Модель ПС по Д.Истону
Выход информации из ПС | Вход информации в ПС | |
Политическая система | ||
Политические решения ← | ← Поддержка | |
Политические действия← | ← Требования | |
Окружающая среда |
Определение: ПС – это развивающийся, саморегулирующийся органиам, реагирующий на поступающие извне сигналы (импульсы). Эта сист. сост. из мн. частей, соединённых, взаимодействующих меж. собой и имеющих чёткую гр. с внеш. ср. (по Д. Истону).
Существование ПС определяется через разделение системы и окр. среды.
Данные понятия могут быть употребимы тогда, когда мы имеем представление о пространстве и времени существования социально-политических явлений.
Полит. пространство образуется в границах человеческих коммуникаций по поводу распределения власти. Оно образуется потому, что каждый человек живет не только в географическом мире, но и в мире подобных себе. Человек изначально социализирует этот мир, наделяя его необходимыми для межличностного общения свойствами и качествами. Такого рода социокультурный макрокосм, спаянный воедино культурой и традицией, состоит из отд. «миров» - правового, эк., полит., религиозного и других.
Так, сфера политического рассматривается как ограниченное пространство, наполненное жизнью. Значит, внутри этого пространства происходит пост. взаимодействие разл. интересов, их столкновение и кооперация. Преобладание одного из них ведет к потере значения др., столкновение интересов приводит к конфликту, кот. влияет на многие обл. полит. жизни в целом. В зависимости от широты охвата политическим взаимодействием, можно выделить 3 ур. полит. пространства: микро-, макро-, и мегауровень.
|
В микрополитике основным явл. взаимодействие индивидов и гр., динамика их интересов во власти.
Макрополитика в больш. степени связана с х-икой пространства функционирования базового агента современной полит. жизни – «государства-нации», лимитированного адм.-правовыми границами распространения легитимной публичной власти.
Содержание мегаполитического уровня – связи и внешние взаимодействия нац.-государственных и наднациональных субъектов в глобальных отношениях по поводу мирового полит. порядка. С этой точки зр. именно нация-государство вызывает наибольший интерес для исследования, так как содержит в себе элементы микро- (партии, движения, группы интересов) и мегаструктуры (международные объединения) политического мира.
Итак, нац. гос-во выступает ядром полит. пространства, его осн. функциональным компонентом. Оно соединяет в себе мн. разнонаправленных векторов всего спектра полит. сил. Осознание этого, разработки системной теории в ест. науках, острота необходимости соединить теоретич. разработки с эмпирически наблюдаемым привели к появлению теории систем в сфере политического.
Наиб. серьёзные исследования в обл. ТПС связаны с «системной» моделью Д. Истона, «функциональной» моделью Г. Алмонда и «кибернетической» моделью К. Дойча. Обобщая их классич. подходы, можно составить представление о ПС.
Вход в систему обеспечивает поток инф-ции, идущей от среды в ПС. По Д. Истону, такая инф-ция выражается в требованиях и поддержке.
Под «вх. » понимается тот материал, кот. система должна переработать и оформить ради установления общих норм и правил поведения об-ва в процессе распределения ценностей для предотвращения конфликтов.
|
Принятые решения – это «вых.» системы, они реализуются в обществе.
В рамках ПС происходит превращение (конверсия) общественных требований в полит. решения, они воздействуют на среду и в ней происходят соответствующие изменения, что, в св. оч., влечет изменения в общ. мнении, и процесс конверсии повторяется. Этот процесс описывается с помощью понятий «вход-выход» и «обратная связь».
Среди вх. ПС Д. Истон выделяет 2 осн. вида: требования и поддержка. Эти «входы» придают системе динамичный х-ер, так как:
- требования –это материал или инф-ция, которые система призвана перерабатывать
- поддержка – есть энергия, необходимая системе для работы.
Требования явл. необходимым компонентом организации любой соц. системы, т.к. индивиды вступают в процесс общения ради удовлетворения своих потребностей.
Классификация требований по Д. Истону:
1. Распределительные (распределения мат. и дух. ценностей)
Напр
- повышение зарплаты
- сокр. раб. вр.
- возм. получения мед. обслуживания
и т.д.
2. Регулировочные (регулирование поведения, т. е. издания норм.
Напр.
- обеспечение общ. безопасности
- осущ.контроля над рынком и производителями через систему налогов
и т.д.
3. Коммуникативные (участие в политике)
Напр.:
- право голоса
- доступ к ПС
- требования о предоставлении полит информации о деятельности властных органов
- требование демонстрации полит силы
и т.д.
Осн. усл. существования и нормальной работы ПС – постояное поступение на её вход:
|
- Поддержки
- Требований.
Однако недостаточный объём подержки и требований, а также чрезмерные требования могут привести к нарушению функционирования ПС.
Виды поддержки:
1. В мат. форме.
- уплата налогов, штрафов и т.п.
2. В немат. форме.
- через полит. участие – в выборах, митингах, демонстрациях и т.п. в поддержку сущ. системы и принимаемых в её рамках решений
- участие в голосовании на выборах
- общественные трудовые повинности
- военная служба
- в разл. формах выражения уважения к гос-тву: гос. символике, церемониям, лояльное отношение к гос. власти и т.д.
- соблюдение законов.
Субъекты принятия решений перерабатывают полученную информацию и обеспечивают выход из ПС. Они определяют:
- порядок распределения ценностей;
- издают нормы поведения;
- устанавливают формы и способы мат. поддержки;
- предлагают образцы политической символики и др.
Взаимодействие между «вх.» и «вых.» обеспечивается «обр. связью»: принятые решения воздействуют на среду, вызывают в ней изменения и обуславливают возникновение новых потребностей, желаний, требований, стремящихся к «вх.» в ПС. Т. обр., политика предстает в виде бесконечного процесса.
Эффективность ПС оценивается в зависимости от её способности:
- извлекать необходимые мат. и человеческие ресурсы из окр. среды;
- эффективно распределять мат. и дух. ценности (товары, услуги, почести и т. д.);
- регулировать и контролировать поведение индивидов и гр., используя при необходимости принуждение;
- обеспечивать себе поддержку со стороны об-ва, прививая ему уважение к утверждаемой гос. символике, т. е. воздействовать на чувства и установки людей, а в более широком плане – на полит. культуру с тем, чтобы использовать ее для своей легитимации.
В кон. счёте, эффективность ПС опр. её способностью адекватно реагировать на изменения, происходящие в среде.
Л юбая ПС явл. вторичной в том см., что она складывается в ответ на требования среды, а её устойчивость и эффективность опр. способностью адаптироваться к происходящим в среде изменениям. Это касается содержания принимаемых решений и структурных характеристик систем.
Первичными эл. в ПС являются:
- полит. ресурсы, т.е. те или иные силы, кот. могут быть использованы для реализации власти, интересы, благодаря кот. индивид или гр. вовлекается в процесс принятия и реализации решений;
- ценности и ориентации субъектов в полит. поведении.
По Д. Истону, изучение политики сосредоточено на осознании того, как принимаются авторитетные решения и как они осуществляются в об-ве. Если политика заключается в авторитетном распределении ценностей, то ПС – это организм, кот. реагирует на поступающие к нему импульсы, предотвращает конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей.
Г. Алмонд предложил понимать под ПС все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений или выступающих как набор взаимодействующих ролей. С его точки зр., основными понятиями в системном анализе власти явл. роль и взаимодействие, которые могут дать гораздо больше, чем отдельно взятые понятия института, группы, т.к. предполагают учет как формальных, так и неформальных отношений.
Определение: ПС – это различные формы полит. поведения, как гс., так и не гос., в анализе кот. выделяется 2 ур.:
1. Институциональный – исследует полит. инстуты
2. Ориентационный – исследует полит. культуру
(по Алмонду)
Политические инс-ты рассматриваются двояко:
1. Полит. учреждения с орг. структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом
Прим.
- институты власти – правительство, зак. собрание, гос. или городской совет, префектура и т.д.
2. Формы и сущности полит. функций, отношений, типов управления.
Прим
- инс-тут президентства (президентской власти)
- инс-тут представительства (т.е., процедура избрани доверенных лиц, членов представительных органов вл. – парламента и пр. представляющих в них интересы и волю избирателей)
- институт партий, ассоциаций и т.д. (объединение части чл. об-ва по к-л. признакам)
- инс-тут семьи.
Определение: Полит. культура (ПК) – это ист. опыт, память социальных общностей и отд. людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на полит. поведение. Этот опыт содержит в обобщённом виде впечатления и предпочтения, как в сф. междунар. отношений, так и внутр. политики.
В понимании Г. Алмонда ПК- особый тип ориентации на полит. действие, отражающей специфику каждой ПС.
С одн. стороны, ПК явл-ся ос. частью культуры данного об-ва, хотя и обладающей опр. автономией.
С др. стороны, она связана с конкретной ПС, хотя и не сводится к ней.
Г. Алмонд представляет ПК в виде 3-х уровней:
1. Познавательные ориентации, охватывают знания о ПС, её ролях, носителях этих ролей и её функционировании.
2. Эмоциональные ориентации, отражают чувства, испытываемые по отношению к ПС, её функциям, участникам и их деятельности.
3. Оценочные ориентации – выражают личное отношение к ПС, её участникам и их действиям.
Т. обр.
Определение: ПС – это целостная, упорядоченная совокупность полит. ин-тов, полит. ролей, отношений, процессов, принципов полит. организации об-ва, подчинённых кодексу полит., соц., юридич., идеологич., культ. норм, историч. традициям и установкам полит. режима конкретного об-ва.
ПС вкл. в себя:
1. организацию полит. власти
2. отношения меж об-вом и гос-вом
3. характеризует протекание полит. процессов, включающих
- институционализацию власти
- состояние полит. деятельности
- ур. полит. творчества в о-ве
- х-ер полит. участия
- неинституциональные полит. решения
См.: Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993
Определение: ПС – это существующая во всех самостоятельных об-вах система взаимодействий, кот. выполняет функции интеграции и адаптации (внутри об-ва, вне его и между об-вами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физ. насилия (по Г. Алмонду).
Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделяют как общ. признак для всех определений ПС ассоциацию с применением узаконенного физич. принуждения в об-ве, т.к. данная категория связана с понятием власти и составляет стержень ПС, определяющий её сущность, природу, структуру и границы.
Определение: ПС – это совокупность гос. и общ. организаций, норм и правил, определяющих их взаимоотношения по поводу власти, и псих. установок и ориентаций индивидов относительно х-ера осуществления власти в об-ве.
Исходя из этого опр., можно выделить осн. компоненты, или подсистемы, ПС, составляющие её сущностные хар-ики:
1. Институциональная.
2. Нормативная.
3. Коммуникационная.
4. Культурно-идеологическая.
Центр институциональной системы – гос-во, кот. есть совокупность эл-ов: законодат. власть, структура исп. власти и гос. аппарата (бюрократия), судебная власть. Также, сюда входят и институционализированные эл-ты гр. об-ва – партии, лоббистские структуры.
Институциональная система взаимодействует с системой нормативов и создает необходимые для подчинения правила (нормы) участия во властных отношениях, которые порождаются и принимаются всем обществом, но легитимируются через провозглашение их государством. Это объясняется тем, что именно оно обладает монополией на применение узаконенного насилия в случае неисполнения установленных норм.
Сами отношения по поводу власти существуют т.к. люди вступают в общение др. с др., поэтому нормы и инс-ты возможны лишь в обл. человеческих коммуникаций. В совр. системных разработках коммуникация понимается как основа об-ва. Так, напр., Н. Луман утверждает, что понимать социум как совокупность индивидов нельзя, ибо все его структуры и системы сущ. лишь в обл. наших коммуникаций. Чел. в обыденном смысле вообще исключается из понятия об-ва.
Изучение ПС не сводится к исследованию её внутр. пространства. Выделяется среда её обитания, как внутренняя, так и внешняя. Д. Истон определяет внутреннюю среду понятием «интрасоциетальная », а внешнюю – «экстрасоциетальная ».
Первая состоит из систем, которые не являются политическими по определению ПС, обладают др. типами взаимодействия. Интрасоциетальные системы вкл. такое множество типов поведения, отношений, идей, как эк., культура, соц. структура, межличн-ые отношения. Они явл. компонентами об-ва в целом, частью которого явл. и сама ПС. В этом социуме перечисленные системы выступают источниками влияния на действия ПС.
Др. часть среды экстрасоциетальна и вкл. все системы, являющиеся внешними по отношению к данному об-ву. Они выступают в кач. функциональных компонентов международного окружения. Д. Истон приводит как пример экстрасоциетальной системы межнациональную систему культуры.
Оба рассмотренных класса систем образуют полное окружение ПС. Т.к. ПС явл. открытой, то окр. среда оказывает возмущающие воздействия на нее, и наоборот. Механизм этих взаимодействий описывается в терминах «входа» и «выхода».
У Г. Алмонда полит. («входным ») процесс – это поток требований об-ва к политике и вовлечение их в процесс принятия авторитетного решения. Административный процесс («на выходе ») есть процесс, посредством которого политика осуществляется и подкрепляется.
В модели Д. Истона присутствует понятие обр. связи. Суть её в том, что рез. принятия полит. решения воспринимается окр. средой (как интрасоциетальной, так и экстрасоциетальной), кот. реагирует на принятое решение и посылает импульсы этой реакции на «входы» ПС.
В первых своих разработках Д. Истон уделял мало внимания ядру ПС – центру принятия решений, или, как его назвали, «черному ящику». Именно там концентрируется большинство функций, выполняемых ПС. Функции ПС можно определить как действия ее структурных компонентов, направленные на достижение поставленных перед системой целей. Достижение цели – это способность ПС взаимодействовать с окр. средой, адаптироваться к меняющимся усл. существования и самосохраняться. Акцент на функциональном аспекте ПС сделал Г. Алмонд.
На ПС активно влияет окр. среда. Она подразделется:
- внутреннюю
- внешнюю (международную)
В окр. среде можно выделить след. системы, влияющие на ПС:
- эк.
- социальную
- культурную
- экологич.
- личностную
Кр. ттого, на ПС влияют:
- природн. Усл.
- климат
- территория (её размеры, характер)
- природные ресурсы
и т.д.
Итак, можно выделить осн. составляющие ПС:
- среда,
- отношения между системой и средой («входы», «выходы»),
- структура,
- функции.
На сегодняшний день насчитывается более 20 разл. определений ПС,
В наст. вр. сложиось 3 подхода к научному определению ПС на совр. этапе
1. ПС рассматривается как комплекс идей, лежащих в осн. политики.
2. ПС рассматривается как сист. взаимодействий разн. Эл-ов.
3. ПС рассмаривается как совокупность опр. эл-ов.
Нпар.
Дойч рассматривает ПС как некую кибернетическую (вычислительную) машину, а процесс принятия олит. Решения – как компьютерные операции.
Точка зр. на ТПС в СССР
ТПС в СССР долгое вр. не признавалась,. Д. сл. мы говорили о ПС с марксистской точки зр. как о совокупности эл-ов.
- КПСС
- гос-во и его органы
- профсоюзы
- комсомол
- творческие союзы и т.д. и называли всё это политической организацией об-ва.
В 70-е гг. ХХ в. этот термин без смены содержания постепенно заменется ермином ПС, который прочно входит в обиход.
Впоследствии, термин ПС в СССР стал ещё более широко трактоваться. Под ним понимали:
- собственно полит. организацию об-ва и
- полит. отношения.
Структура ПС на основе теоретических представлений о её сути:
№ | ||
Ролевое предствление (по Г. Алмонду) | Выделяет в структуре ПС такие первичные эл. как: - роли - взаимодействия - виды - образцы поведения | |
По Д. Истону ПС – это совокупность полит. групп и институтов | Они вкл. всебя: - индивиды - группы - организации (правительственные и неправительственные) - партии и группы давления | |
Кбернетический подход (Дойч) | Выделяет в структуре ПС: - входы и выходы - прямые и обр. связи - процессы принятия решения | |
Точка зр. индийского политолога Шарана | В ПС выделяют след. элементы: - власть - интересы - политика - полит. культура |
Общее у всех политологов во взглядах на ПС. Все они выделяют в ПС след. эл-ты:
№ | ||
Институциональная | Состоит из полит. институтов, каждый из кот. состоит из своих подсистем. Такими институтами являются: 1. Гос-во – явл-ся ведущим полит. ин-том 2. Партии, профсоюзы, лоббистские орг-ции и т.д. – им принадлежит значит. роль 3. СМИ – явл-ся социальным институтом. 4. Церковь – её высокая роль в системе обусловлена воздействием на массы. | |
Нормативная | Состоит из всевозможных норм – правовых, мор., полит. традиций, регулирующих полит. жизнь. | |
Функциональная | Выражается в: - формах и направлениях полит. деятельности, - разных полит. процессах, - способах осущ-ия власти (своё выражение эта подсистема находит в таком понятии как полит. режим). | |
Коммуникативная | Охватывает всевозможные формы взаимодействия: - внутри ПС – между партиями и гос-вом - во внешней ср. между ПС разных стран |