Политико-правовые взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы. Семья и собственность в утопиях.




Идеи утопического социализма появляются в XVI — XVII вв. и заключаются в следующем:

- мыслители-социалисты обращается к проблемам государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические, способные воплотить строй, основанный на общности имуществ, равенстве между людьми;

- внутри этого направления складывались самые разные взгляды, идеалы и преставления (одни из них выдвигают на первый план рациональность, другие — свободу, третьи — равенство);

- в сочинениях теоретиков утопического социализма получила отражение идеология угнетенных масс;

- развивает и охраняете отношения, основанные на общности имущества, защищают личность, действующую в условиях коллективного строя.

Томас Мор (1478-1535 гг.). Происходил из дворянской семьи, получил образование в Оксфорде. В 18 лет поселился в монастыре, но обета не принял, женился и занялся адвокатской практикой. Вскоре Мор, опираясь на связи с лондонским купечеством, был избран в парламент, назначен лорд-канцлером. Разошелся во взглядах с Генрихом VIII, когда король с согласия парламента и собора духовенства приступил к «верхушечной реформации», объявив себя главой англиканской церкви. В 1532 г. Мор был отстранен от должности и в июне 1535 г. казнен по обвинению в государственной измене. В отличие от гуманистов Италии и Франции, резко критиковавших папский престол, Т. Мор был ревностным христианином-католиком. Более того, католическая церковь в ХХ веке причислила его к лику святых.

Основное произведение — «Утопия» (1516).

Основные положения:

- резкая критика существующих социальных и государственно-правовых порядков (в отличие от Кампанеллы);

- где есть частная собственность, там невозможно правильное и успешное течение государственных дел;

- общество есть результат заговора богатых, государство — их орудие: богачи подчиняют себе народ с помощью законов, предписаний власти;

- государство, где есть общественная собственность, исключает преступления;

- именно частная собственность питает дурные человеческие страсти — алчность, жадность, эгоизм, стремление увеличить богатства и др.

Утопия (греч. — место, которого нет):

- воображаемая страна, которая сумела избавиться от частной собственности и жить счастливой жизнью;

- собственность общественная; обществу принадлежит земля, произведённая продукция;

- каждая семья занимается определённым ремеслом, семейная организация составляет производственную структуру утопического общества;

- с/х работы ведутся на началах трудовой повинности, которую должны отбывать все граждане;

- рабочий день длится шесть часов.

Люди в Утопии живут в достатке, который достигается:

- принудительным привлечением к труду всех мужчин и женщин;

- жители Утопии довольствуется простой, одинаковой для всех одеждой, им неведомы роскошь и излишества.

Институт рабства:

- в стране есть и должны быть рабы, которые носят кандалы;

- потребность в рабах объяснялась необходимостью выполнять неприятную тяжелую работу;

- рабами становились военнопленные, преступники, отбывающие наказание, люди, приговорённая к смерти в других государствах и выкупленные утопийцами;

- рабство не передаётся по наследству, сын раба — свободный человек, сами рабы также могли быть освобождены от рабского состояния.

Главное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» более известно как «Утопия» (от двух греческих слов - нет и место) написана в 1516 г. и многие идеи в ней заимствованы у Платона. «Утопия» создавалась в эпоху великих географических открытий и по форме представляет собой рассказ о странствиях Рафаила Гитлодея (в переводе «пустомеля»), который открыл остров Утопия. Книга делится на две части: в первой Мор критикует современное общество, анализирует порядки, существующие в Англии, причины социальной несправедливости и преступности. Во второй части Мор изображает во всех подробностях общественный и политический строй Утопии.

Утопия представлена в виде федерации из 54 городов. Управление каждого из них основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают на год филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи образуют сенат, возглавляемый князем, избираемым филархами тайным голосованием из 4-х кандидатов, предложенных народом. Все должностные лица избираются на 1 год, за исключением князя, занимающего свою должность пожизненно, если не будет заподозрен в тирании. Функции должностных лиц: контроль за соблюдением законов, организация и надзор за общественными работами. Таким образом, исполнительная власть и судебная совмещаются.

Важнейшие вопросы – продолжительность рабочего дня, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение – решаются народным собранием. Оно же избирает большую часть должностных лиц и заслушивает их отчеты.

Форма правления носит смешанный характер: глава государства – князь, функционируют также сенат и народное собрание.

Религия. В Утопии господствует полная веротерпимость: одновременно существует несколько культов, нет никаких ограничений, связанных с принадлежностью к той или иной религии, но атеизм не допускается. И все же так как сам Мор был католиком, основная религия на острове все же существует – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что Мор считал лишним (к примеру, священники избираются народом).

Право. Мор одним из первых подчеркнул, что сложность и запутанность современного законодательства отвечает интересам богатых и направлено против трудящихся. Поэтому в Утопии законов мало, их формулировки настолько четки, что в юристах нужды нет. Не нужно сложное законодательство еще и потому, что споры между жителями редки, т.к. нет частной собственности, а преступления немногочисленны.

Наказания. Преступников не казнят, а приговаривают к общественным работам. По мнению Мора, принудительные работы – более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь. Утопийцы, совершившие тяжкие преступления, обращаются в рабство.

Какие же трудности лежат на пути построения нового общества? Основное препятствие Т. Мор видел в жадности и гордости богачей. Он рассчитывал на силу разума и исторический случай.

 

Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) родился в Калабрии (Южная Италия) в семье сапожника. До пострижения в монахи ордена доминиканцев (1583 г.) носил имя Джованни Доменико. Впервые арестован инквизицией по обвинению в ереси в 1594 г., выдержал четыре процесса, сопровождавшиеся пытками, освобожден в 1598 г. В том же году принял активное участие в заговоре (был раскрыт в результате доноса), целью которого было освобождение его родины Калабрии, от испанского ига, за что был приговорен к пожизненному заключению и провел 27 лет в тюрьме. В заточении написал множество книг по философии, богословию, медицине, астрологии, математике, политике. Освобожден в 1629 г., благодаря вмешательству папы Урбана VIII, уехал в 1634 г. в Париж, где и прожил в нищете последние годы.

Главное произведение: «Город Солнца». 1602 г.

Город Солнца:

- это город-государство, обитатели которого ведут «философский образ жизни общиной»;

- характерна общность имущества, включая жен (развитие идей Платона);

- обязательность и почетность труда, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями (самые тяжелые работы считаются самыми почетными);

- от физического труда избавлены только ученые-жрецы, занимающиеся организацией производства, а также осуществлением духовного и политического руководства обществом;

- уравнительность и грубый аскетизм, жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована — носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться;

- только в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство;

- существуют право, правосудие, наказания;

- законы немногочисленны, кратки и ясны;

- солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести;

- процесс гласный, устный, быстрый.

Главное произведение: «Город Солнца» написан в заключении в 1602 г., т.е. спустя 100 лет после «Утопии» Т.Мора и в один год c «новой Атлантидой» Ф. Бэкона. Видимо, Кампанелла был знаком с творчеством Мора – его влияние на автора «Города Солнца» весьма заметно. Рассказ ведется от имени путешественника, который посетил этот город, расположенный на острове где-то у экватора.

Город Солнца – это город-государство, обитатели которого ведут «философский образ жизни общиной». Для них характерна общность имущества, включая жен, обязательность труда (самые тяжелые работы считаются самыми почетными). От физического труда избавлены только ученые-жрецы, занимающиеся организацией производства, а также осуществлением духовного и политического руководства обществом.

Управление городом. Город Солнца – теократическая республика, организованная по образцу монашеского ордена. Управляет государством верховный первосвященник – Метафизик (Солнце), избираемый из мудрейших и ученейших граждан. В его руках светская и духовная власть, от которой он может отказаться, если на его взгляд, найдется более умный. Ему помогают три соправителя - Могущество, Мудрость и Любовь, которые соответственно управляют делами войны и мира, искусством и науками, деторождением, медициной, воспитанием и всем, что касается личной жизни и быта.Эти четверо – единственные в городе, на решения которых народ не может оказывать влияния. Остальные должностные лица – выборные. Должностные лица это – лица, ведающие узкими специализациями: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель и др., которые образуют коллегию высших должностных лиц. Это так называемое правление «знающих».

Каждые две недели созывается Большой совет - собрание граждан, на котором присутствуют совершеннолетние, достигшие 20-ти летнего возраста. Каждому предоставлено право высказываться по поводу имеющихся в государстве недостатков, участвовать в обсуждении важных вопросов, в том числе о кандидатурах на высшие должности.

Право. Относясь отрицательно к запутанному законодательству Италии, Кампанелла пишет, что у соляриев законы немногочисленны, кратки и ясны, тексты их вырезаны у дверей храма. Упрощено и судопроизводство: процесс гласный, устный, быстрый. Наказание наступает за малодушие, гордость, нерадивость. За умышленные преступления действует принцип талиона. Наказания - смертная казнь, телесные наказания, изгнание. Так как Кампанелла подвергался пыткам и тюремному заключению, то у соляриев пытки недопустимы и тюрем нет.

Отметим, что общества утопийцев и соляриев – это, по существу, тоталитарные полицейские государства, где жизнь граждан жестко регламентирована и любое отклонение от «нормы» строго преследуется. Нормируется численность населения, продукты распределяются, отсутствует частная собственность и деньги, все должны одинаково одеваться, производительный труд обязателен.

Таким образам, в проектах идеальных государств, предложенных Т. Мором и Т. Кампанеллой, речь идет отнюдь не о свободном обществе, а о принудительном равенстве граждан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: