Билет 2а. Архитектура Киевской Руси.




Вплоть до самого конца X в. на Руси не было монументального, каменно-кирпичного строительства. Все древнерусские постройки этого времени были деревянными или дерево-земляными. Первые каменно-кирпичные здания на Руси были возведены в Киеве в 90-х годах X в.

в IX-X вв.к созданно раннефеодальное Русское государства. появилисьи новые формы культуры и искусства Византия — важнейший культурный центр тогдашней Европы. многое могло быть заимствовано из Византии уже в готовом виде. Так, была перенесена на русскую почву одна из важнейших идеологических сил средневековья – христианская религия.

Русь не просто находилась под культурным влиянием Византии, она сама активно заимствовала те идеологические формы, которые были нужны для укрепления молодого феодального общества. Очень характерно, что в области архитектуры это влияние сказалось лишь на культовом и отчасти дворцовом строительстве, в то время как менее связанные с идеологией военное и массовое жилое строительство почти совершенно не были затронуты византийским влиянием. Первые монументальные церкви на Руси, были построены по византийскому образцу. Так, по свидетельству русской летописи, первую кирпичную церковь Киева - Десятинную — построили приехавшие из Византии «мастеры от грек»

Десятинная церковь не сохранилась до наших дней. Приблизительный план здания удалось восстановить лишь по фундаментным рвам.- возможность судить о принципиальной схеме древней постройки.- основное здание церкви было разделено столбами на три продольных помещения нефа—и с восточной стороны завершалось тремя алтарными полукружиями—апсидами. С трех сторон, кроме восточной, здание было окружено галереей, в западной части которой были расположены крещальня и лестничная башня для подъема на второй ярус — хоры. Сама схема плана безусловно свидетельствует, что церковь относилась к крестовокупольному типу. Основой был квадрат, разделенный четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром возвышался купол. Такой тип храмов полностью господствовал в это время в византийском зодчестве.

Объемную композицию Десятинной церкви представить очень трудно. В письменных источниках сохранились не сведения о том, что церковь была завершена большим количеством глав. Значительные размеры центрального подкупольного квадрата и более узкие боковые членения, видимо, свидетельствуют о том, что центральный купол был значительно выше боковых и композиция в целом, вероятно, имела пирамидальный характер.

Сохранились некоторые Декоративные детали: мраморные капители, куски мраморных мозаичных полов, деталь профилированного столба и пр. Удалось установить систему кирпичной кладки здания; это была так называемая кладка «со скрытыми рядами кирпичей». Такая кладка применялась на Руси в течение всего XI в. Кирпичи, употреблявшиеся в византийской архитектуре, а также и на Руси в Х-ХI.вв. имели очень небольшую толщину (от 2,5 до 4 см) и довольно значительные размеры сторон (до 31 см). Такие кирпичи (плинфа) имели близкую к квадрату форму, и поэтому перевязку швов в кладке нельзя было получить с помощью поворота кирпичей «ложком» или «тычком. На фасад выходили не все ряды кирпичей, а лишь через один ряд, в то время как промежуточные ряды были «утоплены» в стену и снаружи прикрыты раствором. А так как толщина швов раствора была примерно равна толщине кирпичей, то на лицевой поверхности стен между рядами кирпичей оказывались полосы раствора, равные по ширине примерно трем толщинам кирпича. Такой, казалось бы, чисто технический прием использовался зодчими и в художественных целях. Широкие полосы розового раствора (известковый раствор с примесями, цемянки, т. е. толченого кирпича) перемежались с тонкими рядами кирпичей, создавая своеобразную полосатую поверхность стен, нарядную и декоративную.

Такая техника является не общевизантийской; в XI в. она применялась в Византии только в константинопольской архитектурной школе. Таким образом, сама техника кладки свидетельствует, что Десятинная церковь была построена столичными византийскими мастерами. Но своеобразие древнерусской архитектуры в том, что, заимствовав в конце X в. византийские архитектурные формы, Русь быстро и органично эти формы переработала и переосмыслила. Русские зодчие, имели собственные художественные вкусы, были воспитаны в русских художественных традициях и решали другие, чем в Византии, художественно-идеологические задачи. о уже примерно через сто лет после постройки Десятинной ц. мастера возводят постройки, совершенно отличные от византийских. Русская архитектура XII в., безусловно, может быть названа национальной, своеобразной и не имеющей точных аналогий.

Рядом с ДЦ был расположен княжеский дворец, остатки которого были обнаружены раскопками. Дворец имел в плане вид вытянутого прямоугольника и, вероятно, был двухэтажным. О богатстве его отделки свидетельствуют найденные при раскопках кусочки мозаик и обломки штукатурки со следами живописи. Вместе с деревянными оборонительными стенами, окружавшими город, и кирпичными въездными воротами, эти постройки формировали основу архитектурного ансамбля Киева конца X в.

В 30-х годах XI в. при князе Ярославе Мудром были возведены более прочные деревянные стены на высоком земляном валу, окружавшем огромную по тому времени городскую территорию, равную примерно 100 га. Для въезда в город служили трое ворот; главные из них — Золотые ворота - частично сохранились до наших дней. Это была большая кирпичная башня с высоким арочным проездом в ней. Ворота имели чисто утилитарное, военное назначение и вместе с тем являлись выдающимся художественным памятником. Первоначальный облик верхней части Золотых ворот и надвратной церкви может быть реконструирован пока лишь гипотетически, поскольку

Центральная постройка нового киевского ансамбля — Софийский собор. Это здание было закончено строительством в 40-е годы XI в.. Киевский Софийский собор в современном состоящем снаружи мало похож па здание XI в. Его фасады искажены, а главы надстроены в стиле украинского. Под поздними наслоениями чуть ли не целиком сохранилась древняя постройка. Киевская София — огромное здание, крестовокупольного типа с пятью нефами и пятью апсидами. С трех сторон к основному зданию примыкает галерея. Несколько позже, хотя также в пределах XI в., снаружи была пристроена вторая, более широкая галерея. В эту наружную галерею включены две лестничные башни для подъема на хоры.

Киевская София — центральный памятник зодчества Киевской Руси. В этом сооружении нашли наиболее полное и яркое воплощение характерные особенности русской архитектуры этого периода. усложненности.

По-видимому, к середине XI в. относятся еще три пятинефные церкви и несколько дворцовых сооружений, остатки которых были открыты раскопками в центральной части Киева.

Киевские здания второй половины конца ХI в. уже несколько отличаются от сооружений середины этого века. В Успенском соборе Киево-Печерской лавры, соборе Михайловского Златоверхого монастыря и других постройках явно заметно стремление к более лаконичным формам. Совершенно исчезает из употребления пятинефная плановая схема, и все здания строятся трехнефными. Сложная наружная композиция масс постепенно заменяется довольно простым одноглавым объемом, а исчезновение внутренних двухъярусных аркад делает интерьеры этих церквей гораздо более простыми и четкими. Характер кладки, а следовательно, и оформления поверхностей стен сохранился прежним. Кладка «со скрытыми рядами» не только создает розовую волосатую поверхность стен, но используется также для кладки декоративных крестов, полос орнамента и пр. Очень характерной особенностью оформления фасадов по- двухуступчатые декоративные ниши.

Система декоративного оформления фасадов этой поры сохранилась в церкви Спаса на Берестове, построенной на рубеже XI и XII вв. или в начале XII в. Отличительной особенностью этой церкви является отсутствие в кладке естественного камня, в то время как в остальных постройках этой поры в кирпичной кладке по-прежнему продолжали использовать естествен­ный камень, хорошо читающийся на фасадах в виде гори­зонтальных полос, перемежающихся с участками кирпич­ной кладки.

Памятники второй половины и особенно конца XI в. от­мечают собой как бы переходный период в истории русской архитектуры; они еще могут быть названы памятниками эпохи Киевской Руси, хотя в них имеется уже много новых черт, свидетельствующих о постепенном сложении следующего этапа в развитии русского зодчества.

4а. Зодчество Руси XII века: галицкая и владимиро-суздальская школа.

Совершенно иной вариант развития архитектуры, чем в Новгородской земле, можно наблюдать в Галицкой земле, лежавшей на юго-западных рубежах Руси в Поднестровье. В XI и первой половине XII в. здесь сущест­вовали два самостоятельных княжества — Перемышльской и Теребовльское, слившиеся в одно, Галичское л княжество лишъ к середине XII в. Монументальное строительство здесь началось в первой четверти XII в. При этом в хронике отмечено, что церковь была построена из тесаного камня. Известно, что на Руси в это время строили исключительно из плоского кирпича-плинфы, добавляя камень лишь в виде прослоек или забутовки. Даже в Новгороде, где ка­мень использовали более широко, все основные конструк­тивные элементы зданий сооружали еще из кирпича. От­куда же появилась в Перемышле техника строительства из тесаного камня? Ответить на этот вопрос нетрудно, здесь почти рядом с Перемышлем были расположены та­кие крупные польские города, как Краков и Вислица, где в это время уже велось интенсивное строительство в ро­манской технике из тесаного камня. Если учесть, что у перемышльского князя Володаря были, как правило, враж­дебные отношения с киевским князем, станет ясно, поче­му для строительства церкви в Перемышле пришлось обратиться за строителями в Польшу. В последние годы польским археологам удалось вскрыть на детинце древ­него Перемышля остатки нескольких каменных построек; одна из них, по предположениям этих исследователей, видимо, является церковью Иоанна Крестителя. Данные о ее композиции и плановой схеме пока очень приблизитель­ны. К сожалению, почти то же можно сказать и о значи­тельной части памятников галиикой архитектуры, от ко­торых до настоящего времени созранились лишь жалкие остатки.

В середине XII в. был построен Успенский собор в Галиче. Это центральный памятник зодчества галицкой земли, городской собор новой столицы княжества. Рас­копки показали, что здание также было сооружено из тесаного камня. Очевидно, после постройки церкви в Перемышле эта техника прочно утвердилась в галицкой архитектуре. Строительство велось следующим образом: из хорошо отесанных белокаменных блоков сооружали две параллельные стенки, а пространство между ними забучивали битым камнем на известковом растворе. После того, как раствор схватывался, стена становилась монолитной. Необходимо отметить, что в плане Успенского собора не видно никаких признаков влияния польской

архитектуры: это была четырехстодпная церковь с тремя апсидами, лестницей в толще западной стены и галереей, примыкавшей к зданию с трех сторон. Таким образом несмотря на применение романской строительной техни ки, Успенский собор и в отношении плана, и, по-видимо­му, по объемной композиции не очень отличался от памятников зодчества других русских земель. Кроме строительной техники, романское влияние сказалось здесь лишь в профилировке архитектурных деталей.

Ко второй половине XII в. относится церковь в Ва­сильеве; остатки которой также были раскрыты археоло­гическими раскопками. Это здание представляло собой простую четырехстолпную постройку без пристроек и га­лерей.

У западного входа в церковь сохранились основания двух боковых стенок портала, имевшего очень развитые формы, вероятнее всего; типа романского перспективного портала.

Единственный памятник галицкой архитектуры, ко­торый более или менее сохранился до наших дней, хотя и не на всю его первоначальную высоту,— церковь Пантелеймона близ Галича, построенная на рубеже XII- XIII вв. Это квадратная четырехстолпная церковь, пол­ностью совпадающая в отношении своей плановой схемы с постройками подобного типа в других русских архитек­турных школах этого времени. Отличия имеются лишь в пропорциях плана и деталях. Гораздс больше различий в наружном облике здания и особенно в его декоратив­ных элементах. Белокаменная техника кладки стен позво­лила ввести в архитектуру резьбу. На апсидах церкви помещены тонкие колонки, имеющие базы и капители романского облика. Профилированный цоколь обходит вокруг всего здания. Особенно сильное впечатление производит западный портал, решенный по типу романских перспективных порталов.

Исключительно яркий рассвет переживала в XII в. архитектурная школа Залесской земли, обычно называе­мая в литературе владимиро-суздальской архитектурой. Началось развитие этой архитектурной школы с перене­сения сюда, на далекую северо-восточную окраину Руси, киевских традиций. ВСуздале под существующим зда­нием собора XIII в. раскопками были обнаружены остат­ки древнейшей монументальной постройки этого райо­на — церкви, построенной на рубеже ХI и XII вв. Здание оказалось сложенным из плинфы в типичной киевской технике. Вероятнее всего, что заказчик этой церкви князь Владимир Мономах привез в Суздаль киевских ма­стеров. После этого примерно в течение полувека монументальное строительство в Залесской земле не велось, и следующий этап строительства относитсяуже к середине XIIIв.

К этому времени политическая обстановка су­щественно изменилась. Суздальский князь Щрий Долго­рукий вел ожесточенную борьбу с волынским князем за обладание Киевом. В этих условиях он, видимо, не мог получить мастеров-строителей из Киева. Своих же масте­ров в Суздале, очевидно, еще не было. Нужно было обра­щаться за помощью в какой-нибудь другой район Руси, где уже имелись квалифицированные строительные кад­ры. Юрий Долгорукий обратился в Галицкое княжество, с которым он был связан тесным военным союзом. Пост­роенные в это время церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский.собор в Переславле-Залесском свидетельствуют о переносе на северо-восток Руси галицкой строи­тельной техники и галицких архитектурных форм. Оба эти здания сложены в прекрасной белокаменной технике, они квадратные в плане, четырехстолпные,очень простые по оформлению, уравновешенные и спокойные по силуэ­ту. Именно с этих построек и началось развитие самосто­ятельной владимиро-суздальской архитектурной школы.

Быстрый рост политической и экономической мощи Залесской земли вызвал усиленный рост монументального строительства, особенно в новой столице княжества – Владимире. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, построил под Владимиром резиденцию — город Боголюбый, а близ этого города на берегу реки Нерли - церковь Покрова. Возведенная Церковь Покрова на Нерли свидетельствует о блестящем расцвете владимиро-суздальского зодчества и является одним из величаиших шедевров древнерусской архитектуры. Строителям церкви Было совершенно точно указано место для возведения здания — при впадении Нерли в Клязьму. Здесь проходили корабли, шедшие снизу по Клязьме во Владимирское княжество, и церковь Покрова должна была служить как бы торжественным монументом, сви­детельствующим о великолепии столицы княжества и княжеской резиденции. Но избранное место находилось в низменной пойме реки и весной заливалось водами. Строители блестяще вышли из этого трудного положения. Они заложили фундамент, доведя его подошву до плот­ной глины, а на фундамент поставили не здание, а бело­каменный постамент, соответствующий схеме плана соо­ружаемой Церкви. Возводя этот постамент, строители од­новременно засыпали его землей. В итоге получился ис­кусственный холм, сквозь который в качестве основания для здания церкви проходил каменный постамент. На вершине этого холма возведена цер­ковь Покрова.

Церковь Покрова на Нерли представляет собой неболь­шую четырехстолпную постройку с примыкавшей к ней с трех сторон галереей. Впоследствии галерея была уничтожена, и ее первоначальные формы в настоящее время могут быть реконструированы лишь очень цриблизительно. Но даже лишенная галереи, церковь Покрова на Нерли кажется вполне законченным сооружением и производит на зрителей неизгладимое впечатление. Слож­ная. рельефная профилировка фасадов придает зданию почти скульптурную выразительность. По высоте церковь разделена на две части аркатурой, опирающейся на не большие колонки, стоящие на резных кронштейнах.

Одновременно с церковью Покрова на Нерли был воз­веден ансамбль княжеского дворца в Боголюбове. В на­стоящее время от этого ансамбля сохранилась только незначительная часть. Княжеский дворец давно уже пол­ностью уничтожен, а от дворцовой церкви остались лишь нижние части стен. Полностью сохранилась лишь часть переходника церкви во дворец с лестничной башней. Тем не менее на основании данных археологических исследо­ваний можно получить достаточно полное представление обо всем комплексе. Доминантой ансамбля была церковь, близкая по композиции и "формам церкви Покрова на Нерли. Но Боголюбовская церковь была гораздо более

пышной. Пол, устланный медными плитами, обитые золоченой медью порталы, огромные круглые колонны вместо крестообразных подкунольных столбов — все это придавало зданию исключительную нарядность.

Расцвет владимиро-суздальской архитектуры в 60-х годах XII в. свидетельствует о сложении здесь опыт­ных и достаточно многочисленных кадров строителей - зодчих, руководящих строительством, и мастеров-испол­нителей. Владимирские строители восприняли традиции галицкой архитектурной школы, но быстро переработали их, развивая эти традиции совершенно самостоятельно. Однако в церкви Покрова на Нерли и Боголюбовском ан­самбле помимо этого чувствуется и прямое участие за­падных, романских зодчих. Многие артектурные дета­ли — порталы, капители и базы колонн, профилировка цоколей, тройное окно лестничной башни в Боголюбо­ве,— вне всякого сомнения, являются чисто романскими формами. Есть сведении, что князь Андрей обращался за мастерами-строителями к императору Фрид­риху Барбароссе. Но участие романских зодчих не дает оснований квалифицировать владимиро-суздальскую ар­хитектуру как вариант романского стили. Ни плановые р ешения, ни конструкции сооружений (особенно церквей) здесь не являются романскими; с гораздо большими ос­нованиями можно говорить о наличии общерусских форм, восходящих к киевским традициям. Эти киевские тради­ции, а также архитектурные формы, занесенные из Га­лича и Западной Европы, настолько органично слиты во владимирской архитектуре 60-х годов XII в., что созда­ют совершенно самобытное злдчество, характеризу­ющее одно из сильнейших русских княжеств эпохи фео­дальной раздробленности.

Одновременно с церковью Покрова на Нерли и Боголюбовским ансамблем было построено еще несколько зда­ний Владимире, в том числе Золотые ворота и Успен­ский собор. Торжественные въездные ворота города — даже своим названием должны были демонстрировать, что стольный город Северо-Восточной Руси — Владимир — ни в чем не уступает Киеву. Позднее Золотые ворота были сильно искажены, и в настоя­щее время подлинным является лишь основной кубический объем ворот с проездом; надвратная же церковь была полностью перестроена, и ее первоначальные формы неиз­вестны.

Успенский собор во Владимире был первоначально близок по композиции к церкви Покрова на Нерли, хотя значительно превосходит ее размерами. В 80-х годах XII в. Успенский собор, был перестроен после пожара; при этом его наружные стены были пробиты и превращены в столбы, а здание было расширено с трех сторон. На углах новой постройки были возведены четыре главы, об­разовывавшие вместе с центральной главой, оставшейся от первоначального собора, пятиглавую композицию. Для русской архитектуры XII в. пятиглавие является редчайшим исключением, поскольку все церкви в эту пору стро­или одноглавыми. Очевидно, что в данном случае это исключение объясняется особыми причинами и в первую очередь идеологической задачей, поставленной перед зод­чими,— создать сооружение, выражающее архитектур­ный образ центрального храма не только княжества, но и всей Pycи. Владимирское княжество к концу XII в. до­стигло такой мощи, что его князья распоряжались судь­бами значительной части Русской земли, в том числе и самого Киева. Очевидно, что центральный собор Владимира должен был иметь такой облик, который выделял

его среди всех прочих памятников русской архитектуры этой поры и в какой-то мере напоминал роскошные соо­ружения эпохи Киевской Руси..

Неподалеку от Успенского собора стоит Дмитриевский собор, небольшая княжеская церковь, построенная в конце XII в. По плановой и объемной схеме Дмитриевский собор почти полностью повторяет церковь Покрова на Нерли. Однако разница между ними очень существенная. Стройные, изящные пропорции церкви Покрова в Дмит­риевском соборе сменились спокойной и торжественной уравновешенностью. Нижняя часть Дмитриевского собоpa лишена скульптурного убранства, но зато выше аркатурно-колончатого пояса стены богато декорированы скульптурой.

Дальнейше развитие владимиро-суздальской архитектуры шло по пути усиления декоративных элементов. ■Особенно ярко проследилась эта тенденция в Георгйввском соборе в Юрьеве-Польском, построенном уже в30-х годахXIIIв.. Судя по сохранившимся резным камням, веРхняя часть Георгиевского собора была украшена скульптурной резьбой не менее обильно, чем в Дмитриевском соборе во Владимире. Однако в Георгиевском соборе резьба покрывала также и нижние части здания.

Экономический расцвет Русской земли XII в. и наличие собственных зодчих почти в каждом русском княжестве обеспечили быстрый рост монументального строительства и возможность сложения самостоятельных архитектурных школ. Романское влияние особо чувствуется во владимиро-суздальской школе.

4.в. Храм Покрова Богородицы на Рву

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Попытка объединить шатровый и столпообразный тип в одном сооружении. Так был создан один из самых ярких памятников архитектуры XVI в. – собор Покрова на Рву в Москве на Красной площади(храм Василия Блаженного -из-за погребения у его стен. юродивого, носившего это имя). Собор был построен в честь взятия Казани, т. е, как мемориальный храм. Сложная композиция собора Покрова на Рву состоит из девяти самостоятельных церквей, стоящих на общем основании - подклете. Основу построения Покровского собора образует стройный и вытянутый главный шатер, увенчанный небольшой главкой. Он окружен четырьмя более низкими и массивными башнями с мощными главами. Между ними расположены другие четыре, еще меньшие главы, все купола разные, ни один не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; отделка каждого барабана уникальна). Покровский собор был красным кирпичным с белокаменными деталями и главами, покрытыми луженым железом.
Собор Покрова –почти скульптурное произведение с ничтожной внутренней площадью храмиков. Храм-памятник имеет праздничный, ликующий облик. Это высшая точка развития русского зодчества XVI в. Смелый по композиции, этот собор воплотил всю мощь русского архитектурного гения. Причем следует иметь в виду, что он выглядел гораздо строже, чем в настоящее время, поскольку современная пестрая обработка его глав и фасадов создана при перестройке в 80-х гг. XVII в.

-лишен определенно выраженного фасада.

В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом.

В конце XVI века появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.

Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих он является символом Москвы, Российской Федерации. Перед собором с 1931 года размещается бронзовый Памятник Минину и Пожарскому(установлен на Красной площади в 1818 году).

 

5а. Зодчество Руси конца 12 – начала 13 в.

Сложение в XII в. различных архитектурных школ не означало распада русской архитектуры на отдельные, со­вершенно самостоятельные части. Общность русской архитектуры не исчезла, несмотря на многообразие форм, в которых она стала проявляться.

Плановые схемы храмов, их объемные композиции, конструктивные решения и, что самое важное, стилистические особенности памятников более или менее совпадают во всех архитектурных школах Руси - церкви XII в., как правило, одноглавые, с крестовокупольной системой перекрытия, лаконичные по объему, со спокойным и статичным обликом.

Конец XII в. Первые признаки образования новых композиционных решений и нового архитектурного образа.

На смену статичным храмам, увенчанным одной массивной главой, со спокойным ритмом закомар приходят здания со столпообразным построением объема, подчеркнутой динамичностью композиции, богатой декоративной разработкой фасадов и, как правило, трехлопастным их завершением. Если в памятниках середины XII в. имело место гармоничное соответствие решения интерьера и экстерьера, то в памятниках нового этапа интерьер оказывается полностью подчиненным композиционному замыслу внешнего облика храма. При этом архитектурные формы порой приобретают чисто декоративный характер и не зависят от конструкции.

Новое направление зодчества проявилось во всех архитектурных школах Руси, (закономерности построения композиции, а главное, архитектурные образы во всех школах были чрезвычайно близкими)

зодчество Полоцкой земли, сер. XII в- Спасский собор Евфросиньева монастыря. -первый памятником, в котором столпообразная композиция объема храма

С 80-х годов XII в. очень яркая самостоятельная архитектурная школа, отвечающая новому художественному направлению, существовала в Смоленске. Смоленская церковь Архангела Михаила большое количество дополнительных вертикальных членений, подчеркивающих высоту здания и остроту его пропорций. Другая характерная черта смоленских церквей – отказ от стенок, отделяющих притворы от основного помещения, что позволяло разработать единый интерьер, подчиненный композиции экстерьера. По интенсивности строительной деятельности Смоленск в начале XIII в. вышел на первое место среди архитектурно-строительных центров Руси. В 1230 г. страшная эпидемия, а затем военные события прервали строительство.

В Киевской земле 1-м памятником зодчества нового направления была церковь Апостолов в Белгороде (1194-1197 гг.). шестистолпный храм с тремя апсидами. Здание имело повышенную центральную часть и сложную профилировку на фасадах. Раскопки показали также, что в стены храма снаружи были вмонтированы поливные керамические плитки. Интерьер церкви был расписан фресками, примем обнаружены и необычные фрески с золотым фоном. Все эти признаки не оставляют сомнений в том, что церковь Апостолов относилась уже к новому этапу развития русского зодчества. Построена она была по заказу Рюрика Ростиславича – с 1194 г. киевского князя.

Для Киева, Чернигова и Смоленска характерна динамика композиции, подчёркнутая множеством вертикальных членений на фасадах. Новые тенденции в нач. XIII в. во владимиро-суздальской архитектуре, в композиции храмов здесь не произошло существенных изменений. Дмитриевский собор во Владимире, Юрьев-Польский Георгиевский собор – усиление роли декоративной резьбы, но множества вертикальных членений фасада нет, частичный отказ от тонких полуколонок на пилястрах и применение в большинстве случаев плоских лопаток. Но башнеобразное построение объема с высоко и торжественно поднятой главой, видимо, проявилось и в этих памятника.,прежде все изображения были зрительно объемны, в памятниках же XIII в. они плоскостно-декоративны, напоминая резьбу по дереву.

Единственная архитектурная школа Руси, где на рубеже XII и XIII вв. не произошло никаких существенных изменений в композиции храмов, была новгородская. Построенная в самом конце XII в. церковь Спаса-Нередицы (1198 г.) почти полностью повторяет храмы предшествующего времени, не отличаясь от них ни общим композиционным решением, ни архитектурными деталями, ни техникой. Характерные черты этого храма – квадратные в плане подкупольные столбы, отсутствие лопаток на внутренних стенах, плоские одноуступчатые наружные лопатки, чрезвычайная скупость декоративного убранства. Единственное отличие Нередицы от более ранних памятников новгородского зодчества – заметно пониженные боковые апсиды.

Однако необходимость изменений назрела и здесь. После работы в Новгороде в начале XIII в. смоленских зодчих новгородские мастера использовали и переработали в своеобразной, чисто новгородской манере некоторые приемы, характерные для зодчества Смоленска. В результате был создан новый тип храма, послуживший основой для храмов более позднего периода новгородской архитектуры.

Таким образом, в первой трети XIII в. в русском зодчестве уже полностью господствовало новое архитектурное направление, общие закономерности которого в каждой архитектурной школе были выражены по-своему. Наряду с продолжавшимся процессом дифференциации русской архитектуры и дальнейшим ее членением на самостоятельные школы, в зодчестве проявились и некоторые признаки интеграции, сложения определенных элементов общности. На этом этапе развитие русского зодчества было прервано монголо-татарским нашествием.

Историческая обстановка на Руси сложилась так, что общерусское зодчество, зодчество Москвы опиралось на традиции лишь одной архитектурной школы домонгольского времени — владимиро-суздальской. Кроме того, дальнейшее развитие получила также новгородская архитектура. Остальные архитектурные школы Древней Руси в более позднем русском зодчестве не получили прямого продолжения. Однако процесс сложения общерусской архитектуры подготавливался в домонгольскую пору на гораздо более широкой базе разнообразных архитектурных школ. Красота и многообразие русской архитектуры домонгольского периода делают ее одной из наиболее ярких страниц в истории русской культуры.

6а.Строительное производство домонгольской Руси.

Материалы

Кирпич - наиболее распространенный материал в строительном деле Древней Руси. в течение всего XI в. для кирпичей использовали каолиновую глину, которую иногда приходилось подвозить издалека. Кирпичи, изготовленные из такой глины, имеют обычно не красный, а розовый, палевый или светло-желтый цвет. К концу XI в., очевидно, стали применять также и другие сорта глины. В XII в. для изготовления кирпичей уже повсеместно пользовались местной глиной. Наиболее часто встречающийся размер кирпича-плиyas -? Бывает уже. 30 х 35 см при толщине 2.5 см.

Камень

В древнерусском зодчестве широко применяли камень. Для фундаментов обычно использовали валуны, как крупные, так и довольно мелкие. При смешанной кладке стен в памятниках эпохи Киевской Руси употребляли крупные необработанные камни: кварцит, гранит или гнейс.

В памятниках Киева, Чернигова и Переяславля XI и частично XII в. в качестве декоративного материала широко применяли так называемый красный шифер, т.е. пирофиллитовый сланец. Камень этот использовали для карнизных плит, покрытия пола, парапетов хор и т.д. В первой половине XII в. красный шифер применяли и в полоцком зодчестве. очень удобен в обработке, он обладает красивым цветом - различными оттенками лилового, фиолетового, реже - розового.

В памятниках новгородского зодчества применяли местную известняковую плиту. В новгородской Софии и памятниках первой половины XII в. в кладку обычно шли плиты, высеченные из плотного светло-серого известняка.

тщательно подбирали сорт камня и для владимиро-суздальских построек. Камень, примененный здесь в строительстве, всюду хорошего качества - крепкий, белый, морозоустойчивый. Это, как правило, известняк. Блоки камня в галицкой и владимиро-суздальской архитектуре тщательно отесывали с лицевой стороны и с боков.

Основным связующим материалом, употреблявшимс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: