(Н И У «Б е л Г У »)
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Формирование многоуровневой системы адаптации персонала в учреждении высшего образования
Выпускная квалификационная работа
(магистерская диссертация)
обучающегося по направлению подготовки
38.03.03. Управление персоналом, заочной формы обучения,
Группы 05001671
Мирошниченко Виктория Владимировна
Научный руководитель
Целютина Татьяна Владимировна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры управления персоналом
Рецензент(-ы)
______________________________________
(ученая степень, звание,
фамилия, инициалы)
БЕЛГОРОД 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………………..................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫАДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Роль и место адаптации персонала в развитии современного кадрового менеджмента
1.2 Сравнительный анализ механизмов управления адаптацией персонала в ведущих российских учреждениях высшего образования
1.3 Механизм и методики формирования многоуровневой адаптации персонала
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИСТЕМЫАДАПТАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…….....................................
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ системы адаптации персонала в НИУ «БелГУ»
2.3 Исследование значимости условий и факторов многоуровневой адаптации персонала НИУ «БелГУ» с помощью факторного анализа
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫАДАПТАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ………..
3.1 Разработка модели многоуровневой адаптации новых работников в НИУ «БелГУ»
3.2. Программа формирования и развития многоуровневой системы адаптации персонала в НИУ «БелГУ»
|
3.3 Управление многоуровневой адаптацией персонала через обоснование необходимых социально-экономических эффектов обеспечения функционирования НИУ «БелГУ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...…………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..................
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Смена рабочего места для современного общества – явление нередкое. Для любого человека первые дни работы сопряжены со стрессом, вызванным чувством тревожности, неуверенности в собственных знаниях и умениях, страхом неудачи.
Конечно, высшее заведение, как и любая организация, должна быть заинтересована в нейтрализации таких негативных факторов. Ивсе же, когда есть устоявшаяся адаптационная программа, можно во время внедрения сотрудника в организацию контролировать, какое мнение он имеет о рабочем месте и вузе, и, при необхлдимости, корректировать его в процессе адаптации. Поэтому в результате всей программы адаптации сотрудник не должен оставаться непонятным. Он должен иметь четкое представление не только о своих обязанностях, но и о своих правах и ответственности, которую он несет.
Адаптация должна быть построена с максимальным включением сотрудников, которые вовлечены в общий рабочий процесс с новым сотрудников, и именно от них получает всю необходиую информацию о высшем учебном заведении.
Степень научной разработанности проблемы. Адаптация всегда была объектом внимания ученых. Активное развитие данная проблема получила с середины XX в. в трудах П.С. Кузнецова, В.И. Медведева, И.А. Жданова, И.А. Милославовой, Е.В. Руденского.
|
Существенный вклад в теорию проблем адаптации персонала внесли В.Р.Веснин, С.Г.Попов, Т.В.Зайцева, А.Т.Зуб, Е.В.Маслов, В.В.Лукашевич, Ю.Бертель, Т.Брайсих и другие ученые, в работах которых исследовались ее сущность, виды, факторы. Вопросы процесса адаптации, содержания ее механизма, разработки программ введения нового персонала в организацию, а также возможностей использования наставничества для повышения эффективности мероприятий, осуществляемых в первые дни работы «новичка», нашли отражение в трудах Г.А.Днестрянского, И.К.Макаровой, В.А.Варламова, Т.В.Орловой, А.Я.Кибанова, Е.Б.Моргунова, Л.-У. Стаута, Т.А. Комиссаровой, Ж.-Л. Блонделя, М. Мейгана, Н. Дидье.
Специфика анализа первичного вхождения индивида в организацию исследовалась М.-Л. Рейн. О. Виппих, И. Джонс определили значение наставничества для интеграции «новичков», Б.Шмидт, А.Феттерляйн, М.Краузе разработали способ сбора данных о поддержке новых сотрудников вузами; В.Н.Дружинин показал влияние ценностных ориентаций людей на их профессиональную адаптацию.
Цель исследования состоит в расширении теоретических и организационно-методологических представлений о механизме многоуровневой адаптации и методике ее реализации в высшем учебном заведении.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические аспекты многоуровневой системы адаптации персонала в высшем учебном заведении;
|
- проанализировать многоуровневую систему адаптации новых сотрудников в НИУ «БелГУ»;
- разработать программу формирования и развития многоуровневой системы адаптации персонала в НИУ «БелГУ».
Объектом исследования является НИУ «БелГУ».
Предмет исследования – многоуровневая система адаптации в НИУ «БелГУ».
Методологической базой исследования явились:
1). Эмпирические методы: архивный метод (анализ документов), опросные методы (анкетирование), тестирование;
2). Методы организации исследования – метод срезов (сравнительный, комплексный);
3). Факторный анализ;
4). Методы обработки данных – качественный и количественный анализ с применением методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования. В ходе подготовки магистерской работы использованы результаты авторских исследований, Интернет-ресурсы, материалы научно-практических конференций, публикации в учебных и периодических изданиях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система адаптации работников НИУ "БелГУ" является частью политики университета, и требует дальнейшего совершенствования в части организации работы наставников, недостатки которой выделяют сотрудники: редкие встречи с наставниками, незаинтересованность наставника в эффективной адаптации вновь принятых работников.
2. Медленнее всего у принятых отрудников проходит социально-психологическая адаптация в образовательном учреждении, и с целью изменения ситуации необходимо внести корректировки в систему адаптации, поскольку повышается уровень текучести кадров среди работников университета.
Научная новизна магистерской работы исследования заключаются в следующем:
- разработана классификация факторов, влияющих на ход и результативность многоуровневой адаптации персонала;
- предложена и апробирована методика выявления влияющих на адаптацию персонала факторов.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при разработке кадровой политики, в деятельности консалтинговых служб, отделов управления персоналом предприятий и организаций.
Апробация результатов исследования.
Структура магистерской работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (из 120 наименований), 2 приложений. Общий объем работы составляет 80 страниц с 20 таблицами, 20 рисунками и 9 формулами.
Во введении определены актуальность и степень разработанности темы исследования, сформулированы его цель, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования многоуровневой системы адаптации персонала в учреждениях сферы образовательный услуг» показаны результаты анализа эволюции исследования адаптации как составляющей развития персонала. Раскрыта ее сущность в условиях многоуровневого подхода в организации.
Во второй главе «Эмпирическое изучение системы адаптации в высшем образовательном учреждении» определены оаганизация и методы исследования, анализ системы адаптации персонала.
В третьей главе «Направления совершенствования системы адаптации в высшем образовательном учреждении» разработаны модели многоуровневой системы адаптации, сформирована программа формирования и развития системы адаптации.
В заключении сформулированы основные выводы и положения, выносимые на защиту.