Тема 3. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭФФЕКТОВ И ПОКАЗАТЕЛИ РАСЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ




Функционирование системы управления качеством может создать разнообразные источники эффектов, определяющие эффективность этой системы. Каждый из эффектов может носить реальный или потенциальный характер. Реальными, как правило, являются экономические виды эффектов. Остальные же виды эффектов несут, в основном, в себе только потенциальный экономический эффект. Например, разработанное изобретение как новшество высшего уровня может дать экономический эффект либо после его продажи, либо после его реализации. Или, например, повышение степени удовлетворения физиологических потребностей управленческих работников может сократить потери рабочего времени по болезням, повысит производительность труда, качество воспроизводства трудовых ресурсов и т.д., что не рассчитаешь сразу в форме экономического эффекта. Снижение выбросов вредных компонентов в атмосферу, почву, воду сохраняет экосистему, увеличивает продолжительность жизни человека и т.д. Этот эффект невозможно сразу перевести в стоимостные категории (доход, прибыль и т.п.).

Приведенные примеры позволяют сделать следующий вывод: экономический эффект разработки и внедрения каких-либо мер по улучшению качества и управления (по существу новшеств и инноваций) может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму, как правило, только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения мер, но улучшению системы управления качеством, то любой результат можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в качество результатов предприятия).

Среди всех видов эффектов можно выделить несколько наиболее типичных.

Так, источниками социальных эффектов при проведении работ по повышению уровня и совершенствованию управления качеством могут быть:

• повышение качества принятия управленческих решений и их реализации;

• повышение оперативности управленческого аппарата;

• повышение квалификации управленческого и производственного персонала;

• повышение безопасности продукции, услуг и работ;

• улучшение условий и организации труда (влияние на изменение условий труда работников может быть оценено, например, отдельными санитарно-гигиеническим и психофизиологическим показателями, но не исключается также оценка, измеряемая в натуральном или в стоимостном выражении);

• повышение безопасности труда;

• повышение степени безопасности работников;

• прирост дохода работников;

• сокращение рабочего времени персонала;

• повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников (например, в повышении надежности обеспечения теплом, электроэнергией, продуктами питания и т.п.);

• повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей;

• увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей;

• изменение количества рабочих мест;

• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, включая улучшение условий и возможностей отдыха;

• улучшение структуры управленческого и производственного персонала (может оцениваться показателями изменения численности работников с тяжелым физическим и вредным для здоровья трудом, увеличение доли работников с высшим или средним специальным образованием; сотрудников, подлежащих обучению, переподготовке, требующих повышения квалификации);

• экономия свободного времени работников вне предприятия и потребителей.

Следует отметить, что в экономической оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, которые необходимы для достижения социальных эффектов или обусловленные социальными последствиями реализации результатов улучшения управления качеством (например, затраты на предоставление бесплатного или льготного жилья, повышение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), обычно учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Возможные доходы от реализации этих мер (например, часть стоимости жилья, возмещаемая работником или другой организацией; выручка предприятий бытового обслуживания и т.п.) учитываются в расчетах экономических эффектов.

Источниками экологических эффектов за счет улучшения управления качеством могут быть:

• уменьшение загрязнения окружающей среды; уменьшение штрафов за нарушение экологических требований;

• повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг;

• снижение отходов производства;

• повышение экологичности и эргономичности производства;

• улучшение эргономичности (снижение уровней шума, вибрации и т.п.) выпускаемых товаров.

Научно-технические эффекты по результатам улучшенного управления качеством могут быть:

• количество зарегистрированных авторских свидетельств;

• увеличение удельного веса новых информационных технологий;

• увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов;

• повышение коэффициента автоматизации производства;

• повышение организационного уровня производства и труда;

• рост количества публикаций (индекса цитирования);

• повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран.

Экономическими эффектами более совершенного управления качеством могут быть:

• снижение затрат на управление (3 = 3— 3, где 3, 3 - затраты на управление соответственно до и после проведения работ по совершенствованию управления качеством);

• прибыль от лицензионной деятельности;

• прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау;

• прирост объема продаж;

• сокращение срока окупаемости инвестиций;

• сокращение сроков капитального строительства;

• улучшение использования ресурсов: рост производительности труда;

• повышение фондоотдачи;

• ускорение оборачиваемости оборотных средств;

• снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (аналогично и в сфере разработки и проектирования);

• уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции;

• снижение стоимости контроля продукции;

• снижение трудоемкости производственных процессов;

• предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов;

• уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей;

• уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям;

• уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт;

• уменьшение ущерба за нарушение контрактов;

• повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготовленной продукции;

• повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости).

Основные источники получения позитивных результатов управления качеством в сфере производства:

1) снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (аналогично и в сфере разработки и проектирования), руб.:

Э = 31 — 32,

где 31, 32 — затраты на устранение дефектов до и после внедрения системы соответственно;

2) уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции, руб.:

Э = ,

 

где А - объем продукции, натуральные единицы измерения; В - уменьшение брака, %; Ц - цена единицы продукции, руб.; У - стоимость единицы продукции по цене утилизации, руб.;

3) снижение стоимости контроля продукции, руб.:

Э = С1 — С2;

4) снижение трудоемкости производственных процессов, руб.:

Э = А(Т1Н12Н2),

где Т - норма времени на единицу производства продукции, ч; Н - часовая тарифная ставка, руб.;

5) предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов:

Э = ,

где Абр - объем забракованного сырья и материалов за расчетный период, руб.; Апост - поступивший объем сырья и материалов за расчетный период, руб.; К - коэффициент, учитывающий потери на одно изделие при поступлении недоброкачественного сырья и материалов;

6) уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям (претензиям) потребителей, руб.:

Э = 31 — 32;

7) уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям, руб.:

Э = Ш12,

где Ш1, Ш2 — штрафы соответственно до и после внедрения системы;

8) уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт, руб.:

Э = С12;

9) уменьшение ущерба за нарушение контрактов, руб.:

Э = У12,

где У1, У2 — ущербы соответственно до и после внедрения системы;

10) повышение прибыли за счет улучшения ассортимента ленной продукции, руб.:

Э = П1 –П2

где П1, П2 — прибыль, получаемая за счет ассортимента, до и после внедрения системы соответственно;

11) повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости), руб.:

Э = А(Ц21).

Для того чтобы достаточно объективно рассчитывать экономические показатели и эффективность систем управления качеством, необходимо организовать и проводить учет, анализ и планирование затрат на обеспечение качества, т.е. во многом измерять качество с финансовой точки зрения. Не уменьшая при этом значимость авторитета торговой марки и имиджа всего предприятия. Следует отметить, что требования в отношении учета и определения затрат на качество содержатся в ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001. Однако данная задача является относительно трудной, так как в определенной мере многие расходы на качество являются распределенными по другим системам предприятия, поэтому их следует предварительно четко структурировать.

За счет улучшения системы управления качеством могут быть получены другие положительные результаты за счет мероприятий по улучшению системного управления качеством:

• увеличение объемов продаж более полно соответствующей требованиям потребителей изготовленной продукции и предоставляемых услуг;

• снижение себестоимости продукции и услуг;

• более точное выполнение поставок продукции в срок;

сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство;

• увеличение объемов производства продукции и услуг, соответствующих требованиям потребителей.

По оценкам западных экспертов все средства, направленные на улучшение управления качеством, позволяют получить эффект в соотношении (по разным оценкам) примерно 1: (3,5 * 20). В связи с этим и с учетом вышеизложенных принципов затраты на обеспечение системного управления качеством следует рассматривать как инвестиции, что позволяет использовать, в основном, те же показатели для расчета, что и при оценке эффективности инвестиционных проектов (например, используя «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для инвестирования». Издание официальное. - М., 1999).

Улучшение деятельности в области управления качеством может оцениваться на основе:

• общественной эффективности;

• коммерческой эффективности.

Основные показатели общественной эффективности должны показывать социальные, экологические, экономические, научно-технические и иные последствия осуществления деятельности по совершенствованию управления качеством для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты на систему управления качеством, так и «внешние»: затраты и результаты в объединениях предприятий, холдингах, отраслях, финансово-промышленных группах, смежных секторах экономики, регионах, национальном хозяйстве страны и мирового сообщества в целом.

Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия улучшения деятельности по управлению качеством применительно к объектам:

• предприятию;

• структурам более высокого уровня по отношению к предприятию: городу, району, региону и национальному хозяйству, отрасли; для отдельных отраслей национального хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

• бюджету (государства и других бюджетов всех уровней).

В качестве основных показателей, используемых для расчетов эффективности, можно использовать, например, такие, как:

• чистый доход;

• чистый дисконтированный доход;

• внутренняя норма доходности;

• потребность в дополнительном финансировании (другие названия - ПФ, стоимость проекта, капитал риска);

• индексы доходности затрат и инвестиций; «срок окупаемости»;

• группа показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.

Дополнительно по эффективности можно рассчитывать другие показатели, например точку безубыточности и ряд других.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: