Как уже упоминалось ранее, жанр «Nursery Rhymes» является «зонтиковым» термином, объединяющим под общим названием произведения различных малых жанров. Разные исследователи предлагают разные классификации произведений, относящихся к «Nursery Rhymes».
Прежде всего обратим внимание на классификацию Дж.О. Хэлливелла, который предлагает разделить детские стишки следующим образом:
1) game rhymes – игровые стихи, к которым относятся стихи, сопровождающие игры с детьми, ролевые, хороводные, карточные игры, игры в «прятки», в «ручеек», а также считалки;
2) alphabet-rhymes – рифмованные алфавиты;
3) riddle-rhymes – загадки;
4) nature-songs – песни о природе, посвященные различным природным явлениям, а также обитателям растительного и животного мира;
5) proverb-rhymes – стихи-пословицы;
6) places and families – стихи, в которых упоминаются географические названия или имена собственные;
7) superstition-rhymes – присловья, с помощью которых можно избавиться от заикания, бородавок, ночных кошмаров, злых духов и пр.;
8) nursery songs – детские песни;
9) custom-rhymes – заклички [Хэлливелл, с. 2].
На наш взгляд в данной классификации уже наблюдаются некоторые несостыковки. Например, стихи, в которых упоминаются географические названия или имена собственные, могут встретиться практически в любом другом тексте другой группы, указанной Дж.О. Хэлливеллом, а также заклички, являющиеся по сути обращениями к явлениям природы, могут быть отнесены к группе песен о природе.
В другой классификации такого исследователя, как Л. Экенштейн, тоже можно наблюдать похожие несостыковки. Её классификация выглядит следующим образом:
1) rhymes and popular songs – стихи и популярные песни;
2) rhymes and ballads – стихи и баллады;
3) rhymes and country dances – стихи и традиционные танцы;
|
4) custom-rhymes – заклички;
5) riddle-rhymes – загадки;
6) cumulative pieces – кумулятивные стихи;
7) chants of number – стихи, оперирующие с числами;
8) chants of the creed – стихи, связанные с религиозной тематикой. [Экенштейн, с. 16-19].
Наиболее удачной на наш взгляд является классификация А.А. Егоровой, согласно которой английские детские стихи Nursery Rhymes подразделяются по жанрам и поджанрам:
1) фольклор материнства и детства (поэзия пестования): колыбельные песни; стихи, вовлекающие ребенка в игру; стихи, включающие игровое взаимодействие с ребенком; небольшие сказки в стихах;
2) потешный фольклор: скороговорки, небылицы, загадки, пословицы и поговорки;
3) игровой фольклор: считалки, жеребьевные приговорки, игровые песни;
4) бытовой фольклор: детские песни, заклички, приметы [Егорова, 7-9].
В целом, стихотворному фольклорному наследию в английской культуре относят, прежде всего, так называемые Nursery rhymes, являющиеся, по сути:
- детскими песнями;
- потешками;
- колыбельными.
Среди многочисленных произведений «детского» английского фольклора можно также выделить:
- скороговорки;
- «дразнилки»;
- считалки.
Детские песенки, скороговорки, считалки и прочие творения всенародного творчества имеют главную задачу воспитать маленького ребенка, представить ему окружающий мир во всем его многообразии, обучить существовать в обществе людей, а помимо этого, позабавить и развеселить ребенка.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что не существует одной четкой классификации распределения стихов «nursery rhymes» по классам, так как одно и то же литературное произведение может быть отнесено одновременно к двум, трем или более классам, и различные составители сборников могут включать один и тот же стих в разные классы.
|
Выводы по главе 1
Основная задача первой главы состояла в том, чтобы изучить детскую поэзию как литературный жанр, рассмотреть особый вид англоязычной детской поэзии «Nursery Rhymes», а также изучить классификацию текстов данного типа.
Анализ литературы по данным проблемам позволяет сделать вывод, что английский «детский» фольклор, являясь неотъемлемым элементом культуры, включает в себя произведения различных жанров, форм и времени создания. К «детскому» фольклору относят как произведения, созданные взрослыми, так и детское творчество, передаваемое из поколения в поколение. При всем многообразии форм и жанров можно выделить отдельные группы свойств, характерных для стихотворных и прозаических фольклорных произведений. Стихотворные произведения подчинены правилам английского стихосложения и обладают самобытностью при передаче образов; в народных и авторских сказках четко прослеживается английская литературная традиция.
Одним из видов английского детского поэтического фольклора является традиционные детские стихи «Nursery Rhymes». Они представляют собой большое количество ярких и запоминающихся рифмованных текстов для детей. По сути, этот термин объединяет под общим названием произведения целого ряда разных малых жанров, к числу которых относят детские песни, считалки, колыбельные, скороговорки, потешки и т.д. Сами «Nursery Rhymes» помогают воспитать маленького ребенка, научить его чему-то, обратить на что-то внимание благодаря веселым, легко укладывающимся в памяти текстам.