Государственный долг Российской Федерации, его формы и методы управления




ОТВЕТ: Государственным долгом РФ являются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

С материальной точки зрения государственный долг это общая сумма задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг классифицируется на виды по различным основаниям. В зависимости от срока погашения:

- капитальный – представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая %, которые должны быть уплачены по этим обязательствам;

- текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов – кредиторов или валюты обязательств государственный долг делится на:

- внутренний – выпускаются займы в национальной валюте, размещаются среди резидентов государства (на внутреннем рынке);

- внешний – выпускаются в иностранной валюте, размещаются на иностранных фондовых рынках, при размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Государственный кредит, а также долговые обязательства, образующие государственный долг РФ, могут выступать в форме (Форма государственного долга – это юридически оформленные экономические отношения, образующие долговые обязательства РФ) (ст. 98 БК РФ):

- кредитных соглашений и договоров, заключенные от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных предметов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о представлении РФ государственных гарантий;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Использование полномочий по формированию доходов бюджетов, погашению долговых обязательств и обслуживанию государственного долга требуют управления этим процессом.

Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по планированию и учету всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению государственного долга, выпуску и размещению новых займов, поддержанию вторичного рынка долговых обязательств, предоставлению государственных гарантий.

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Управление государственным долгом относится к компетенции Правительства РФ. Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, которое разрабатывает программы государственных заимствований и реализует их, ведет Государственную долговую книгу РФ.

Обслуживание долга производит Центральный банк РФ и его учреждения, если иное не предусмотрено Правительством, функции генерального агента по обслуживанию государственного долга Центральный банк осуществляет бесплатно.

Методы управления государственным долгом.

1. Реструктуризация - (ст. 105 БК) погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сокращением суммы основного долга.

В частности в 1996 г. внутренний долг РФ в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации. Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия иностранных кредиторов.

2. Конверсия внешнего долга – замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики (не отсрочки платежей, а сокращения объема долга).

- долг в обмен на собственность – обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов;

- долг в обмен на наличные – выкуп долга на вторичном рынке долговых обязательств (с дисконтом);

- долг в обмен на налоги – установление налоговых льгот для инвесторов, держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.

3. Новация долга – означает прекращение обязательств соглашением сторон о замене первоначального предметного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения.

Долг РФ перед странами СЭВ (1995-1996г.) погашался поставками российских товаров. Российская Федерация согласилась с предложением Вьетнама погасить долг РФ товарами.

4. Уступка права требования – замена одного кредитора другим (продажа долгов).

Что касается организационных мер управления государственным долгом, то БК установлено:

1. Предельные объемы государственного внутреннего и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

2. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должны превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Все эти методы и инструменты призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом.

 

ВОПРОС 41



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: