«Любящий свой народ, свой край и свою Родину»
Разбираемся в понятиях
Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество) – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (БСЭ).
Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Википедия).
Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Википедия).
2. Проблемы
В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема патриотизма. Неопределённость перспектив, межнациональные конфликты, криминальная обстановка, СМИ, обесценивание человеческих ценностей – всё это не способствует воспитанию патриота, достойного, ориентированного на честный труд, терпимо и дружелюбно настроенного к другим людям. Тем самым у детей создаётся отрицательное мнение о своей стране и всех её составных частей в виде населяющих её народах, правоохранительных органах и даже о своём родном языке.
3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «любящий свой народ, свой край и свою Родину».
4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «любящий свой народ, свой край и свою Родину».
5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 1 – 4).
|
Таблица 1
Анкета для 1 класса
Критерий | Утверждение | Да (2балла) | Иногда (1балл) | Нет (0баллов) |
Знаю | Я знаю название города, области, страны, в которой я живу | |||
Знаю | Я знаю стихи о своем городе, области, стране | |||
Понимаю | Я понимаю значение слова «Родина» | |||
Понимаю | Я понимаю значение понятий «ветеран Великой Отечественной войны», «ветеран труда» | |||
Умею | Я могу узнать на фото достопримечательности нашего города | |||
Умею | Я умею рассказать о ветеранах – членах своей семьи | |||
Делаю | Я посещаю вместе с родителями музеи нашего города: «Красная Горка», краеведческий музей, отдел военной истории | |||
Делаю | Я готовлю своими руками подарки членам своей семьи к праздникам |
Таблица 2
Анкета для 2 класса
Критерий | Утверждение | Да (2балла) | Иногда (1балл) | Нет (0баллов) |
Знаю | Я знаю имена героев - Кузбассовцев | |||
Знаю | Я знаю происхождение названия улицы, на которой я живу | |||
Понимаю | Я понимаю, зачем нужно служить в армии | |||
Понимаю | Я понимаю необходимость беречь и украшать родную землю | |||
Умею | Я умею показать на карте РФ свою область, город Кемерово | |||
Умею | Я умею распознать Герб и Флаг РФ, Герб и Флаг Кемеровской области и г. Кемерово | |||
Делаю | Я изготавливаю совместно с родителями открытку для поздравления ветеранов ВОВ с Днем Победы (акция «Открытка ветерану») | |||
Делаю | Я вместе с родителями собираю материал для школьного музея. |
Таблица 3
|
Анкета для 3 класса
Критерий | Утверждение | Да (2балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0баллов) |
Знаю | Я знаю биографию членов своей семьи, участников Великой Отечественной Войны | |||
Знаю | Я знаю основные профессии людей своего края | |||
Понимаю | Я понимаю назначение памятников города: памятник героям - Кузбассовцам, монумент Шахтерской славы | |||
Понимаю | Я понимаю, что символизируют цвета российского флага | |||
Умею | Я умею рассказать об истории герба РФ | |||
Умею | Я умею рассказать о членах своей семьи, их занятиях, профессиях | |||
Делаю | Я участвую в конкурсе рисунков, фотоконкурсе, сочинений по теме «Мой город – Мой Кузбасс – Моя Россия!» | |||
Делаю | Я вместе с родителями изучаю биографию героев ВОВ, героев РФ |
Таблица 4
Анкета для 4 класса
Критерий | Утверждение | Да (2балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0баллов) |
Знаю | Я знаю текст гимна РФ, гимна Кузбасса | |||
Знаю | Я знаю значение службы в Вооруженных силах РФ | |||
Понимаю | Я понимаю назначение Конституции Российской Федерации | |||
Понимаю | Я понимаю значение государственных праздников | |||
Умею | Я могу провести интерактивную экскурсию для младших классов о своем городе, крае | |||
Умею | Я умею подобрать материал о своей Родине, крае для классного часа и выступить с ним | |||
Делаю | Я читаю книги об истории своей страны, книги о войне | |||
Делаю | Я участвую в исследовательских проектах о своей стране, крае, городе |
Личностная характеристика
|
«Уважающий и принимающий ценности семьи и общества»
Разбираемся в понятиях
Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность (Википедия).
Употребляется в нескольких смыслах:
- Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
- Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
- Психологическое понятие «Система ценностей» подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация (Википедия).
Ценности - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается как прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001.)
Ценности – это: требования, обращённые к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности (Кант).
Ценности семьи:
- Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности. Семья — это то место, где можно собираться вместе без особых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.
- Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
- Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.
- Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию в целях избежания неуважения к своей личности.
- Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше.
- Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.
- Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
- Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
- Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
- Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
- Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.
Ценности общества:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Проблемы
- Кризис 7 лет – это импульсивность, непоследовательность в поступках и отношениях, недостаточная ответственность, часто дети отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего.
- Успешность ребенка в школе во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся и могут помочь ребенку, поддержать его.
- Утеряны семейные ценности, семью считают формальностью.
- Личный негативный пример родителей в отношениях к своим родителям, пожилым людям, к обществу.
3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «уважающий и принимающий ценности семьи и общества».
4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «уважающий и принимающий ценности семьи и общества».
5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 5 – 8).
Таблица 5
Анкета для 1 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю любимые занятия своих родителей | |||
Знаю | Я знаю, как зовут всех моих одноклассников и учительницу | |||
Понимаю | Мне нравится проводить время со своей семьей | |||
Понимаю | Я понимаю, что от меня тоже зависит хорошее настроение в семье | |||
Умею | Я умею делать разные поделки из бумаги | |||
Умею | Я умею вежливо общаться со взрослыми и со своими друзьями | |||
Делаю | Я поздравляю родителей с днем рождения и другими праздниками | |||
Делаю | Я участвую в акциях, субботниках |
Таблица 6
Анкета для 2 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | У всех членов нашей семьи есть обязанности по дому. Я знаю свои обязанности по дому. | |||
Знаю | Я знаю, как вести себя в театре, музее, цирке | |||
Понимаю | Я понимаю, что тайное всегда становитcя явным | |||
Понимаю | Я понимаю, что такое «хорошо», что такое «плохо» | |||
Умею | Я могу поделиться с родителями своими переживаниями | |||
Умею | Я с интересом слушаю своих одноклассников | |||
Делаю | Я добросовестно выполняю свои обязанности и поручения по дому | |||
Делаю | Я уступаю место в автобусе пожилому человеку или женщине |
Таблица 7
Анкета для 3 класса
Критерий | Утверждение | Да (2балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю даты рождения всех членов семьи | |||
Знаю | Я знаю историю своего города, края | |||
Понимаю | Я понимаю, что надо добросовестно относиться к своим обязанностям | |||
Понимаю | Я понимаю, что в семье должны быть доверительные отношения | |||
Умею | Я могу обратиться к родителям за советом | |||
Умею | Я могу высказать свое мнение и меня выслушают | |||
Делаю | Я участвую в семейных делах и семейных праздниках | |||
Делаю | Я всегда сообщаю родителям, если где-то задерживаюсь |
Таблица 8
Анкета для 4 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю традиции бабушек и дедушек нашей семьи | |||
Знаю | Я знаю, что в общественных местах надо вести себя по правилам | |||
Понимаю | Я понимаю, что семейные традиции делают семью крепкой и сильной | |||
Понимаю | Я понимаю, что главное в жизни приносить родным людям пользу | |||
Умею | Я могу подготовить выступление для семейного праздника | |||
Умею | Я могу прийти на помощь своим друзьям и одноклассникам | |||
Делаю | Я участвую в подготовке и проведении семейных дел, семейных праздников | |||
Делаю | Я с удовольствием занимаюсь общественно полезными делами (тем, что полезно не только мне, но и другим) |