Методика бухгалтерского учета нематериальных активов




Основной целью бухгалтерского учета нематериальных активов является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией об их наличии и состоянии всех заинтересованных пользователей, как внутренних, так и внешних. При этом основными задачами бухгалтерского учета нематериальных активов являются:

- своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при приобретении нематериальных активов;

- обеспечение контроля за вводом в действие нематериальных активов;

- правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов нематериальных активов;

- осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования нематериальных активов;

- контроль за сохранностью и наличием нематериальных активов; правильное документальное оформление и своевременное

- отражение в учете их поступления и выбытия;

- правильное исчисление износа для включения в себестоимость продукции, работ и услуг;

- определение финансового результата от списания и выбытия нематериальных активов.

Учет нематериальных активов по международным стандартам финансовой отчетности регламентируется МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» («Intangible Assets»). Действующая редакция МСФО 38 была принята в 2004 г.

Согласно МСФО 38, нематериальный актив - это идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий материально-вещественной формы. В МСФО нематериальный актив признается, когда есть уверенность в будущих экономических выгодах от его использования и его стоимость может быть надежно оценена.

В современном инновационном производстве возрастающую роль приобретает интеллектуальная собственность. Если она используется более 1 года и являются источником доходов, права на использование интеллектуальной собственности представляют нематериальные активы (НМА). Кроме прав на использование интеллектуальной собственности, к НМА относят права на пользование истощающимися природными ресурсами

В бухгалтерском учете отражаются НМА, представляющие исключительные права организации на итоги интеллектуальной деятельности, деловая репутация организации и отложенные затраты (организационные затраты на НИОКР) при выполнении ряда условий:

- в структуре НМА отсутствуют материальные элементы;

- имеется возможность идентификации объекта НМА;

- НМА используется в производстве продукции (работ, услуг) или для нужд управления в течение более 1 года;

- исключается перепродажа объекта;

- объект является источником дохода в будущем;

- наличие объекта НМА и права организации на его использование документально подтверждены.

Документами, подтверждающими наличие объекта НМА, являются охранные документы любых стран в виде патентов на изобретение, промышленный образец, селекционные достижения, свидетельств на полезную модель, товарный знак, о регистрации программ ЭВМ и баз данных, документов регистрации авторских прав.

Права организаций на использование НМА подтверждаются договорами об уступке прав, о ноу-хау, о создании объекта интеллектуальной собственности, лицензионными договорами и учредительными документами. Для бухгалтерского учета не являются подтверждающими документами договора дарения, купли-продажи и мены интеллектуальной собственности.

Бухгалтерский учет отражает поступление, движение и выбытие объектов НМА и способствует контролю их сохранности. Учетная политика вырабатывается самостоятельно каждой организацией и утверждается ее руководителем. Учетная политика определяет:

-перечень инвентарных объектов НМА;

-срок их использования;

-методику амортизации;

-порядок погашения стоимости;

-перечень лиц, отвечающих за сохранность документов, подтверждающих право собственности на объекты НМА;

-перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов и документов на получение, движение и выбытие объектов НМА.

Первичные документы для бухгалтерского учета инвентарных объектов НМА составляются по унифицированной форме. К ним относятся акт приемки, акт оценки стоимости, карточка учета формы НМА-1, акт выбытия, акт списания, ведомости учета предоставления лицензии или ноу-хау другой организации.

Акт оценки составляется в случае необходимости экспертной оценки стоимости объекта НМА.

Карточка учета ведется по каждому инвентарному объекту НМА. В ней отражается дата постановки на учет, наименование, назначение и характеристика объекта, учетная стоимость, способ получения, срок использования, норма амортизации, ежемесячные амортизационные отчисления, дата и причина выбытия, доход от реализации.

Информация из первичных документов разносится по соответствующим счетам бухгалтерского учета 08, 04 (субсчета 04-1, 04-2, 04-3, 04-4), 05, 19/2 и 91. Субсчета счета 04 используются при наличии нескольких видов НМА, например, деловая репутация отражается в субсчете 04-3, а отложенные затраты в субсчете 04-2.

Счет 04 отражает стоимость объектов НМА на начало и конец учетного периода и поступление объектов НМА. Поступление объектов учитывается по данным договора уступки прав, акта приемки-передачи и платежных документов.

В счете 05 отражается сумма амортизационных отчислений на начало и конец учетного периода и начисление ежемесячных поступлений амортизации. Сумма ежемесячной амортизации рассчитывается по нормам, установленным организацией в зависимости от первоначальной стоимости и срока использования объекта НМА. Применяются линейный метод расчета или расчет по объему произведенной продукции.

В счете 08 учитывается первоначальная стоимость поступивших объектов НМА без НДС, учет НДС производится на счете 19/2. Счет 08 корреспондируется с другими счетами бухгалтерского учета в зависимости от вида поступления НМА: за плату, в порядке бартера, в качестве вклада в уставный капитал, безвозмездно

Выбытие НМА по различным причинам (непригодность к использованию, окончание срока использования, передача в качестве доли в уставный капитал другой организации и т.д.) отражается по дебету и кредиту соответствующих счетов. Например, списание начисленной амортизации производится по дебету счета 05 и кредиту счета 04, а списание остаточной стоимости по дебету счета 91 и кредиту счета 04.

Для обеспечения достоверности бухгалтерского учета проводится инвентаризация НМА в порядке, разработанном организацией или законодательными актами в предусмотренных правовыми актами случаях (передаче НМА в аренду, ежегодно при составлении годового баланса, передаче другому материально ответственному лицу, выявлении хищения, стихийном бедствии, реорганизации предприятия).

По результатам инвентаризации излишки приходуются по рыночным ценам, естественная недостача списывается на расходы, недостача сверх норм взыскивается с виновных лиц или списывается по решению суда.

Налоговый учет НМА ведется с помощью аналитических регистров. На основании справки о расчете амортизации в бухгалтерском учете составляется регистр по учету амортизации для налогового учета, в котором отражается:

- инвентарный номер объекта НМА;

- наименование и амортизационная группа объекта;

- дата приобретения и дата ввода в эксплуатацию;

- норма амортизации;

- срок использования;

- первоначальная стоимость;

- сумма амортизационных отчислений, в т.ч. за месяц;

- остаточная стоимость.

Учет непроизводственных расходов ведется в регистре непроизводственных расходов для целей налогообложения.

Для экономического анализа составляются таблицы анализа объема и динамики НМА, изменения структуры НМА Показателями эффективности использования НМА являются, расширение сбыта продукции, увеличение прибыли, повышение устойчивости организации в результате использования НМА.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: