Задание.
Определить экономический эффект при произведении 1000 шт. утюгов, уменьшении брака на 0,2%, стоимости одного утюга - 1500 рублей, утилизация обходится в 750 рублей.
Пример 3.2 Определение экономического эффекта при предотвращении поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материаов
Задание.
Определить экономический эффект при блокировании 230шт. барабанов для стиральных машин за месяц с суммарной стоимостью 1,702млн. руб., общий объем барабанов поступивший на завод составил 1240 шт. барабанов для стиральных машин за месяц с суммарной стоимостью 9,176млн. руб., коэффициент учитывающий потери - 0,2,цена 1-го барабана - 7400руб.
Пример 3.3 Определение экономического эффекта при повышении прибыли за счет продажи потребителями продукции повышенного качества(при неизменности себестоимости).
Задание.
Определить экономический эффект при продаже 1200шт. мобильных телефонов, Ц2-7230руб.(Nokia 7250), Ц1-6900руб.(Samsung C-100)
Тема 4. МЕТОДЫОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА
Квалиметрия представляет собой науку об измерении качества товаров и услуг. Различают инструментальные и экспертные методы определения показателей качества. •
Инструментальные методы основаны на физических эффектах и использовании специальной аппаратуры. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы. Автоматизированные методы наиболее объективны и точны.
Экспертные методы используются там, где физическое явление не открыто или очень сложно для использования. Пример такого метода - оценка качества фигуристов. Разновидностью экспертного метода является так называемый органолептический метод, основанный на использовании органов чувств человека.
|
Считается, что измерение - это сравнение одного продукта с другим. Если результат получен теоретическим путем, то это не измерение, а прогноз.
Методы сравнения. При сравнении можно пользоваться тремя шкалами или методами: шкала уровней; шкала интервалов; шкала отношений.
При использовании шкалы уровней с принятой величиной уровня Q сравниваются все остальные величины Qiпо принципу:
Qi-Q =∆ Q
Например, температура таяния льда Q – 0 °С, измеренная температура Qi = 50°C, следовательно, температура объекта превышает заданный уровень.
При измерениях по шкале порядка результатом измерения является решение, например, в виде ранжированного ряда объектов сравнения:
Q1 < Q2 < Q3< Q4< Q5< Q6
Ряд является результатом оценок экспертов. При измерениях по шкале отношений, которая обычно применяется для измерения физических величин, таких как масса, длина, мощность, величины сравнивают по принципу:
Qi/Q=q,
где, Qi- измеренная величина;
Q = эталонная величина
Экспертные методы
При использовании экспертного метода для оценки качества часто используется шкала порядка. Решается вопрос сравнения по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше». Более подробная информация о том, во сколько раз лучше или хуже часто не требуется.
Попарное сравнение. При построении шкалы порядка или так называемого ранжированного ряда эксперты используют метод попарного сопоставления. В табл. 4.1 приведен пример ранжирования в ряд шести объектов путем попарного сравнения. Это результат работы одного эксперта, оценивавшего объекты определенным образом. Предпочтение одного объекта перед другим обозначено 1, обратная ситуация - 0.
|
Ранжированный ряд (шкала порядка) для объектов, сравнительная оценка которых приведена в таблице 9.1, будет иметь вид:
Q4 < Q5 < Q6< Q2= Q1< Q3
Если использовать несколько экспертов, то можно получить более точный результат.
Можно использовать более совершенные критерии, например, преимущество определить оценкой 1, худшее качество определить оценкой - 1, а равноценное качество определить оценкой 0. Механизм составления ранжированного ряда остается прежним.
Психологами доказано, что попарное сопоставление лежит в основе любого выбора, тем не менее, шкалу порядка часто составляют заранее (не ранжированный ряд) и фиксируют на ней опорные (реперные) точки, которые называют баллами.
Так появилась двенадцатибальная шкала интенсивности землетрясений MSK - 64, минералогическая шкала Мооса, пятибалльная шкала оценки знаний. В таблице 4.2 в качестве примера приведена шкала твердости минералов Мооса.
Таблица 4.1 - Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения
Номер объекта | 5. | Итог | |||||
X | |||||||
X | |||||||
X | |||||||
X | |||||||
X | |||||||
X |
Таблица 4.2 - Шкала Мооса
Материал | Баллы |
Тальк | |
Гипс | |
Кальцит | |
Флюорит | |
Апатит | |
Ортоклаз | |
Кварц | |
Топаз | |
Корунд | |
Алмаз |
|
Каждый последующий минерал оставляет царапину на предыдущем, т.е. это объективный метод измерения.
Результаты измерений, полученные попарным сопоставлением, можно уточнить методом последовательного приближения.