Профессионалам и не снилось...




Напоследок приведу мнения людей, в экологическом профессионализме которых не сомневаюсь.

Ирина ГЛАДКОВА, заместитель начальника областного управления по радиационной и экологической безопасности:

— Есть памятник природы «Озеро Тургояк», и оно страдает. А нам предлагают изменить статус. Возникает вопрос: чем ему от этого станет лучше и почему? Каждый раз хочется спросить при разрешении той же откачки воды: как это совместимо с отношением к памятнику природы? Похоже, местные власти просто глубоко не вникают в экологические проблемы, пытаясь решить их с наскока, видя панацею от всех бед только в ранге природоохраны...

Специалисты областного управления предоставили мне следующие цифры. Если на поддержание всех памятников природы (а их в Челябинской области около двухсот) ежегодно выделяется порядка ста тысяч рублей, то на содержание двух национальных парков — «Таганай» и «Зюраткуль» из федерального центра в 2001 году поступило 3 миллиона рублей, плюс 700 тысяч из облбюджета и 1,6 млн. руб. — по целевой «Программе природоохранных мероприятий». Что касается озера Тургояк, то здесь просто неясно, кто именно будет «управлять» им, с кем конкретно работать, подо что выделять деньги...

А вот как комментирует нашей газете ситуацию вокруг Тургояка начальник главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Челябинской области Зуфар КАМАЛЕТДИНОВ:

— Наше управление является одной из основных заинтересованных сторон в решении экологических проблем региона. Состояние и перспективы сохранения и использования объектов природного и историко-культурного наследия в современных социально-экономических условиях вызывают у нас серьезную озабоченность и тревогу. Не может не тревожить и безотрадная картина состояния примечательного «водяного памятника» мира, жемчужины Южного Урала, хранилища чистейшей природной воды — озера Тургояк. Уникальный природный объект должен быть надежно защищен от постоянно возрастающих антропогенных нагрузок. Это бесспорно! Но каким образом?

Работа администрации города Миасса и Миасского экологического фонда по созданию вокруг озера природного парка «Тургояк» заслуживает уважения и признания. Но смогут ли службы вновь создаваемого парка уберечь озеро?

Предположим, что все необходимые процедуры, предусмотренные Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» при образовании природных парков пройдены, решение об его образовании принято (чего пока нет). Позволит ли то небольшое финансирование из областного бюджета, полагающееся по статусу природному парку, повысить степень защиты водоема, решить накопившиеся в огромном количестве проблемы, о которых все мы знаем? На наш взгляд — нет...

А ведь еще в 1990 году Уральским лесотехническим институтом выполнено эколого-экономическое обоснование Южно-Уральского государственного национального парка «Таганай». Проведенное тогда обследование территории и сравнительная оценка сохранности биоценозов в различных ее районах позволили наметить оптимальную территориальную структуру парка, в которую входила и акватория планируемого ныне природного парка «Тургояк». Естественная законченность определяла конфигурацию проектируемой территории. Учитывалась необходимость охвата максимально возможного числа памятников природы, типичных и редких ландшафтов, уникальных природных объектов. Но, увы, разработчики национального парка столкнулись с непониманием миасцами целесообразности изъятия территории из хозяйственной деятельности, с неверным представлением о статусе парка. В итоге уникальный природный объект остался без надлежащей охраны, наилучшим видом которой, по нашему мнению, является придание статуса государственного национального парка — особо охраняемой территории более высокого ранга, отличающегося от природного парка особенностями правового положения, источниками финансирования, режимом охраны.

Все вышесказанное является аргументом в пользу целесообразности включения акватории озера Тургояк в национальный парк «Таганай», финансируемый из федерального бюджета, обеспеченный надлежащим штатом и охраной. На сегодняшний день это оптимальный и, практически, безальтернативный путь, позволяющий в наиболее короткие сроки увеличить степень защиты уникального водоема и сохранить его для потомков чистым и красивым.

 


Приложение 5.

ТУРГОЯКСКИЙ «УТЕКАЙ» миасские власти более полувека цепляются за откачку воды из уникального озера   Рыба, как известно, ищет где глубже, а чиновник — где лучше и дешевле. Наверное, по этой причине высокопоставленные миасцы из года в год атакуют областные инстанции мольбами разрешить «в порядке исключения» водозабор из озера Тургояк: мол, без этого городу и ни туды, и ни сюды, поскольку воды из Иремельского гидроузла, Атлянской поймы и Кысыкуля горожанам катастрофически не хватает. История эта повторяется десятилетиями, с начала 50-х годов прошлого века, когда Уральский автозавод, являвшийся безраздельным хозяином Кысыкульского источника водоснабжения, стал тянуть из «своего» поильца больше, чем озеро было способно отдать. Поэтому всеми правдами и неправдами автозаводцы ежегодно выбивали разрешение на подпитку Кысыкуля водой из Тургояка. Если бы не подобная откачка, то «брат по несчастью» нашей голубой жемчужины давно бы попросту погиб. К середине 90-х годов Кысыкуль и так превратился в болото, обмелев настолько, что водоросли покрыли огромную часть его поверхности, а со дна нахально «вылезла» труба водозабора... Автозавод не прилагал достаточных усилий для сохранения Кысыкуля в качестве питьевого водоема, городские же и областные экологические службы довольствовались бесконечными предписаниями о проведении мероприятий по улучшению качества воды, уповая прежде всего на временный водовод Кысыкуль—Тургояк. При этом выяснялось, что УралАЗ откачивал втрое больше тургоякской воды, чем отчитывался на бумаге. К примеру, в 1996 году автозаводцы взяли 4,56 млн. кубометров вместо разрешенных 1,79 млн. кубов. При этом расход горячей воды в самые «мертвые» ночные часы, когда горожане спят, составлял полтысячи кубов в час. Словом, вода уходила из труб в землю... Не менее «рачительно» заботились о «наводнении» Миасса местные власти. В начале 70-х годов, пустив в эксплуатацию Иремельское водохранилище, город по-прежнему откачивал воду из Тургояка. Еще через два десятилетия, после ввода в строй Атлянской поймы, потребительское отношение к озеру продолжилось, опять же для восполнения кысыкульских запасов. В 1997 году хозяйничать на озере-болоте стал муниципальный «Водоканал», а часть этого водоема власти передали в аренду «Сантехкомплекту», обязавшемуся навести порядок на рыбохозяйственном водоеме. Судя по тому, что новые хозяева Кысыкуля привычно добиваются разрешения на его пополнение тургоякской водой, мотивируя свои просьбы борьбой с замором рыбы из-за нехватки кислорода зимой подо льдом, это озеро действительно превратилось в «рыбное» место. Только вот ни разу водоканальцы не удосужились заняться аэраторными мероприятиями, дабы пополнить воду кислородом. Короче говоря, лечением больного озера заниматься всем недосуг... При этом руководство МГУП «Водоканал» не брезгует сомнительным опытом своих предшественников, продолжая с ведома горадминистрации, в обход областных структур, выкачивать тургоякскую воду без разрешения, не имея на то необходимой лицензии. Во всяком случае, в феврале здесь осуществили «пробный» запуск водовода, не дожидаясь специального разрешения обладминистрации. Губернатор дал свое «добро» на откачку 0,5 млн. кубометров воды лишь спустя три недели, да и то на период паводка... По словам же главного инженера «Водоканала» А. Босовца, никакого вреда Тургояку откачкой воды не наносится, поскольку уровень в озере уже поднялся выше средних многолетних величин, а в управлении природных ресурсов области выдвигают «заведомо невыполнимые» требования на получение разрешения... С этим узковедомственным подходом категорически не согласны ученые Ильменского заповедника, с 1996 года ведущие постоянный мониторинг состояния озера Тургояк. Как считают зав. лабораторией водной экологии А. Рогозин и ведущий научный сотрудник заповедника В. Ткачев, именно их исследования 6-летней давности, засвидетельствовавшие критическое состояние озера и приведшие к запрещению широкомасштабной откачки из Тургояка, позволили озеру вернуться к естественному состоянию. Благоприятная климатическая обстановка последних «водных» лет привела к самовыздоровлению жемчужины: к примеру, в 2002 году впервые зафиксировано снижение концентрации тяжелых металлов, уменьшение количества биогенных веществ, вызывавших бурное развитие водорослей. По мнению ученых, естественные колебания уровня воды происходит намного мягче и плавнее, чем при откачке воды, нарушающей очень хрупкий экологический баланс. К этому мнению полностью присоединился главный специалист отдела водного хозяйства облуправления по радиационной и экологической безопасности В. Белобородов: «Миасским властям давно пора понять, что документы на откачку из Тургояка областные власти дают отнюдь не автоматически, а в порядке исключения. Тем более, по имеющимся у нас данным в Миассе налицо нерациональное использование питьевой воды: в минувшем году утечки только в теплосетях составили полтора миллиона кубометров. И лишь благодаря тому, что власти заменили порядка 8 км труб, область пошла навстречу просьбам властей, согласившись на ограниченную откачку». Как видим, ученые и экологи бьются над тем, чтобы сохранить Тургояк, требуя, наконец, выполнения строгих водоохранных мероприятий. К сожалению, в самих властных кабинетах склонны считать, что никакой экологической катастрофы нет и не будет. А значит, можно продолжать «доить» Тургояк?!

Приложение 6.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ПАРКУ «ТУРГОЯК»?   Сильное звено экологической цепочки Александр ЛАГУНОВ, зав. биологическим отделом Ильменского заповедника, заслуженный эколог РФ: — Судя по словам начальника главного управления природных ресурсов и охраны окружающей — среды по Челябинской области З. Камалетдинова, он согласен с тем, что вокруг озера Тургояк нужно — создавать парк. Вопрос в том, какой он будет — национальный или региональный. Если сравнить — их типовые положения, то они абсолютно идентичны, различие только в источниках — финансирования: из федерального либо областного бюджетов. Конечно, статус национального парка выглядит более надежно и долговременно, ибо решение о его создании принимается на уровне правительства России. Теоретически природный парк «Тургояк», за который мы ратуем, может быть менее долгоживущим. Хотя я не думаю, что у кого-то на региональном уровне поднимется рука ликвидировать что-либо из имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, особенно в условиях мощнейшего антропогенного пресса на Южном Урале. Пока в Челябинской области есть лишь сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), которая формировалась стихийно. Совершенно очевидно, что для сохранения биологического разнообразия, начиная от видового и генетического флоры и фауны и кончая ландшафтным, необходимо существующую сеть переделать в систему, более эффективно и комплексно выполняющую природоохранные функции. на карте видно, что проектируемый нами природный парк «Тургояк» территориально как бы смыкает угодья национального парка «Таганай» и Ильменского заповедника. Несмотря на частичное «вклинивание» города Миасса, создаются идеальные условия для миграции животных и растений, сохранения генофонда, т. е. возникает широкий и зримый экологический коридор. Теперь посмотрим несколько южнее. Национальные парки «Зюраткуль» и «Иремель» (в Башкирии), Южно-Уральский заповедник (на челябинско-башкирской границе) будут также замкнуты с появлением природного парка «Зигальга», работы над проектированием которого мы уже ведем. По хребту Уреньга тоже возникает довольно широкий экологический коридор, соединяющий целый ряд памятников природы, нуждающихся в особой охране. Таким образом, создание новых природных парков приведет к возникновению двух узловых экологических комплексов (южного и северного) на территории Челябинской области, соединенных с системой ООПТ Башкортостана. При образовании сегодня двух новых природных парков возникает единая цепочка. Иными словами, мы создаем предпосылки для устойчивого сохранения и развития областного природного комплекса, по крайней мере, в горной части региона. Что касается будущего природного парка «Тургояк», то на берегу озера давно создана развитая инфраструктура, успешно действуют более двух десятков объектов для отдыха и досуга. Т. е. огромных средств на строительство и развитие материальной базы нового регионального парка не потребуется. Должен заметить, что, приступая к обоснованию природного парка «Тургояк», мы согласовали проектирование с областными структурами, в том числе с главным управлением природных ресурсов, «добро» на выполнение технического задания нам дал зам. руководителя В. Ф. Садовский. Это управление и должно выйти на областную администрацию с предложением о статусе парка «Тургояк».   Наш проект — «в законе»! Петр БРУСЯНИН, директор Миасского экологического фонда, руководитель рабочей группы по созданию природного парка «Тургояк»: — Складывается впечатление, что областное управление природных ресурсов и охраны окружающей — среды, уполномоченное Министерством природных ресурсов РФ проводить госэкспертизу проекта — природного парка «Тургояк», сейчас не располагает всей информацией. Работа, начатая более полутора — лет назад, сейчас вышла на финишную прямую, весь пакет документации будет готов в ближайшие — недели. Дальше проект об образовании парка «Тургояк» будет рассмотрен на сессии городского — Совета депутатов, затем свое решающее слово должны сказать областные властные структуры. Должен сказать, что выполненное нашей рабочей группой техническое задание по природному парку «Тургояк» целиком соответствует Федеральному Закону «Об особо охраняемых природных территориях РФ» (от 14.03.95) и аналогичному закону Челябинской области (от 25.04.02). Уже в марте все материалы, в том числе документ согласования с собственниками — арендаторами земельных участков, входящих в будущий природный парк, будет выдан на суд экспертам. Речь идет не об отчуждении этих земель, чего многие так боятся. Участки по-прежнему останутся в собственности государства, но предполагается передать их в оперативное управление администрации природного парка. Это общепринятая практика. Кстати говоря, спустя полгода с начала нашей работы, в декабре 2001 года вышеупомянутый закон РФ был принят в новой редакции. В частности, статья 19 гласит: «Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с Правительством РФ». Ни для кого не секрет, что именно на «территориальном» вопросе споткнулись 12 лет назад создатели национального парка «Таганай», когда Миасский горсовет воспротивился включению в его состав Тургояка. Та же самая проблема возникает с другой голубой жемчужиной Южного Урала — озером Увильды, расположенным на стыке трех районов области. А наш водоем целиком в границах г. Миасса, поэтому можно эффективно осуществлять оперативное управлением всеми сооружениями, инфраструктурой парка. Реконструировать «упадочные» объекты. Развивать индустрию туризма и отдыха... Возможно, будет решено передать земли в оперативное управление правительству Челябинской области. И это тоже неплохой вариант, при котором город не останется в проигрыше. Миасские власти искренне добиваются только одного: сохранения этого уникального водоема, разумного рекреационного использования голубой жемчужины.   Все новое — хорошо забытое старое... Иван БОГДАНОВ, заслуженный лесовод РСФСР: — Как бывшему директору Миасского лесхоза, мне хотелось бы дать небольшую справку общественности и — экологам города. Учитывая огромное экологическое и оздоровительное значение озера Тургояк, еще в 1981 году по решению городских и областных властей, а также Министерства лесного хозяйства России был разработан и утвержден проект Тургоякского ландшафтного лесопарка. Он остается в силе и по настоящее время, т. к. леса являются федеральной собственностью. Проектом предусматривалось строительство мест отдыха, спортплощадок, туалетов и туристических кемпингов и мотелей, стоянок для автомашин и т. д. Решением Челябинского облисполкома № 252 от 11.06.81 все проектируемые мероприятия должны были выполнить пять крупных миасских и три златоустовских предприятия. Однако в связи с «прихватизацией» и банкротством предприятий практически строительные работы не велись. Но и «Положение о ландшафтном лесопарке» остается в силе. Согласно утвержденному облисполкомом «Положению...» контроль и охрана ландшафтного лесопарка возложены на Миасский лесхоз. Расходы ландшафтного лесопарка покрываются за счет бюджетного финансирования и внебюджетных средств долевого участия заинтересованных предприятий. На мой взгляд, нет необходимости рождать новый проект, тратить на это деньги. Если в городской казне не хватает средств на поддержание парка, часть функций можно передать частным предпринимателям (разумеется, на конкурсной основе).

 


[1] Это уникальное издание было репринтно воспроизведено в 1993 году в книге «Тургояк. Озеро – памятник природы и его окрестности»

[2] На сегодняшний день это единственная в области экологическая газета. В основном это издание направлено на рассмотрение экологических проблем горнозаводской части Челябинской области. В 2001 – 20002 гг. распространялась бесплатно. С 2003 года – по подписке. Тираж – 10000 экз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: