обучения» - 4ч
1. Лекция -2 ч.
Специфика педагогических убеждений педагога профессиональной школы
Убеждения личности и ее мировоззрение. Специфика педагогических убеждений педагога профессиональной школы. Роль педагогических знаний в формировании педагогических убеждений инженера-педагога - основы гуманизации начального и среднего профессионального образования.
2. Практическое занятие - 2 ч.
Диагностика педагогических убеждений будущего педагога профессионального обучения
Студенты в соответствии с инструкцией выполняют задания по определению уровня сформированности педагогических убеждений -мировоззренческого компонента педагогической культуры.
Вопросы для повторения
1. Как определить педагогические убеждения педагога профобучения с точки зрения личностно-деятельностного подхода?.
2. В каких случаях педагогические знания играют решающую роль в формировании педагогических умений? Приведите примеры.
3. Почему, например, инженеру-педагогу необходимо иметь высоко сформированные педагогические убеждения?
4. Дайте определение мировоззрению личности.
Литература для самостоятельной работы
1. Аверинцев С.С. Философия и мировоззрение. Философия 20-х годов. М., 1990.
2. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. Л., 1991.
3. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М, 1994.
4. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
5. Кон И.С. Личность и ее самосознание. М., 1984.
6. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. - Екатеринбург. 1999.
7. Проданов В. Структура убеждения и воспитания / Психологическая проблема воспитания. София, 1981.
8. Чудновский В.Э., Эвавич Л.И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни. Книга для учителя. М., 1993.
|
9. Штракс И. Эмоции и воля в структуре убеждений личности. М., 1992
Раздел 5
«Развитие педагогической культуры педагога
профессионального обучения в системе вузовской
Подготовки» -6 ч.
1. Лекция -2 ч.
Развитие педагогической культуры в системе вузовской подготовки педагога профессионального обучения.
Профессионально-педагогические вузы и факультеты России. Характеристика педагогической системы подготовки педагога профессионального обучения. Роль и место общепедагогической подготовки в процессе формирования педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения. Школы педагогической культуры при учреждениях начального профессионального образования и их роль в развитии педагогической культуры. Будущий педагог профессионального обучения - активный член клуба педагогической культуры профессионального училища (лицея).
Инновационные и организационно-деятельностные игры, самостоятельное руководство внеучебной деятельностью учащихся профессиональных училищ, самостоятельное участие в научно-практических конференциях, участие в студенческом научном обществе, педагогических советах профессиональных образовательных учреждений, подготовка публикаций по педагогическим проблемам, работа с трудными подростками - основные средства формирования и развития педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения.
Вопросы для повторения:
1. В каких случаях высокий уровень педагогической культуры в вузе может выступить основой формирования и развития педагогической культуры студентов, обучающихся по специальности 030500 - «профессиональное обучение»
|
2. Почему, на ваш взгляд, лекции по профессиональной педагогике незначительно влияют на рост педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения
3. Какие педагогические журналы, на ваш взгляд, читают студенты и почему
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // В сб.: Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов-на-Дону. РГПИ., 1989.
2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
3. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа. М., 1999.
4. Новиков A.M. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Деловые советы. Изд.2-е, доп. - М., 1998.
2. Практические занятия -4 ч.
Программа и методика изучения педагогической культуры педагога профессионального обучения
Занятие № 1 - 2 ч.
Методы изучения педагогической культуры педагога профессионального обучения.
План
1. Что лежит в основе выбора методов изучения индивидуальной педагогической культуры преподавателя, мастера производственного обучения?
2. Возможные методы изучения педагогической культуры работающего педагога профессионального обучения - методы изучения личности и деятельности преподавателя теоретического обучения, мастера производственного обучения в естественных условиях образовательного процесса в начальной профессиональной школе:
|
• педагогическое наблюдение за деятельностью профессионально-педагогических работников на уроке теоретического или производственного обучения, в процессе организации внеучебной деятельности будущих рабочих, в период производственной практики;
• изучение и анализ видеоматериалов, посвященных общению педагогов профессионального обучения с будущими рабочими и специалистами, родителями и т.д.;
• изучение и анализ документации преподавателей и мастеров профессионального обучения;
• беседа с профессионально-педагогическими работниками профессионального училища или лицея;
• использование педагогических ситуаций, анкетирования, диагностических карт.
Вопросы для повторения и обсуждения:
1. Для чего нужно определять и знать уровень педагогической культуры педагога профессионального обучения.
2. Каковы критерии сформированности базовых компонентов педагогической культуры педагога профессионального обучения.
Занятие №2 -2 ч.
Диагностическая программа изучения педагогической культуры педагога профессионального обучения.
1. Знакомство студентов с диагностической картой изучения, оценки и самооценки компонентов педагогической культуры педагога профессионального обучения.
2. Анализ проектов повышения педагогической культуры будущих педагогов профессионального обучения.
Литература
1. Кузнецов В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. - Екатеринбург, 1999. -184с.
2. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе /Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. -272с.
Тематика рефератов
по спецкурсу «Педагогическая культура педагога профессионального обучения»
1. Взаимосвязь общей, профессиональной и педагогической культуры.
2. Актуальность разработки проблем педагогической культуры, ее научно-педагогическое значение.
3. Педагогика и культура личности.
4. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и
профессиональной деятельности педагога профессионального обучения.
5. Базовые компоненты и уровни функционирования педагогической
культуры педагога профессионального обучения.
6. Педагогическое самосознание педагога профессионального обучения.
7. Педагогический опыт педагога профессиональной школы.
8. Специфика педагогических убеждений педагога профессиональной
школы.
9. Педагогическая мастерская педагога профобучения.
10. Способы овладения педагогической культурой в системе подготовки педагога профессионального обучения.
11. Программы и методики изучения педагогической культуры педагога профобучения.
12. Педагогическая рефлексия и педагогическое самоопределение.
13. Научно-исследовательская работа как способ изучения педагогической культуры педагога профобучения.
14. Специфика методов исследования педагогической культуры педагога в профессиональной школе.
15. Индивидуальность педагога профессионального обучения.
16. Стереотипы поведения мастера производственного обучения.
17. Педагогика сотрудничества и ее основные характеристики.
18. Творческий поиск педагогов профессионального обучения.
19. Особенности учащихся системы начального профессионального образования и педагогическая культура педагога профессионального обучения.
20. Воспитанность педагога профшколы: ее содержание, структура, функции, уровни.
21. Решение педагогических задач как способ овладения педагогической культурой.
22. Педагогические игры и педагогическая культура личности педагогического обучения.
23. Основы научно-исследовательской деятельности студентов и педагогическая культура личности.
24. Индивидуальная педагогическая культура педагога профшколы как объект исследования.
25. Взаимосвязь педагогической культуры педагога и качества профессиональной подготовки будущих рабочих.
Лицензия № ЛР020716 от 02.11.98.
Формат 60x84 7 Ьумага писчая. Усл.печ. листов 6.2. Тираж 2000. Заказ 413.
_ инкогу
460352, г. Оренбург, ГСП. пр. Победы 13. Оренбургский государственный университет.