Для себя и окружающих образа жизни»




Разбираемся в понятиях

Образ жизни – это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продления жизни. Это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направленное на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Понятие ЗОЖ включает все положительные стороны деятельности людей: удовлетворённость трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д. (Э. Н. Вайнер «Учебник по валеологии»).

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья (Википедия).

Учёные-биологи (Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, М. В. Козарь, С. И. Гуленков) называют базовые составляющие ЗОЖ:

- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

- отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;

- здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;

- закаливание.

Безопасность – степень защищённости человека, его здоровья и жизни. Состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»).

 

Проблемы

- В современном мире множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека: и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно - гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням.

- Существующий кризис здоровья детей является следствием действия многих внутренних и внешних факторов. Это и экологическая ситуация, и экономическая нестабильность, и стремительно растущий поток информации, который обрушивается на ребенка.

- Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание учащихся в школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов–педагогов. В школе на детей оказывают влияние учебные нагрузки, интенсивный и не всегда сбалансированный режим дня, стресс проверки знаний, расширение круга и уровня общения. Все это происходит на фоне интенсивного роста, половой дифференцировки и формирования личности и, несомненно, ведет к ухудшению состояния здоровья.

3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».

 

5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 25 – 28).

 

Таблица 25

Анкета для 1 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что нужно умываться и чистить зубы каждый день      
Знаю Я знаю, что из школы нельзя уходить без родителей      
Понимаю Я понимаю, что у каждого человека должна быть своя зубная щётка и расческа      
Понимаю Я понимаю, что родители заботятся о моей жизни и безопасности      
Умею Я умею чистить зубы, умываться      
Умею Я умею открывать и закрывать дверь в квартире      
Делаю Я каждый вечер мою свою обувь      
Делаю Я не разговариваю с чужими людьми      

 

Таблица 26

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что нужно соблюдать режим дня      
Знаю Я знаю свою безопасную дорогу в школу      
Понимаю Я понимаю, что нужно вовремя приходить в школу      
Понимаю Я понимаю, для чего на дорогах есть светофоры      
Умею Я умею делать зарядку, умею определить время      
Умею Я умею пользоваться дорожными знаками      
Делаю Я помогаю родителям в домашних делах (мою посуду)      
Делаю Я правильно перехожу дорогу      

Анкета для 2 класса

 

Таблица 27

 

Анкета для 3 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что для сохранения здоровья делают прививки, лечат зубы      
Знаю Я знаю, что существуют правила пожарной безопасности      
Понимаю Я понимаю, что здоровье надо беречь      
Понимаю Я понимаю, что нельзя играть со спичками, пользоваться электроприборами без взрослых      
Умею Я умею плавать      
Умею Я умею включать и выключать печку, утюг, чайник      
Делаю Я хожу в бассейн, занимаюсь спортом      
Делаю Я самостоятельно разогреваю себе еду, пользуюсь пылесосом      

 

Таблица 28

Анкета для 4 класса

Критерий Утверждение Да (2 балла) Иногда (1 балл) Нет (0 баллов)
Знаю Я знаю, что существуют вредные привычки и что нужно правильно питаться      
Знаю Я знаю, что существуют опасности      
Понимаю Я понимаю, что фрукты и овощи полезны для здоровья      
Понимаю Я понимаю, что нужно сообщать взрослым о подозрительных людях и предметах      
Умею Я могу рассказать на классном часе о правильном питании и здоровом образе жизни      
Умею Я умею звонить на номера родителей в случае опасности      
Делаю Я выступаю на уроках здоровья      
Делаю Я внимательно отношусь к тому, кто и что меня окружает      

 

 

… (приложение).

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: