Развитие феноменальной осведомлённости материи до уровня сознания.




 

Сама по себе базовая феноменальная осведомлённость материи может является основой для сознания. Сознание, тогда, станет базироваться на этой феноменальной осведомлённости как на феноменальной внутренней субъективной картине и может получить развитие с помощью таких структур, которые способны проводить анализ этой картины, распознание её форм и содержания, обобщения и осуществлять прочие когнитивные функции. За все когнитивные функции в нашем мозге, по-видимому, отвечают нейронные сети, что довольно уверенно демонтрируют их искусственные аналоги, которые успешно справляются в ряде довольно узких задач.

Часть нейронных сетей, как это представляется, должна заниматься построением феноменальной внутренней картины, а потому в мозге за сознание должны отвечать две параллельные системы: феноменальная и когнитивная. Если феноменальная система строит копию, отражение, модель внешнего мира и внутреннего состояния, выражаемого только качествами и получает её в результате обработки сигналов различных групп сенсоров, то когнитивная система, скорее всего, имеет на входе только эту целостную феноменальную картину, которую и обрабатывает.

Устройство феноменальной системы видится таким, что сенсоры обрабатывают сигналы извне и изнутри в качественной форме, а затем модулируют эти качества в напрямую не связанный с качествами сигнал, в последовательность импульсов, которые передаются по нервным волокнам в места их обработки. Там производится их демодуляция, когда импульсная форма вновь приобретает качественное содержание, но уже возможно другого типа, более удобного для внутреннего пользования и построения целостной внутренней картины. Примером такой передачи может служить фотосенсор и монитор, где на входе есть информация о качествах – цвете, яркости, но далее качества напрямую не отправляются, а кодируются в символах, которые несут кодовое описание качеств. Между фотосенсором и монитором передаются только некоторые кодированные однотипно (последовательности 1 и 0)сообщения, которые также могли бы быть и в импульсной форме. Затем, когда коды приходят на монитор, происходит их декодирование и активация писелей монитора, которые вновь воспроизводят качества, практически те же, что были и на фотосенсоре. Потому, мы полагаем, напрямую качества в нервной ткани не передаются, что также вызывает сложности в понимании работы мозга, которые так озвучил Орлов В.В. (Основы философии):

"Согласно важнейшей аксиоме нейрофизиологии нервный процесс во всех частях нервной системы качественно однороден, ибо иначе нервная система, обладающая структурным единством (нейронное строение), не обладала бы функциональным единством. Структурная и функциональная однородность нервной системы — одно из величайших «изобретений» живой природы. Но это ставит нас перед неразрешимой пока загадкой: каким образом качественно однородный в различных частях нервной системы физиологический процесс может порождать качественно разнородные психические образы? " (как раз трудная проблема)

 

Если эти предположения верны, то остаётся вопрос о том, как получается целостная внутренняя картина, как-то она должна собираться воедино. Фотосенсор и монитор могут вместе воспроизвести картину точно потому, что они так устроены. Изображение в них переносится попиксельно, построчно, пока на мониторе не будет достигнуто совпадающее с оригиналом заполнение. Но как это может происходить в мозге?

Наша сетчатка глаза и та область зрительной коры, куда приходит сигнал, достаточно точно между собой упорядочены. Значит ли это, что область зрительной коры V1 отвечает за появление нашей внутренней зрительной картины? Следующие за V1 области зрительной коры, как известно, занимаются распознаванием зрительных форм и их содержания, т.е. функциями, которые мы определили как задачи когнитивной системы. Значит, либо ЭТА часть зрительной коры – V1 – отвечает за нашу феноменальную внутреннюю картину зрительного восприятия, но мы не знаем как, или это делается где-то до неё, а V1 тогда является только частью когнитивной системы, отвечающей за распознание того что видим. Возможно, что феноменальная функция нейросетей параллельно распределена по всем "этажам" зрительной коры вместе с когнитивными функциями.

Возможно, что феноменальными построениями занимается глия – ткань мозга, которая, как кажется, не несёт вычислительных когнитивных функций, потому что не обладает упорядоченными связями, а более предствляет собой нечто однообразно устроенное. Такая функция у глии пока не более чем гипотеза, но вот логически, как устройство двух взаимопроникающих связанных систем – феноменальной и когнитивной – это кажется возможным, ведь глия, это вездесущая ткань мозга, которая сосуществует в одном объеме с корковыми, подкорковыми и другими структурами мозга. Сетевые нейронные структуры, как это показывают искусственные сети, хорошо выполняют базовые операции когнитивных задач. Чем занимается глия в мозге пока неизвестно; раньше думали, что её основная задача связывать как арматурой различные структуры частей мозга и обслуживать работу нейронов сетей. Однако неизвестно до сих пор, ограничивается ли роль глии этими функциями или она занимает важное положение в создании целостной феноменальной картины, в осознании.

Этим вопросом лучше заниматься специалистам, но важно донести им наш подход. Он хорош тем, что в нём отсутствует трудная проблема сознания. Но пока мы показали нечто похожее на решение только для зрительной феноменальной картины, а ещё есть остальные органы чувств.

 

В нашей модели материи цвет сопряжён с частотой нелинейным отношением, как частота и высота тона в музыке. Удвоение частоты вызывает тот же цвет. Например схожим свойством нести качество частоты-цвета являются квантовые точки столь малой массы, что проявляют квантовые эффекты, в частности, они преобразуют падающее на них электро-магнитное излучение в отражённую узкую часть спектра – цвет. Частота и, соответственно, цвет вынужденного излучения квантовой точки зависит от её массы, как от основного параметра квантовой точки выступающей в роли оптического резонатора.

Но частота может восприниматься и интерпретироваться иначе – именно как частота, а не как цвет, что гораздо важнее, например, для слуха. В частности, базовая осведомлённость материи обеспечивается не только цветным протяжением, но и тем нескончаемым внутренним движением, колебаниями, осцилляцией, которые могут создавать особое внутреннее квалитативное состояние материи, схожее с ощущением звука, с его переживанием.

Тогда наш слуховой орган улитка и выстилающий его слой чувствительных клеток являются сенсором качеств (колебаний), который затем переводится в набор импульсов, отправляющийся во внутренний "синтезатор", где качество звучания воспроизводится. Слуховой орган устроен немного иначе, чем глаз, в том смысле, что чувствительные клетки напрямую качества – разные высоты звука – не воспринимают. Сама улитка устроена так, что звук, состоящий из смеси частот, разлагается на составляющие его колебания, которые оказываются пространственно разнесены по всей глубине спирального канала улитки: низкие частоты вызывают колебания в верхних отделах улитки, а высокие – в нижних. По всей длине заполненного биологической жидкостью канала расположены чувствительные клетки, которые реагируют на колебания в месте их локализации, а потому клетка ближе к верхнему отделу будут регистрировать интенсивность в узкой части низких частот, а клетки расположенные ближе к нижнему отделу – узкие части спектра высоких частот. "Таким образом, улитка является механическим измерителем АЧХ (амплитудно-частотных характеристик), и по действию схожа с АЧХ-метром, а не с микрофоном. Это позволяет мозгу получать звук в виде спектра мощности" Википедия, Кортиев орган.

Мозг действительно не получает целостную картину в ухе, а получает только набор узких срезов частот. Сложение этого набора в привычную нам целостную звуковую картину производится в слуховой коре, а потому мы слышим не напрямую ухом, а мозгом. Качества, что были получены на входе, и суммарное качество на выходе – наше феноменальное представление о звучании – отличаются. Каким образом это делается? Есть ли там, в мозге, действительно, некий синтезатор, клавиши которого "нажимают" дотягивающиеся от чувствительных волосковых клеток уха "пальцы" (импульсы)?

Это было описанием предположительного устройства феноменальной звуковой системы, но есть и когнитивная часть, та, что занимается таким распознаванием звуков, речи, музыки, ритма, определением направления на источник, которые могут быть переложены в вербальный отчёт.

В данном случае – слуха – качество частоты будет важнее, чем сопровождающий её цвет, а потому внутренняя картина будет строиться как частотная, игнорирующая цветовую составляющую. Правда, у людей бывает синестезия, когда качественные ощущения одного типа, оказываются вдруг связаны с качественными ощущениями другого, и тогда можно воспринимать музыку в цветах, или ощущать её вкус; или это может быть связано с абстрактными понятиями, например цветные числами и т.д.

 

Другие чувства и их феноменальная картина, скорее всего, порождаются подобным образом - вижу, слышу, ощущаю и т.д., после чего когнитивная система строит интерпретации ощущаемого - что вижу, что слышу, что ощущаю и т.д.. Возможно, что боль и другие феноменальные ощущения связаны с частотными сочетаниями, которые в одном случае гармоничны – приятны, или дисгармоничны – неприятны, а из такого устройства феноменальной системы переживания ощущений могут следовать наши музыкальные способности чувственно переживать мелодии и гармонии, появление которых в ином случае довольно сложно объяснить.

Может быть так, что феноменальная картина каждого отдельного чувства целостна только в рамках отдельных чувств, а целостность ощущения всех феноменальных картин обеспечивается когнитивной системой. Когнитивная система распознаёт эти ощущения, даёт им определение, ассоциирует между собой в одно разные чувственные картины для одного события, чем достигается целостное осознание. Однако мы не можем одновременно сознательно, т.е. с отчётом второй системы, ощущать все чувства, а потому во внимание попадает только одно или несколько, но связанное с одним событием, ощущений. Внимание тогда – активность второй системы относительно конкретного события, с одновременным торможением других, не связанных с событием процессов. Работа второй системы сразу с несколькими различными событиями может привести к конфликтам, ошибкам интерпретаций из-за взаимного влияния, расщеплению целостного сознательного состояния.

Мы не претендуем на точное описание работы мозга, но показываем возможное устройство работы механизмов сознания. По крайней мере, качества оказываются органично вписанными в ткань сознания ввиду их объективного существования. Так ли это – пока нам неизвестно, но это хоть какое-то возможное объяснение, которое необходимо проверить, придумав и осуществив для этого соответствующие опыты.

 

 

Некоторые выводы.

 

"Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства", сказано в Википедии.

Если верить такому определению, то, например, фотоны и электромагнитные поля материей не являются, потому что не обладают массой покоя и проявляют корпускулярно-волновые свойства, что делают также электроны и другие частицы?

Если взять, например, массивный шар, то это материя, а если рассмотреть вращение шара, то будет ли это вращение материальным? Если по существу, то состояние материи есть материальное состояние, потому что если материя существует, что очевидно, и её состояния могут изменяться, что фиксируется объективно, то значит и состояния материи существуют объективно, хоть и не так, как сама материя. А если ментальные феномены являются свойством материи, навроде вращения шара, то значит и они будут материальными. Мы используем термин "идеальное" как аналог "мыслимого", вкладывая в это такой смысл, что идеальное есть разновидность материального, как вращение есть материальное свойство шара, но не равно ему самому. Смысл, который вкладывается некоторыми людьми в слово "идеальное", который подразумевает некое особое и совершенно нематериальное существование, мы отрицаем. "Идеальное" для нас есть материальный продукт, процесс смены состояний, динамическое состояние материального мозга – мысль и мыслимое.

Ещё, если вспомнить ленинское определение: материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них», то тогда без сознания нет субъективной реальности, а без субъективной не узнать и об объективной, ведь это противоположение возникает лишь в гносеологической оппозиции сознания и материи. А тело это материя? И если да, то как ощущения и сознание не зависят от тела? А тело зависит от ощущений и сознания? Если мёртвое тело не зависит от любых психических проявлений, то живое ведомо ими.

Ленинское определение материи, строго говоря, является гносеологическим и, к тому же, негативным, построенным на противопоставлении к сознанию, а не на свойствах самой материи, на утверждении того, чем она не является. Между тем, хотелось бы услышать онтологическое определение, такое, которое смогло бы описать материю даже в такой момент времени, когда сознания ещё не было и говорить о субъективном и объективном, и об их противопоставлении, было нельзя. Это определение должно состоять из таких всеобщих свойств материи, которые смогли бы привести к появлению в усложняющейся материи сознания как комплексного следствия из качеств присущих сложноструктурированной материи и возможных на ней состояний.

 

Попытаемся дать определение материи через найденные нами её наиболее общие признаки:

материя – это протяженный цвет в развитии, определяемом сохранением первоначального состояния, движении и взаимодействии; ими порождается материальная реальность во всём её многообразии; в своём развитии материя способна породить свои сознательные формы, которые на высшей стадии развития в своём когнитивном постижении материальной реальности начинают различать её как субъективную и объективную.

Определим также и сознание:

сознание – это осознаваемая осведомлённость, где осведомлённость есть феноменальное и неотъемлемое качество материи, обусловленная её свойствами и взаимодействием, а осознание есть когнитивная функция сложноструктурированной материи, способной производить различные операции вычислений над феноменальной частью сознания и над собой: анализ, обобщение, узнавание, запоминание, сравнение, воспроизведение, наименование, построение высказываний, отчёт о феноменальных и когнитивных состояниях, формализация и т.д..

Материя обладает базовой неосознаваемой осведомлённостью, которая может в развитии - при усложнении структур материи - быть осознанна.

 

Материальная реальность есть для нас нечто истинное, практика в которой является критерием истинности, о чём мы строим свои истинные или ошибочные суждения. Существование материальной реальности задаёт опору всему, что может быть получено в развитии материи, в частности, и сознанию. Потому, нам кажется, что язык моделирования, теоретизации и поиска в науке должен быть ближе к образной форме, которая ближе к бытию реального существования, чем оторванные от этого естества абстрактные словесные описания и размышления.

Опора на существующее, на образы, ощущения и чувства, наличие практического опыта в комбинации с языковыми средствами переводит наше когнитивное знание на уровень понимания, потому что нам доступны не только слова, символы и знаки, но и то, что они описывают, на что указывают. Существующие версии искусственного интеллекта пока обретают только вторую часть, знаковую, но не имеют доступа к феноменальной системе нашего восприятия, что делает их "мыслящими в темноте" без шанса на понимание того, о чём они мыслят. Нам понимание даётся через связь ощущаемого с описываемым. Это же сдвоенное устройство мы пытаемся повторить как теоретический способ поиска, мышления в связи образов и описания их существования, причём образы, как и реальность, предшествуют описанию и определяют его.

Наша Образная модель материи является попыткой применения такого стиля мышления – образно-логического – для поиска оснований Всеобщей философской теории материи. Эта модель требует математической формализации и проверки, чтобы, если получится, стать полноценной теорией.

Как назвать наши мировозрения? Если панпсихизм, то это неточно в том смысле, что нет кусков души во всём, а только лишь качества, которые могут служить опорой для разума, сознания, но сами не являются ни разумом ни сознанием; ближе, наверное, будет панпротопсихизм, а это значит, что наши взгляды можно назвать его дочерним панквалитизмом или панквализмом, потому что качества у нас являются всеобъемлющей и неотъемлемой частью самого существования и, к тому же, допсихической. Может можно назвать как квалитативный материализм или квалитативный физикализм, котому что качества являются неотъемлемой частью материального существования, производят разные формы, которые мы обобщённо называем материей. А может и квалитативно-диалектический материализм. Вопрос наименования является важным, но всё же вторичным.

А пока, удалось ли нам найти что-либо ценное с помощью такого метода или нет – решать не нам, а вдумчивому читателю, желающему критически познавать новое.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: