Тема 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология Вопросы для обсуждения:
1. Предмет истории политических и правовых учений
2. Методология истории политических и правовых учений
Занятие проводится в форме семинара, на обсуждение выносится два вопроса. Семинар начинается с выяснения базовых понятий, характеризующих, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т. д.
Следующим этапом семинара является выяснение студентами предмета Истории политических и правовых учений. При этом студенты должны понять, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства. Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логикопонятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.
При выяснении предмета дисциплины необходимо обратить внимание на влияние философии на историю политических и правовых учений из-за значительного влияния тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования на мыслителей, которые занимались проблемами нефилософского, а политико-правового или социальнополитического профиля.
|
Далее студенты должны разобраться с периодизацией Истории политических и правовых учений и понять, что она делится на следующие периоды:
- Учения Древнего мира и Античности;
- Учения Средневековья; - Учения Нового времени;
- Учения Новейшего времени.
При обсуждении второго вопроса необходимо понять, что в истории политических и правовых учений, как и в других современных гуманитарных науках, используется богатый арсенал философских и специально-научных методов, и прежде всего методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. При этом следует знать, что в любой политико-правовой теории ее предмет методологически ос-мыслен, а метод как способ, форма познания, понимания, объяснения объекта предметно выражен.
Выражением предметной и методологической специфики истории политических и правовых учений является ведущая роль принципов, приемов и способов исследования, которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуют историко-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины. К ним можно отнести:
- принцип историзма
- конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения
- теоретический аспект учения
- хронологическое освещение учения
- проблемно-категориальное освещение затрагиваемых политических и правовых учений
|
- историко-сравнительный аспект исследования.
Обратите внимание на определения новых понятий:
Принцип историзма – познание вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
Предмет исследования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько предметов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).
Сравнительно - исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т. е. об их общем происхождении.
Логический метод исследования – метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определенного (как правило, высшего) исторического состояния объекта. Логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (т.е. во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей) Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов.
• проанализируйте тему семинара, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
|
• внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
• изучите рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
• постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;
• запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
Подготовьте ответы на вопросы:
1. Что изучает дисциплина История политических и правовых учений?
2. Что является предметом Истории политических и правовых учений?
3. Какие методы познания применяются в Истории политических и правовых учений?
4. Какова хронология Истории политических и правовых учений?
5. Что включает в себя принцип историзма?
6. Какую роль в Истории политических и правовых учений играет философия?
7. К какой отрасли знания относится История политических и правовых учений?
Л и т е р а т у р а
Основная
1. Малахов В.П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н. Д. Амаглобели [и др.]; под ред. Н. В. Михайловой [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 367 с. - ISBN 978-5-238-01893-5. Учебное пособие. ЭБС «IPRbooks»
2. Честнов И. Л. История и методология юридической науки [Электронный ресурс]: учебник / И. Л. Честнов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 283 с.
Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
Дополнительная
1. Зотов В. Д. История политических учений [Электронный ресурс]: учебник /
В. Д. Зотов, Л. В. Зотова. - 3-e изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2014.
- 672 с. Учебник. ЭБС "ZNANIUM.COM»
2. История политических и правовых учений: [крат. учеб. курс] / В. Г. Графский [и др.]; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - Москва: Норма-Инфра-М, 2010. - 338 с.
Тема 2. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока Вопросы для обсуждения:
1. Мифологические воззрения о власти и законе.
2. Политико-правовые идеи в Древней Индии: буддизм, брахманизм, «Артхашастра»
3. Политико-правовые идеи в Древнем Китае: Конфуций, Лао-Цзы,
Мо-Цзы, легизм.
Методические указания по проведению практического занятия:
Занятие проводится в форме дискуссии, в ходе которой осуществляется обмен мнениями по всем учебным вопросам. Каждый студент должен уметь провести анализ обсуждаемого материала, определить свою точку зрения и сделать соответствующий вывод.
На первом этапе дискуссии выявляются мифологические представления о власти и законе в различных странах: Египте, Вавилоне, Персии, Иудее, Индии, Китае. Основное внимание обращается на отсутствие в это время научных знаний, на влияние космоса на жизнь людей, использование веры в сверхестественное, мораль, обычаи и традиции.
На втором этапе дискуссии рассматриваются политико-правовые учения в Древней Индии. Студенты должны дать развернутую характеристику буддизма, брахмаизма, и показать, как эти идеи воплотились в «Артхашастре». Каждый должен высказать свое мнение об этих учениях, сделать собственные выводы.
На третьем этапе проходит обсуждение политико-правовых идей в Древнем Китае. Студенты должны понять, почему философскоморалистические учения Конфуция, Лао-Цзы и Мо-Цзы уступили место легизму. Свии выводы обучаемые должны строить на раскрытии соответствующей политики государства в периоды формирования тех или иных учений.
Обратите внимание на определения новых понятий: Брахманизм – главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни.
Буддизм –религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама.
Легизм – философская школа периода Чжаньго (Сражающихся царств) истории Китая, сформировавшаяся в IV—III вв. до н. э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам.
Конфуций – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Он основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.
Мо-Цзы – древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме. Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.
Консеквенциализм – «следствие, вывод, результат») – группа моральных теорий, где критерием нравственной оценки является результат (консеквент) поведения. С точки зрения консеквенциалистов, морально правым является такое действие или бездействие, которое даёт хорошие результаты или последствия.
Лао -Цзы – древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он определяется как основоположник даосизма.