ОТВЕТ: В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества в условиях дефицита бюджета государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур, средств населения, средств иностранных государств, международных финансовых организаций. Главным способом их получения является государственный кредит.
Как экономическая категория кредит является важнейшим элементом финансов и представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения государством денежных средств, а также отношений, связанных с предоставлением государственных гарантий.
Государственный кредит представляет одну из форм кредитных отношений в экономике, опосредующих движение ссудного капитала. Сущность этого движения заключается в том, что стоимость ВВП и части национального продукта распределяется вторично. Объектом государственного кредита является процесс передачи в ссуду временно свободных денежных средств.
Государственный кредит как правовая категория представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством или размещения государством денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий.
В юридическом аспекте государственный кредит выступает самостоятельным элементом финансовой компетенции государства.
Специфика отношений государственного кредита обуславливает, как правило, наличие императивных, государственно-властных методов регулирования, однако допускаются и диспозитивные подходы. Поэтому правовые нормы, регулирующие государственные кредитные отношения, содержаться в различных отраслях права и образуют комплексный правовой институт.
|
Правовой основой государственного кредита являются:
- Конституция РФ, согласно которой кредитное регулирование относится к исключительной компетенции РФ;
- Бюджетный кодекс РФ, который определил сущность и формы государственного кредита, способы управления государственным долгом и порядок его обслуживания, предельно допустимый объем внешних заимствований, порядок предоставления государственных гарантий;
- ежегодно принимаемые законы о бюджете на текущий финансовый год;
-Гражданский кодекс Российской Федерации (§ 1 гл. 42 ГК РФ);
Детальное правовое регулирование государственных заимствований осуществляется на основе федеральных законов:
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г.;
- федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98г.;
- федеральный закон «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сбербанка СССР в целевые долговые обязательства РФ» от 12.07.99г.
- приказ Минфина РФ от 12.08.02 «Об эмиссии облигаций федерального займа с амортизацией долга»;
- международные договоры и соглашения о представляемых или получаемых РФ кредитах, гарантиях и поручительствах;
- соглашения между РФ и государствами – участниками СНГ об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР от 09.10.95г.
Вопросы государственного кредита субъектов РФ регулируются помимо БК, конституциями и уставом субъектов РФ, также и в отношении муниципального кредита.
|
Отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный многоплановый характер и регулируются нормами как финансового, так и других отраслей права. Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного долга.
Объектом этих правоотношений являются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований.
Субъектами рассматриваемых правоотношений являются:
- с одной стороны, государство или уполномоченный им орган (Правительство, ЦБ РФ, Минфин);
- с другой, – любые субъекты финансовых правоотношений.
Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер, несмотря на то, что государство в этих отношениях является должником (заемщиком), именно оно в одностороннем порядке устанавливает их условия:
- срок;
- платность (доходность);
- виды;
- основания их прекращения и изменения.
Юридические и физические лица, вступив в эти отношения, обязаны выполнять все условия займа.
Кроме того, в сфере государственного кредита возникают правоотношения по поводу обслуживания (функционирования) государственного долга. К таковым относятся правоотношения:
- между Банком РФ, либо Сбербанком России и органами законодательной и исполнительной власти по поводу перечисления из средств бюджета сумм по погашению и обслуживанию государственного долга;
- между учреждениями Сбербанка и Центрального банка по поводу установления минимального размера обязательных ресурсов, депонируемых (размещаемых) в ЦБ и используемых в качестве кредитных ресурсов для погашения государственных займов (ст. 35, 38 ФЗ «О Центральном банке РФ», ст. 24 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
- между Банком России и Минфином РФ по поводу заключения соглашения о проведении операций по обслуживанию государственного долга на основании поручения Правительства РФ и др.
ВОПРОС 40