие самостоятельно фиксируют существенные моменты учебного занятия, обосновывают свой выбор.
Основная литература
1. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Башк. пединститут. - Уфа, 1994. - 190 с.
2. Бердяев Н.А, Самопознание. - Л. Советский писатель, 1991. -398 с.
3. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие под ред. Е.В.Бондаревской. - Ростов-на-Дону, РГПУ, 1995, - 172 с.
4. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988. - 124 с.
5. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 184 с.
6. Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера. В кн.: Проблемы дидактики производственного обучения. М., 1978, С. 233-268.
7. Кузьмина Н.В. и др. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения. С.-Пб., 1992. - 68 с.
8. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М., Этнос. 2000. - 277 с.
9. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999, - 904 с.
10. Романцев Г.М. Подготовка инженеров-педагогов профессиональной школы. - В кн.: Профессиональная педагогика. - М., 1997, С. 435-441.
П. Скакун В.А, Введение в профессию мастера производственного обучения. - М, Высшая школа, 1988. - 239 с.
12. Сластенин В.А., Шутенко А. Профессиональное самосознание учителя / Магистр, 1995, № 3, С. 52-58.
13. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. - М., 1981.-208 с.
Дополнительная литература:
14. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. и др. Педагогика рефлексии. - М., 1995.-Ill с.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В, Давыдова. -М., 1991.-480 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Учебное пособие. -Ростов-на-Дону. - Изд-во «Феликс», 1997. - 480 с.
17. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность, изд. 2-е. - М., 1977.-305 с.
18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Избр. пед. соч. В 2-х т. Т 1, М., 1974, С. 229-547
Раздел 2 «Профессиональное педагогическое самосознание - ведущий компонент педагогической культуры педагога профессионального обучения» -4 ч.
1. Лекция -2 ч.
Структура профессионального педагогического самосознания педагога профессиональной школы. Педагогическое сознание и самосознание личности. Структура самосознания личности. Специфика профессионального педагогического самосознания инженера-педагога и его структура.
2. Практическое занятие -2 ч.
Диагностика профессионального педагогического самосознания будущего педагога профессионального обучения.
План занятия:
Студенты используют инструкции и выполняют задания по определению уровня сформированности профессионального педагогического самосознания.