ОТВЕТ: Бюджетное финансирование – это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий и осуществление деятельности, предусмотренных законом о соответствующем бюджете на условиях безвозвратности и безвозмездности.
Бюджетное финансирование осуществляется в двух формах:
- в форме прямого финансирования, т.е. путем выделения из бюджета финансовых ресурсов получателям средств в соответствии с бюджетной росписью.
- в форме зачетного финансирования это явление исключительное и возможно в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств.
Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:
1. Федерализм – основу принципа составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения т.к. именно разграничение компетенции определяет объем расходной ответственности каждого уровня власти и объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета.
2. Целевое направление средств.
3. Принцип режима экономики.
4. Контроль.
5. Законность – расходы бюджета производятся на основе действующего законодательства и включения их в соответствующий бюджет.
Расходы бюджетов подразделяются на:
– текущие расходы, которые обеспечивают текущее функционирование органов исполнительной власти;
- капитальные расходы – эти расходы обеспечивают инновационную деятельность (строительство, капитальный ремонт, т.е. расходы, которые способствуют увеличению имущества).
Средства из бюджетов также могут выделяться и на возвратной, срочной и (или) возмездной основах в виде бюджетных кредитов.
Бюджетный кредит – представление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит выделяется:
- юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Этим лицам бюджетный кредит предоставляется только на условиях возвратности, возмездности и 100%-ном имущественном обеспечении.
- государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Выделяется на условиях возвратности, срочности.
- бюджетный кредит, предоставляемый бюджету другого уровня, является не только формой бюджетного кредитования, но одновременно и формой финансовой помощи. Межбюджетные кредиты имеют целевое назначение:
- покрытие дефицитов соответствующих бюджетов;
- финансирование расходов региональных бюджетов по погашению долговых обязательств.
Правовое оформление бюджетных кредитов осуществляется в форме договоров и соглашений.
В современных условиях бюджетное кредитование приобретает существенное значение, поскольку с одной стороны, позволяет государству материально поддерживать юридических лиц всех форм собственности и территориальные образования, а с другой – сохранять право собственности на бюджетные денежные средства.
Финансовые отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Они не отделимы от реальных фактических обстоятельств – использования денежных средств на покрытие расходов, связанных с функционированием того или иного органа государства.
Эти отношения регулируются нормами финансового права, а также другими отраслями права – гражданским, административным и др.
Правоотношения в области расходов государства, характеризуются неравенством сторон. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных расходов, применяет к органу, получающему бюджетные ассигнования, метод властного воздействия. Государство в одностороннем порядке устанавливает виды расходов, финансируемых из бюджета, нормы расходов, объекты финансирования и строго взыскивают за любые нарушения государственных предписаний.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих эти правоотношения, представляет собой раздел особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных и муниципальных расходов.
Совокупность этих правовых институтов принято именовать «Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов.
ВОПРОС 46