Особенности политико-правовой мысли в Древнем Риме. Политико-правовые взгляды Марка Туллия Цицерона.




Политико-правовая мысль Древнего Рима находилась под влиянием древнегреческой, и во многом опиралась на достижения греческих мыслителей. Поэтому вклад Рима в историю политико-правовой мысли не был столь существенен. Римляне больше прославились разработкой и систематизацией многих правовых идей, основополагающих понятий и концепций юриспруденции. На основе трудов древнегреческих философов разработано учение об источниках действующего права, исследованы соотношения закона и права. В свою очередь сочинения римских юристов стали составной частью Кодекса Юстиниана, который стал фундаментом развития средневековой юридической науки и практики. Своего расцвета юриспруденция Рима достигла в первые века н.э.

Именно в Римской империи в I и II вв. распространяется христианство, которое в IV в. из религии гонимой становится официальной религией Римского государства.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в отличие от греческих мыслителей не был философом, принадлежал к торгово-финансовой аристократии, жил в эпоху последнего периода республики Рима, когда республика уже двигалась к закату. Получил прекрасное образование. В Греции изучал греческую философию. Образованность и уникальные ораторские способности (он считался лучшим оратором своего времени) помогли Цицерону сделать блестящую политическую карьеру: был квестором, претором, проконсулом в малой Азии, консулом. Финал жизни трагичен: триумвират включил его в проскрипционные списки (лиц, считавшихся вне закона). Ему удалось бежать, однако он был настигнут и убит. Цицерон погиб 7 декабря 43 г. до н.э. на 64 году жизни.

Основные произведения:

- «О государстве»;

- «О законах»;

- «Об обязанностях».

Государство — дело, достояние народа. Отвергал представление о договорном характере происхождения государства.

Три формы правления:

- царская власть;

- власть оптиматов (аристократия);

- народная власть (демократия).

Понятие смешанной формы правления предложил также Цицерон.

Много внимания уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина.

Государство.

Происхождение государства. Цицерон вслед за Аристотелем отстаивает идею естественного божественно-природного происхождения государства. Первичной формой общественного объединения людей признается семья, из которой в дальнейшем формируется государство. Причины возникновения государства виделись Цицерону в стремлении людей к осуществлению общего интереса и в необходимости охраны собственности.

Сущность и задачи государства. Государство (respublika) – дело, достояние народа. Но народ понимается как «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Среди задач государства – сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности, поддержание должного прядка, управление присоединенными территориями и обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

Формы государства. Как и древнегреческие философы, Цицерон уделял большое внимание анализу различных форм государства, причинам их смены, поискам наилучшей формы и т.д.

Критерием классификации форм на «правильные» и «извращенные» он считал «характер и волю» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих различал три простые «правильные» формы: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм имеет не только достоинства («благоговением своим нас привлекают цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы»), но и недостатки. Так, царская власть чревата произволом единовластного правителя и легко вырождается в тиранию. Власть оптиматов в ее извращенной форме становится господством богатых, превращаясь в олигархию. Полновластие народа приводит к «безумию и произволу толпы» - охлократии. Но если исходить из определения государства (дело, достояние народа, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов), то эти «извращенные» формы – не государства, т.к. нет согласия в вопросах права.

Разделение власти. Предотвратить вырождение и замену одной простой формы другой, по мнению Цицерона, можно при условии введения смешанной формы государства, чтобы было «нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первейших людей, а некоторые дела были представлены суждению и воле народа». Каждая из простых форм дополняет другу друга: монархия, представленная властью консулов, сочетается с аристократией в форме сената и демократией в форме народного собрания и власти трибунов. Полномочия их равнозначны.

Право. Цицерон четко различал право естественное (fas) и право позитивное (jus). Естественное право выступает как вечный закон, обязательный для всех. Этот закон не писан, имеет врожденный характер, устанавливается природой, а не человеческими решениями. Естественное право возникло раньше позитивного и существовало еще до государства.

Позитивное право (человеческое, писаное) должно соответствовать естественному. Соответствие или несоответствие принимаемых в государстве законов естественному праву является критерием их справедливости или несправедливости. Кроме того, законы, принимаемые в том или ином государстве должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон (под влиянием Платона) придавал преамбуле закона, как имеющей значительное воспитательное значение.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Интерес к его идеям проявляли христианские мыслители, мыслители эпохи Возрождения и Реформации, Просвещения и современные авторы.

 

Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, обусловлены необходимостью следования таким добродетелям, как познание истины, справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин

· не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости;

· обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага;

· должен защищать отечество в качестве воина.

В основе права, по Цицерону, лежит справедливость (вечное, неизменное свойство природы в целом и человеческой природы) — естественно-правовая доктрина:

- различал позитивное и естественное право;

- делил право на частное и публичное (впервые в истории политико-правовой мысли); данное деление заменяло на протяжении длительного времени деление на отрасли по предмету регулирования.

Основные политико-правовые идеи Древнего Рима представлены учениями Цицерона, Августина Аврелия и ранних христиан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: