Разбираемся в понятиях
Образ жизни – это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продления жизни. Это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направленное на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Понятие ЗОЖ включает все положительные стороны деятельности людей: удовлетворённость трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д. (Э. Н. Вайнер «Учебник по валеологии»).
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Также можно сказать, что здоровый образ жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья (Википедия).
Учёные-биологи (Н. В. Чебышев, Г. Г. Гринева, М. В. Козарь, С. И. Гуленков) называют базовые составляющие ЗОЖ:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;
- отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
- здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
|
- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
- личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
- закаливание.
Безопасность – степень защищённости человека, его здоровья и жизни. Состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»).
Проблемы
- В современном мире множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека: и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно - гигиеническая культура населения, удорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням.
- Существующий кризис здоровья детей является следствием действия многих внутренних и внешних факторов. Это и экологическая ситуация, и экономическая нестабильность, и стремительно растущий поток информации, который обрушивается на ребенка.
- Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание учащихся в школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов–педагогов. В школе на детей оказывают влияние учебные нагрузки, интенсивный и не всегда сбалансированный режим дня, стресс проверки знаний, расширение круга и уровня общения. Все это происходит на фоне интенсивного роста, половой дифференцировки и формирования личности и, несомненно, ведет к ухудшению состояния здоровья.
|
3. Цель исследования: изучение уровня становления, развития и сформированности личностной характеристики ученика начальной школы «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
4. Задача исследования: проанализировать качественные критерии и их динамику от «знаю» к «делаю», лежащие в основе оценки сформированности личностной характеристики «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
5. Метод исследования: анкетный опрос (табл. 25 – 28).
Таблица 25
Анкета для 1 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, что нужно умываться и чистить зубы каждый день | |||
Знаю | Я знаю, что из школы нельзя уходить без родителей | |||
Понимаю | Я понимаю, что у каждого человека должна быть своя зубная щётка и расческа | |||
Понимаю | Я понимаю, что родители заботятся о моей жизни и безопасности | |||
Умею | Я умею чистить зубы, умываться | |||
Умею | Я умею открывать и закрывать дверь в квартире | |||
Делаю | Я каждый вечер мою свою обувь | |||
Делаю | Я не разговариваю с чужими людьми |
|
Таблица 26
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, что нужно соблюдать режим дня | |||
Знаю | Я знаю свою безопасную дорогу в школу | |||
Понимаю | Я понимаю, что нужно вовремя приходить в школу | |||
Понимаю | Я понимаю, для чего на дорогах есть светофоры | |||
Умею | Я умею делать зарядку, умею определить время | |||
Умею | Я умею пользоваться дорожными знаками | |||
Делаю | Я помогаю родителям в домашних делах (мою посуду) | |||
Делаю | Я правильно перехожу дорогу |
Анкета для 2 класса
Таблица 27
Анкета для 3 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, что для сохранения здоровья делают прививки, лечат зубы | |||
Знаю | Я знаю, что существуют правила пожарной безопасности | |||
Понимаю | Я понимаю, что здоровье надо беречь | |||
Понимаю | Я понимаю, что нельзя играть со спичками, пользоваться электроприборами без взрослых | |||
Умею | Я умею плавать | |||
Умею | Я умею включать и выключать печку, утюг, чайник | |||
Делаю | Я хожу в бассейн, занимаюсь спортом | |||
Делаю | Я самостоятельно разогреваю себе еду, пользуюсь пылесосом |
Таблица 28
Анкета для 4 класса
Критерий | Утверждение | Да (2 балла) | Иногда (1 балл) | Нет (0 баллов) |
Знаю | Я знаю, что существуют вредные привычки и что нужно правильно питаться | |||
Знаю | Я знаю, что существуют опасности | |||
Понимаю | Я понимаю, что фрукты и овощи полезны для здоровья | |||
Понимаю | Я понимаю, что нужно сообщать взрослым о подозрительных людях и предметах | |||
Умею | Я могу рассказать на классном часе о правильном питании и здоровом образе жизни | |||
Умею | Я умею звонить на номера родителей в случае опасности | |||
Делаю | Я выступаю на уроках здоровья | |||
Делаю | Я внимательно отношусь к тому, кто и что меня окружает |
… (приложение).
Приложение 1