«Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»
Разбираемся в понятиях
Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления (Д. Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка»).
Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности (Словарь по общественным наукам).
Любознательность – активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям.
Любознательность – это открытость души для получения нового опыта, и разума для получения новых знаний.
Любознательность – это доверие по отношению к жизни и окружающим людям.
Любознательность – качество доброго человека; злоба и любознательность несовместимы.
Любознательность – это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого.
В научных источниках отмечается, что любознательность – одна из значимых характеристик, отличающих одарённого (в широком смысле) человека. Любовь к познанию берёт своё начало от любопытства, в котором проявляется жажда новизны, потребность в умственных впечатлениях (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Савенков и др.). Любопытство дано человеку от рождения в виде рефлекса, открытого И.В. Павловым и названного им весьма оригинально и показательно: рефлекс «Что такое?». Соответственно этому, любой здоровый, развивающийся в нормальных условиях ребёнок проявляет любопытство.
Проявления любознательности тесно связаны с эмоциями, любознательные люди получают удовольствие от умственного напряжения. Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей. Лучший способ личностного развития – это искренний интерес к миру, использование любой возможности чему-нибудь научиться.
|
В идеальной ситуации, в процессе обучения ребенком движет природная любознательность и стремление познавать окружающий мир. Чтобы получить ответ, ребенок должен сначала задать вопрос; чтобы найти истину — пуститься на ее поиски; прежде, чем прийти к верному заключению — провести эксперимент. Но любознательность не является врожденной чертой характера: это результат процесса становления. Иными словами, любознательность — это следствие процесса развития, который обеспечивает жизнеспособность ребенка как отдельного самостоятельного существа, готового действовать независимо от привязанности.
Активность человека в научной литературе определяется как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате.
Большинство исследователей выделяют такой показатель проявления активности, как способность (как правило) действовать, не ожидая указаний от взрослого, включённого в процесс деятельности.
Как показывает анализ научных данных, не проявление активности в одном отношении вовсе не исключает возможности проявления активности в других отношениях.
В.В. Шадрина отмечает, что первоначально активность взрослого помогает ребёнку достигать своих и совместных с взрослым целей. В дальнейшем формируется совместная активность взрослого и ребёнка. А далее ребёнок становится готов к самостоятельной активности.
|
Активность ребёнка связана с овладением структурой деятельности. В этом освоении ребёнок учится:
- ставить цели;
- использовать и находить средства и способы их достижения;
- анализировать и формулировать проблемы.
Умея ставить цели и находить средства и способы их достижения, ребёнок тем самым разрешает свои жизненные задачи. Следует отметить, как и любознательность, активность определяется не только внешними условиями (социум), но и природой. Активное стремление к напряжённой деятельности тесно связано с показателями успешности различных действий человека, поэтому «педагогика успеха» позитивно влияет на проявление и развитие активности детей.
Анализ сущности терминов «любознательность», «активность» позволяют определить в качестве критериев их оценки следующие: проявление ребёнком интереса к миру, природе, себе; активно участвует в образовательном процессе.
Определяем для каждого критерия показатели (индикаторы):
- Проявление ребёнком интереса к миру, природе, себе: задаёт вопросыпознавательной направленности; с удовольствием исследует, экспериментирует; любит слушать познавательную и художественную литературу; умеет использовать разные источники информации; замечает новое в окружающем (предметы, люди, события).
- Активно участвует в образовательном процессе: умеет выбрать и начать деятельность без указания взрослого; проявляет высокую степень вовлечённости в предпочитаемые виды деятельности; активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.
|
Проблемы
- Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но не стремящиеся учиться; смышленые, но не успевающие в школе; умные, но скучающие. Есть и обратная сторона медали: процесс обучения стал более напряженным, чем десять или двадцать лет назад. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Управлять детьми в классе становится все труднее, а учатся они все хуже.
- Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, прислушиваться к чужому мнению или критике. Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.С точки зрения развития, любознательность — черта полезная, но не жизненно необходимая. Привязанность — вот что важнее всего.
- До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине, ориентация на ровесников убивает любознательность.
- Восприимчивость ребенка к обучению определяют четыре основных фактора: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и отношения с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них отрицательно.
- Есть и еще одна проблема, связанная с любознательностью: она делает ребенка крайне уязвимым в мире «крутых» сверстников. За наивное изумление и увлечение предметом, за вопрос о том «как это работает» и оригинальность идей его могут обозвать умником и поднять на смех. «Бегство от уязвимости» ориентированных на ровесников детей подавляет не только их собственную любознательность, но и любознательность окружающих. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.
3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир».
4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир».
5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 9 – 12).
Таблица 9
Анкета для 1 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, где находится детская библиотека, Дом творчества, школа, бассейн в районе моего дома | |||
Знаю | Я знаю свой адрес, телефон, место работы родителей | |||
Понимаю | Я понимаю, что нужно обращаться за разъяснением незнакомых слов, явлений к взрослым | |||
Понимаю | Я понимаю, зачем дети ходят в библиотеки | |||
Умею | Я умею ухаживать за растениями, цветами; улитками, рыбками; | |||
Умею | Я умею играть в познавательные игры на компьютере | |||
Делаю | Я с удовольствием слушаю (аудиосредства, взрослого) и сам читаю познавательную и художественную литературу | |||
Делаю | Я задаю вопросы взрослым по уходу за цветами, рыбками и др. |
Таблица 10
Анкета для 2 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, как записаться в библиотеку | |||
Знаю | Я знаю детские передачи на телевидении, могу назвать их | |||
Понимаю | Когда я вырасту, как мама и папа, я буду ходить с детьми в книжные магазины за книгами | |||
Понимаю | Я понимаю, что надо иметь терпение, чтобы вырастить цветок, ухаживать за улитками, рыбками | |||
Умею | Я умею составлять (рисовать) ребусы; могу придумать вопросы к экскурсии | |||
Умею | Я умею пользоваться компьютером, мобильным телефоном | |||
Делаю | Я участвую в заочных олимпиадах с помощью папы, мамы, учителя | |||
Делаю | Я могу принести на выставку книгу и рассказать о ней |
Таблица 11
Анкета для 3 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, в какие кружки ходили мои родители | |||
Знаю | Я знаю, где можно научиться, любимому делу (Дом творчества) | |||
Понимаю | Я понимаю, что умение слушать, видеть, наблюдать говорит о любознательности | |||
Понимаю | Я понимаю, что нужно быть очень внимательным, чтобы хорошо учиться | |||
Умею | Я могу долго наблюдать за интересным явлением, чтобы потом обменяться с друзьями, родителями | |||
Умею | Я люблю читать афиши и предлагать родителям совместную прогулку в выходные | |||
Делаю | Я самостоятельно участвую в школьных олимпиадах | |||
Делаю | Я пишу заметки в школьную газету, веду рубрику «Это интересно» |
Таблица 12
Анкета для 4 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, сколько стоят журналы, которые я покупаю, выписываю | |||
Знаю | Я знаю историю своей семьи | |||
Понимаю | Я понимаю, что мои увлечения требуют затрат (финансы, время) | |||
Понимаю | Я понимаю, что новые знания я могу получить из книг, интернета, учебников, на уроках, из бесед с друзьями | |||
Умею | Я могу начать выполнять домашние задания, дела по дому без указания взрослого | |||
Умею | Я умею играть по правилам, договариваться с друзьями перед началом игры, | |||
Делаю | В выходные дни мы с родителями ходим в музеи, театры | |||
Делаю | Я самостоятельно ищу ответы на вопросы викторины; составляю интересные задания для одноклассников с помощью интернета, словарей |