Реформация (1517 — 1648 гг.) — антифеодальное общественное движение, принявшее форму борьбы против католической церкви (возникла в Германии). Связана к Крестьянской войной в Германии (1524 — 1516 гг.).
Два лагеря:
- обеспеченный класс (бюргеры), требующий умеренных реформ;
- народные массы: требующие революционного переустройства.
Цели:
- исправление официальной доктрины Римской католической церкви;
- преобразование церковной организации;
- перестройка взаимоотношений церкви и государства.
Протестантство появилось во Франции еще в первой половине XVI в. Но широкое распространение это движение получило лишь в 50-х годах. Французские протестанты были кальвинистами и получили название гугеноты. Особенность французского реформационного движения заключалось в том, что им было охвачено главным образом дворянство и горожане. Религиозная борьбы приобрела здесь характер сопротивления королевскому абсолютизму. В конце XVI в. во Франции уже шло ожесточенное религиозное противоборство между кальвинистами (гугенотами) и католиками, и которое в итоге приняло форму гражданской войны. Возникла угроза существования государства. В этой обстановке в общественном сознании все больше укреплялась мысль о том, что мир может быть обеспечен лишь сильной королевской властью. С теоретическим обоснованием этой идеи выступил Жан Боден.
Жан Боден (1530–1596 гг.) родился в Анжере в зажиточной семье. Юрист по образованию, с 1559 г. – профессор университета в Тулузе, с 1561 г. занимал судейские должности в Париже, в 1571 г. поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому. Он был депутатом провинциальных, затем в 1576-77 – депутатам Генеральных штатов. С 1584 г. – генеральный прокурор Лана (город на северо-востоке Франции). Боден занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами, за что едва не поплатился жизнью в Варфоломеевскую ночь. Скончался от чумы в Лане.
|
Основные произведения: «Метод легкого познания истории», руководство для инквизиции «Демономания колдунов», заменившее устарелый «Молох ведьм», «Шесть книг о республике» – главный труд, в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, его функции, формы правления.
Видным идеологом централизованного государства является француз Жан Боден (1530-1596 гг.). Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть могла бы вывести Францию из хаоса междоусобицы католиков и протестантов (гугеноты), защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, он изложил в работе «Шесть книг о государстве».
Государство.
Происхождение государства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей, а на их формы влияет естественная среда – климат, почва и т.д. Что касается происхождения государства, Боден указывает на три возможных способа:
· обычный (семья постепенно превращается в род, затем старейшины получают власть по неписаным законам, и позднее это событие фиксируется «на бумаге»);
· общественный договор (идеальный способ, когда из слабых родов складываются могущественные империи);
· распад крупных государств.
Согласно определению Бодена государство - это «осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении».
|
Важную роль в преодолении феодальных распрей, объединении государств и укреплении их внутреннего мира сыграла выдвинутая Боденом одна из самых замечательных идей того времени – идея государственного суверенитета(фр. souverain – носитель верховной власти). Суверенитет, под которым Боден понимал высшую абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе, является самым существенным признаком государства. Именно он составляет принципиальное отличие государства от всех других объединений людей.
1. Суверенитет един и неделим. Это означает, что он не может быть разделен, например, между королем и народом.
2. Суверенная власть постоянна, т.е. ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна, т.е. суверен может изменять любые законы по своему усмотрению, но только человеческие.
4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.
5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным лицам.
Высший характер государственной власти Боден усматривал в том, что она всегда обладает верховенством, стоит выше всех других видов господства. Выше носителя суверенной власти – только Бог и законы природы. Абсолютность власти состоит в том, что она не ограничена какими-либо условиями для проявления своего могущества. Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. Единая в том смысле, что её прерогативы принадлежат только ей. Она не может их делить с кем бы то ни было. На суверенитет не могут посягать ни граждане (подданные), ни церковь, ни какие-либо другие организации (рыцарские ордена, городские корпорации и т.п.). Воплощением суверенитета является монарх. Его власть неограничена и безусловна. Постоянство же суверенитета означает, что государственная власть не установлена на какой-либо срок, а существует по собственному праву.
|
Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти решать важнейшие вопросы жизни страны: издавать законы, адресуемые всем без исключения подданным и учреждениям государства; решать вопросы войны и мира; назначать должностных лиц; вершить правосудие в последней инстанции и право помилования; чеканить монеты, определять меры взимания налогов и податей.
Государство Боден определяет как правовое управление множеством семейств, или домохозяйств, и тем, что является общим у них, на основе суверенной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая цель её состоит в заботе об истинном счастье индивидов.
Из трех постоянно дискутируемых форм правления (демократия, аристократия, монархия) он предпочитает такое государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство Боден называет королевской монархией.
Идеальное государство, по Бодену, возможно лишь там, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных. Такой государь боится Бога, милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, уверен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен для врагов, любезен к расположенным к нему, грозен для злых и ко всем справедлив.
Боден определяет условия стабильности и прочности различных форм государства. Он связывает это с поощрением слоя людей среднего достатка путем введения законов против ростовщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках олигархов. Важно также, по его мнению, не допустить раскола общества по религиозным основаниям. Государство должно защищать свободу вероисповедания.
Бодену принадлежит также идея натуралистической, т.е. географической, типологизации государств. Он считал, что тип государства зависит от природно-климатических условий. Для умеренного пояса, по его мнению, типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, но у них развит ум и процветают науки, поэтому они нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы севера, живущие в суровых условиях, храбры, их можно заставить подчиняться лишь сильному государству. На государство влияют также горы, равнины, плодородие и бесплодие почвы.
Право. Препятствием к превращению абсолютной власти в произвол являются общие для всех народов законы: божественные, естественные и человеческие. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью не должно противоречить этим законам. Его задача – не допустить вырождения монархии в тиранию. Право – как выражение разума включает нормы, определяющие, что хорошо и справедливо в государстве. Под «выражением разума» или «разумного начала», или «незыблемых требований в праве» Боден понимал защиту права частной собственности, права на индивидуальную семью, частную семейную жизнь. «Разумное начало» воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, законах страны, отражающих ее историческое развитие.