Личностная характеристика




«Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности»

Разбираемся в понятиях

Учиться – получать знания и навыки, приобретать полезный опыт; получать образование, специальность (Википедия).

Учиться – усваивать какие-нибудь знания, навыки, уменье. || перен. Воспринимать у кого-нибудь, находясь под влиянием, под руководством кого-нибудь. Быть учеником, учащимся учебного заведения. Учиться в школе, в университете (Д.Н.Ушаков «Толковый словарь русского языка»).

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Этапы деятельности: процесс вовлечения в деятельность; процесс целеполагания; процесс проектирования действий; процесс осуществления действий; процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

 

Проблемы

- Низкая мотивация к обучению.

- Недостатки в формировании познавательных интересов.

- Отсутствие стремления к успешности в учебе.

- Отсутствие навыков самоорганизации у родителей.

- Чрезмерная опека или недостаток внимания родителей.

- Пассивное (негативное) отношение к учебе.

 

3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

 

4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности».

 

5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 13 – 16).

Таблица 13

Анкета для 1 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что мне надо освоить роль ученика      
Знаю Я знаю, что в школу надо ходить с портфелем      
Понимаю Я понимаю, что если буду соблюдать режим дня, то меня похвалят, и останется время для игры.      
Понимаю Я понимаю, зачем нужны школьные принадлежности      
Умею Я умею определять время по часам со стрелками      
Умею Я умею пользоваться учебными принадлежностями      
Делаю Я соблюдаю режим дня с помощью родителей, старших сестёр и братьев      
Делаю Я собираю портфель вместе со взрослыми      

 

Таблица 14

Анкета для 2 класса

 

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю свой режим дня, расписание уроков      
Знаю Я знаю имена всех своих учителей и что изучают на каждом уроке      
Понимаю Я понимаю, почему важно соблюдать режим дня      
Понимаю Я понимаю, почему нужно вовремя ложиться спать      
Умею Я умею ухаживать за собой, мыть посуду      
Умею Я умею аккуратно собирать портфель, заполнять дневник      
Делаю Я сам прибираю за собой свои вещи      
Делаю Я сам собираю портфель      

 

Таблицы 15

 

Анкета для 3 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, чьё имя носит наш школьный музей      
Знаю Я знаю имена педагогов дополнительного образования в школе      
Понимаю Я понимаю, почему важно всегда выполнять домашние задания      
Понимаю Я понимаю, почему нужно с вечера готовить портфель к школе      
Умею Я умею ухаживать за собой и младшими в доме      
Умею Я умею обращаться со словарями      
Делаю Я заранее готовлюсь к урокам (окружающий мир, технология и др.)      
Делаю Я сам собираю школьный портфель, папку для занятий в кружке (музыкальной школе и др.)      

 

 

Таблица 16

Анкета для 4 класса

 

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, как подготовиться к контрольным и тестовым работам      
Знаю Я знаю правила работы в паре, в группе      
Понимаю Я понимаю, что мои отметки зависят от моего старания      
Понимаю Я понимаю для чего нужно вести здоровый образ жизни      
Умею Я умею найти в интернете информацию по учебным предметам      
Умею Я умею высказывать предположения, рассуждать, делать выводы      
Делаю Я сам читаю дополнительную литературу по списку учителя      
Делаю Я сам участвую в олимпиадах      

 

 

Личностная характеристика

«Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом»

Разбираемся в понятиях

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Самостоятельность может быть качеством, свойством, как отдельного человека, так и какого-либо сообщества. Стремление действовать самостоятельно не исключает возможности или даже желательности посторонней помощи, так как человек зависит от множества обстоятельств и других людей, влияющих на него. Но одни в своем сознании переплавляют эти влияния, и в итоге получается что-то свое, неповторимое и особенное; другие же слепо копируют чужой опыт, подражают всем и вся, не имеют собственного лица и определенной позиции.

«Определяя степень самостоятельности воспитанников, педагоги, как правило, учитывают, способен ли он опереться на собственные силы, имеет ли личное мнение, может ли действовать по собственной инициативе, умеет ли правильно оценивать себя» (П. И. Пидкасистый «Педагогика»).

Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике – это одно из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и суждений.

Действие – результат проявления деятельности чего-нибудь, влияние, воздействие (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1987).

Поступок – решительное действие, требующее мужества или силы характера (Википедия).

Поступок– совершенное кем-нибудь действие (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1987).

Семья – группа людей, объединённых общими интересами, идеями (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1987).

Семья – группа живущих вместе родственников (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1987).

Общество – совокупность людей, объединенных схожим образом жизни, территорией (Википедия).

Общество – совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными нормами совместной жизни и деятельности (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», 1987).

 

 

Проблемы

Младший школьный возраст характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие, опекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и поступки. С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания.
Это основное противоречие конкретизируется в целом ряде других, возникающих в связи с поступлением ребенка в школу.

Назовем наиболее типичные из них, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка:

- потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности вступает в противоречие с необходимостью вести малоподвижный образ жизни, буквально не двигаться на уроке, при выполнении домашних заданий и даже на перемене;

- тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности;

- общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке, где нельзя разговаривать и следует работать самостоятельно;

- монотонность школьной жизни, недостаточность ярких, красочных событий в ней, акцент на умственном развитии вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события;

- противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с одним из самых значимых взрослых — с учителем. Ребёнок, не способный ещё к тому логическому синтезу, который доступен взрослым, обязан пройти через череду своих личных ошибок для того, чтобы познать мир и обрести самостоятельность. Для формирования самостоятельности у младших школьников необходимо соблюдать всего три вещи: помочь, если вас попросят, объяснить, как оно всё работает (если, опять же, вас попросят) и посочувствовать, если не вышло.

 

3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом».

 

4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом».

 

5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 17 – 20).


Таблица 17

Анкета для 1 класса

 

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, как зовут моих родителей      
Знаю Я знаю, как позвонить родителям на работу      
Понимаю Я понимаю, что игра не должна мешать урокам      
Понимаю Я понимаю, что надо стараться хорошо учиться      
Умею Я умею разогреть себе еду      
Умею Я умею правильно пользоваться столовыми приборами      
Делаю Я делаю подарки родным своими руками      
Делаю Я сам убираю игрушки после игры      

 

Таблица 18

 

Анкета для 2 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю свои обязанности по дому и в классе      
Знаю Я знаю и соблюдаю правила поведения в магазине, музее, театре      
Понимаю Я понимаю, что надо советоваться с родителями      
Понимаю Я понимаю, что надо выполнять поручения родителей      
Умею Я умею гладить вещи      
Умею Я умею вести разговор по телефону.      
Делаю Я самостоятельно сажусь за выполнение домашнего задания      
Делаю Я дежурю в классе      

 

Таблица 19

 

Анкета для 3 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю города, где живут наши родственники      
Знаю Я знаю, чем я буду заниматься, когда приду со школы      
Понимаю Я понимаю, что за мои поступки несут ответственность родители      
Понимаю Я понимаю, что у каждого человека есть своё мнение по любому вопросу      
Умею Я содержу в порядке свое рабочее место      
Умею Я организовываю игру на перемене      
Делаю Я убираю свою комнату      
Делаю Я участвую в субботниках      

 

Таблица 20

 

Анкета для 4 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что мне доверяют родители      
Знаю Я знаю, чем отличается поступок от проступка      
Понимаю Я понимаю, что трудно брать ответственность на себя      
Понимаю Я понимаю, что все люди должны жить по правилам (законам)      
Умею Я умею распределить своё время для учёбы и отдыха      
Умею Я умею самостоятельно выполнять постоянные поручения родителей и учителя      
Делаю Я хожу в магазин и самостоятельно совершаю мелкие покупки      
Делаю Я участвую в классных и школьных делах      

 

«Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»

 

Разбираемся в понятиях

Доброжелательность – это доброе отношение, расположение к кому-либо (Википедия).

Доброжелательность – это стремление человека быть открытым другим людям (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Доброжелательный – желающий добра, готовый содействовать благополучию других, благожелательный («Словарь по общественным наукам»).

Доброжелательность – отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.

Обще́ние — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

 

Проблемы

Представления младших школьников о доброжелательности и коммуникативности, доброжелательных взаимоотношениях недостаточно сформированы. Наблюдения за деятельностью обучающихся свидетельствуют о том, что и реальные взаимоотношения детей не всегда складываются успешно:

- наблюдается неустойчивость поведения, отсутствие выдержки, неумение перенести известные способы поведения в новые условия. Как правило, дети понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу. Отсутствует понимание того, что доброта — сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно;

- кроме того, родители не придают должного значения вопросам нравственного воспитания, так как не владеют необходимой педагогической культурой;

- педагоги не всегда могут подобрать и успешно применить эффективные методы и средства воспитания доброжелательных взаимоотношений. Часто учителя не обращают внимания детей на то, что быть добрым — это не значит все прощать. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, мужественным.

Поэтому целью повышения уровня сформированности доброжелательных взаимоотношений младших школьников со сверстниками становится формирование у детей положительного отношения к людям, развитие социальных чувств и действий, взаимопомощи.

 

3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».

 

4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение».

 

5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 21 – 24).

Часть утверждений заимствована и переработана из вопросов диагностики доброжелательности (по шкале Кэмпбелла), теста «Оценка уровня общительности» (модифицированная методика В.Ф. Ряховского).

 

Индикаторы

1 класс: - хорошие и плохие поступки;

- общение со сверстниками.

2 класс: - уход за растениями и животными;

- вежливые слова.

3 класс: - правила поведения и семейные традиции;

- детские игры.

4 класс: - правила поведения в общественных местах;

- поручения родителей, обязанности в семье.

 

Таблица 21

Анкета для 1 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что такое хорошо и что такое плохо      
Знаю Я знаю, как зовут моих одноклассников, друзей      
Понимаю Я понимаю, что надо следить за своим поведением, чтобы не попасть в неприятную ситуацию      
Понимаю Я понимаю, что могу быть хорошим другом      
Умею Я умею помочь, попросить прощения      
Умею Я умею знакомиться во дворе, школе, кружке, секции      
Делаю Я делюсь своими игрушками, сладостями      
Делаю Я защищаю младших      

 

 

Таблица 22

Анкета для 2 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, как ухаживать за растениями, домашними животными      
Знаю Я знаю, зачем нужны вежливые слова      
Понимаю Я понимаю, зачем растениям нужна вода      
Понимаю Я понимаю, что перебивать других невежливо      
Умею Я умею правильно поливать растения, кормить собаку, кошку      
Умею Я умею сказать «нет»,      
Делаю Я самостоятельно выращиваю рассаду цветов для клумбы      
Делаю Я сочиняю (рисую) сказки про добрых героев      

 

Таблица 23

Анкета для 3 класса

Критерий   Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю всех членов своей семьи и близких родственников по именам      
Знаю Я знаю детские игры      
Понимаю Я понимаю значение семейных традиций (праздников)      
Понимаю Я понимаю, что играть нужно по правилам      
Умею Я умею украсить комнату к семейному празднику      
Умею Я могу найти товарищей для игры      
Делаю Я готовлю и дарю подарки, сделанные своими руками      
Делаю Я сам убираю свою комнату после игры с друзьями      

 

Таблица 24

Анкета для 4 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, зачем нужны правила поведения      
Знаю Я знаю свои обязанности в семье      
Понимаю Я понимаю, к ак вести себя в театре, библиотеке, музее      
Понимаю Я понимаю, что важно выполнять поручения родителей      
Умею Я могу рассказать о том, что видел в кино, на спектакле, в музее      
Умею Я умею отвлечься от компьютера, когда меня зовут взрослые (родители, бабушка, дедушка)      
Делаю Я дежурю по классу      
Делаю Я выгуливаю собаку; хожу с родителями в садик за младшими сестрёнками, братишками      

 

«Выполняющий правила здорового и безопасного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: