Вопросы к зачету
№ п/п | Вопросы |
1. | Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса. |
2. | Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии. |
3. | Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины. |
4. | Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. ЛаоЦзы. |
5. | Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве. |
6. | Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI—IV вв. до н. э. |
7. | Учение Сократа о государстве, праве, законности. |
8. | Учение Платона о праве. |
9. | Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. |
10. | Теория справедливости. |
11. | Римские юристы о сущности и системе права. |
12. | Учение Полибия о круговороте политических форм. |
13. | Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли. |
14. | Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости. |
15. | Правовые и политические идеи раннего христианства. |
16. | Особенности теологического правосознания средневековой Европы. |
17. | Правовая концепция Августина. Учение о двух градах. |
18. | Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. |
19. | Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве. |
20. | Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV-XVI вв. Теория «Москва - третий Рим». |
21. | Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова. |
22. | Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям. |
23. | Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета. |
24. | Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»). |
25. | Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца». |
26. | Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция. |
27. | Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии. |
28. | Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти. |
29. | Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о государственном суверенитете и формах правления. |
30. | Политико-правовая теория индепендентов. |
31. | Политико-правовая идеология левеллеров. |
32. | Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей. |
33. | Общая характеристика политико-правовых идей французского Просвещения. |
34. | Учение Ш. Монтескье о праве и государстве. |
35. | Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете. |
36. | Политическая программа преобразований и проект идеального государства ГракхаБабёфа. |
37. | Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон). |
38. | Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII-XVIII вв. (С. Пуффендорф, X.Томазий). |
39. | Учение И. Канта о праве и государстве. |
40. | Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве. |
41. | Политические идеи и программы декабристов. |
42. | Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн). |
43. | Историческая школа права. |
44. | Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по выбору студента). |
45. | Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина. |
46. | Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов. |
47. | Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина. |
48. | Социологическая теория государства: Л. Гумплович. |
49. | Учение Г. Спенсера о государстве и праве. |
50. | Политико-правовая концепция Ф. Ницше. |
51. | Политико-правовая доктрина солидаризма. |
52. | Учение марксизма о государстве и праве. |
53. | Нормативистская теория Г. Кельзена. |
54. | Психологическая теория права Л. Петражицкого. |
55. | Политико-правовое содержание теории национал-социализма. |
56. | Возрожденное естественное право XX века. |
57. | Либертарная теория права В.С. Нерсесянца. |
58. | Коммуникативная теория права. |
Критерии оценки
|
|
- «отлично», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует терминологией, грамотно строит свою речь, ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы и носит осмысленный характер, а не характер «зазубривания», при этом студент должен высказывать собственную позицию по наиболее спорным вопросам. Студент полностью раскрывает поставленный вопрос и отвечает на дополнительные вопросы;
- «хорошо», если студент, отвечая на вопрос, свободно оперирует юридической терминологией, но «допускает» незначительные погрешности; ответ основан на изучении не только учебной, но и научной литературы, однако студент затрудняется высказать собственную позицию по наиболее проблемным вопросам и допускает незначительные стилистические погрешности при построении ответа на вопрос. Студент практически полностью раскрывает поставленный вопрос;
|
- «удовлетворительно», в том случае, если ответ носит реферативный характер и основан на изучении только учебной литературы. Ответ не носит проблемного характера. Студент ориентируется только в учебном, но не научном материале;
- «неудовлетворительно», если студент не отвечает на вопрос, либо ответ носит характер «обрывочных» знаний. Студент фактически не ориентируется в вопросе