Структуры, осуществляющие агрегацию интересов в отдельных современных государствах




Масштаб агрегации интересов данным актором
Страна Патрон/ клиентские сети Гр. со-трудничества Состязатель-ные партии Несостязатель-ные партии ВС
Велико-британия Низкий Высокий Высокий Низкий  
Китай Средний Низкий Низкий Высокий Средний
Египет Высокий Низкий Низкий Средний Средний
Франция Низкий Средний Высокий Низкий  
Германия Низкий Высокий Высокий Низкий  
Индия Высокий Средний Средний Низкий  
Япония Средний Высокий Высокий Низкий  
Мексика Средний Средний Низкий Высокий Низкий
Нигерия Высокий Низкий Средний Средний Низкий
Россия Средний Низкий Средний Средний Средний
Танзания Высокий Низкий Низкий Высокий Низкий
США Низкий Средний Высокий Низкий  

 

Блок выработки политики можно интерпретировать как часть более широкого понятия «гос. политика», определить которое можно как процесс определения и разработки стратегич. курса общества, основных направлений развития и способов осущ-ия поставленных Ц. и задач.

Выделяют след. структурные уровни в механизме гос. политики:

- формирование легитимного субъекта и институциональной иерархии гос. политики;

- выработка стратегии полит. курса и принятие решений;

- мобилизация средств на реализацию управленческих решений;

- осуществление гос. контроля и арбитража, обеспечение функционирования механизма «обр. связи» с объектами гос. управления.

В модели Г. Алмонда первый аспект может быть включен в узел выработки политики, а третий и четвертый представлены как этап осуществления курса и арбитража и как блок функций управления (добывание, регулирование, распределение). Непосредственно в процессе выработки политики акт. и осн. участие принимают законодательные (парламент) и исп. (правительство) ветви власти.

А. Дегтярёв приводит две осн. модели формирования гос. стратегии и принятия решений: «активная» и «представительная ».

В первом сл. осн. правила и нормы гос. управления формируются законодательным органом, а исп. власть лишь следует директиве.

Вторая модель отражает положение, когда законодательный институт определяет осн. напр. и ограничения в гос. деятельности, а реальные ситуационные решения принимаются исп. органами власти.

Напр., «подчиненным» исп. власти являлось Нац. собрание во Фр. 4-ой республики.

Если артикуляция и агрегирование интересов представляют собой функции «входящие », то осущ-ие курса и арбитраж вместе с блоком функций упр-ия являются, по Г. Алмонду, «исходящими ». Центр выработки решений в модели вкл. в себя элементы и «вх.», и «вых.» функций, исполняемых, соответственно, представительным законодательным органом и исполнительными институтами. «Исходящие» функции осущ-ия политики и арбитража выполняют исполнительная администрация и судебные органы.

Третий заключительный ур. управления связан с манипулированием ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных требований, кот. состоит в их добывании (освоении), регулировании (определении кол-ва и необходимости их использования в той или иной сфере) и распределении (напр., деятельность в сфере соц. политики – выплата пособий и пенсий). После осущ-ия функций последней стадии наступает «реакция» об-ва на рез-ты работы ПС, кот. затем как информация поступает на «вх.».

В целом модель Г. Алмонда представляет полит. процесс в виде слаженного взаимодействия соц. среды с институциональными структурами. Этот конструкт отражал стабильное состояние ПС США в 1970-80-х г. Это стало основанием для критики его статичности и этноцентризма. Однако в целом он был принят, т.к. обладал значит. долей обобщения и конкретизировал полит. процесс с функциональной точки зр. К тому же в то вр. не только США, но и Р. и стра­ны Евр. были в относительно стабильном политико-эк. положении.

Масштаб агрегации интересов оценивается как низкий, ср. и высокий. Оценки имеют обобщенный х-ер и могут варьироваться в зависимости от времени и проблемного поля.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Особенности становления и эволюции политической системы ССР.

2. Особенности становления и эволюции политической системы постсоветской России.

3. Отличия политической системы от экономической и духовной.

 

Темы рефератов

1. Модель политической системы Г. Алмонда.

2. Теория политических систем Д. Истона.

3. Типы современных политических систем. Критерии их типологизации.

4. Политический режим и права граждан.

Темы презентаций



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: