1. Психологическая и социальная готовность к школе
а) Желание учиться в школе:
1)ребенок хочет идти в школу;
2)особого желания идти в школу пока нет;
3)идти в школу не хочет.
б) Учебная мотивация:
1)осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
2)собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);
3)цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
в) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
1)достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
2)контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
3)плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
г) Организованность поведения:
1)поведение организованное;
2)поведение недостаточно организованное;
3)поведение неорганизованное.
Вывод. Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);
2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
3. низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
2. Развитие школьно значимых психофизиологических функций
а) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;
|
в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
ребенок косноязычен.
б) Мелкие мышцы руки:
1. рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
2. рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;
3. рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.
в) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
1. достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
2. отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;
3. ориентация в пространстве, координация движений развиты
плохо, неуклюж, малоподвижен.
г) Координация в системе «глаз - рука»:
1. может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);
2. графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
3. при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.
д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):
1. соответствует средним показателям возрастной группы;
2. ниже средних показателей возрастной группы;
3. намного ниже средних показателей возрастной группы.
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых психофизиологических функций:
|
1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается первым уровнем);
2. ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается вторым уровнем);
3. низкий (развитие большинства показателей готовности оценивается третьим уровнем).
3. Развитие познавательной деятельности
а) Кругозор:
1. представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;
2. представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
3. кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
б) Развитие речи:
1. речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
2. ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
3. слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
в) Развитие познавательной активности, самостоятельности:
1. ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
2. ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
3. уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
|
г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1. правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
2. задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;
3. выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;
4. при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
д) Произвольность деятельности:
1. удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
2. удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
3. деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
с) Контроль деятельности:
1)соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;
2)частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
3)полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.
ж) Темп деятельности:
1. соответствует средним показателям возрастной группы;
2. ниже средних показателей возрастной группы;
3. намного ниже средних показателей возрастной группы.
3)Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу (знание букв, элементарные математические представления и др.).
Вывод. Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:
1. выше среднего, средний (развитие большинства показателей оценивается первым уровнем);
2. ниже среднего (развитие большинства показателей оценивается вторым уровнем);
3. низкий (развитие большинства показателей оценивается третьим уровнем);
4. очень низкий (развитие интеллектуальных умений оценивается четвертым уровнем при оценке большинства показателей третьим).
5. особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);
6. темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить);
7. состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Вывод. Группа здоровья
5. Трудности школьной адаптации:
а) трудности, связанные с поведением ребенка;
б) трудности, связанные с организацией учебной деятельности;
в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки: грызет ногти и др.
Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъем температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы.
Задание по изучению отношения детей к школе и к учению: