«отлично» – выставляется студенту за написание эссе и показ твердых знаний по теме, усвоение рекомендованной литературы и раскрытие дискуссионных вопросов
«хорошо» – выставляется студенту за написание эссе с небольшими недочетами «удовлетворительно» – выставляется студенту за написание эссе с неполным знанием рекомендованной литературы и недостаточно полным освоением учебных вопросов
«неудовлетворительно» – выставляется студенту за отсутствие эссе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА
Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа предназначена не только для овладения дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Согласно новой образовательной парадигме любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности в сфере юриспруденции. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Цель самостоятельной работы студента:
• углубление и расширение знаний;
• формирование интереса к познавательной деятельности;
• овладение приемами процесса познания;
|
• развитие познавательных способностей.
Самостоятельная работа студента включает в себя:
1. Систематическое проработка конспектов занятий, учебной литературы.
2. Подготовка к семинарскому занятию.
3. Написание и защита докладов, эссе.
4. Составление таблиц и схем.
5. Работа с глоссарием.
6. Подготовка к зачету.
Самостоятельная работа над литературой для студента является одной из главных составных частей процесса обучения и очень важно вести эту работу планово, целенаправленно с достаточно глубоким усвоением изучаемого материала. Необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Правильный подбор учебников может быть указан в данном учебно-методическом пособии. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно.
Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное – это внимательное, неторопливое чтение, при котором нужно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного слова. Содержание не всегда может быть схвачено после первичного чтения. Задача вторичного чтения – полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
|
Значительную роль в процессе самостоятельной работы играют письменные контрольные (эссе) и подготовка докладов для выступления на круглом столе. Они помогают студенту самостоятельно при консультационной помощи преподавателя учиться ориентироваться в многообразии источников и рекомендованной литературы, вырабатывают умение находить и систематизировать главные положения той или иной проблемы или вопроса, помогают выработке логического мышления и грамотного, литературного изложения, собранного материала.
Письменные работы являются одной из форм проверки знаний и способствуют углубленному изучению предмета, согласно программе обучения.
Начинать работу следует с внимательного изучения методических указаний и подбора литературы и источников согласно перечню. Положительно будет, если студент дополнить указанный перечень самостоятельно подобранной литературой. Подобрав литературу, необходимо приступить к ее углубленному изучению, при этом целесообразно делать небольшие выписки-цитаты по наиболее важным положениям изучаемого вопроса.
Когда будет собран достаточный материал ко всем вопросам темы, тогда можно приступить к написанию работы в целом. При этом очень важно помнить, чтобы работа не превратилась в заурядное переписывание чужих формулировок, нормативных актов. Использовать и цитировать в работе материалы учебников не рекомендуется. Учебники должны служить для выработки у студента общего представления о содержании работы, и ни в коем случае – для переписывания их положений.
|
Материал следует излагать своим языком, а цитаты лучше всего приводить в подтверждение своих заключений или наоборот. После изложения каждого учебного вопроса необходимо делать соответствующий вывод.
К написанию эссе надо подходить творчески. Наибольшую ценность для преподавателя представляет, по возможности, собственное отношение студента к описываемым явлениям, взглядам на них, которые высказаны в рекомендованной литературе. При поверхностном изложении, использовании общих фраз, механическом и особенно дословном переписывании источников и литературы работа не будет зачтена.
Эссе пишется от руки или – в печатном виде, грамотно, аккуратно, разборчиво в объеме 8-10 страниц. На первой странице должны быть написаны тема работы и план. В ходе работы каждый вопрос плана должен быть четко выделен. Каждая цитата должна иметь ссылку на источник (книга, журнал, статья, кроме учебников, ссылки на них не допускаются), которые записываются внизу страницы под чертой, отделяющей текст от ссылки.
На последней странице приводится список литературы, использованной студентом для написания работы. Литературу следует подбирать монографического плана, использовать статьи научных журналов, диссертации, авторефераты диссертаций. Каждое важное положение работы должно быть аргументировано и подтверждено соответствующей сноской (ссылкой) на тот или иной источник. Примерная тематика эссе:
Тема 1. История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методология.
1. Предмет истории политических и правовых учений
2. Методология истории политических и правовых учений
3. Основная проблематика курса истории политических и правовых учений.
Тема 2. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока
1. Мифологические воззрения о власти и законе.
2. Буддизм в Древней Индии
3. Брахманизм
4. «Артхашастра»
5. Конфуций
6. Лао-Цзы
7. Мо-Цзы
8. Легизм в Древнем Китае.
Тема 3. Развитие учений в Древней Греции и Риме
1. Софисты
2. Сократ
3. Платон
4. Аристотель
5. Эпикур
6. Цицерон
7. Римские стоики
8. Римские юристы
9. Раннее христианство. Августин
Тема 4. Теократические, еретические и древнерусские идеи Средневековья
1. Фома Аквинский
2. Макиавелли
3. Боден
4. Бэкон
5. Федор Карпов
6. И. С. Пересветов
7. Иван Грозный и А. М. Курбский
8. Иван Тимофеев
Тема 7. Доктрина юридического позитивизма. Плюрализм теорий государства и права
Политико-правовые учения
1. Иеринга
2. Гумпловича
3. Остина
4. Спенсера
5. Кельзена