Карта личности студента -будущего педагога профессионального обучения




/. Фамилия, имя, отчество - __________________________

2. Возраст -__________________

3. Какую школу закончил и в каком году - _______________

4. Состояние здоровья:

5 - отличное здоровье

4 - здоровье совсем не беспокоит

3 - редкие, быстро проходящие заболевания

2 - хронические, мало отражающиеся на способности учиться в вузе, заболевания

1 - хронические заболевания, заметно отражающиеся на успеш­ности обучения в вузе.

5.Отношение к з доровью:

5 - совсем не думает о своем здоровье 4 - склонен переоценивать свое здоровье

3 - отношение к своему здоровью соответствует его состоянию 2 - переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности 1 - резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.

6.Условия в семье:

5 - весьма благоприятные

4 - благоприятные, однако не дающие полного удовлетворения

* Платонов К.К., Голубев Г.Г., Психология. -М-, 1977


3 - неопределенные и непостоянные

2 - малоблагоприятные, вызывающие частные осложнения и переживания

1 - очень неблагоприятные.

7. Физкультурная активность. Отношение к физическо й культуре и
спорту.

5 - активно занимается спортом, имеет такой-то разряд

4 - занимается спортом нерегулярно

3 - занимается ежедневно утренней разминкой

2 - занимается утренней разминкой нерегулярно

1 - спортом не интересуется, утром не разминается.

8.Способности, которые оцениваются по успешности учебной дея­тельности в вузе.

8.1. Психомоторные (достижения в ручном мастерстве) 5 - талант

4 - лучше чем другие выполняет рабочие движения

3 - не выделяются среди других

2 - нет способностей, с затруднением осуществляет показ рабо­
чих движений

1 - выраженная неспособность к выполнению показа рабочих движений.

8.2. Артистические

5 - высокий уровень

4 - средний уровень

3 - случайно бывает, что "игра" удается

2 - не может играть в педагога

1 - никогда не хочет играть в педагога.

8.3. Технические

5 - высокий уровень

66 |


4 - средний уровень

3 - иногда показывает, что техника его дело

2 - не может выполнить технический рисунок на доске, самостоятельно отремонтировать учебный тренажер

1 - не любит технику, игнорирует ее.

8.4. Научные

5 - легко пишет научные статьи, довольно быстро, всегда актив­
но участвует в научных дискуссиях

4 - затрудняется самостоятельно делать какие-либо выводы из
прочитанной научной литературы, однако любит участвовать в
научно-практических конференциях

3 - иногда участвует в научно-практических конференциях

2 - считает, что наука - это не его дело

1 - игнорирует выводы ученых, не интересуется научными ис­следованиями.

8.5. Педагогические

1 группа: Перцептивно-рефлексивные (по А.К.Марковой). Это
способности, определяющие возможность проникновения педагога в
индивидуальное своеобразие личности обученного и понимание самого себя; это способность к изучению другого человека (обучаемого, коллеги, руководителя, родителя), способность встать на точку зрения партнера по общению.

5 - очень высокий уровень

4 - высокий уровень

3 - средний уровень

2 - случайное проявление
1 - отсутствует

II группа: Это способности, связанные с умением воздейство­вать на обучаемого, влиять на поступки воспитанника.


1) Проектные

2 - присутствуют полностью

1 - присутствуют частично

0 - отсутствуют

2) Конструктивные

2 - присутствуют полностью

1 - присутствуют частично

0 - отсутствуют

3) Управленческие

2 - присутствуют полностью

1 - присутствуют частично

0 - отсутствуют

8.6. Организаторские

2 - присутствуют полностью

1 - присутствуют частично

0 - отсутствуют

8.7. Нравственные

5 - высокий уровень нравственного сознания

4 - ровное нравственное отношение к обучаемым и коллегам

3 - редкие поступки, в которых проявляется отступление от
нравственных норм под влиянием внешних обстоятельств

2 - частое отклонение от нравственных норм

1 - систематические отклонения от нравственных норм.


9. Общие черты характера

Характер - система устойчивых эмоциональных отношений студента к типичным ситуациям в период обучения в вузе, стереоти­пы его профессионального поведения.

9.1. Покладистый
2 - постоянно

1 - частично

0 - никогда

9.2. Малоинициативный

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.3. Импульсивный

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.4. Взрывчатый

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.5. Принципиальный

2 - всегда

1 - часто

О - никогда

9.6. Честный

2 - всегда


1 - часто

0 - никогда

9.7. Активный

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.8. Оптимист

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.9. Уступчивый

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

9.10. Упрямый

2 - всегда

1 - часто

0 - никогда

10. Направленность.

Направленность личности определяет систему базовых отличий человека:

- к миру

- к себе

Направленность личности (по А.К.Марковой) - это смысловое единство его поведения и деятельности. Она создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне и изнутри. Это основы саморазвития и профессионализма, точка отсче­та для нравственной оценки целей и средств поведения.


Педагогическая направленность - это мотивация к профессии педагога профессионального обучения, главное в которой действен­ная ориентация на развитие личности обучаемого (она не ограничива­ется любовью к детям, обучаемым).

10.1. Ориентация на развитие личности обучаемого

5 - очень высокая. Видит в этом смысл своей профессии;

4 - высокая. Не только любит обучаемых, но и обеспокоен их
личностным развитием;

3 - не всегда следит за развитостью обучаемых;

2 - не обращает внимание на личностное развитие своих воспитанников;

1 - не ставит цели, связанной с развитием личности обучаемых,
т.к. часто не знает, как осуществлять этот процесс.

10.2. Стремление стать, быть и оставаться педагогом профессионального обучения, готовить рабочих и специалистов в профес­сиональной школе.

5 - очень важное, это главная цель жизни;

4 - высокое, т.к. очень интересно узнать психологию воспитанников;

3 - иногда об этот стремлении забывает, т.к. много иных интересных дел;

2 - никогда об этом не вспоминает;
1 - не видит в этом смысла.

10.3. Уровень педагогической направленности

5 - убеждения, идеалы и склонности соответствуют моральным
нормам;

4 - преобладают эти убеждения, но имеют место и отдельные
склонности и интересы, противоречащие моральным нормам;

Заимствован подход К К.Платонова. См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М, 1997, -С.231-236.


3 - противоречивые убеждения, склонности и интересы без за­метного преобладания положительных или отрицательных;

2 - неустойчивая направленность с преобладанием элементов,
противоречащих моральным нормам;

1 - резко выраженная направленность, противоречащая мораль­
ным нормам.

10.4. Широта педагогической направленности**
5 - широкий круг профессиональных интересов;

4 - гармоничное сочетание различных профессиональных интересов;

3 - наличие, кроме профессиональных, иных ярко выраженных
интересов;

2 - отсутствие какой-либо выраженной линии интересов.

10.5. Устойчивость педагогической направленности

5 - направленность на педагогическую профессию не изменить;

4 - направленность на педагогическую профессию менялась, но
не более 1 раза;

3 - направленность на педагогическую профессию менялась не­
сколько раз на протяжении обучения в вузе;

2 - направленность на педагогическую профессию может часто меняться даже в течение учебного года;

1 - полная неустойчивость педагогической направленности.

10.6. Интенсивность педагогической направленности"*

5 - высоко выраженная интенсивность убеждений, интересов,
идеалов проявлялась как страсть к педагогическому ремеслу, возможность передавать обучаемым то, что сам знаешь и умеешь делать;

4 - интенсивность убеждений, стремлений, интересов выделяют
личность в положительную сторону;

"_См.: Платонов К.К., Голубев ГГ. Психология. М, 1997, -С.233 Там же.


3 - интенсивность интересов, не выделяется личность из большинства окружающих;

2 - пониженная интенсивность каких бы то ни было убеждений,
интересов, отсутствие идеалов;

1 - полное равнодушие к педагогической профессии и отсутствие интересов.

10.7. Действенность педагогической направленности

5 - все педагогические интересы и убеждения в основном будут осуществляться позднее;

4 - большая часть педагогической направленности реализуется в
обучении;

3 - основная педагогическая направленность реализуется в педагогической деятельности, например, в период экскурсии в профес­сиональное училище;

2 - реализация только та часть педагогической направленности,
которую легче осуществить;

1 - вся педагогическая направленность пассивна и в педагогиче­ской деятельности не реализуется.

10.8. Отношение к учебным занятиям в вузе

5 - правильное отношение, которое служит образцом для других
студентов;

4 - достаточно правильное отношение, но с отдельными недостатками;

3 - неровное и непостоянное отношение, не вызывающее серь­езных нарушений и особенно не выдающее данную личность из со­курсников;

2 - наличие неправильных отношений, часто вызывающих наре­кание и требующих изменения;

1 - неправильное отношение, требующее коренного изменения.


Можно при оценке студента в период обучения в вузе обращать внимание на следующие личностные характеристики: трудолюбив- нетрудолюбив; аккуратен - неаккуратен; организован -неорганизован; самостоятелен - несамостоятелен; увлечен - равнодушен; ответственен - беспечен в период самостоятельного проведения учебных занятий.

10.9. Отношение к профессионально-педагогическим работникам

5 - всесторонне правильное отношение

4 - достаточно правильное отношение

3 - неровное и непостоянное отношение

2 - наличие неправильных отношений

1 - неправильное отношение, требующее коренного изменения.

Оценка отношения к будущим профессионально-педагогическим работникам обобщает (по К.К.Платонову): общи­тельность - замкнутость; откровенность - скрытность; вежливость -грубость; доброту - злость; доверчивость - недоверчивость; тактич­ность - бестактность; требовательность - нетребовательность; спра­ведливость - несправедливость и т.д.

10.10 Отношение к самому себе

5 - правильное всегда;

4 - достаточно правильное отношение;

3 - неровное и непостоянное отношение;

2 - неправильное отношение, например, безразличное;

1 - нежелание менять себя.

Оценка отношения к себе обобщает (по К.К.Платонову): нали­чие или отсутствие чувства собственного достоинства; скромность -самомнение и честолюбие; застенчивость - развязность; альтруизм -эгоизм и т.д.


11. Опыт личности будущего педагога профессиональн ого обучения

В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирую­щиеся в процессе обучения в вузе: профессиональные знания, умения, навыки и привычки (по К.К.Платонову). Именно они определяют профессиональную подготовленность и уровень различных видов культуры.

Оценка профессиональной подготовленности студентов к само­стоятельной работе в профессиональной школе 5 - отличная успеваемость

4 - хорошая

3 - посредственная

2 - плохая

1 - очень плохая.

Будущий педагог профессионального обучения добивается ов­ладения теми или иными видами общей культуры: психомоторной, интеллектуальной, технологической, эстетической, экономической, психологической и т.д., культурой профессионального поведения. Степень овладения студентом тем или иным видом общей культуры можно определить так:

5 - очень высокий уровень той или иной культуры (как правило,
студент служит идеалом, образцом для других сокурсников), а выполнение соответствующих умений стало потребностью будущего
педагога профессиональной школы;

4 - высокий уровень той или иной культуры, выделяющий сту­дента среди сокурсников;

3 - средний уровень культуры, не выделяющий студента из ок­ружающих сокурсников;

2 - пониженный уровень культуры, выделяющий студента в от­рицательную сторону от сокурсников;


 

1 - нет элементарной культуры в данной области.

12. Подс трукту ра индивидуальных особенностей психических процессов

12.1Эмоциональные особенности студента.

Какое настроение чаще всего свойственно студенту в период учебных занятий: чаще веселое, угнетенное или спокойное, ровное, растерянность, неуверенность, сознание своей силы, определенного уровня профессиональной подготовленности.

12.2Эмоциональная уравновешенность.

Что более свойственно студенту постоянное или часто меняю­щееся настроение? Насколько студент впечатлителен (радуется или огорчается, раздражается ли или ему все равно)? Каково его профес­сиональное поведение в плане выражения своих эмоций: быстро ус­покаивается, много и часто переживает, несмотря на то, что причины уже исчезли.

2 - наблюдаемое имеет место всегда
1 - наблюдаемое имеет место частично 1
0 - изучаемое не наблюдается. 1

12.3Профессиональное внимание студента

Умеет ли студент, выполняя одно дело, например, конспектиро­вание нового материала на семинаре замечать, что делается с каким-либо студентом?

Может ли студент отвечать у доски, когда его не слушают со­курсники?

Бывает ли студент рассеянным (от неспособности на чем-либо сосредоточиться или от того, что внимание поглощено каким либо мыслями)?

* Мы взяли за основу карты личности подход и материалы К.К.Платонова См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология., М, 1997.


2 - наблюдаемое имеет место всегда

1 - наблюдаемое имеет место частично

0 - изучаемое не наблюдается.

12.4Продуктивность памяти

Повторяет ли много раз содержание учебного материала, кото­рый будет излагать на следующий день?

Применяет ли особые приемы для запоминания? Как готовится к учебному занятию:

- один, посредством чтения;

- вдвоем, слушая как читает другой;

- запоминает только смысл прочитанного, цифры, формулы, на­звания:

2 - наблюдаемое имеет место всегда

1 - наблюдаемое имеет место частично

0 - изучаемое не наблюдается.

12.5Критичность мышления и сообразительность

Быстро и хорошо ли понимает студент ставящиеся на учебном занятии вопросы? Проявляет ли находчивость при ответах? Нет ли склонности к излишне быстрым, но не продуманным ответам? Отве­чает на заданные вопросы, проявляет творчество

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

12.6Творческое воображение

2 - проявляет везде

1 - проявляет иногда

0 - не проявляет никогда - *


13. Воля студента

13.1 Самообладание

2 - всегда владеет собой

1 - иногда теряется

0 - теряется всегда, если наступает непривычная обстановка.

13.2 Целеустремленность

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

13.3 Настойчивость

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

13.4 Решительность?

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

13.5 Дисциплинированность

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

13. Биологически обусловленная подструктура Какие нервные процессы сопровождают педагогическую дея­тельность студента в период обучения в вузе?

2 - всегда сильные или всегда слабые (зависит от того, вынослив или не вынослив студент в процессе обучения);

1 - вынослив или не вынослив лишь иногда


0 - никогда не может быть выносливым (не выносливым)

Быстро ли включается в самостоятельную педагогическую ра­боту студент?

2 - всегда

1 - иногда

0 - никогда

Работает в ровном темпе или склонен работать порывами?

2 - наблюдается всегда

1 - иногда это имеет место

0 - никогда не наблюдается.


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

спецкурса

«Педагогическая культура педагога

профессионального обучения»

Специальность 0305000 «Педагог профессионального обучения»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка........................................................................... 80

2. Учебный план спецкурса................................................................................. 82

3. Раздел 1 Профессиональная деятельность и педагогическая культура педагога профессионального обучения 84

4. Раздел 2 Профессионально-педагогическое самосознание ведущий компонент педагогической культуры педагога профессионального обучения 86

5. Раздел 3 Педагогический опыт - базовый компонент педагогической культуры педагога профессионального обучения 87

6. Раздел 4 Педагогические убеждения - основание педагогической культуры педагога профессионального обучения 89

7. Раздел 5 «Развитие педагогической культуры педагога профессионального обучения в системе вузовской подготовки 90

8. Тематика рефератов..................................................................................... 92


Пояснительная записка

Настоящая программа представляет собой экспериментальный вариант, разработка которого вызвана рядом обстоятельств и, прежде всего, поиском новых способов и средств профессионально-педагогического образования, обеспечивающего необходимое разви­тие личности инженера-педагога.

Возникает острая необходимость вернуть профессионально-педагогическое образование в контекст культуры потому, что именно культура есть среда, питающая личность. (Е.В.Бондаревская)

Приобщение студентов к новой воспитательной практике должно сформировать у них представление об инженере-педагоге но­вого типа.

Педагогическая культура - это производная профессиональной деятельности инженера-педагога. Ее базовыми компонентами явля­ются (В.В.Кузнецов):

профессиональное педагогическое самосознание; педагогический опыт;

педагогические убеждения.

Сформированность основ педагогической культуры является необходимым условием осознанного личностного развития студента. На реализацию данной цели профессионально-педагогического обра­зования должен быть направлен весь комплекс психолого-педагогических дисциплин, в основу которого положена личностно-деятельностная концепция развития педагогической культуры педаго­га профессионального обучения.

Спецкурс «Педагогическая культура педагога профессиональ­ного обучения» имеет следующие задачи:

- введение будущих педагогов профессионального обучения в традиции гуманистической педагогической культуры;

- формирование у студентов первоначальных представлений о базовых компонентах педагогической культуры;

82


 

- помощь студентам в профессиональном самоопределении;

- создание педагогических условий для развития личности бу­дущего педагога профессионального обучения.

Спецкурс «Педагогическая культура педагога профессиональ­ного обучения» выполняет прежде всего профессионально-ориентационную функцию, способствует выработке у будущих про­фессионально-педагогических работников положительных мотивов к педагогической профессии, осознанию роли технологических и тех­нических знаний.

Личностно-деятельностный подход положен в основу формиро­вания и развития педагогической культуры педагога профессиональ­ного обучения. Он позволяет учитывать индивидуальность каждого студента, особенности его мыслительной, волевой, эмоциональной сфер, значимость педагогичной деятельности для развития мышле­ния, воли, эмоций будущего педагога профессионального обучения.

Изучение данного спецкурса подготавливает студентов к ус­пешной работе преподавателями теоретического обучения, мастерами производственного обучения, руководителями профессиональных об­разовательных учреждений.




 


Раздел 1

«Профессиональная деятельность и педагогическая

культура педагога профессионального обучения» -6 ч.

1. Лекция -2 ч.

Особенности педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных училищ, лицеев. Специфика труда руководителя начальной профессиональной школы. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и профессиональной деятельности педагога профессиональ­ного обучения. Базовые компоненты и уровни педагогической куль­туры педагога профобучения. Структура, содержание и функции педагогической культуры педагога профессиональной школы.

2. Семинар -2 ч. «Сущность педагогической культуры педагога
профессионального обучения»

План занятия

1. В чем состоит личностно-деятельностный подход в изучении и развитии педагогической культуры педагога профессионального обучения?

2. В чем состоят отличительные особенности педагогической деятельности педагога профессионального обучения? Чем отличается педагогическая деятельность, например, инженера-педагога в профессиональном училище, лицее от педагогической деятельности учителя, воспитателя в общеобразовательной школе?

3. Почему в начальной профессиональной школе возникает проблема низкого уровня педагогической культуры мастеров производст­венного обучения?

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. Чем обусловлена актуальность изучения проблем педагогической культуры педагога профобучения.


2. В чем Вы видите сложности перехода рабочих и специалистов выпускников профессиональных училищ и лицее» на рыночные условия профессиональной деятельности. Какую роль играют и этом профессионально-педагогические работники.

3. Практическое занятие -2 ч.

Преподаватели и мастера производственного обучения, уровни педагогической культуры профессионально-педагогических работни­ков.

План занятия

Студенты посещают теоретическое или практическое занятие самостоятельно фиксируют существенные моменты учебного занятия, обосновывают свой выбор.

Основная литература

1. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфи­ка. Башк. пединститут. - Уфа, 1994. - 190 с.

2. Бердяев Н.А, Самопознание. - Л. Советский писатель, 1991. -398 с.

3. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие под ред. Е.В.Бондаревской. - Ростов-на-Дону, РГПУ, 1995, - 172 с.

4. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. - Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1988. - 124 с.

5. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров про­изводственного обучения. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 184 с.

6. Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера. В кн.: Про­блемы дидактики производственного обучения. М., 1978, С. 233-268.

7. Кузьмина Н.В. и др. Аттестация преподавателя и мастера произ­водственного обучения. С.-Пб., 1992. - 68 с.

8. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадок­сы наследия, векторы развития. - М., Этнос. 2000. - 277 с.


9. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучаю­щихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999, - 904 с.

10. Романцев Г.М. Подготовка инженеров-педагогов профессио­нальной школы. - В кн.: Профессиональная педагогика. - М., 1997, С. 435-441.

П. Скакун В.А, Введение в профессию мастера производственного обучения. - М, Высшая школа, 1988. - 239 с.

12. Сластенин В.А., Шутенко А. Профессиональное самосознание учителя / Магистр, 1995, № 3, С. 52-58.

13. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обуче­ния. - М., 1981.-208 с.

Дополнительная литература:

14. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. и др. Педагогика рефлексии. - М., 1995.-Ill с.

15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В, Да­выдова. -М., 1991.-480 с.

16. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Учебное пособие. -Ростов-на-Дону. - Изд-во «Феликс», 1997. - 480 с.

17. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность, изд. 2-е. - М., 1977.-305 с.

18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педаго­гической антропологии / Избр. пед. соч. В 2-х т. Т 1, М., 1974, С. 229-547


Раздел 2 «Профессиональное педагогическое самосознание - ведущий ком­понент педагогической культуры педагога профессионального обучения» -4 ч.

1. Лекция -2 ч.

Структура профессионального педагогического самосознания педагога профессиональной школы. Педагогическое сознание и само­сознание личности. Структура самосознания личности. Специфика профессионального педагогического самосознания инженера-педагога и его структура.

2. Практическое занятие -2 ч.

Диагностика профессионального педагогического самосознания будущего педагога профессионального обучения.

План занятия:

Студенты используют инструкции и выполняют задания по оп­ределению уровня сформированности профессионального педагоги­ческого самосознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: