Личностная характеристика




«Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир»

Разбираемся в понятиях

Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления (Д. Н. Ушаков «Толковый словарь русского языка»).

Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности (Словарь по общественным наукам).

Любознательность – активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям.

Любознательность – это открытость души для получения нового опыта, и разума для получения новых знаний.

Любознательность – это доверие по отношению к жизни и окружающим людям.

Любознательность – качество доброго человека; злоба и любознательность несовместимы.

Любознательность – это готовность учиться у знающих, прислушиваться к опытным и достигать желаемого.

В научных источниках отмечается, что любознательность – одна из значимых характеристик, отличающих одарённого (в широком смысле) человека. Любовь к познанию берёт своё начало от любопытства, в котором проявляется жажда новизны, потребность в умственных впечатлениях (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.И. Савенков и др.). Любопытство дано человеку от рождения в виде рефлекса, открытого И.В. Павловым и названного им весьма оригинально и показательно: рефлекс «Что такое?». Соответственно этому, любой здоровый, развивающийся в нормальных условиях ребёнок проявляет любопытство.

Проявления любознательности тесно связаны с эмоциями, любознательные люди получают удовольствие от умственного напряжения. Детская любознательность, если её удаётся сохранить, даёт постоянный стимул к развитию способностей. Лучший способ личностного развития – это искренний интерес к миру, использование любой возможности чему-нибудь научиться.

В идеальной ситуации, в процессе обучения ребенком движет природная любознательность и стремление познавать окружающий мир. Чтобы получить ответ, ребенок должен сначала задать вопрос; чтобы найти истину — пуститься на ее поиски; прежде, чем прийти к верному заключению — провести эксперимент. Но любознательность не является врожденной чертой характера: это результат процесса становления. Иными словами, любознательность — это следствие процесса развития, который обеспечивает жизнеспособность ребенка как отдельного самостоятельного существа, готового действовать независимо от привязанности.

 

Активность человека в научной литературе определяется как особое состояние, предрасположенное к тому или иному взаимодействию, или относительно устойчивое свойство, проявляющееся в уровне интенсивности реализации поведения, деятельности и их результате.

Большинство исследователей выделяют такой показатель проявления активности, как способность (как правило) действовать, не ожидая указаний от взрослого, включённого в процесс деятельности.

Как показывает анализ научных данных, не проявление активности в одном отношении вовсе не исключает возможности проявления активности в других отношениях.

В.В. Шадрина отмечает, что первоначально активность взрослого помогает ребёнку достигать своих и совместных с взрослым целей. В дальнейшем формируется совместная активность взрослого и ребёнка. А далее ребёнок становится готов к самостоятельной активности.

Активность ребёнка связана с овладением структурой деятельности. В этом освоении ребёнок учится:

- ставить цели;

- использовать и находить средства и способы их достижения;

- анализировать и формулировать проблемы.

Умея ставить цели и находить средства и способы их достижения, ребёнок тем самым разрешает свои жизненные задачи. Следует отметить, как и любознательность, активность определяется не только внешними условиями (социум), но и природой. Активное стремление к напряжённой деятельности тесно связано с показателями успешности различных действий человека, поэтому «педагогика успеха» позитивно влияет на проявление и развитие активности детей.

Анализ сущности терминов «любознательность», «активность» позволяют определить в качестве критериев их оценки следующие: проявление ребёнком интереса к миру, природе, себе; активно участвует в образовательном процессе.

Определяем для каждого критерия показатели (индикаторы):

- Проявление ребёнком интереса к миру, природе, себе: задаёт вопросыпознавательной направленности; с удовольствием исследует, экспериментирует; любит слушать познавательную и художественную литературу; умеет использовать разные источники информации; замечает новое в окружающем (предметы, люди, события).

- Активно участвует в образовательном процессе: умеет выбрать и начать деятельность без указания взрослого; проявляет высокую степень вовлечённости в предпочитаемые виды деятельности; активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.

Проблемы

- Феномен, свойственный нашей современной культуре: дети способные, но не стремящиеся учиться; смышленые, но не успевающие в школе; умные, но скучающие. Есть и обратная сторона медали: процесс обучения стал более напряженным, чем десять или двадцать лет назад. Учителя подтверждают, что преподавать стало тяжелее, а ученики теперь менее почтительны и менее восприимчивы. Управлять детьми в классе становится все труднее, а учатся они все хуже.

- Обучаемость каждого конкретного ученика зависит от множества факторов: желания учиться и понимать, интереса к неизведанному, готовности рисковать, прислушиваться к чужому мнению или критике. Необходимы также контакт с учителем, внимательность, готовность обратиться за помощью, желание достичь цели и преуспеть, и, особенно, готовность трудиться. Привязанность лежит в основе всех этих факторов и влияет на их возникновение.С точки зрения развития, любознательность — черта полезная, но не жизненно необходимая. Привязанность — вот что важнее всего.

- До тех пор, пока не высвободится хоть капля энергии, уходящей на поиск безопасной и надежной привязанности, движение вперед, к новым открытиям, невозможно. По этой причине, ориентация на ровесников убивает любознательность.

- Восприимчивость ребенка к обучению определяют четыре основных фактора: природная любознательность, интегративное мышление, умение извлекать пользу из критики и отношения с преподавателем. Наличие здоровой привязанности укрепляет каждое из этих четырех качеств, а ориентация на ровесников, наоборот, сказывается на них отрицательно.

- Есть и еще одна проблема, связанная с любознательностью: она делает ребенка крайне уязвимым в мире «крутых» сверстников. За наивное изумление и увлечение предметом, за вопрос о том «как это работает» и оригинальность идей его могут обозвать умником и поднять на смех. «Бегство от уязвимости» ориентированных на ровесников детей подавляет не только их собственную любознательность, но и любознательность окружающих. Таким образом, ориентация на ровесников ставит под угрозу само явление любознательности.

3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир».

4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир».

5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 9 – 12).

 

Таблица 9

Анкета для 1 класса

 

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, где находится детская библиотека, Дом творчества, школа, бассейн в районе моего дома      
Знаю Я знаю свой адрес, телефон, место работы родителей      
Понимаю Я понимаю, что нужно обращаться за разъяснением незнакомых слов, явлений к взрослым      
Понимаю Я понимаю, зачем дети ходят в библиотеки      
Умею Я умею ухаживать за растениями, цветами; улитками, рыбками;      
Умею Я умею играть в познавательные игры на компьютере      
Делаю Я с удовольствием слушаю (аудиосредства, взрослого) и сам читаю познавательную и художественную литературу      
Делаю Я задаю вопросы взрослым по уходу за цветами, рыбками и др.      

Таблица 10

Анкета для 2 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, как записаться в библиотеку      
Знаю Я знаю детские передачи на телевидении, могу назвать их      
Понимаю Когда я вырасту, как мама и папа, я буду ходить с детьми в книжные магазины за книгами      
Понимаю Я понимаю, что надо иметь терпение, чтобы вырастить цветок, ухаживать за улитками, рыбками      
Умею Я умею составлять (рисовать) ребусы; могу придумать вопросы к экскурсии      
Умею Я умею пользоваться компьютером, мобильным телефоном      
Делаю Я участвую в заочных олимпиадах с помощью папы, мамы, учителя      
Делаю Я могу принести на выставку книгу и рассказать о ней      

Таблица 11

Анкета для 3 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, в какие кружки ходили мои родители      
Знаю Я знаю, где можно научиться, любимому делу (Дом творчества)      
Понимаю Я понимаю, что умение слушать, видеть, наблюдать говорит о любознательности      
Понимаю Я понимаю, что нужно быть очень внимательным, чтобы хорошо учиться      
Умею Я могу долго наблюдать за интересным явлением, чтобы потом обменяться с друзьями, родителями      
Умею Я люблю читать афиши и предлагать родителям совместную прогулку в выходные      
Делаю Я самостоятельно участвую в школьных олимпиадах      
Делаю Я пишу заметки в школьную газету, веду рубрику «Это интересно»      

 

Таблица 12

Анкета для 4 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, сколько стоят журналы, которые я покупаю, выписываю      
Знаю Я знаю историю своей семьи      
Понимаю Я понимаю, что мои увлечения требуют затрат (финансы, время)      
Понимаю Я понимаю, что новые знания я могу получить из книг, интернета, учебников, на уроках, из бесед с друзьями      
Умею Я могу начать выполнять домашние задания, дела по дому без указания взрослого      
Умею Я умею играть по правилам, договариваться с друзьями перед началом игры,      
Делаю В выходные дни мы с родителями ходим в музеи, театры      
Делаю Я самостоятельно ищу ответы на вопросы викторины; составляю интересные задания для одноклассников с помощью интернета, словарей      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: