Защита прав налогоплательщиков. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц




 

ОТВЕТ: Предоставление налогоплательщикам гарантий защиты их прав - необходимое условие демократической налоговой системы. Налогообложение серьезно ограничивает право собственности гражданина, закрепленное ст. 35 Конституции РФ, а любое ограничение конституционных прав допустимо лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Под защитой прав налогоплательщиков понимается система идеологических, юридических и материальных гарантий, установленных Конституцией и налоговым законодательством Российской Федерации и призванных обеспечить интересы налогоплательщиков и государства.

На практике защита прав налогоплательщиков представляет собой право на обращение в те или иные государственные органы для рассмотрения законности и обоснованности действий или бездействия налоговых органов в процессе налоговых споров. При этом под налоговым спором понимается юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между налогоплательщиками и государственными органами и их должностными лицами, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права.

Право на обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц закреплено в ст. 137 НК РФ. Согласно указанной статье налогоплательщики и иные лица вправе обжаловать акты налоговых органов, действия их должностных лиц (не оформленные актами, исходящими от руководителя налогового органа), а также бездействие должностных лиц (несовершение действий, предусмотренных их должностными обязанностями).

Анализ ст. 137-142 НК РФ, регулирующих порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц, позволяет выделить следующие виды обжалования:

- административное обжалование (рассматриваемые во внесудебном, административно порядке);

- судебное обжалование (реализуемое в процессе осуществления правосудия);

- обжалование нормативных актов налоговых органов.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Административное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц урегулировано ст. 139 НК РФ, при этом срок подачи жалобы установлен три месяца. В случае пропуска трехмесячного срока по уважительной причине он может быть восстановлен по усмотрению лица, к которому поступила жалоба.

Жалоба подается в письменной форме. Порядок рассмотрения жалобы налогоплательщика регламентируется ст. 140 НК РФ. Срок рассмотрения жалобы и принятия решения - один месяц со дня получения. По результатам рассмотрения жалобы на акт налогового органа лицо, рассматривавшее жалобу, обязано вынести одно из четырех решений:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

По общему правилу, установленному в ст. 141 НК РФ, подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого акта или действия. Однако по усмотрению налогового органа или должностного лица, рассматривающего жалобу, исполнение обжалуемого акта или действия может быть приостановлено.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо обязаны либо вынести решение по существу.

Судебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, производится организациями и индивидуальными предпринимателями путем подачи искового заявления в арбитражный суд, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем обращения в суд общей юрисдикции. Налоговый кодекс не устанавливает порядок рассмотрения подобных исков, а содержит лишь отсылочную норму, поэтому судопроизводство по данной категории дел осуществляется в соответствии с положениями арбитражного и гражданского процессуального законодательства.

В судебном порядке могут быть обжалованы как ненормативные, так и нормативные акты налоговых органов.

На практике в суды могут направляться исковые заявления с требованиями:

- о признании недействительным полностью или в како-то части решения налогового органа, в том числе решения о взыскании недоимки (штрафа, пени);

- о признании незаконным действий (бездействия) должностного лица налогового органа и обязывании указанного должностного лица совершить соответствующие действия по восстановлению положения, существовавшего до нарушения;

- о возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

- о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями налоговых органов (их должностных лиц);

- о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации) физических лиц и возмещении причиненного морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;

- о признании инкассового поручения налогового органа не подлежащим исполнению;

- отмены обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении и др.

Помимо ненормативных актов в судебном порядке обжалуются и нормативные акты налоговых органов. Порядок такого обжалования имеет определенные особенности, поскольку нормативные акты отличаются от ненормативных тем, что содержат правовые нормы, имеющие многократное применение, и направлены широкому кругу лиц.

ВОПРОС 36



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: