Социологические идеи
Термин «социология» введен в обиход в середине XIX в. французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798-1857). От Конта и до нашего времени идет понимание социологии как науки об обществе во всей его целостности (от лат social – общество; греч. logos – учение). Но общество является объектом изучения многих наук: истории, философии, политологии, права, экономики и др.
Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) понимал под социологией науку, изучающую социальные отношения, процессы, явления и факты. Он уже четко разграничил объект социологии – общество и предмет этой науки – отношения, которые складываются в социальной сфере и реализуются в деятельности людей, в социальных фактах.
При определении предмета социологии нельзя обойти молчанием самую яркую фигуру на социальном небосклоне XX столетия – Питирима Сорокина (1888-1968), американского социолога русского происхождения. Согласно Сорокину, теоретическая социология состоит из трех разделов:
1) социальная аналитика (социальная анатомия и морфология)
2) социальная механика (ее объект – социальные процессы)
3) социальная генетика (теория эволюция общественной жизни)
Сегодня к определению предмета своей науки социологи подходят неоднозначно. Одни считают, что социология – это наука о проявлениях человека как личности (Ж.Т. Тощенко); другие обосновывают системный подход к изучению общества и предмету социологии (М.Н. Руткевич). Известный социолог В.А. Ядов считает основной задачей социологии изучение социальных процессов, социальный групп, социальных институтов и систем.
Понятие и виды соц исслед
КСИ – это система методологических, теоретических и практических процедур сбора социологической информации.
|
Экспериментальные КСИ. Они являются в основном контролируемым наблюдением, цель таких КСИ – выделить переменные, которые влияют на изучаемый объект, например, это факторы здоровья или болезни, факторы, влияющие на возникновение того или иного профессионального заболевания. С целью выявления и анализа этих факторов наблюдается определенная демографическая или профессиональная групп людей. Экспериментальные КСИ делятся на полевые (исследования, проводимые в реальной социальной ситуации) и лабораторные (когда экспериментальный фактор, социальная ситуация и исследуемая группа создаются специально, вводятся в действие).
2. Другой вид КСИ – это обследование, проведение выборочных или панельных (сплошных), глубоких, повторяющихся (лонгитюдных) исследований одной и той же совокупности. Самым крупномасштабным таким обследованием является, например, перепись населения, региональные обследования здоровья людей, национальные обследования. Но чаще проводятся обследования небольших, выборочных совокупностей.
3. Сравнительные исследования – о задачах и целях этого вида КСИ говорит само название: сравнить изучаемые явления, факты, данных на различных временных этапах. Или сравниваются аналогичные социальные системы, институты, функционирующие в разных пространственных условиях. Например, социологи, изучающие образование, сравнивают различные системы образования, их развитие, то же касается медицины, культуры, науки, семьи. Сопоставляются и сравниваются как целые социальные системы, так и их отдельные компоненты. Такие исследования часто именуют «сравнительным социологическим анализом».
|
4. Все большее значение приобретают этнографические исследования. Основой этого вида исследований является включенное наблюдение, когда социолог исследует возникновение, развитие правил, норм, обычаев, традиций, культуры, определяя содержание и характер поведения той или иной социальной группы, этноса.
5. Особое место занимают сегодня в социологии маркетинговые исследования, связанные с изучением рынка, потребительских товаров, услуг, в том числе и социального характера.
4) Наблюдение в социологии подразделяется на следующие виды:
- включенное и невключенное;
- стандартизированное и нестандартизированное;
- полевое и лабораторное.
Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником наблюдаемой группы. Включенное наблюдение имеют в виду тогда, когда исследователь изучает группу «изнутри».
Что касается стандартизированного наблюдения, то здесь имеются жесткие параметры, которые отслеживаются, и специальные процедуры наблюдения. Так, например, социологами изучается состав театральной публики, зрительного зала, реакции зрителя на спектакль. Кино, то есть объект наблюдения вполне конкретен в отличие от нестандартизированного наблюдения. При полевом наблюдении объектом наблюдения оказывается реальный социальный процесс, при лабораторном наблюдается более или менее приближенная к реальности модель. Наблюдение часто используется при изучении производительности труда, например, при определении оптимального типа движения сборочного конвейера.
|
Метод изучения документов. Способ фиксирования информации (рукописный, печатный, звуковой, отраженный на кинопленках). Документы отличаются по типу авторства – личные, официальные, неофициальные; по способу получения – целевые и спровоцированные (например, тесты являются спровоцированными документами, особенно в медицине, психиатрии), документы делятся также на первичные и вторичные.
Опросы позволяют изучить то, что не поддается прямому наблюдению: мотивы поведения людей, их мнения, удовлетворенность социальными явлениями, ценностные ориентации. Проводятся как письменные опросы, так и устные. Их различия носят, скорее, формальный характер, так как все они предполагают наличие анкеты или опросника.
Опросы различаются:
- по масштабности: индивидуальные, групповые, сплошные, выборочные;
- по форме проведения: письменные – анкетирование, устные – беседы, интервью, телефонные опросы;
- по способам общения (коммуникативности): личные, очные, заочные;
- по конструкции вопросов: открытые и закрытые.
Маркетинг включает в себя исследование общественного мнения, изучение документов, устные и письменные опросы. В действительности – это название целой группы методов, которые позволяют точнее оценить реальные запросы, потребности, мнения людей, организацию их деятельности. Маркетинг сегодня необходим всем, кто хочет вести свои дела на современном уровне. Методология маркетинговых исследований строится на тех же социологических принципах, что и КСИ
5) Понятие «человек»..
Человек – наиболее фундаментальное понятие обществознания, означающее не только высшую ступень развития живых организмов, но и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это биосоциальное существо в единстве его физических, природных, духовных и социальных качеств. Это понятие родовое, фундаментальное.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода.
Индивидуальность - уникальность или неповторимость, той или иной личности.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.