Масштаб агрегации интересов данным актором | |||||
Страна | Патрон/ клиентские сети | Гр. со-трудничества | Состязатель-ные партии | Несостязатель-ные партии | ВС |
Велико-британия | Низкий | Высокий | Высокий | Низкий | |
Китай | Средний | Низкий | Низкий | Высокий | Средний |
Египет | Высокий | Низкий | Низкий | Средний | Средний |
Франция | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | |
Германия | Низкий | Высокий | Высокий | Низкий | |
Индия | Высокий | Средний | Средний | Низкий | |
Япония | Средний | Высокий | Высокий | Низкий | |
Мексика | Средний | Средний | Низкий | Высокий | Низкий |
Нигерия | Высокий | Низкий | Средний | Средний | Низкий |
Россия | Средний | Низкий | Средний | Средний | Средний |
Танзания | Высокий | Низкий | Низкий | Высокий | Низкий |
США | Низкий | Средний | Высокий | Низкий |
Блок выработки политики можно интерпретировать как часть более широкого понятия «гос. политика», определить которое можно как процесс определения и разработки стратегич. курса общества, основных направлений развития и способов осущ-ия поставленных Ц. и задач.
Выделяют след. структурные уровни в механизме гос. политики:
- формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии гос. политики;
- выработка стратегии полит. курса и принятие решений;
- мобилизация средств на реализацию управленческих решений;
- осуществление гос. контроля и арбитража, обеспечение функционирования механизма «обр. связи» с объектами гос. управления.
В модели Г. Алмонда первый аспект может быть включен в узел выработки политики, а третий и четвертый представлены как этап осуществления курса и арбитража и как блок функций управления (добывание, регулирование, распределение). Непосредственно в процессе выработки политики акт. и осн. участие принимают законодательные (парламент) и исп. (правительство) ветви власти.
|
А. Дегтярёв приводит две осн. модели формирования гос. стратегии и принятия решений: «активная» и «представительная ».
В первом сл. осн. правила и нормы гос. управления формируются законодательным органом, а исп. власть лишь следует директиве.
Вторая модель отражает положение, когда законодательный институт определяет осн. напр. и ограничения в гос. деятельности, а реальные ситуационные решения принимаются исп. органами власти.
Напр., «подчиненным» исп. власти являлось Нац. собрание во Фр. 4-ой республики.
Если артикуляция и агрегирование интересов представляют собой функции «входящие », то осущ-ие курса и арбитраж вместе с блоком функций упр-ия являются, по Г. Алмонду, «исходящими ». Центр выработки решений в модели вкл. в себя элементы и «вх.», и «вых.» функций, исполняемых, соответственно, представительным законодательным органом и исполнительными институтами. «Исходящие» функции осущ-ия политики и арбитража выполняют исполнительная администрация и судебные органы.
Третий заключительный ур. управления связан с манипулированием ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных требований, кот. состоит в их добывании (освоении), регулировании (определении кол-ва и необходимости их использования в той или иной сфере) и распределении (напр., деятельность в сфере соц. политики – выплата пособий и пенсий). После осущ-ия функций последней стадии наступает «реакция» об-ва на рез-ты работы ПС, кот. затем как информация поступает на «вх.».
|
В целом модель Г. Алмонда представляет полит. процесс в виде слаженного взаимодействия соц. среды с институциональными структурами. Этот конструкт отражал стабильное состояние ПС США в 1970-80-х г. Это стало основанием для критики его статичности и этноцентризма. Однако в целом он был принят, т.к. обладал значит. долей обобщения и конкретизировал полит. процесс с функциональной точки зр. К тому же в то вр. не только США, но и Р. и страны Евр. были в относительно стабильном политико-эк. положении.
Масштаб агрегации интересов оценивается как низкий, ср. и высокий. Оценки имеют обобщенный х-ер и могут варьироваться в зависимости от времени и проблемного поля.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Особенности становления и эволюции политической системы ССР.
2. Особенности становления и эволюции политической системы постсоветской России.
3. Отличия политической системы от экономической и духовной.
Темы рефератов
1. Модель политической системы Г. Алмонда.
2. Теория политических систем Д. Истона.
3. Типы современных политических систем. Критерии их типологизации.
4. Политический режим и права граждан.
Темы презентаций