Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Общие требования к оформлению и управлению
учебно-методического комплекса дисциплины
Содержание
1. Область применения.. 3
2. Нормативные ссылки.. 3
3. Термины и определения.. 3
4. Принятые сокращения.. 5
5. Общие положения.. 5
6. Структура УМК дисциплины... 6
7. Общие требования к УМК дисциплины... 6
8. Требования к компонентам УМК дисциплины... 7
9. Форма представления УМК дисциплины... 10
10. Порядок разработки УМК дисциплины... 10
11. Экспертиза, согласование и утверждение УМК дисциплины... 13
12. Порядок хранения и обращения УМК дисциплины... 13
Приложение 1. Шаблон оформление учебной программы... 15
Приложение 2 Шаблон для оформлении рабочей программы... 19
Приложение 3. Шаблон дл оформления аннотации дисциплины... 25
Приложение 4. Шаблон для оформления методических указаний по освоению дисциплину 26
Приложение 5. Шаблон для оформления методических указаний по аудиторным занятиям 31
УТВЕРЖДАЮ
ректор
должность
__________ Головных И.М.
подпись расшифровка подписи
02.07.2007 г.
дата
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Общие требования к оформлению и управлению учебно-методического
комплекса дисциплины
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Утвержден и введен в действие Приказом № 629-О от «02» июня 2007 г.
Дата введения 02.07.2007
Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению и управлению учебно-методического комплекса дисциплины ГОУ ВПО Иркутского государственного технического университета (далее - ИрГТУ).
|
1.2. Требования настоящего стандарта распространяются на структурные подразделения университета (кафедры, факультеты и центры ИрГТУ) и сотрудников ИрГТУ, участвующих в разработке учебно-методических комплексов дисциплин.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
- СТО ИрГТУ.002-2009 Система менеджмента качества. Порядок управления документацией.
- Письмо Минобразования России от 19.05.2000 г. № 14-52-375ин/13.
- Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 г. № 137.
- Приказ Рособрнадзора № 1938 от 19.09.2005 г.
- Инструктивное письмо Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак.
- Устав ИрГТУ.
Термины и определения
УМК дисциплины – учебно-методический комплекс дисциплины - комплект учебной, методической и дополнительной учебной документации и информационных ресурсов, обеспечивающие полноценную реализацию современной концепции высшего образования РФ при преподавании учебной дисциплины в соответствии с требованиями учебного плана и ГОС.
Самостоятельная работа студента – работа, выполняемая студентом самостоятельно вне аудиторных занятий.
Инновационные методы и технологии обучения – образовательные методики, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на развитие у студентов творческих способностей и самостоятельности, реализуемых, в том числе, в дистанционных технологиях обучения, а также при использовании модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний. (Например, технологии программного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы занятий, моделирующие профессиональные процессы, деловые и учебные игры, лабораторные работы, имитирующие реальные условия работы будущих специалистов и т.п.).
|
Контроль уровня подготовленности студента – мероприятия по оценке уровня умений и знаний (подготовленности) по дисциплине на их соответствие требованиям ГОС.
Модульная структура УМК дисциплины - разделение учебной дисциплины на логически замкнутые блоки - модули, в рамках которых проходит как изучение нового материала, так и контроль его усвоения. Каждый модуль содержит как аудиторную, так и самостоятельную работу, а также контрольно-тестовые процедуры. Трудоемкость каждого модуля, включающего обязательную аудиторную и самостоятельную работу, соответствует одной зачетной единице (кредитам) и составляет 36 академических часов без учета экзаменационной сессии.
Примерная учебная программа УМО – компонент УМК, являющийся основой для реализации требований УМО по конкретной специальности (направлению) или специализации, разрабатываемая УМО соответствующей специальности (направления).
Учебная программа дисциплины ИрГТУ – компонент УМК, которыйразрабатывается преподавателем, ведущим дисциплину. Срок действия учебной программы соответствует сроку действия ГОС и, как правило, в этот период она не изменятся.
|
Рабочая программа дисциплины – компонент УМК, содержащий описание дисциплины, методов и технологий преподавания, методов и критериев оценки уровня подготовленности студентов по дисциплине. Рабочая программа разрабатывается преподавателем, ведущим дисциплину, на основе примерной учебной или учебной программы дисциплины.
Аннотация программы дисциплины – компонент УМК, содержащий краткую характеристику учебного материала: содержание, описание форм и методов преподавания и образовательных технологий, изложенную в популярной форме. Аннотация необходима для реализации дистанционных форм обучения и ее можно рассматривать как рекламу дисциплины и ведущего ее преподавателя.
Методические указания по освоению дисциплины – компонент УМК, представляющий собой путеводитель по дисциплине, содержащий сокращенную информацию о содержании дисциплине и технологии обучения.
Источники теоретической информации по дисциплине – компоненты УМК, содержащие все необходимые теоретические сведения по дисциплине: термины и определения, специфичные для дисциплины; основные методы и процессы, применяемые в области деятельности, рассматриваемой в дисциплине; теоретические выкладки, алгоритмы; фактические и минимально необходимые справочные данные и т.п.
Конспект лекций – источник теоретической информации по дисциплине структурированной на отдельные лекции.
Слайд-лекций - конспект лекций в электронном виде (разработанный, например, с помощью программы PowerPoint).
Методические указания по аудиторным занятим – компонент УМК, обеспечивающий проведение всех аудиторных занятий, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины.
Методические указания по самостоятельной работе студентов - компонент УМК, обеспечивающий выполнение всех видов самостоятельной работы студентов.
Контрольно-измерительные материалы – компонент УМК, обеспечивающий проведение проверки и контроля уровня подготовленности студента по дисциплине.
Методические материалы (инструкции) по подготовке к различным видам контроля по дисциплине - компонент УМК, в котором описаны порядок и правила контроля разных уровней; критерии оценки теоретической и практической подготовленности студента по дисциплине; описание типовых задании, вопросов или тестов; образцы ответов, решений и оформления.
Принятые сокращения
ГОС – государственный образовательный стандарт.
ООП – основная образовательная программа.
ВПО – высшее профессиональное образование.
УМО – учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по какой-либо специальности.
УМК – учебно-методический комплекс.
СРС – самостоятельная работа студентов.
КИМ – контрольно-измерительные материалы.
Общие положения
5.1. Учебно-методический комплекс дисциплины является обязательной составной частью основной образовательной программы по специальности (направлению).
5.2. УМК дисциплины предназначен для создания информационно-образовательной среды, обеспечивающей уровень качества подготовки специалистов по дисциплине в соответствии с требованиями ГОС и учебным планом.
5.3. В основе построения УМК дисциплины положены следующие принципы:
- соответствие содержания материалов УМК требованиям ГОС и учебному плану специальности;
- обеспечение всех видов занятий и заданий, предусмотренных рабочей программой дисциплины, всеми необходимыми методическими, информационными и другими материалами, позволяющими освоить дисциплину в отведенное учебным планом время;
- наличие в методических указаниях описания процессов и процедур, необходимых для выполнения всех работ и заданий, указанных в рабочей программе дисциплины, а также освоения типовых процессов, выполняемых специалистами, в областях деятельности, рассматриваемых в дисциплине;
- достаточность объема и содержания учебно-методических и информационных материалов для самостоятельного выполнения всех заданий и работ дисциплины, предусмотренных рабочей программой дисциплины на уровне требований ГОС, чтобы студенты самостоятельно могли работать с учебно-методическими материалами при консультационной поддержке со стороны преподавателя и при индивидуальном постоянном контроле результатов обучения;
- доступность для студентов всех компонентов УМК (кроме контрольно-тестовых материалов) в стенах университета;
- создание компонентов УМК в форме, пригодной для применения в системе дистанционного обучения;
- модульность построения УМК;
- обеспеченность студентов средствами самоконтроля уровня освоения дисциплины;
- обязательное применение в преподавании дисциплины и отражение в УМК инновационных методов и технологий.
Структура УМК дисциплины
6.1. Минимальный состав УМК должен включать компоненты:
- примерную учебную программу (при ее наличии) или учебную программу (при отсутствии примерной учебной программы);
- рабочую программу дисциплины;
- основные источники теоретической информации по дисциплине;
- методические указания по выполнению всех видов аудиторных занятий, предусмотренных рабочей программой дисциплины;
- методические указания по выполнению всех видов самостоятельных заданий и работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины;
- контрольно-измерительные материалы.
6.2. В состав УМК дисциплины допускается дополнительно вводить:
- рекомендации УМО по формированию и реализации примерной учебной программы дисциплины;
- методические указания по освоению дисциплины;
- дополнительные источники теоретической информации по дисциплине;
- обучающие компьютерные программы, электронные учебники, мультимедийные средства обучения;
- справочно-информационные и раздаточные материалы;
- эталоны качества – лучшие образцы студенческих работ и отчетных документов по дисциплине;
- другие дополнительные компоненты УМК дисциплины, устанавливаемые по усмотрению преподавателя, кафедры.