Функции политической системы




 

Исследование полит. процесса позволяет рассматривать ПС об-ва, представленную ранее в статическом состоянии, уже в аспекте функционально-динамическом, выявляющим, прежде всего, механизмы функционирования макросистемы, динамику ее взаимодействия с гражданским обществом.

В данном контексте понятие «процесс» можно определить как:

- функционирование системы во времени, то есть последовательная смена ее состояний (динамический аспект);

- набор осн. действий, выполняемых ПС вне зависимости от времени (структурный аспект).

Так, понятие процесса связано с функциями ПС, то есть с самым интересным для исследователя-компаративиста аспектом. Именно по содержанию функциональных действий можно сравнивать ПС. Это связано с тем, что понятие «функции» соединяет в себе и институциональный, и поведенческий аспекты взаимодействий в полит. структуре.

Попытку рассмотреть ПС с функциональной точки зр. осуществил Г. Алмонд, используя как основу своей модели конструкт Д. Истона (см. рис. 1).

В данной модели представлены три функциональных блока:

1) Функции системы.

2) Функции процесса.

3) Функции управления.

 

Рис. 1. Модель политической системы Г. Алмонда

Классификация функций по Г. Алмонду

Входящие функции (первичные) Исходящие функции (вторичные)
- политическая социализация и политическое рекрутирование - нормотворчество
- артикуляция - применение правил и норм
- агрегирование интересов - контроль заих выполнением
- политическая коммуникация  

Полит. социализация. Её смысл – приобщение граждан к полит. деятельности.

Артикуляция – выражение своих интересов отд. человеком или гр. лиц.

Агрегирование интересов – обобщение, согласование разн. Интересов, составление программ

Полит. коммуникация – взаимодействие меж. разными эл. ПС.

Д. Истон придаёт большое значение в функционировании ПС:

- стабильности ПС

- самосохранению ПС

Функции системы можно назвать функциями макроуровня, т.к. здесь выделяются наиболее общие требования к ее деятельности, характеризующие способность кооперировать с обществом, адаптировать его членов к своей структуре, то есть сохраняться. Это:

- функция политической социализации, обеспечивающая принятие индивидами существующих в данной системе правил и ценностей. - функция рекрутирования, то есть «найма» прямых участников политического процесса (сторонников или противников);

- функция обеспечения политической коммуникации, как внутри системы, так и между системой и внешней средой.

Общие функции ПС могут быть конкретизированы след. образом. Для обеспечения своей устойчивости ПС через входящие в неё полит. институты должна осуществлять:

- полит. социализацию членов об-ва;

- полит. рекрутирование;

- выражение – артикуляцию полит. интересов, сложившихся в об-ве;

- агрегацию интересов;

- создание общеобязательных норм;

- властное исполнение норм;

- разрешение возникающих на основе этих норм споров.

Полит. социализация – это процесс восприятия и усвоения индивидами знаний о политике, полит. норм, ценностей, а в целом – полит. культуры данного об-ва и, соответственно, включения их в ПС. Полит. социализация происходит через обучение и воспитание индивидов и спонтанно (стихийно) через воздействие на их сознание реальной полит. практики. Чем больше членов общества воспринимают системные по­лит. ценности, тем стабильнее ПС и тем быстрее она может адаптироваться к изменениям, происходящим в среде.

Вместе с тем процесс социализации не всегда идет гладко и безболезненно.

Во-первых, при передаче от поколения к поколению ценности неизбежно претерпевают более или менее существенные изменения. В этом смысле конфликт поколений («отцов и детей») – явление не только нормальное, но и необходимое, выражающее изменчивость и стабильность ПС. Однако в том случае, когда в об-ве происходят радикальные, рев. изменения и, соответственно, обнаруживается резкий отказ от старых политических ценностей, конфликт между поколениями, т. е. между теми, кто продолжает придерживаться старых ценностей, и теми, кто их отрицает, может принять угрожающий для всех характер. ПС может оказаться в состоянии аномии (отсутствия норм), что приводит к неупорядоченности отношений, а в крайних случаях – к хаосу.

Во-вторых, в любом об-ве существуют «несоциализированные» индивиды и группы индивидов, которые по тем или иным причинам не воспринимают системные ценности и нормы. По отношению к этому явлению используется термин «маргинальность ». Маргиналы отчуждаются от ПС, не могут или отказываются подчиняться системным нормам, использовать системные правила или процедуры. Поэтому они склонны прибегать к ненормативным, нередко насильственным способам отстаивания своих интересов, либо, отрицая ценность данной политической системы или политики вообще, отказываться от участия в полит. жизни (так называемый абсентеизм, от лат. Absens – отсутствующий). В различных ПС и в разных полит. ситуациях маргинальность и абсентеизм вызываются различными причинами; от политической системы могут отчуждаться различные группы, в т.ч. и носители гуманных полит. ценностей (напр., либеральных в тоталитарной ПС).

Полит. рекрутирование – это процесс привития особых знаний, умений, ценностей, ориентирующих индивида на выполнение особых политических ролей: президента, министра, законодателя, парт. лидера, парт. активиста, идеолога и т.д. Их поведение должно соответствовать опр. ожиданиям при выполнении ими соответствующих функций.

Подбор кандидатов для полит. рекрутирования может осущ.по разл. критериям:

- происхождению (этническому или социальному);

- принадлежности к опр. роду, племени;

- вероисповеданию;

- приверженности к определенной идеологии;

- по виду и ур. образования;

- способности к выполнению той или иной функции.

Эффективность полит. рекрутирования влияет на жизненность всей ПС. Процесс рекрутирования, посредством которого индивиды включаются в активную политическую жизнь, выражает связь между обществом и ПС, способность системы черпать из об-ва наиболее способных для полит. деятельности личностей. Когда эта способность ослабевает, ПС, с точки зр. процесса рекрутирования, становится закрытой. В этом случае, что было замечено еще классиками теории элит Г. Моской и В. Парето, правящая элита вырождается и гибнет, что может привести к краху всей ПС.

Выражение или артикуляция интересов – это те средства и способы, посредством которых интересы отд. граждан и гр. приобретают форму полит. требований, обращенных к субъектам принятия властных решений. Формы артикуляции гражданами своих интересов (формы гражданского участия) могут быть самыми разными, от голосования на выборах, участия в общ. движениях или полит. партиях, до протестной деятельности.

Если социальные гр., объективно сложившиеся в об-ве, по тем или иным основаниям не имеют открытых, формализованных каналов, через которые они могут выражать свои интересы, нужды и требования, то вероятность их удовлетворения весьма проблематична и полностью зависит от субъектов, принимающих решения (от правящей элиты). Рез-том этого может стать растущая неудовлетворенность тех гр., чьи интересы игнорируются, их отчуждение от ПС и проявление с их стороны склонности к насильственным действиям по отношению к правящей элите и олицетворяемой ею ПС. Вообще все известные истории бунты, восстания и революции были вызваны игнорированием интересов тех или иных соц. групп.

Второй функциональный блок – блок процесса. Вместе с функциями упр-я он составляет функциональное ядро системы, расшифровку «черного ящика». Функции процесса непосредственно связаны со «входом», с воздействием среды. Данный блок построен у Г. Алмонда как динамическое чередование функций. Процесс ввода переживает две базовых стадии: артикуляцию и агрегирование интересов.

Артикуляция – это процесс формирования интересов и требований, осознание их индивидами и малыми гр.

Агрегация – это перевод артикулированных интересов в проекты, программы и цели группами об-ва, стремящимися реализовать их на уровне авторитетных решений, принимаемых ПС для всего социума. Эти две функции выполняют активные элементы гр. об-ва – группы интересов и институционали­зированные участники полит. процесса – партии.

Артикуляция может быть скрытой и открытой. Первая выражается в поведении индивида, а вторая – в формулировке уже осмысленных требований. В этом важность артикуляции, т.к. именно индивиды через отбор интересов формируют поток требований к ПС, выбирая «стиль» её действий, характер принятых решений. Однако при помощи социализирующих механизмов ПС тоже оказывает влияние на ценностные ориентации людей.

Агрегирование интересов – это первая стадия непосредственно конверсионного процесса. Выделяют две формы агрегирования:

- прагматическую

- идеологическую.

Выражением прагматич. формы агрегирования является сведение множества интересов к опр. набору альтернативных курсов или программ.

В осн. идеологич. формы лежит принцип «рассортировки» интересов на базе выбранных ценностей развития, справедливости, равноправия.

В различных ПС масштаб агрегации и структуры, осуществляющие агрегацию, отличаются др. от др. Как правило, агрегацию интересов выполняют полит. партии. В нек. системах её выполняют др. институциональные структуры, напр., система демократического корпоративизма.

След. этап – выработка политики. Здесь функции ПС выполняет её центральный эл. – государство. Гос. управление как часть конверсионного процесса находилось в центре вн. сравнительной политологии. В наст вр. идея изучения гос. институтов обрела второе дыхание в концепциях «нового институционализма».

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: