Нормативное регулирование учета производственных запасов




В Положении по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально производственных запасов» установлены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах юридических лиц в соответствие с законодательством, за исключением кредитных бюджетных организаций для них существуют свои нормативные документы.

В соответствие с ПБУ 5/01 Материально-производственные запасы являются частью активов организации, которые

используются в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи, а также для выполнения работ и оказания услуг;

активы предназначены для продажи в виде готовой продукции и товаров;

используются для управленческих нужд.

В состав материально-производственных запасов включают:

сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п., которые предназначены для производства и являются начальным этапом производственного цикла.

готовую продукцию, которая является конечным результатом производственного цикла.

товары, приобретенные или получаемые от других юридических лиц или предназначенные для продажи.

Таким образом, ПБУ 5/01 определяет правило учета имущества, входящего в состав оборотных активов, используемого (при производстве, оказании услуг, выполнении работ) в течение периода менее 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.

Для обеспечения полной и достоверной информации о запасах, а также за их наличием и движением организация должна самостоятельно определить единицу учета с обязательным закреплением в учетной политике организации.

Согласно ПБУ 5/01 учетной единицей может быть номенклатурный номер, партия или однородная группа в зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения, использования в хозяйственной деятельности организации.

При постановке объекта материально-производственных запасов на отчет в первую очередь решается вопрос об оценке.

В ПБУ 5/01 определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, при этом фактическая себестоимость в зависимости от источника поступления, а именно:

приобретение запасов за плату;

изготовление собственными силами организации;

внесение в счет вклада в уставный капитал других организаций;

путем получения по договору дарения или безвозмездно;

в результате выбытия основных средств и другого имущества;

по договорам, предусматривающим использование обязательств не денежными средствами (договор мены).

В фактическую себестоимость включаются: при приобретении за плату сумму фактических затрат (за минусом НДС) и возмещаемых налогов.

В фактические затраты включается:

суммы, уплаченные поставщикам;

консультационные, связанные с приобретением запасов;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретались запасы;

затраты по доставке запасов, включая расходы по страхованию;

процент за пользование заемными средствами до момента оприходования запасов (после принятия запасов к учету данные проценты относятся на операционные расходы (счет 91-2));

расходы по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию (подработка, фасовка);

курсовые разницы до принятия запасов к учету (после принятия к учету учитываются на счете 91-1,2);

не включаются фактические затраты, которые списываются на счет 90, кроме случаев когда данные расходы непосредственно связаны с приобретением запасов.

Фактическая себестоимость запасов, созданных собственными силами, определяются из суммы фактических затрат на их изготовление, которые собираются на счетах по учету затрат на производство (счета 20, 23, 25, 26), по мере принятия к учету соответствующих запасов они списываются на счет 10.

Фактическая себестоимость определяется, исходя из денежной оценки этих запасов согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено в законодательстве, однако согласно закону об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственности установлено, что если размер вклада в уставный капитал превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (100 руб.), то денежная оценка запасов должна быть подтверждена независимым оценщиком.

В ПБУ 5/01 дается определение текущей рыночной стоимости, под которой понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. При определении текущей рыночной стоимости следует основываться в данный момент надежными источниками информации о ценах (данные статических органов, отделы ценообразования при местных органах власти, экономическая периодическая печать и т.д.).

Стоимость активов. Полученных безвозмездно, учитывается в момент принятия в составе доходов будущих периодов, а по мере их списания относятся на прочие доходы.

При определении рыночной стоимости необходимо также руководствоваться статьей 40 Налогового кодекса, которая регулирует определение цены для целей налогообложения.

Фактическая себестоимость полученных запасов определяется в зависимости от источника поступления.

При выбытии или списании запасов организации самостоятельно выбирают один из способов оценки активов, предусмотренных в ПБУ 5, а именно:

по себестоимости каждой единице;

по средней себестоимости;

LIFO;

FIFO.

Основными задачами бухгалтерского учета запасов являются:

Получение достоверной информации о состоянии запасов по центрам ответственности.

Полнота и своевременность оприходования запасов материально ответственными лицами; правильное и своевременное списание отпущенных в переработку и выписанных по другим причинам.

Получение достоверной информации о выполнении договорной дисциплины и состоянии расчета с поставщиками и покупателями.

Обеспечение сохранности запасов, своевременное списание потерь и предупреждение сохранности.

Соблюдение правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление её результата.

Контроль за правильным применением цен и надбавок.

Своевременное и правильное определение валового дохода и результатов реализации запасов.

В основу решения выше указанных задач положены следующие принципы учета запасов:

Учет запасов осуществляется по каждому материально-ответственному лицу, либо бригаде на основе договора о материальной ответственности.

Учет запасов в местах хранения ведется в натурально-стоимостном измерении, а в бухгалтерии дополнительно в стоимостном измерении.

Обобщение информации для операционного учета осуществляется путем составления отчетов материально-ответственных лиц за один день, раз в 3 дня, 5, 7, 10, либо в 30 дней.

Периодическая проверка фактического наличия запасов в местах хранения материально-ответственных лиц путем проведения инвентаризации.

Вопрос

Учёт затрат на производство и выход готовой продукции.

а) Растениеводство.

Учет затрат и выхода продукции растениеводства ведется на активном, операционном, калькуляционном счете 20, субсчет 1 «Растениеводство». По дебету субсчёта учитываются в течение года прямые затраты под урожай текущего года и будущих лет. В конце года после составления отчетных калькуляций на дебет субсчета 20-1 относят разницу между плановой и фактической себестоимостью работ, выполненные вспомогательными производствами, а также перечисляют в соответствующей доле общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Таким образом, в конце года на дебете субсчёта 20-1 собираются все фактические затраты по выращиванию продукции растениеводства, что даёт возможность исчислять её себестоимость.

По кредиту субсчета 20-1 в течении года отражаются количество и плановая себестоимость полученной продукции. В конце года на кредит субсчёта относят калькуляционную разницу между фактической и плановой себестоимостью продукции растениеводства. После исчисления себестоимости продукции растениеводства и списания калькуляционных разниц на дебете субсчета 20-1 остаются только затраты по незавершённому производству.

Полученную в течении года от урожая продукцию оценивают по плановой себестоимости и приходуют с кредита субсчёта 20-1 на дебет субсчёта 43-1.

Все записи в бухгалтерском учете о затратах в отрасли растениеводства основываются на данных соответствующих первичных документов. Их можно сгруппировать в три группы: по учету затрат труда, средств труда, предметов труда.

В изучаемом предприятии имеются следующие первичные документы по учету затрат предметов труда:

1. Акт списания семян и посадочного материала (форма №ПЗ-11) (приложение №28). Данная форма применяется для списания с бригадира или другого материально-ответственного лица семян и посадочного материала на посев или посадку соответствующих культур. В акте расход семенного и посадочного материала отражается по каждой культуре отдельности. В нем указано: название семян, единица измерения, площадь, расход семян и посадочного материала на 1га (по норме,фактически и всего), а также сумма. Цена посадочного материала и код счета затрат указанные в бланке на предприятии не заполняются, не все акты на списание пронумерованы. Акт составляет бригадир совместно с агрономом предприятия в одном экземпляре. Акт должен подписываться агрономом и бригадиром (на предприятии данный акт не подписывается агрономом) и утверждается руководителем предприятия. Правильность оценки списываемых материалов подтверждает своей подписью бухгалтер, ведущий учет производственных запасов. Акт с отчетом о движение продуктов и материалов (приложение №29) сдаются в установленные сроки в бухгалтерию предприятия.

2. Требование-накладная (форма №ПЗ-6) (приложение №30) на получение материальных ценостей со склада. В ней указываются: дата выдачи, номер, через кого и кому выдаются ценности, для чего, наименование, единицы измерения и количество. Незаполняются такие графы, как: код счета ценностей и затрат, операция, цена и сума. Подписывают документ руководитель, главный бухгалтер, кто отпустил и кто принял. Составляется в двух экземплярах под копирку.

3. Акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов (форма №ПЗ-10) (приложение №31). Применяется для списания с подотчета бригадиров и материально-ответственных лиц минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов, гербицидов и отнесения их на затраты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Акт составляется бригадиром с участием главного агронома после окончания внесения в почву удобрений или завершения обработки посевов ядохимикатами. Оформляется акт в одном экземпляре на каждое производственное подразделение в отдельности. Подписывается главным агрономом и бригадиром того подразделения, где эти удобрения и ядохимикаты применялись, и утверждается руководителем предприятия. Правильность оценки материальных ценностей подтверждает своей подписью бухгалтер, ведущий учет производственных запасов (однако на актах эта подпись отсутствует).

На предприятии используются следующий первичный документ по учету выхода продукции растениеводства:

- Накопительная ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции (форма №ГП-2) (приложение №32). Применяется для учета поступления зерна, картофеля, овощей и другой продукции на ток, склад и другие места постоянного и временного хранения. Ведомость составляется кладовщиком, где каждый вид и сорт продукции записывается отдельно. При отправке с поля зерна, картофеля, овощей открытого грунта, записи в накопительную ведомость производятся на основании реестра. Отражение в накопительной ведомости поступающих от урожая овощей закрытого грунта, производится без использования реестров. Для этого в первой графе ведомости записывают фамилию сборщиков, а в других отвесы сдаваемой продукции. В конце дня по каждому сборщику подсчитывается итог сданной продукции за день. Количество переданной на хранение продукции подтверждают своей росписью сборщики. Ведомость составляется в двух экземплярах, один из которых на следующий день передается в бухгалтерию предприятия, а второй остается у материально-ответственного лица. В определенный срок, материально-ответственное лицо сдает отчет о движении продуктов и материалов по складу, к которому прикладывает реестры, второй экземпляр накопительной ведомости и другие приходно-расходные документы. Отчет является основанием для оприходования и списания в расход соответствующих видов продукции.

Таким образом, в отрасли растениеводства применяются большое число документов как по учету затрат, так и по выходу продукции. Данные каждой группы документов при обработке систематизируют по определенным признакам в соответствии с характером движения и использования документов. Данные документов по учету затрат труда систематизируют по каждому работнику для начисления и выплаты заработной платы (оплаты труда) и по категориям работников для контроля за использованием фонда оплаты труда. Данные документов по учету предметов труда систематизируют по материально-ответственным лицам и направлениям поступления и расхода материальных ценностей. Данные документов по затратам средств труда систематизируют по группам и видам основных средств и по направлениям использования основных средств. Данные документов по выходу продукции систематизируют по видам продукции, материально-ответственным лицам, направлениям поступления и расходования продукции. И в то же время данные всех документов обязательно систематизируют по объектам учета затрат – видам работ и культурам (группам культур).

б) Животноводство.

 

Учёт затрат и выхода продукции в отрасли животноводства осуществляют по видам или технологическим группам животных. Объектами учёта производственных затрат являются отдельные отрасли животноводства, скотоводство (молочное и мясное), пчеловодство, а также отдельные виды и группы скота в пределах вышеперечисленных отраслей.

Учёт затрат и выхода продукции животноводства ведется на операционном калькуляционном счете 20, субсчете 2 «Животноводство».

По дебету этого субсчета в течении года учитывают все прямые затраты по животноводству.

В конце года на дебет субсчета дополнительно относят разницу между фактической и плановой себестоимостью кормов производства текущего года, продукции переработки промышленного производства, израсходованных на корм продуктивному скоту, оказанных услуг и выполненных работ вспомогательными производствами, а также разницу между нормативным и фактическим размером общепроизводственных и общехозяйственных расходов животноводства.

На кредите субсчета 20-2 в течение года отражают количество и стоимость основной, сопряженной и побочной продукции животноводства по плановой оценке, а в конце года после исчисления фактической себестоимости продукции животноводства здесь отражают также суммы корректируемой разницы между фактической и плановой себестоимостью.

Основанием для записи в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. От полноты, своевременности и правильности оформления первичных документов в решающей степени зависит качество, достоверность и оперативность бухгалтерского учета в целом.

Первичные документы составляются в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании.

Начисления оплаты труда работникам животноводства используется для расчета оплаты труда исходя из количества полученной продукции или объема выполненных работ, на которые установлены сдельные расценки. В документе каждому работнику фермы указывается должность, профессия, категория, табельный номер, отработанное время, объем выполненной работы (полученной продукции). Исходя из установленных расценок делается начисление оплаты труда.

На КУП «МОФ» для расчета заработной платы работникам животноводства используется “Справка для начисления заработной платы” в которой указывается количество произведенной продукции, объем выполненных работ, заверенная зоотехником. Справка составляется на основании первичных документов: акт на оприходование приплода животных; акт на перевод животных из группы в группу; ведомость взвешивания животных; журнал учета надоя молока.

По статье «средства защиты животных» документом для отнесения затрат на статью является акт на списание медикаментов (приложение №33). В акте указывают наименование списываемых медикаментов, единицу их измерения, количество, сумму. Он подписывается специально созданной комиссией и утверждается директором.

По статье «Корма» документом для списания израсходованных кормов является ведомость расхода кормов (ф. ПЗ-9) (приложение №34). Ведомость является одновременно документом материального учета (по ней производится выдача кормов со склада) и документом на списание израсходованных кормов в затраты. В документе отражаются реквизиты предприятия, получатель кормов, норму отпуска кормов, производственные показатели по соответствующей ферме или учетной группе животных, а также дата отпуска, количество кормов и роспись в их получении.

Первичным документом для отражения падежа животных на КУП «МОФ», является акт на выбытие животных и птицы (ф. №МЖ-2) (приложение №35). В акте указывают подразделение, в котором выбыло животное, вид и группа животных, причина выбытия, инвентарный номер животного, его возраст, порода, масть, упитанность, количество голов, живой вес. Акт подписывает зоотехник, ветврач, зав. фермой.

Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдаются на склад по накладной которая с распиской кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных и птицы. Использование продукции допускается строго на те цели, которые указываются в акте.

На КУП «МОФ» используется форма накладной, которая содержит данные о поставщиках, № доверенности, основание, наименование товара и единицы измерения этого товара. (Приложение 36).

В конце каждого года по состоянию на 1 января проводят инвентаризацию по ферме. Ее результаты оформляют Инвентаризационной описью рабочего скота, продуктивных животных, птицы и пчелосемей (приложение №37). В описи указывают вид, группу животных, инвентарный номер, особые приметы, год рождения, количество голов, живой вес, балансовую стоимость. Подбиваются итоги по описи и сравниваются с данными бухгалтерского учета. Опись подписывают назначенные члены комиссии и лицо, на материальной ответственности которого находятся данные виды, группы животных, а также бухгалтер, проверивший данные описи.

По выходу продукции на КУП «МОФ» используют различные первичные документы: карточка учета надоя молока (ф. № ГП-4) (приложение №38), ведомость движения молока (ф.№ГП-5) (приложение №39).

КУП «МОФ» молоко, полученное за день, сдает государству на Гормолзавод по ТТН-1(молоко) (приложение №40). В конце каждого месяца Гормолзавод дает приемную квитанцию на закупку молока и молочных продуктов в сельскохозяйственных предприятиях (приложение №41), в которой указано сколько молока и какого сорта было получено за месяц и по каким расценкам.

Согласно квитанции молоко расценивается и списывается.

в) вспомогательные производства.

 

В сельскохозяйственных организациях грузовой автомобильный парк является основным средством доставки и внутрихозяйственного перемещения грузов. Учет затрат по содержанию и эксплуатации автомобильного транспорта ведется на субсчете 23-3.

При равномерном использовании автотранспорта возможно ежемесячное списание фактических затрат.

На КУП «МОФ» объем выполненных работ в течение года относят на объекты затрат в оценке по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической.

Исчисление фактической себестоимости производится по данным производственного отчета. Вначале определяется себестоимость одного километра пробега, затем одного тонно-километра.

После исчисления себестоимости производится распределение калькуляционных разниц по объектам выполненных работ.

После исчисления фактической себестоимости и распределения калькуляционных разниц по объектам услуг субсчет 23-3 «Автомобильный транспорт» закрывается и в заключительном балансе предприятия не показывается.

Учёт затрат на выработку электроэнергии электростанцией хозяйства, а также на обслуживание и содержание электролиний, трансформаторов и другого электроэнергетического оборудования и расходов по оплате электроэнергии, полученной со стороны, ведется на субсчете 23-4.

Количество электроэнергии, полученной со стороны, учитывают на основании данных счетчиков. На основании данных, отраженных в журнале учёта работы прочих производств, составляют отчёт об использовании электроэнергии за месяц (приложение №42). В отчёте отражается информация об электроэнергии, выработанной в хозяйстве и полученной со стороны, и расходе её по потребителям.

Стоимость электроэнергии распределяют и списывают на затраты потребителей в течении месяца пропорционально количеству использованной электроэнергии и фактической себестоимости 1 кВт*ч.

При несвоевременной оплате за электроэнергию производится индексация ее стоимости в соответствии с изменениями курса доллара США. Сумма индексации по использованной электроэнергии в отчётном году относится на затраты производства и счета других потребителей. Сумма индексации задолженности по электроэнергии, использованной до отчётного дома, относится на внереализационные расходы.

Учет затрат на водоснабжение ведется на субсчете 23-5. На этот счет относят расходы по содержанию водокачек, а также затраты на покупку воды при ее потреблении из городских водопроводов или магистральных сетей.

Единицей исчисления себестоимости водоснабжения является 1м3 воды.

Количество использованной воды от собственных скважин учитывают на основании отчета по использованию питьевой воды от собственных скважин (приложение №43). Отчет составляется ежемесячно. В нем отражается информация о расходе воды по потребителям.

Также ежемесячно составляется отчет по сбросу сточных вод от собственных скважин (приложение №44).

Расходы, связанные с выработкой тепла в собственных котельных, а также по оплате полученной тепловой энергии от ТЭЦ-3, учитывают на субсчете 23-6.

Единицей для исчисления себестоимости теплоэнергии является 1 Гкал. Потребленную теплоэнергию оценивают по фактической себестоимости 1 Гкал и списывают на счета по учету затрат отраслей и производств, являющихся потребителями тепла, согласно отчета об использовании теплоэнергии от ТЭЦ-3 (приложение №45) и отчета об использовании теплоэнергии от котельной КУП «МОФ» (приложение №46), пропорционально ее количеству.

Учет затрат по газоснабжению ведется на субсчете 23-7.

К затратам по газоснабжению относятся следующие расходы: стоимость газа, полученного от газоснабжающих организаций, амортизационные отчисления и затраты на ремонт и эксплуатацию оборудования основных средств газоснабжения.

Стоимость полученного газа от газоснабжающих организаций относится прямо на затраты производства и других потребителей исходя из тарифов и количества потребленного газа, взятых из отчета об использовании природного газа (приложение №47), составленного по показаниям счетчика. При несвоевременной оплате за газ его стоимость индексируется в связи с изменениями курса доллара США и дополнительно относится на затраты по потребителям. Если индексация производится за потребленный газ до отчетного года, то сумма индексации относится на внереализационные расходы.

Единицей для исчисления себестоимости газоснабжения является 1 м3 газа.

Вопрос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: