В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.
Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
В раннехристианских общинах, как об этом сообщается в "Деяниях святых апостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого".
В своем новом подходе к вопросам собственности, труда и распределения ранние христиане проповедовали принципы всеобщей обязанности трудиться и вознаграждения каждого по его труду.
Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно использование в духе требований новой религии целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей и соблюдению такого равенства в различных сферах человеческих взаимоотношений. Весьма энергично ранние христиане проповедовали основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние равным за равное.
Аврелий Августин (354-430) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. До принятия христианства (в 387 г.) он был сначала близок к движению манихеев, затем увлекался скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. Став христианином, он принял деятельное участие в травле "еретиков". C 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Был плодовитым автором, разработавшим основные положения христианского учения.
|
Основные труды:
- «О граде божьем»;
- «О свободной воле».
Концепция двух градов — весь человеческий род делится на два разряда:
- живущих по человеку (град земной);
- живущих по богу (град божий).
В концепции Августина проявляется влияние теорий:
- Платона о наличии в каждом государстве двух государств (богатых и бедных);
- стоицизмам двух полисах (государство и мировой, космический полис).
«Естественной порядок» человеческой жизни:
- греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве человека над человеком, в существующих отношениях управления и подчинения, господства и рабства;
- такой порядок носит временный характер и продлится до судного дня, когда будет установлено «царство небесное».
Причина зла — в свободной воле человека. Зло — то, что человек совершает (грех) и то, что он терпит (наказание). Идея связи зла в мире и в человеческих отношениях со свободной волей человека разработана таким образом, чтобы показать, что бог не отвечает за зло.
Человек — существо немощное, не способное создать своими силами на земле какое-либо совершенное общество. Отдельный индивид — только средство в осуществлении божественного порядка.
Формы правления:
- различаются в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть;
- главная обязанность — уважение богу и к человеку;
|
- не проявляет интереса конкретно к той или иной форме правления, не классифицирует их на правильные или неправильные;
- если в государстве сохраняется уважение к религии, то все формы правления становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
Граждане небесного града соблюдают законы земных государств, если они не противоречат их религиозным утверждениям. В земных царствах нет истинной справедливостям. Оправдание не только бога, но и государства. Критика человеческой власти, признание за израненными (гражданами «небесного града») права господствовать над грешниками (простыми гражданами).
В представлениях Августина о праве прослеживается влияние идей Цицерона и римских стоиков о естественном праве, а именно идеи о естественном праве как о всеобщем законе, которые вполне согласовываются с теологическим представлением о едином богоустановленном порядке. Естественно право в учении Августина возводится к богу.
Периоды жизни человека в теории Августина:
- младенческий;
- детство;
- юность;
- зрелость;
- начало старости.
Последние два периода — торжество религиозного начала, время, когда душа постигает бога.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку.
С этой позиции он дает новое толкование терминов античных философов. Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право (как воплощение справедливости), предстает в его оценке как погибшее государство. Если в государстве сохраняются справедливость и уважение к религии, то все формы правления, равно как авторитет и полномочия власти, становятся достойными того, чтобы им подчиняться.
|
Представления Августина о праве в ряде моментов сходны со взглядами римских стоиков, юристов и Цицерона, в частности с их трактовкой "естественного права".
Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу и носит теономный характер.
Критикуя начальствование и власть человеческую, Августин в то же время признавал за "избранными" (гражданами небесного града) право господствования над грешниками и в принципе над всеми своими противниками, которых они в состоянии будут победить в "справедливой войне", ведущейся по всевышнему "дозволению или указанию".
Учение Августина пользовалось большим влиянием уже в древности. Римско-католическая церковь широко использовала его положения для обоснования своих теократических представлений и претензий на власть. За заслуги перед церковью Августин был назван Блаженным. Заметную роль учение Августина сыграло в развитии христианско-теологических концепций этики, политики и права.