Понятие и виды соц исслед




Социологические идеи

Термин «социология» введен в обиход в середине XIX в. французским философом-позити­вистом Огюстом Контом (1798-1857). От Конта и до на­шего времени идет понимание социологии как науки об обще­стве во всей его целостности (от лат social – общество; греч. logos – учение). Но общество является объектом изучения многих наук: истории, философии, политологии, права, экономики и др.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) понимал под социологией науку, изучающую соци­альные отношения, процессы, явления и факты. Он уже четко разграничил объект социологии – общество и пред­мет этой науки – отношения, которые складываются в со­циальной сфере и реализуются в деятельности людей, в социальных фактах.

При определении предмета социологии нельзя обойти молчанием самую яркую фигуру на социальном небосклоне XX столетия – Питирима Сорокина (1888-1968), американского социолога русского происхождения. Согласно Сорокину, теоретическая социология состоит из трех разделов:

1) социальная аналитика (социальная анатомия и мор­фология)

2) социальная механика (ее объект – социальные про­цессы)

3) социальная генетика (теория эволюция обществен­ной жизни)

Сегодня к определению предмета своей науки социологи подходят неоднозначно. Одни считают, что соци­ология – это наука о проявлениях человека как личности (Ж.Т. Тощенко); другие обосновывают систем­ный подход к изучению общества и предмету социологии (М.Н. Руткевич). Известный социолог В.А. Ядов считает основной задачей социологии изучение социальных процессов, социальный групп, социальных институтов и систем.

Понятие и виды соц исслед

КСИ – это система методологических, теоретиче­ских и практических процедур сбора социологической информации.

Экспериментальные КСИ. Они являются в ос­новном контролируемым наблюдением, цель таких КСИ – выделить переменные, которые влияют на изучаемый объ­ект, например, это факторы здоровья или болезни, фак­торы, влияющие на возникновение того или иного профес­сионального заболевания. С целью выявления и анализа этих факторов наблюдается определенная демографиче­ская или профессиональная групп людей. Эксперимен­тальные КСИ делятся на полевые (исследования, прово­димые в реальной социальной ситуации) и лабораторные (когда экспериментальный фактор, социальная ситуация и исследуемая группа создаются специально, вводятся в дей­ствие).

2. Другой вид КСИ – это обследование, проведение выборочных или панельных (сплошных), глубоких, повто­ряющихся (лонгитюдных) исследований одной и той же совокупности. Самым крупномасштабным таким обследо­ванием является, например, перепись населения, регио­нальные обследования здоровья людей, национальные об­следования. Но чаще проводятся обследования небольших, выборочных совокупностей.

3. Сравнительные исследования – о задачах и це­лях этого вида КСИ говорит само название: сравнить изу­чаемые явления, факты, данных на различных временных этапах. Или сравниваются аналогичные социальные сис­темы, институты, функционирующие в разных простран­ственных условиях. Например, социологи, изучающие об­разование, сравнивают различные системы образования, их развитие, то же касается медицины, культуры, науки, се­мьи. Сопоставляются и сравниваются как целые социаль­ные системы, так и их отдельные компоненты. Такие ис­следования часто именуют «сравнительным социологиче­ским анализом».

4. Все большее значение приобретают этнографиче­ские исследования. Основой этого вида исследований яв­ляется включенное наблюдение, когда социолог исследует возникновение, развитие правил, норм, обычаев, традиций, культуры, определяя содержание и характер поведения той или иной социальной группы, этноса.

5. Особое место занимают сегодня в социологии маркетинговые исследования, связанные с изучением рынка, потребительских товаров, услуг, в том числе и со­циального характера.

4) Наблюдение в социологии подразделяется на сле­дующие виды:

- включенное и невключенное;

- стандартизированное и нестандартизированное;

- полевое и лабораторное.

Невключенное наблюдение – это наблюдение со стороны, когда исследователь не становится равноправным участником наблюдаемой группы. Включенное наблюде­ние имеют в виду тогда, когда исследователь изучает группу «изнутри».

Что касается стандартизированного наблюдения, то здесь имеются жесткие параметры, которые отслежива­ются, и специальные процедуры наблюдения. Так, напри­мер, социологами изучается состав театральной публики, зрительного зала, реакции зрителя на спектакль. Кино, то есть объект наблюдения вполне конкретен в отличие от нестандартизированного наблюдения. При полевом на­блюдении объектом наблюдения оказывается реальный социальный процесс, при лабораторном наблюдается бо­лее или менее приближенная к реальности модель. Наблю­дение часто используется при изучении производительно­сти труда, например, при определении оптимального типа движения сборочного конвейера.

Метод изучения документов. Способ фиксирования информации (ру­кописный, печатный, звуковой, отраженный на киноплен­ках). Документы отличаются по типу авторства – личные, официальные, неофициальные; по способу получения – целевые и спровоцированные (например, тесты являются спровоцированными документами, особенно в медицине, психиатрии), документы делятся также на первичные и вторичные.

Опросы позволяют изучить то, что не поддается прямому наблюдению: мо­тивы поведения людей, их мнения, удовлетворенность со­циальными явлениями, ценностные ориентации. Прово­дятся как письменные опросы, так и устные. Их различия носят, скорее, формальный характер, так как все они пред­полагают наличие анкеты или опросника.

Опросы различаются:

- по масштабности: индивидуальные, групповые, сплошные, выборочные;

- по форме проведения: письменные – анкетирование, устные – беседы, интервью, телефонные опросы;

- по способам общения (коммуникативности): лич­ные, очные, заочные;

- по конструкции вопросов: открытые и закрытые.

Маркетинг включает в себя исследование общественного мнения, изу­чение документов, устные и письменные опросы. В действительно­сти – это название целой группы методов, которые позво­ляют точнее оценить реальные запросы, потребности, мне­ния людей, организацию их деятельности. Маркетинг се­годня необходим всем, кто хочет вести свои дела на со­временном уровне. Методология маркетинговых исследо­ваний строится на тех же социологических принципах, что и КСИ

5) Понятие «человек»..

Человек – наиболее фундаментальное понятие обще­ствознания, означающее не только высшую ступень разви­тия живых организмов, но и субъект общественно-ис­торической деятельности и культуры. Человек – это био­социальное существо в единстве его физических, природ­ных, духовных и социальных качеств. Это понятие родо­вое, фундаментальное.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода.

Индивидуальность - уни­кальность или неповторимость, той или иной личности.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: