Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени




ОТВЕТ: Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно осуществить в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В целях недопущения нарушения налогового законодательства в части образования налоговой недоимки, Налоговый кодекс РФ (п.4 ст. 21) предоставляет налогоплательщикам право изменить срок уплаты налога и сбора на более поздний.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

В правоотношениях по изменению срока исполнения налоговой обязанности принимают участие три стороны: финансовые государственные или муниципальные органы, налоговые органы и налогоплательщик, претендующий на изменение срока уплаты налога, сбора и пени (заинтересованное лицо).

Налоговый кодекс РФ определяет обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых исключает изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица (ст. 62 НК РФ):

- возбуждено уголовное дело по признакам, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов;

- имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство.

Принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов предоставлено (п. 1 ст.63 НК РФ):

- по федеральным налогам и сборам – федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов:

- по региональным и местным налогам – налоговым органам по месту нахождения заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов и муниципальных образований.

- по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит (п. 3 ст.61 НК РФ), какие-либо иные способы более поздней уплаты налога или сбора налоговым законодательством не предусмотрены и, следовательно, не подлежат применению.

Отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока погашения налоговой обязанности с единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Рассрочка по уплате налога заключается в предоставлении налогоплательщику возможности изменить срок исполнения налоговой обязанности с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года.

Отсрочка или рассрочка уплаты налога могут быть предоставлены по одному или нескольким видам обязательных платежей на срок не менее одного, но не более шести месяцев.

Отсрочка, рассрочка или налоговый кредит предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.

Перенос срока исполнения налоговой обязанности в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита возможен при наличии обстоятельств, указанных в ст. 64 НК РФ.

В зависимости от императивности для уполномоченного органа эти обстоятельства подразделяются на подлежащие:

- безусловному учету, т.е. при их наличии уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному в отсрочке или рассрочке уплаты налога. Такими основаниями служат: а) причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; б) задержки налогоплательщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного заказа. Если отсрочка или рассрочка предоставляется по этим основаниям, то на сумму задолженности проценты не начисляются.

- учету по усмотрению уполномоченного органа. Такими основаниями служат: а) угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога; б) имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной выплаты им налога; в) производство и (или) реализация товаров, работ, или услуг носит сезонный характер. Предоставление отсрочки или рассрочки по этим основаниям предусматривает начисление на сумму задолженности процентов исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на период отсрочки или рассрочки.

Наличие обстоятельств, являющихся основаниями для изменения срока уплаты налога, должно быть подтверждено налогоплательщиком документально и предоставлено уполномоченному органу одновременно с подачей соответствующего заявления. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления от налогоплательщика.

Инвестиционный налоговый кредит - это такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплаты суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен налогоплательщику (организации) при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

- осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлению ею особо важных услуг населению.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение одного месяца со дня получения заявления.

 

ВОПРОС 34

Налоговый контроль

ОТВЕТ: Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства. Налоговый контроль является разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в налоговой сфере. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и предназначен для решения следующих задач:

- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

- проверка целевого использования налоговых льгот;

- пресечение и предупреждение правонарушений в налоговой сфере.

В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы внебюджетных фондов, в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю эти органы активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и службами, входящими в систему органов исполнительной власти (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности РФ и др.).

Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы действующего законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между указанными органами соглашений. В соответствии с данными соглашениями указанные органы предоставляют друг другу имеющиеся у них материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению.

Контроль за соблюдением налогового законодательства вправе проводить и финансовые органы, в частности, органы федерального казначейства, в целях проверки полноты и своевременности исполнения банками операций по перечислению налогов в доход соответствующего бюджета.

Правовую основу налогового контроля составляют: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ (гл. 14), Закон РФ от 21.03.91 г. «О налоговых органах Российской Федерации», а также иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Порядок осуществления налогового контроля, формы и методы его проведения, права и обязанности участников налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса. Непосредственной целью мероприятий налогового контроля является выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений, предупреждение их совершения в будущем и обеспечение необратимости наступления налоговой ответственности.

Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет классифицировать налоговый контроль на следующие виды.

В зависимости от сроков проведения различают оперативный и периодический контроль; в зависимости от источников налоговый контроль подразделяется на документальный и фактический.

Оперативный контроль представляет собой проверку, осуществляемую в течение отчетного периода после завершения контролируемой операции.

Периодический контроль представляет собой проверку за определенный отчетный период.

Документальный контроль - проверка данных финансовых документов.

Фактический контроль - проверка путем осмотра, обмера, обследования материальных ценностей.

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе РФ:

- налоговая проверка,

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сборов,

- проверка данных учета и отчетности,

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и др.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая проводится налоговыми органами в виде камеральных или выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчислении и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам, она не может продолжаться более двух месяцев. Кроме того, налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Если у сотрудников налоговых органов есть основания полагать, что документы, свидетельствующие о налоговом правонарушении, могут быть уничтожены, скрыты или изменены, эти документы изымаются в порядке, предусмотренном ст.94 НК РФ.

Одновременно с налоговой проверкой могут проводиться инвентаризация имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

Если по окончании проверки акт не был составлен, это расценивается как отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений.

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающих ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

После рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен вынести решение в форме постановления, в котором содержатся следующие выводы:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

 

ВОПРОС 35



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: