Фома Аквинский, Аквинат (1225 или 1226-1274 гг.) родился в Италии в г. Аквин близ Неаполя. Принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы. На пятом году жизни Фому отправили учиться в монастырь бенедиктинцев, где он и провел девять лет. В 17 лет вступил в доминиканский орден. Жил и учился в Неаполе, Париже, кельне, преподавал философию, теологию в ряде крупнейших европейских университетов. В 60-е годы по поручению римской курии Фома участвовал в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1274 по дороге в Лион, где он должен был разъяснить западное, латинское богословие представителям греческой православной церкви, заболел и вскоре скончался. Причислен к лику святых в 1323 г. В 1879 г. его учение объявлено «единственно истинной философией католицизма». Показательно, что философия Фомы Аквинского широко используется и в настоящее время в Западной Европе и Америке.
Основные труды:
· «Сумма теологий»;
· «Сумма против язычников»;
· «О правлении государей»;
· комментарий к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Он вернулся к античным представлениям о праве и государстве, признал значение римского права и трактовку естественного характера государства.
Происхождение и сущность государства:
· развивает мысль Аристотеля о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое»;
· в людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, в чем и видит причину возникновения государства;
· процедура учреждения государства аналогична сотворению мира богом;
· цель государственности — «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни людей.
Элементы государственной власти:
|
· сущность — плоскоклеточный отношения господствах и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями, такой порядок заведён богом;
· форма (происхождение);
· использование.
Формы правления:
· правильные — монархия, аристократия, полития;
· неправильная — тирания, олигархия, демагогия (то же, что и демократия).
Предпочтение отдаётся монархии по следующим причинам:
· сходство монархии с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом;
· вследствие исторического опыта, демонстрирующего устойчивость и преуспевание тех государств, где властвовал один, а не множество.
Монархию делит на:
· абсолютную;
· политическую (наилучшая форма правления, так как важную роль играют крупные феодалы, а власть государя при такой форме правления зависит от закона и не выходит за его рамки).
Теория закона:
· все законы связаны между собой нитями субординации;
· виды законов:
· вечный заключён в боге — универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной;
· естественный — отражение вечного закона;
· позитивный человеческий закон — конкретизация естественного закона, призван силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели;
· божественный закон — содержится в Библии, необходим, поскольку:
· позитивный человеческий закон не способен полностью истребить зло;
· несовершенство человеческого разума, для единого представления о правде нужна Библия.
Институт частной собственности, по учению Фомы Аквинского, имеет не божественное, а человеческое происхождение. По естественному праву все принадлежит богу, тем не менее частная собственность не противоречит естественному праву.
|
Фома Аквинский, Аквинат (1225 или 1226-1274 гг.) родился в Италии в г. Аквин близ Неаполя. Принадлежал к аристократическому роду, был внучатым племянником Фридриха Барбароссы. На пятом году жизни Фому отправили учиться в монастырь бенедиктинцев, где он и провел девять лет. В 17 лет вступил в доминиканский орден. Жил и учился в Неаполе, Париже, кельне, преподавал философию, теологию в ряде крупнейших европейских университетов. В 60-е годы по поручению римской курии Фома участвовал в переработке аристотелизма в христианско-католическом духе. В 1274 по дороге в Лион, где он должен был разъяснить западное, латинское богословие представителям греческой православной церкви, заболел и вскоре скончался. Причислен к лику святых в 1323 г. В 1879 г. его учение объявлено «единственно истинной философией католицизма». Показательно, что философия Фомы Аквинского широко используется и в настоящее время в Западной Европе и Америке.
Основные произведения: «Сумма против язычников», «Сумма теологий», «О правлении государей», посвященное королю Кипра, комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Ф. Аквинский широко использовал труды Аристотеля, которые появились в средневековой Европе благодаря арабам, которые в городах, завоеванных у Византии, обнаружили прекрасные библиотеки с трудами античных философов. По поручению римской курии Аквинат участвовал в переработке работ Аристотеля в христианско-католическом духе, и доказал, что дохристианская философия была основана на разуме и соответствует божественному закону. С трудами Фомы Аквинского, который «изгнал чертей из римского права», исчезло последнее препятствие на пути возрождения римского права.
|
Государство. Проблемам государства посвящена работа «О правлении государя», в которой Фома обращается к взглядам Аристотеля. Но если греческий мыслитель видел задачу государства во всеобщем благе граждан, то Ф. Аквинский считал, что одной из основных функций государства является охрана церкви. Аквинат различает три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля правящих лиц движет низшими слоями населения. Происхождение государства – результат естественной склонности человека к общественной жизни, но оно предопределено Богом и опосредовано разумом человека. Фома не исключает и общественный договор в качестве способа создания государства. Бывает, что использование государственной власти лишается божественности. Это случается, когда правитель либо приходит к власти при помощи несправедливых средств, либо властвует несправедливо. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви.
Форма государства. Вслед за Аристотелем Фома выделяет три правильные формы (монархия, аристократия и полития) и три извращенные (тирания, олигархия и демагогия или демократия). Критерий деления - отношение к общему благу и законности (господству справедливости). Первые основаны на праве и обычае, вторые – на произволе и правом не ограничены. Лучшей формой правления Аквинский считает монархию, т.к. исторический опыт показал устойчивость тех государств, где властвовал один человек. Однако Аквинат понимал, что монархия часто может отклониться от цели и стать тиранией, которую он вслед за Платоном и Аристотелем считал наихудшей формой. Поэтому, по его мнению, на практике следует предпочитать смешанную форму, где ведущую роль играют крупные феодалы (светские и духовные).
Соотношение церкви и государства. Ф.Аквинский придерживался идеи верховенства церковной власти, но в умеренных формах. В его понимании две власти соотносятся как душа и тело. Но духовная власть выше светской, материальной. Фома стремился обосновать духовный характер папского вмешательства в дела монархов, в том числе и необходимостью наказывать грешников, отстраняя от власти королей, повинных в ереси.
Право. Решая вопрос о существе права, Фома Аквинский не отличает право от нравственности и пытается найти их основание в законах мироздания. Он стремится найти оправдание феодального строя в мировом порядке, законы которого он понимает соответственно канонам католического богословия.
Основным признаком государства Аквинат считал право издания законов. Закон определяется им как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Ученый-богослов делит законы, управляющие мировым и общественным порядком, на четыре категории: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.
1. находящийся на вершине вечный закон. Это – божественное провидение, универсальные нормы, недоступные человеческому познанию, воплощенные в божественном законе, который передается с помощью откровения, Библии и видений святых;
2. естественный закон – отражение вечного закона во всех живых существах, созданный природой, являющийся фундаментом позитивного права. Это – законы общежития, продолжения рода, стремление к самосохранению;
3. человеческий закон – позитивное право, основанное на естественном, это – действующее феодальное право, являющееся самым несовершенным.
4. божественный закон – откровение, выраженное в священном писании и предназначенное исправлять несовершенства человеческого закона.
Нарушение любого закона наказуемо, подчеркивал Ф.Аквинский.
Воззрения мыслителя в области гражданского права характерны тем, что они отражают, с одной стороны, феодальные отношения, а с другой – процесс развития товарно-денежных отношений в то время.
Институт частной собственности, по учению Фомы Аквинского, имеет не божественное, а человеческое происхождение. По естественному праву все принадлежит богу, тем не менее частная собственность не противоречит естественному праву.
Учение Фомы Аквинского укрепило основы феодального государства, стало одним из самых последовательных обоснований божественного происхождения власти.