Формирования цены на услугу ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь» рассмотрим на примере туристического пакета «Домбай» - это трехдневная поездка в Домбай с экскурсионным обслуживанием, ночевкой и двухразовым питанием.
При разработке турпродукта «Домбай» турфирма «Олимпия-Райзен-Сибирь» выполняла функции организатора и создателя комплексного продукта. Этапы работы: разработка замысла (идеи) тура; поиск и отбор партнеров и поставщиков, формирование основного и дополнительного комплекса услуг, экспериментальная проверка тура.
На первом этапе разрабатывался замысел (идея) тура, определялась его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирался сезон и примерное наполнение основного комплекса услуг. Был выбран зимний сезон, в виду того, что Домбай обладает прекрасными рекреационными ресурсами именно в зимнее время.
Для реализации наиболее привлекательных идей был необходим поиск и отбор поставщиков и партнеров. При этом они должны были соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов.
Затем происходило формирование основного и дополнительного комплексов услуг, включаемых в тур. Этот этап предусматривал действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. Экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый туристский продукт подлежит своему опробованию.
Начало маршрута предварительно оговаривалось и являлось местом сбора группы. Клиента информируют о ценах, условиях проживания, особенностях региона, дают информацию об отелях, рекомендации и дельные советы, предоставляют буклеты и рекламные проспекты.
Перечень работ по разработке турпродукта «Домбай» представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Перечень работ по разработке турпродукта «Домбай»
№ | Наименование работы | Исполнитель |
Поиск идей | Коллектив | |
Разработка замысла продукта и его проверка | Отдел по туризму | |
Разработка стратегий маркетинга | Отдел маркетинга | |
Разработка туристского продукта | Менеджер направления | |
Внедрение продукта на туристский рынок | Менеджер направления | |
Постановка целей сбытовой стратегии | Главный менеджер | |
Выбор каналов сбыта | Главный менеджер | |
Определение адресата | Отдел маркетинга |
Разработка маршрута включала в себя следующие основные этапы:
1) исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
2) маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;
3) определение типа маршрута;
4) построение эскизной модели маршрута;
5) привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
6) разработка схемы безопасности на маршруте;
7) разработка паспорта маршрута; согласование паспорта с соответствующими службами;
8) пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;
9) утверждение паспорта маршрута.
Стоимость тура составила 10500 рублей на человека с условием проезда в автобусе на 20 человек. В стоимость тура входят:
- стоимость проживания - 4100 рублей на человека (700 руб. в сутки),
- стоимость питания (завтрак, ужин) – 800 рублей на человека,
- оплата экскурсовода - 3500 рублей на группу, что составляет 175 рублей на человека,
- транспортные расходы - 1100 рублей на человека,
- 30-процентная прибыль фирмы и расходы, включаемые в себестоимость.
Цель данного проекта заключается в том, чтобы сделать дешевле тур и увеличить объем продаж. Планируемое количество человек обслуживаемых в месяц составляет 100 из расчета каждую неделю по 1 автобусу. Увеличение объема продаж планируется повысить путем снижения цен и интенсивностью рекламной компании.
Данный вариант расчета не является окончательным. Фирма по своему усмотрению может варьировать рентабельностью и стоимостью тура для повышения своей прибыли и уменьшения срока окупаемости.
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Фирма «Олимпия-Райзен-Сибирь» располагает собственным автопарком, в котором насчитывается 6 автобусов марки «Мицубиси».
В процессе разработки маршрута происходила интенсивная переписка с принимающей стороной, оговаривались условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.
Партнеры и поставщики - одно из основных направлений взаимодействия ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь». С одной стороны, ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь» проводит изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для разработки (сбыта) конкурентоспособного тура, максимально отвечающего потребностям потребителей, с другой - организовывает с ними выгодное сотрудничество.
Следует уточнить, что под партнерами понимаются иные туристские предприятия - как отечественные, так и зарубежные, участвующие в полном или частичном формировании (сбыте) туристского продукта туроператора.
Поставщики - производители первичных (базовых) услуг туристского характера, включаемых в тур. К ним относятся гостиницы, предприятия питания, транспортные, страховые, финансовые компании и т.п., чьи услуги могут быть включены в состав тура в качестве основных или дополнительных.
Договор с гостиничным предприятием - гостиница «Домбай» содержит: стоимость номеров, их бронирование; скидки; условия размещения; график заездов; материальная ответственность.
Договор с предприятием питания столовой гостиницы включает:
- количество одновременно обслуживающих туристов;
- регулярность и величина питания;
- примерные цены;
- материальная ответственность.
Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. Поиск перспективных партнеров заключается в том, что из большого их числа нужно выбрать тех, кто проявит интерес к сотрудничеству. При этом они должны соответствовать интересам и требованиям туроператора в отношении обслуживания туристов.
Для поиска партнеров и поставщиков ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь» использует различные справочники, Интернет и другие средства коммуникации.
Традиционным является установление контактов с поставщиками услуг во время специализированных выставок, ярмарок и т.д. Выбирая партнеров в гостиничном и транспортном бизнесе, важно помнить, что работать только с одним партнером нежелательно. Наличие в регионе путешествия и отдыха нескольких гостиниц и транспортных организаций значительно расширяет их выбор и к тому же служит альтернативой при возникновении непредвиденных и конфликтных ситуаций. То же относится и к другим видам поставщиков услуг.
Поставщики услуг в ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь» подбираются по региональному интересу, виду туризма, содержанию программ обслуживания, а также по сегменту потребителей в возрастном, социальном и экономическом плане.
Немаловажное значение имеют их деловые качества и репутация, так как все вышеуказанное напрямую влияет на эффективность взаимодействия ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь» с поставщиками услуг. Это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на формирование репутации и имиджа непосредственно ТА «Олимпия-Райзен-Сибирь».
Завершающим этапом формирования туристического пакета является анализ проекта, направленный на выявление и своевременное устранения в нем несоответствия. Он осуществляется представителем соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Результат анализа пакета – правильное содержание технологической документации туристского предприятия. Документация на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания утверждает руководитель тур предприятия по согласованию с заказчиком. Изменение в пакетах допускается только в обоснованных случаях по согласованию с заказчиком и утверждается руководителем тур предприятия.