Главная цель соревновательного периода — достижение наивысших спортивных результатов в заранее запланированные сроки ответственных соревнований.
Основные задачи тренировки в
соревновательном периоде: дальнейшее развитие физических и морально-волевых качеств применительно к избранному виду; упрочение навыка в спортивной технике и если нужно — совершенствование ее; овладение разработанной тактикой и приобретение опыта соревнований; поддержание общей физической подготовленности и специального «фундамента» на достигнутом уровне и дальнейшее повышение этого уровня у недостаточно подготовленных; повышение уровня теоретических знаний; дальнейшее решение воспитательных задач.
В этом периоде нужно повышать тренированность, добиваясь более высоких спортивных результатов и сохраняя спортивную форму. Организуется тренировка на основе повторения недельных циклов, предусматривающих не только решение указанных выше задач, но и участие спортсменов в соревнованиях, прикидках, проверках в конце каждой недели. Важно, чтобы соревнования в этом периоде были одним из главных средств подготовки.
В двухцикловой годичной тренировке первый (зимний) соревновательный период не разделяется на этапы. Сравнительная непродолжительность этого периода (1,5—2 месяца) и примерно одинаковые внешние условия для тренировки и состязаний позволяют легкоатлетам сразу включаться в спортивную борьбу. Даже.рекордные результаты в этом периоде должны показываться с запасом потенциальных сил, чтобы на основе дальнейшей подготовки достичь еще больших успехов во второй (летний) соревновательный период.
В одноцикловой годичной тренировке соревновательный период делится на два этапа: ранний соревновательный — 1 месяц (май) и этап основных соревнований — 4 месяца (июнь—сентябрь).
|
На первом этапе легкоатлеты должны много тренироваться, не боясь участвовать в соревнованиях, но основная цель их в большей мере тренировочная. В зависимости от вида легкой атлетики, подготовленности спортсмена и его нервной системы одним надо соревноваться на этом этапе меньше, другим — значительно больше. Здесь очень важен индивидуальный подход. Всем легкоатлетам необходим этот месяц раннего соревновательного этапа, чтобы все накопленное в подготовительном периоде использовать и применить в условиях летних соревнований на стадионе. Однако даже тем легкоатлетам, которые интенсивно тренировались в подготовительном периоде и участвовали в зимних состязаниях, не следует стремиться к максимальным спортивным достижениям в первые дни занятий в летних условиях.
Участие в соревнованиях на первом этапе не должно вызывать особых изменений в плане тренировки; прежде всего не следует снижать нагрузку перед ними. Участвуя в соревнованиях, легкоатлеты привыкают к новым условиям, проверяют свои возможности, повышают тренированность, оценивают Эффективность своей тренировки. Обычно уже после первых соревнований можно сделать выводы, которые позволяют внести поправки в процессе тренировки и лучше подготовиться к дальнейшим соревнованиям.
Тренировка во втором этапе соревновательного периода подчинена главной цели — достигнуть наивысших результатов. В это время
легкоатлеты снижают объем тренировочных занятий,'но увеличивают их интенсивность. Именно на этом этапе спортсмены входят в высшую спортивную форму и в состоянии показывать максимальные и стабильные результаты.
|
Задачи дальнейшего развития и совершенствования строго индивидуальны. Общими остаются такие задачи, как поддержание общей физической подготовленности, гибкости и специального «фундамента» на достигнутом уровне, а также работа (если надо) над техникой.
Средства тренировки в соревновательном периоде не столь разнообразны, как весной. Теперь больше используются собственно легкоатлетические и избранные специальные упражнения. Разнообразие создается изменением методов и способов выполнения, а также сменой мест занятий (стадионы, парк, лес и др.). Для активного отдыха и поддержания тренированности используются различные упражнения и кроссы на местности.
На втором этапе соревновательного периода для достаточно физически подготовленных легкоатлетов можно уменьшить нагрузку в специальных упражнениях. Необходимо упрочить навык в технике путем многократного повторения избранного вида легкой атлетики с интенсивностью 80—90% от максимальной. Если же техника еще несовершенна, имеет недочеты, то ее закреплять не следует. В таких случаях надо упорно совершенствовать свою технику, стараясь поднять ее на новый уровень. Предстоящие соревнования не должны мешать работе над техникой. Лучше позднее, через год-два, достигнуть выдающихся спортивных успехов, чем многие годы из-за недостатков в технике иметь посредственные результаты.
В соревновательном периоде большую / роль для повышения тренированности играют соревнования, прикидки и тренировочные занятия с большой нагрузкой. На втором этапе этого периода тренировки объем тренировочных упражнений надо снизить и увеличить интенсивность тренировочной работы. Постепенное увеличение интенсивности в занятиях в сочетании с уменьшение^ объема, вариативностью тренировки и оптимальным числом соревнований — важное условие для достижения больших спортивных успехов.
В целом тренировочная и соревновательная нагрузка, ее объем и интенсивность в соревновательном периоде имеют значительные колебания волнообразного характера. При этом еще раз надо подчеркнуть, что с приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, хотя интенсивность работы изменяется различно в разных видах легкой атлетики.